Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
На процесс межкультурной коммуникации
Результаты многих исследований процесса атрибуции свиде-! тельствуют о том, что в экспериментальных условиях люди часто оценивают поведение других так, как если бы они определяли причины их поведения по той или иной схеме атрибуции. Однако в реальной жизни такое случается крайне редко. Рассмотренные модели атрибуции предполагают сложный анализ разнообразной информации о действиях человека. Но далеко не всегда имеется вся необходимая информация и время для ее анализа. В повседневной жизни люди обычно недостаточно информированы о действительных причинах поведения другого человека или даже не знают о них вовсе. Тогда в условиях дефицита информации мы начинаем приписывать другим людям причины поведения, чтобы дать «разумное» объяснение их действиям. Создается целая система такого приписывания, результатом которой являются необъективные, ошибочные атрибуции. Исследователи атрибуции говорят о двух классах причин, которые приводят к ошибочным атрибуциям. Во-первых, это различия в имеющейся информации и позиции наблюдения и, во-вторых, мотивационные различия. А ^ ^Психологические основы МКК_________________ 209 Информационные различия и различия в восприятии очевид- е всего проявляются при анализе различий в приписывании ноИчин поведения, которое производится автором действия и сто- онним наблюдателем. Действительно, атрибуция зависит от точ- L зрения наблюдателя на ситуацию. Очевидно, что любая ситуа- мя изнутри выглядит иначе, чем снаружи, и в этом случае можно говорить о разных ситуациях для того, кто действует, и для того, 00 наблюдает. Соответственно, и приписывание причин у дей- сТВуюшего и наблюдающего происходит по-разному. Американские исследователи Джоунс и Нисбет описали атрибуцию воспринимающего как диспозиционную, а атрибуцию деятеля как ситуационную. Иными словами, они предположили, что люди склонны при объяснении своего собственного поведения приписывать его причины преимущественно требованиям ситуации и обстоятельствам, а при объяснении чужого поведения приписывать причины в основном внутренним условиям — диспозициям. Так, если действует другой человек, то причина его поведения заключается в том, что «он сам такой», а если действую я, то «таковы обстоятельства». Информационные различия между наблюдателем и деятелем заключаются в различном владении информацией о действии: деятель проинформирован о причинах действия больше, чем наблюдатель. Ему также известны его желания, мотивы, ожидания от этого действия, а у наблюдателя этой информации, как правило нет. Отсюда различия в восприятии заключаются в том, что действие по-разному видится с точки зрения деятеля и наблюдателя. В результате наблюдатель склонен постоянно переоценивать возможности личности, роль диспозиций в поведении действующего. Данная переоценка получила название фундаментальной ошибки атрибуции. Суть этой ошибки заключается в том, что всем л*)дям присуще свойство преувеличивать значение личностных Факторов и недооценивать ситуативные факторы при интерпретации причин действий и поведения других людей. Вследствие это-Го причиной собственных негативных действий признается слоившаяся ситуация, в то время как аналогичное поведение друго-0 человека объясняется присущими ему личными качествами. Наряду с фундаментальной ошибкой были выявлены другие ошиб-11 атрибуции, вызванные прежде всего характером используемой ^формации. Они получили название «ошибка иллюзорных коррекций» и «ошибка ложного согласия». 210 Раздел III. Социально-психологические аспекты fyjJ Ошибка иллюзорных корреляций возникает из-за использоваци априорной информации о причинных связях. В соответствии 7 своими представлениями человек склонен в любой практическое ситуации выделять одни моменты и совершенно не замечать дпу гих и вместо поиска действительных причин использовать стан дартные и известные объяснения. Примером такого рода ыощ служить объяснение молодыми родителями плача своего младеНч ца. Одни склонны «рассматривать» плач как просьбу о еде и начц, нают кормить ребенка, другие считают, что ему холодно, и утеп. ляют его, третьи уверены, что у него что-то болит и вызывают врача и т.д. Поскольку достоверно установить причину плача в каждом случае очень трудно, то очевидно, что при атрибуции ис-пользуются какие-то предварительные представления о том, почему дети плачут. Если рассматривать механизм ошибки иллюзорных корреля. ций как влияние ожиданий о причинах тех или иных действий, то очень важен вопрос о происхождении этих ожиданий. Очевидно,! что иллюзорные корреляции появляются у человека в силу разных обстоятельств: прошлого опыта, профессиональных и иных стереотипов, полученного воспитания, возраста, личностных особенностей и многого другого. И в каждом случае иллюзии будут свои, а следовательно, и атрибуция различна. Ошибка ложного согласия в атрибуции состоит в том, что приписывание причин всегда происходит с эгоцентрической позиции: человеку кажется, что его поведение является обычными единственно правильным. Если другие люди действуют по-иному, то их поведение считается ненормальным, а причина находится в их личностных особенностях. В этом случае человек в качестве критерия оценки использует свое поведение, переоценивая при этом его обычность и распространенность. Второй класс причин, вызывающий различия в атрибуции, 4 мотивационная предубежденность — находит свое проявление в эго-защитной субъективности. Суть этой причины заключается в том, что люди склонны воспринимать успехи как собственные достижения, а неудачи как следствие тех или иных обстоятельств. Мотивам онная ошибка атрибуции направлена на поддержание самооценки человека, в соответствии с которой результаты действий человека не должны противоречить его представлениям о самом себе. Таким образом, существует множество ошибок атрибуции, вызванных различными причинами, в силу которых атрибуции привО' V ГаАВА 1- Психологические основы МКК 211 яТ к разным результатам. Но дело в том, что все ошибки атрибу- м являются «ошибками» только по отношению к идеальным мо-елям приписывания причин. При реальной атрибуции эти «неправильности» являются просто отражением тех особенностей ви-ления ситуаций взаимодействия и общения, которые и служат предметом атрибуции. Ведь приписывание человеком причин происходит не ради абстрактной потребности в понимании мира, а ради улучшения совместного общения, нахождения общего с партнером взгляда на мир. Поэтому естественно, что цели совместной деятельности, условия взаимодействия, точки зрения партнеров находят свое отражение в атрибуциях и могут подчинять их себе. Но даже в тех случаях, когда разница в приписывании причин оказывается очень большой, но при этом цели деятельности общие и одинаково приняты партнерами, если тем самым задано общее для них восприятие контекста взаимодействия, тогда приписывание причин поведению будет более близким к реальной ситуации, к пониманию партнера и таким образом окажется правильным. Различные ошибки атрибуции имеют особенно важное значение при межкультурной коммуникации, поскольку мотивы и причины поведения представителей других культур понимаются и оцениваются человеком, как правило, неточно и неполно. В этом виде коммуникации поведение участников может определяться этническими, культурными, расовыми, статусными и многими другими причинами, которые для партнера остаются скрытыми и неизвестными. 1.3. Возникновение межкультурных конфликтов Нормальный человек, каким бы неконфликтным он ни был, не в состоянии прожить без разногласий с окружающими. Сколько людей — столько мнений, и интересы разных людей неизбежно вступают в противоречие друг с другом. В современной конфликтологии возникновение конфликтов объясняется самыми разными причинами. В частности, существу-1 точка зрения, что вражда и предубежденность между людьми извечны и коренятся в самой природе человека, в его инстинктивной «неприязни к различиям». Так, например, представители со-Чиал-дарвинизма утверждают, что законом жизни является борьба За существование, которая наблюдается в животном мире и кото- 212________ Рлздк \ III. Социально-психологические аспекты Цъ 1 рая проявляется в человеческом обществе в виде различного р0 Проведенные исследования опровергают эту гипотезу, дОк зывая, что как враждебность к иностранцам, так и предубежден^ против какой-то конкретной народности не являются всеобщ^ Они возникают под влиянием причин социального характера. Э% вывод в полной мере относится и к конфликтам, носящим меж культурный характер. Диапазон причин возникновения межкультурных конфликтов (как и конфликтов вообще) предельно широк: в основе конфлик. та могут лежать не только недостаточные знания языка и связан-ное с этим простое непонимание партнера по коммуникации, но и более глубокие причины, нечетко осознаваемые самими уча-стниками. Возникающие конфликты нельзя рассматривать только лишь как деструктивную сторону процесса коммуникации, они имеют также и свои позитивные аспекты. Согласно теории позитивного конфликта конфликты понимаются как неизбежная часть повседневной жизни и не обязательно должны носить дисфункциональный характер. Существует множество определений понятия «конфликт». Чаще всего под конфликтом понимается любой вид противоборства или несовпадения интересов. Поскольку детальное рассмотрение конфликта не является нашей целью, отметим лишь те его аспекты, которые, на наш взгляд, непосредственно связаны с проблемой межкультурного общения. И поэтому конфликт будет рассматриваться не как столкновение или конкуренция культур, а как нарушение коммуникации. Конфликт имеет динамический характер и возникает в самом конце ряда событий, которые развиваются, исходя из имеющихся обстоятельств. (Положение вещей -> возникновение проблемы -* конфликт.) Возникновение конфликта вовсе не означает прекращения отношений между коммуникантами; за этим скорее стоит возможность отхода от имеющейся модели коммуникации, причем, дальнейшее развитие отношений возможно как в позитивном, так и в негативном направлениях. Следует подчеркнуть, что в процессе нашей коммуникации с представителями других культур причинами напряженности й] конфликта очень часто бывают ошибки атрибуции. Знание или незнание культурных особенностей, включая религиозные и иде* оЛ 1 Психологические основы МКК 213 оГические аспекты, играют огромную роль в построении атри-, шй. Обладание такой информацией позволяет многое прояс-ть относительно того, что является желательным и на что на-*лаДь1вается та^У в конкретной культуре. рспомним пример с цветами, когда ваш немецкий приятель одарил вам на день рождения четное количество цветов. Сам факт реНия цветов является актом коммуникации. Причем, ваш приятель может видеть в нем знак особого расположения к вам, знак примирения или же просто рутинное действие, так как в его культуре на день рождения просто принято дарить цветы, не придавая особого значения их четности или нечетности. Но это противоре-цит вашим представлениям о том, сколько цветов должно быть в букете. При соответствующей культурной интерпретации этого факта возникают напряжения, нарушения коммуникации и как следствие развивается конфликтная ситуация. Но созданные вами неверные атрибуции, безусловно, вызывая определенные напряжения в коммуникации, совсем необязательно должны привести к конфликту. Например, вы можете оценить акт дарения четного количества цветов как простое незнание некоторых особенностей русской культуры и видеть в нем чистую случайность. В то же время это может быть расценено вами как акт неуважения или враждебного отношения. Вы можете подумать, что он наверняка знал, что это не принято, но сделал это, чтобы вас позлить. Как видно, описанный случай представляет собой хорошую базу для конфликта. Однако и та и другая атрибуции могут быть ошибочны. Например, ваш приятель знал, что это не принято в русской культуре и купил нечетное количество роз, но одна сломалась по дороге. Выбросить еще одну хорошую розу для получения нечетного количества он не решился, поскольку с его культурной позиции это не так важно и т.д. Именно поэтому было бы неправомерно утверждать, что все недостаточно объективные атрибуции и соответственно все напряжения в коммуникации приводят к конфликту. Важно подчеркнуть, что процесс перехода конфликтной ситуации в конфликт не имеет исчерпывающего объяснения в специальной литературе. Попытка дать объяснение данному процессу была предпринята П. Куконковым, который полагает, что переход от конфликтной ситуации к собственно конфликту идет через дознание противоречия самими субъектами отношений, то есть конфликт выступает здесь как осознанное противоречие. Из этого вЫтекает важный вывод о том, что носителями конфликтов вые- 214_______ Pa3JL\ III. Социально-психологические аспекть гМк| тупают сами социальные актеры (в нашем примере — это вы ваш немецкий приятель). Только в том случае, когда вы сами д^ себя определяете ситуацию как конфликтную, можно говорить наличии конфликтной коммуникации. Следует обратить внимание и на другие возможные причины конфликтов. Согласно Ю Делхес, существуют три основные прцч чины коммуникационных конфликтов: личные особенности ком. муникантов, социальные отношения (межличностные отношения) и организационные отношения. К личностным причинам конфликтов относятся ярко выра. женное своенравие, фрустрированные индивидуальные потребно-сти, низкая способность или готовность к адаптации, подавлен-ная злость, несговорчивость, ярко выраженное честолюбие, карь еризм, жажда власти или сильное недоверие. Эти причины конф. ликтов обусловлены исключительно личными качествами конкретного человека. На основании определенных признаков личности такие люди часто вызывают конфликты. К социальным причинам возникновения конфликтов относятся сильно выраженное соперничество, недостаточное признание способностей, недостаточная поддержка или готовность к компромиссам, противоречивые цели и средства для их достижения. К организационным причинам конфликтов относят перегрузку работой, неточные инструкции, неясные компетенции или ответственность, противоречащие друг другу цели, постоянные из- ] менения правил и предписаний для отдельных участников коммуникации, глубокие изменения или переструктуризацию укоренившихся позиций и ролей. Возникновение конфликтов возможно в первую очередь среди людей, которые находятся между собой в достаточно зависимых отношениях (например, партнеры по бизнесу, друзья, коллеги, родственники, супруги). Чем теснее эти отношения, тем вероятнее возникновение конфликтов; причем, частота контактов с другим человеком повышает возможность возникновения конфликтной ситуации в отношениях с ним. Это верно как для формальных, так и для неформальных отношений. Таким образом, причинами коммуникативных конфликтов в межкультурном общении могут оказаться не только культурные различия. За этим часто стоят вопросы власти или статуса, социальное расслоение, конф' ликт поколений и т.д. В ситуации межкультурной напряженности или конфликта наблюдается чрезмерное акцентирование различий противобор' ^А ^ ^Психологические основы МКК_______________ 215 Буюшими сторонами, которое может принимать форму проти-с доставления своей этнической группы другой группе. Следует 0 а3ать, что в реальной жизни «чисто» межкультурные конфликта не встречаются. Реальные отношения предполагают наличие едОго множества взаимопроникающих конфликтов, и было бы ошибкой считать, что в основе любого конфликта между предстателями различных культур будет лежать незнание культурных особенностей партнера по коммуникации. Поэтому не следует летать иллюзий относительно того, что одно лишь знание культурных различий является ключом к разрешению межкультурных конфликтов, однако всегда следует учитывать^ что возможное нарушение коммуникации может быть вызвано неверными атрибуциями коммуникантов. Литература 1. Головаха Е.И., Панина Н.В. Психология человеческого взаимопони 2. Квинн В. Прикладная психология. — Спб., 2000. 3. Иуиониов П. Социальная напряженность как этап в процессе разви 4. Лозовский Б. Н. Искусство взаимопонимания. — М., 1990. 5. Росс Л., Нисбетт Р. Человек и ситуация. — М., 1999. 6. Сикевич З.В. Социология и психология национальных отношений. — 7'. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. —М., 1998. 8. Стефаненко Т. Этнопсихология. — М., 1999. 9. Delhees К. Soziale Kommunikation. Psychologische Grundlagen fur das
10. Gudykunst W. Attributing Meaning to Stranger's Behavior // Bridging 11. Hall E. Beyond Culture. New York, London, 1989. 12. Heider, F. The psychology of interpersonal relations. New York, Wiley, 13. Hewstone M.f Jaspars J. Social dimensions of attribution // The social 14. Kelly H. Attribution theory in social psychology // D. Levine (Ed.), Neb 216_______ Рлздкх HI. Социально-психологические аспекты Мтгъ | сг^ ■ —^К | 1 5. Maletzke G. Interkulturelle Kommunikation. Opladen Westdeutsch Verlag, 1996. 16. Pettigrew Th. The ultimate attribution error: Extending Allport's cognitiv analysis of prejudice. Personality and Social Psychology Bulletin, 5 1979. Контрольные вопросы 1. Как проходит процесс восприятия? Назовите основные характерно. 2. Как проявляется влияние культуры на наше восприятие? Приведите 3. Почему люди создают атрибуции? Что называют фундаментальной 4. В чем заключается социальный характер атрибуции? Что такое эле 5. Каковы основные причины возникновения конфликтов в процессе меж Практические задания 1. Вспомните, когда вам последний раз приходилось видеть человека с 2. Опишите, как влияют на восприятие факторы культуры. 3. Проведите эксперимент. Познакомьте своих друзей с новым для них 4. Опишите конфликтную ситуацию с представителем другой культура Глава 2 Процесс социальной категоризации и стереотипизации Природа этнокультурных стереотипов. Механизм формирования стереотипов и их функции. Значение стереотипов для МКК. Сущность предрассудков. Типы предрассудков. Корректировка и изменение предрассудков 2.1. Что такое стереотипы? 2.1.1. Понятие и сущность стереотипа Как известно, восприятие людьми друг друга осуществляется сквозь призму сложившихся стереотипов. Встречаясь с представителями других народов и культур, люди обычно имеют естественную склонность воспринимать их поведение с позиций своей культуры, мерить их на свой аршин. Непонимание чужого языка, символики жестов, мимики и других элементов поведения часто ведет к искаженному истолкованию смысла их действий, что легко порождает целый ряд негативных чувств: настороженность, презрение, враждебность. В результате такого рода межкультурных или межэтнических контактов обнаруживаются наиболее типичные черты, характерные для того или иного народа или культуры, и в зависимости от этих характерных признаков и качеств данные представители подразделяются на различные группы (категории). Так постепенно складываются этнокультурные стереотипы, представляющие собой обобщенные представления о типичных чертах, характерных для какого-либо народа или его культуры. ■ Корни возникновения стереотипов лежат в объективных усло-виях жизни людей, для которых характерно многократное повторение однообразных жизненных ситуаций. Это однообразие зак-Репляется в сознании человека в виде стандартных схем и модели мышления. Процесс формирования стереотипов происходит благодаря способности человеческого сознания закреплять информацию об однородных явлениях, фактах и людях в виде устойчи- F 218 Раздел III. Социально-психологические аспекты tyw вых идеальных образований. В сознании эти однородные объект фиксируются в соответствующих представлениях, образах, ощ ках, посредством которых люди получают возможность обмеци ваться информацией, понимать друг друга, вырабатывать одищ* ковые ценностные установки. Стереотипы содержат в себе общественный опыт людей, отра. жают общее и повторяющееся в их повседневной практике. Оцц формируются во время совместной деятельности людей путем ак, центирования сознания человека на тех или иных свойствах, цщ чествах явлений окружающего мира, которые хорошо известны видны или понятны, по крайней мере, большому количеству щ. дей. По своему содержанию стереотипы представляют собой концентрированное выражение этих свойств и качеств, наиболее схематично и понятно передающих их сущность. Психологический механизм возникновения стереотипов основы-вается на принципе экономии усилий, свойственном для повседневного человеческого мышления. Данный принцип означает, что люди не стремятся реагировать на окружающие их явления каждый раз по-новому, а подводят их под имеющиеся у них категории. Постоянно меняющийся мир просто перегружает человека новой информацией и психологически вынуждает его классифицировать эту информацию в наиболее удобные и привычные модели, которые и получили название стереотипов. В этих случаях познавательный процесс остается на уровне обыденного сознания, ограничиваясь житейским опытом, основанным на обобщении типичных для данной области предстаатений. В то же время окружающий человека мир обладает известными элементами единообразия и повторяемости, на которые вырабатываются устойчивые реакции и способы действия, носящие также стереотипный характер. Отказ от стереотипов потребовал бы от человека постоянного напряжения внимания и превратил бы весь процесс его жизни в бесконечную череду проб и ошибок. Они помогают человеку дифференцировать и упрощать окружающий мир, иными словами, «наводить в нем порядок». Можно сказать, что стереотипы являются определенными убеждениями и «привычными знаниями» людей относительно качеств и черт характера других индивидов, а также событий, явлений, вешей-По этой причине стереотипы существуют и широко используются людьми. В зависимости от характера объекта и его места в социальной структуре существуют различные виды стереотипов, например групповые, профессиональные, этнические, возрастные и т.д. В $' wra Z Процесс социальной категоризации и стереотипизации 219 сТВе объектов стереотипизации выступают чаще всего обобщение и упрощенные образы этих групп. Основой этнического стерео-^па обычно является какая-либо заметная черта внешности (цвет оЖи, разрез глаз, форма губ, тип волос, рост и т.д.). Основой сте-е0Тила может также служить и какая-либо черта в характере и поведении человека (молчаливость, сдержанность, скупость и т. п.). реальным носителем стереотипов является группа, и поэтому именно в опыте группы следует искать корни стереотипа. Наиболее известны этнические стереотипы — устойчивые суждения о представителях одних национальных групп с точки зрения других. Например, стереотипные представления о вежливости и худобе англичан, об эксцентричности итальянцев, легкомысленности французов или «загадочной славянской душе». Такого рода стереотипы-клише становятся основным компонентом общения для представителей соответствующих групп, где эти стереотипы распространены. Стереотипы часто эмоционально окрашены симпатиями и антипатиями, в зависимости от которых одно и то же поведение получает разную оценку. Те черты, которые у своего народа рассматриваются как проявление ума, у другого народа считается проявлением хитрости. То, что применительно к себе называют настойчивостью, у чужака расценивается как упрямство. Или, например, европейцев, впервые вступивших в общение с японцами, шокировало и шокирует поныне то, что японцы с веселой улыбкой говорят о самых печальных вещах (о болезни или смерти близких родственников). Это стало основой для формирования стереотипа о бездушии, цинизме и жестокости японцев. Однако улыбку в подобных случаях надо понимать в том смысле, какой она имеет не в европейской, а в японской культуре поведения. Там она символизирует на самом деле лишь стремление японца не беспокоить окружающих своими личными горестями. Несмотря на обоснованность или необоснованность, истинность или ложность стереотипов, все они являются неотъемлемым элементом любой культуры и уже самим фактом своего существования оказывают воздействие на психологию и поведение лк> дей, влияют на их сознание и межнациональные контакты. 2*1.2. Откуда берутся стереотипы? Нет ничего удивительного и страшного в том, что люди ис-п°льзуют в своей жизни стереотипы. По наблюдениям специалистов, стереотипами определяется около двух третей форм челове- 220 Размел III. Социально-психологические аспекты Мк J ческого поведения. Среди них есть такие, которые ограничивав инициативу и свободу выбора, но есть и такие, которые избавля ют человека от необходимости каждый раз открывать Америку I изобретать велосипед. Формирование и усвоение человеком сте, реотипов происходит различными путями. Во-первых, они усвац. ваются в процессе социализации и инкультурации. Поскольку сте. реотипы представляют собой часть культуры, то «привычку» думать о других группах определенным образом мы «всасываем с молоком матери». Причем, это касается не только того, как выглядят чужце группы в наших глазах, но и наших представлений о том, как выглядит собственная группа в представлениях чужих групп. Во-вторых, стереотипы главным образом приобретаются в процессе общения с теми людьми, с которыми чаще всего приходится сталкиваться. Это — родители, друзья, сверстники, учителя и т.д. Если, например, дети слышат, когда их родители говорят, что «рус-ские слишком простодушны» или что «цыганам в глаза смотреть нельзя — обманут», то они воспринимают стереотипы. В-третьих, стереотипы могут возникать через ограниченные личные контакты. Например, если нас на рынке обманул азербайджанский торговец, то мы можем заключить, что все азербайджанцы лживы. В этом случае мы приобретаем стереотип, исходя из ограниченной информации. И в-четвертых, особое место в образовании стереотипов зани-1 мают средства массовой информации. Возможности формирования стереотипов средствами массовой информации не ограничены как по своему масштабу, так и по своей силе. Для большинства | людей пресса, радио и телевидение являются авторитетами. Мнение средств массовой коммуникации становится мнением людей, вытесняя из мышления их индивидуальные установки. Рассматривая механизм формирования стереотипов средствами массовой информации, необходимо выделить причины их влияния на общественность. ■ Для многих людей средства массовой информации являют- \ ■ Большое значение имеет статус источника информации. На й4 ^Процесс социальной категоризации и сгереотипизации 221 сТВенным деятелем. Здесь играет роль фактор авторитета ис- очника информации. Чем выше авторитет источника, тем выше товерие к этой информации со стороны аудитории. Даже если некоторые индивиды критически воспримут информацию от та- оГО источника, то она все равно закрепится в их сознании. феномен авторитета средств массовой информации заключайся также и в способности снять ответственность за принятое решение. Всякий раз, когда человек колеблется в принятии решения, его окончательный выбор осуществляется с помощью одобрения авторитетом одного из вариантов решения. Человек не испытывает внутреннего конфликта из-за последствий своего решения и снимает с себя всю ответственность за его принятие. В результате принятого решения действия индивида приобретают новые черты. Исчезает всякая критическая оценка своего поведения, а также беспокойство за его результат, который может повлечь за собой его поведение. Все представляется правильным и справедливым, так как, по его мнению, он действует с санкции авторитета. В этом случае влияние средств массовой коммуникации сравнимо с массовым гипнозом.
|