Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
F4 ^Элементы коммуникации в контексте МКК___ 181
Известно около 1000 различных устойчивых положений, кото-ь1е способно принимать человеческое тело. В коммуникативис-ике при общении принято выделять три группы поз. я Включение или исключение из ситуации (открытость или аКрытость для контакта). Закрытость достигается скрещиванием на груди РУК> сплетенными в замок пальцами, фиксирующими колено в позе «нога на ногу», отклонение спины назад и др. При готовности к общению человек улыбается, голова и тело повернуть! к партнеру, туловище наклонено вперед. ■ Доминирование или зависимость. Доминирование проявляет ■ Противостояние или гармония. Противостояние проявляет Как и другие элементы кинезиса, позы различаются не только в разных культурах, но и в рамках одной культуры в социальных и половозрастных группах. Так, почти все западные люди сидят на стуле, положив ногу на ногу. Но если этот человек, находясь в Таиланде, сядет так и направит свою ногу на тайца, тот почувствует себя униженным и обиженным. Дело в том, что тайцы считают ногу самой неприятной и низкой частью тела. Если североамериканский студент может сидеть перед профессором так, как ему удобно, в африканских и азиатских культурах это сочтут за отсутствие уважения и почтительности. С позой тесно связана походка человека. Ее характер указывает как на физическое самочувствие и возраст человека, так и на его моциональное состояние. Важнейшими факторами походки человека являются ритм, скорость, длина шага, степень напряженности, положение верхней части туловища и головы, сопроводительные движения рук, положение носков ноги. Эти параметры Формируют разные типы походки — ровной, плавной, уверенной, твердой, тяжелой, виноватой и др. Походка с резко выпрямленной верхней часть туловища проводит впечатление гордого вышагивания (как на ходулях) и вы-Р& Жает надменность и высокомерие. Ритмичная походка, как пра-^о, является свидетельством воодушевленное™ и радостного на-Роения человека. Походка размашистыми, большими шагами яв-*е? ся выражением целеустремленности, предприимчивости и усер- 182 Раздк\ II. Основные положения теории коммуникации^ ^ I дия ее владельца. Если при ходьбе раскачивается верхняя часть туловища и активно двигаются руки, то это служит верным пр^ знаком того, что человек находится во власти своих переживаний и не желает поддаваться чьему-либо влиянию. Короткие и мелкие шаги показывают, что человек с такой походкой держит себя в руках, демонстрируя осторожность, расчетливость и в то же вре^ изворотливость. И, наконец, волочащаяся, медленная походка го- I ворит или о плохом настроении или об отсутствии заинтересован- | ности; люди с такой походкой чаще всего ершисты, не обладают достаточной дисциплиной. Последним элементом кинесики является манера одеваться, которая целиком обусловлена спецификой той или иной культуры' Особенно много нам может сказать одежда человека. В каждой культуре есть модели одежды, способные сообщить нам о социальном ' статусе человека (дорогой костюм или рабочая роба), иногда по одежде мы узнаем о событиях в жизни человека (свадьба, похоро- j ны). Форменная одежда указывает на профессию ее владельца. Так, человек в полицейской форме уже одним своим присутствием мо- j жет призвать к порядку. Одежда может выделить человека, сфокусировав на нем внимание, а может помочь затеряться в толпе. Если девушка желает произвести впечатление или установить с кем-то отношения, то она надевает свое лучшее платье. Если при этом она оденется неряшливо, то, вероятнее всего, не сможет достигнуть необходимого общения. 4.2.3.2. Тактильное поведение Сравнительное сопоставление поведения представителей различных культур позволило установить, что при общении люди разных культур используют разнообразные виды прикосновений к своим собеседникам. К такого рода прикосновениям ученые относят прежде всего рукопожатия, поцелуи, поглаживания, похлопывания, объятия и т. п. Как показали наблюдения и исследования, с помощью разного рода прикосновений процесс коммуникации может приобретать различный характер и протекать с различной эффективностью. Сложилось даже особое научное направление, изучающее значение и роль прикосновений при обше-нии, которое получило название такесики. Люди прикасаются друг к другу по разным причинам, разными способами и в разных местах. Ученые, изучающие тактильное поведение людей, считают, что в зависимости от цели и характера прикосновения можно разделить на следующие типы: ^ ^Элементы коммуникации в контексте МКК ________ 183 й профессиональные — они носят безличный характер, человек 0 этом воспринимается только как объект общения (осмотр врача); ш ритуальные — рукопожатия, дипломатические поцелуи; ш дружеские; а любовные. Прикосновения необходимы человеку, чтобы усиливать или ослаблять процесс общения. Но поведение с использованием прикосновений зависит от целого ряда факторов, среди которых наиболее важными являются культура, принадлежность к женскому ри мужскому полу, возраст, статус человека и тип личности. Внутри каждой культуры есть свои правила прикосновений, которые регулируются традициями и обычаями данной культуры и принадлежностью взаимодействующих людей к тому или иному полу. Очень часто это зависит от той роли, которые играют мужчина и женщина в соответствующей культуре. В некоторых культурах запрещается прикосновение мужчины к мужчине, но не ограничивается прикосновение женщины к женщине. В других культурах запрещается женщинам прикасаться к мужчинам, хотя мужчинам традиционно позволяется прикасаться к женщинам при общении. Как утверждают результаты исследований различных культур, в одних из них прикосновение очень распространено, а в других оно совсем отсутствует. Культуры, принадлежащие к первому типу, получили название контактных, а ко второму — дистантных. К контактным культурам принадлежат латиноамериканские, восточные, южно-европейские культуры. Так, арабы, евреи, жители Восточной Европы и средиземноморских стран используют прикосновения при общении довольно активно. В противоположность им североамериканцы, азиаты и жители Северной Европы принадлежат к низкоконтактным культурам. Представители этих куль-тур предпочитают находиться при общении на расстоянии от собеседника, причем азиаты используют большую дистанцию, нежели североамериканцы и североевропейцы. Немцы, англичане и Другие англосаксонские народы считаются людьми, которые ред-Ко пользуются прикосновениями при общении. Исследования тактильного поведения немцев, итальянцев и : евероамериканцев подтвердили, что принадлежность к контакт-1ой или дистантной культуре зависит также и от личности человека и его половой принадлежности. Например, в Германии и °UIA мужчины общаются на большем расстоянии и меньше придаются друг к другу по сравнению с Италией. Итальянские муж- 184 Раздка II. Основные положения теории коммуникации ^ щ I чины стоят ближе друг к другу и прикасаются друг к другу зна^ь I тельно чаще, чем итальянские женщины. Кроме того, как ока^ I лось, итальянские мужчины общаются со своими собеседникам I при помощи тех невербальных средств, которые свойственны тол11 ко для немецких и американских женщин. В азиатских культурах через прикосновение передаются, кр01 ме прочего, также чувства патронирования и превосходства. При I косновение к плечу или спине в них означает дружбу. В арабски I и некоторых восточно-европейских странах выражение дружес.| ких чувств происходит в форме крепких объятий. Среди мусуль.| ман объятия являются выражением мусульманского братства, цЛ в тактильной коммуникации есть и свои запреты: в азиатских куль-1 турах, например, нельзя прикасаться к голове собеседника, что! рассматривается как обида. Поэтому, в азиатских культурах учите-! ля зачастую бьют учеников по голове, и ученики воспринимают! это как обидное наказание. Непременным атрибутом любой встречи и общения является! рукопожатие. В коммуникации оно может быть очень информа-1 тивным, особенно его интенсивность и продолжительность. Слишком короткое, вялое рукопожатие очень сухих рук может свидетельствовать о безразличии. Наоборот, весьма продолжительное рукопожатие и слишком влажные руки говорят о сильном волнении, высоком чувстве ответственности. Затянувшееся рукопожатие наряду с улыбкой и теплым взглядом демонстрирует дружелюбие. Однако надолго задерживать руку партнера в своей руке не стоит: у него может возникнуть чувство раздражения. Исторически сложилось несколько видов рукопожатий, каждое из которых имеет свое символическое значение. ■ Ладонь, повернутая вверх под ладонью партнера, означай ■ Ладонь, повернутая вниз на ладони партнера, выражает стрем I ■ Ладонь ребром вниз (вертикальное положение) фиксируй ■ Рукопожатие «перчатка» (две ладони обхватывают одну № Таким образом, умелое и грамотное использование прикосн0' вений может значительно облегчить процесс коммуникации и $ пЛ л Элементы коммуникации в контексте МКК 185 йхь многие человеческие чувства и настроения, вызвать доверие асположение партнера. Но в межкультурной коммуникации сле-1 gT учитывать различия во взглядах на рукопожатие у иностран-в Например, при встрече с партнерами из Азии не следует сжи-яТь им ладонь слишком сильно и долго. А вот западноевропейцы N американцы терпеть не могут вялых рукопожатий, поскольку в тйх культурах очень ценятся атлетизм и энергия. Им следует подать руки энергично и сильно, а, кроме того, там принято при пукопожатии сцепленные руки покачивать от трех до семи раз. S2.3.3- Сенсорика Сенсорика представляет собой тип невербальной коммуникации, основывающийся на чувственном восприятии представители других культур. Наряду со всеми другими сторонами невербальной коммуникации отношение к партнеру формируется на основе ощущений органов чувств человека. В зависимости от того, как мы чувствуем запахи, ощущаем вкус, воспринимаем цветовые и звуковые сочетания, ощущаем тепло тела собеседника, мы строим наше общение с этим собеседником. Эти коммуникативные функции человеческих органов чувств позволяют считать их инструментами невербальной коммуникации. Особенно большое значение в общении имеют запахи. Это, прежде всего, запахи тела и используемой человеком косметики. Мы можем отказаться от общения с человеком, если сочтем, что от него плохо пахнет. Те же сложности возникают и в межкультурной коммуникации. Запахи, привычные в одной культуре, могут казаться отвратительными в другой. Так, жители высокогорья Новой Гвинеи натирают себя грязью и свиным жиром и почти не моются. Представьте себе, что вам нужно будет общаться с такими людьми, и каким будет ваше отношение к ним. Особенности национальной кухни также сильно различаются У разных народов. Ароматы традиционной кухни, которые иностранец воспринимает как необычные или отталкивающие, представителям данной культуры могут казаться вполне приемлемыми и привычными. Так, в американских домах обычен запах яиц, сва-Ренных вкрутую. У американцев этот запах не вызывает никаких НеПриятных ощущений, но для некоторых азиатов этот запах столь 'е невыносим, как запах гниющей рыбы: они не едят вареных **Ц и не имеют возможности принюхаться к ним. Русскому чело-ВекУ придется с осторожностью пробовать блюда индийской или 186 Раздел II. Основные положения теории коммуникации, щ индонезийской кухни из-за большого количества специй, испол зуемых при их приготовлении. Индусу же, очевидно, наша ку^ покажется слишком пресной. Цветовые сочетания, используемые в разных культурах, тщ сильно варьируются. Нам могут не нравиться эти сочетания, у3о ры, они могут казаться слишком яркими или чересчур блеклы^ Слуховые предпочтения также зависят от конкретной культу ры. Именно поэтому так сильно отличается музыка у разных щ родов. Чужая музыка нередко кажется странной, непонятной \ некрасивой. Все сенсорные факторы действуют совместно и в результат создают сенсорную картину той или иной культуры. Оценка, ко. торую мы даем этой культуре, зависит от соотношения числа при. ятных и неприятных сенсорных ощущений. Если приятных ощу. щений больше, мы оцениваем культуру положительно. Если больше негативных ощущений, культура нам не нравится. 4.2.3.4. Проксемика Проксемика — это использование пространственных отноше-j ний при коммуникации. Данный термин был введен американским психологом Э. Холлом для анализа закономерностей пространственной организации коммуникации, а также влияния территорий, расстояний и дистанций между людьми на характер межличностного общения. Специальные исследования показали, что они существенно отличаются в разных культурах и являются довольно значимыми для коммуникации. Каждый человек для нормального своего существования считает, что определенный объем пространства вокруг него является его собственным и нарушение этого пространства рассматривает как вторжение во внутренний мир, как недружественный поступок Поэтому общение людей всегда происходит на определенном расстоянии друг от друга, и это расстояние является важным показателем типа, характера и широты отношений между людьми. Каждый человек подсознательно устанавливает границы своего личного пространства. Эти границы зависят не только от культуры данного народа, но и от отношения к конкретному собеседнику. Так, ДрУзьЯ всегда стоят ближе друг к другу, чем незнакомые люди. Тем самы*1 изменение дистанции между людьми при общении является чаС тью процесса коммуникации. Кроме того, дистанция партнеров п коммуникации зависит также от таких факторов, как пол, Раса А ^Элементы коммуникации в контексте МКК________ 187 иНадлежность к какой-либо культуре или субкультуре, конкрет- hi% социальных обстоятельств и др. Э. Холл в результате своих аблюдений выделил четыре зоны коммуникации: а интимную — разделяющую достаточно близких людей, не ела1оших посвящать в свою жизнь третьих лиц; ■ личную — расстояние, которое поддерживает индивид при обшении между собой и всеми другими людьми; а социальную — дистанция между людьми при формальном и светском общении; а публичную — дистанция общения на публичных мероприятиях (собраниях, в аудитории и др.). Интимная зона коммуникации располагается наиболее близко к телу человека, и в ней он чувствует себя в безопасности. Практически во всех культурах мира вторгаться в чужую интимную зону вообще не принято. Поэтому многие люди с трудом переносят ситуации, когда кто-нибудь без разрешения до них дотрагивается, похлопывает по плечу, а тем более пошлепывает. Человек должен сам определять, кто может быть допущен в его интимную зону. Поэтому тот, кто вторгается в чужую интимную зону, не имея на то разрешения, вызывает сильные отрицательные чувства, вплоть до отвращения. Учеными доказано, что чем сильнее человеку мешает чье-то приближение, тем больше в его крови вырабатывается гормонов борьбы. В такой момент человек, как правило, готовится к самозащите. Это заложено природой, гормоны стресса помогают организму либо справиться с внешней опасностью, либо убежать от нее. Если нет возможности осуществить то или другое, тогда гормон борьбы превращается в «яд». По этой причине человек, нарушивший интимную зону партнера по общению, причиняет ему и психологический, и физиологический вред. Зоны интимной дистанции отличаются друг от друга в зависимости от той или иной культурной среды. В западно-европейских куль-typax она составляет около 60 сантиметров. В культурах восточноевропейских народов эта дистанция равняется приблизительно 45 йнтиметрам. В странах южной Европы и Средиземноморья это рас-тояние от кончика пальцев до локтя руки. Партнеры на этом рас-тоянии не только видят, но и хорошо чувствуют друг друга. Однако для процесса коммуникации наиболее важным явля-гся личное пространство, непосредственно окружающее тело че-)века. Эта зона равняется 45—120 сантиметров, и в ней происхо-*т большая часть всех коммуникационных контактов человека. 188 Раздел II. Основные положения теории коммуникации^ f На таком расстоянии физический контакт не обязателен. Это Оп тимальное расстояние для разговора, беседы с друзьями и хор0 шими знакомыми. Личное пространство зависит от особенностей культуры и х рактера отношений между людьми. Так, в азиатских культур^ личное пространство может зависеть и от кастовой принадлежу сти участников коммуникации. Обычно лица высшей касты нахо, дятся на принятой дистанции от лиц низшей касты. Исследова. ния по вопросу коммуникационной проксемики, проведенные в I семи странах Европы, показали, что для личного общения англц. чане используют больше пространства, чем французы и итальян. цы. Французы и итальянцы в свою очередь используют больше личного пространства, чем ирландцы и шотландцы. Незнание гра. ниц личной зоны при межкультурном общении может привести к межкультурному конфликту, поскольку люди разных культур ис-пытывают дискомфорт при общении из-за незнания правил личной дистанции своего собеседника. Например, латиноамериканцы обычно общаются, находясь в зоне для них личной, а для североамериканцев интимной. Поэтому первые считают вторых сдержанными и холодными. Социальная зона — это то расстояние, на котором мы дер-жимся при общении с незнакомыми людьми или при общении с I малой группой людей. Социальная (общественная) зона распола-1 гается в промежутке от 120 до 260 см. Она наиболее удобна для К формального общения, поскольку позволяет ее участникам не толь-ко слышать партнера, но и видеть. Поэтому такое расстояние при-1 нято сохранять при деловой встрече, совещании, дискуссии, пресс-конференции и пр. Социальная зона граничит с личной, и в ней, как правило, | происходит большая часть формальных и служебных контактов. В ней происходит общение учителя и учеников, начальников и подчиненных, обслуживающего персонала и клиентов и т.д. Здесь очень важно интуитивное чувство дистанции общения, поскольЮ при нарушении социальной зоны бессознательно возникают отрицательная реакция на партнера и психологический дискомфорт которые приводят к неудачным результатам коммуникации. Публичная зона — это расстояние, предпочтительное при коммуникации с большой группой людей, с массовой аудиторией. ^ зона предполагает такие формы общения, как собрания, презе*1' тации, лекции, доклады и речи и пр. Публичная зона начинаем . 4. Элементы коммуникации в контексте МКК_______ 189 расстояния от 3, 5 метров и может простираться до бесконечно- ° \ но в пределах сохранения коммуникационного контакта. Поэтому публичную зону еще называют открытой. Наиболее часто публичную зону коммуникации можно наблю- ть во время совершения светских или религиозных церемоний, когда глава государства или глава религиозного института находятся на почтительном расстоянии от большинства людей. В разных культурах использование личного пространства может варьироваться, а названные дистанции немного смещаться в ту или другую сторону. Например, североамериканцы предпочитают общаться в пределах личной и общественной зон. Жители Ближнего Востока и латиноамериканцы предпочитают общаться в личной зоне, но у них она вмещена в интимную зону с точки зрения жителей США. Поэтому при общении с арабом американец будет считать, что тот вторгается в его интимную зону и будет стремиться увеличить дистанцию общения, а араб, напротив, будет стремиться эту дистанцию сократить. В результате американец посчитает араба навязчивым, для араба американец будет холодным. 4.23.5. Хронемика Хронемика — это использование времени в невербальном коммуникационном процессе. Для общения время является не менее важным фактором чем слова, жесты, позы и дистанции. Восприятие и использование времени является частью невербального общения и весьма существенно отличается в разных культурах. Так, общие собрания в африканских деревнях начинаются только после того, когда соберутся все жители. Если в США вы опаздываете на важную встречу, то это оценивается как отсутствие интереса к делу и оскорбление для партнера, а в Латинской Америке опоздать на 45 минут — обычное дело. Поэтому встреча бизнесменов из США и Латинской Америки может закончиться неудачно из-за незнания особенностей использования времени в другой культуре. Исследования хронемики различных культур позволяют выделить две основные модели использования времени: монохронную и полихронную. При монохронной модели время представляется в виде дороги ^и длинной ленты, разделенной на сегменты. Это разделение Ремени на части приводит к тому, что человек в данной культуре Федпочитает одновременно заниматься только одним делом, а Та*Же разделяет время для дела и для эмоциональных контактов. 190 РаздЕу\ П. Основные положения теории коммуникации^ Ш В полихронной модели нет такого строгого расписания, челов там может заниматься несколькими делами сразу. Время Зде ^ воспринимается в виде пересекающихся спиральных траектор^ или в виде круга. Крайним случаем являются культуры, в языJ1 которых вообще нет слов, относящихся ко времени (например * североамериканских индейцев). Если в монохронной культуре время постоянно отслеживаем ся, считается, что время — деньги, в полихронной культуре таш необходимости нет, о точном использовании времени даже не за. думываются. Примером полихронной культуры может служ^ русская, латиноамериканская, французская культуры. Монохрон. ные культуры — немецкая, североамериканская. Хронемика также изучает ритм, движение и расчет временив культуре. Так, в крупных городах мы должны идти по улицам быстрее, чем в маленьких деревушках. Ритмы африканцев, являю-щиеся для них измерителями времени, принципиально отличают-ся от европейских ритмов. Разные культуры используют формальные и неформальные виды времени. Неформальное время связано с неопределенным отсчетом: «через некоторое время», «позже», «во второй половине дня» и т.д. Формальное время, напротив, отсчитывает время очень точно: «к двум часам», «завтра в 15.30» и т.д. Одной из наиболее частых помех в межкультурной коммуникации является ситуация, когда один собеседник оперирует формальным временем, а его оппонент, принадлежащий к другой культуре, — неформальным, Первый приходит на встречу к двум часам дня, а другой — примерно во второй половине дня, если приходит вообще. 4.3. Паравербальная коммуникация Смысл высказывания может меняться в зависимости от того, какая интонация, ритм, тембр были использованы для его передачи. Речевые оттенки влияют на смысл высказывания, сигнализирУ' ют об эмоциях, состоянии человека, его уверенности или неуверенности и т.д. Поэтому наряду с вербальными и невербальными среД' ствами коммуникации в общении используются и паравербаяъньЧ средства, которые представляют собой совокупность звуковых сигналов, сопровождающих устную речь, привнося в нее дополнитеЛЬ' ные значения. Примером такого рода может служить интонаШ^ А ^Элементы коммуникации в контексте МКК________ 191 ^авизирующая нам о вопросительном характере предложения, ° пказме, отвращении, юморе и т.д. То есть при паравербальной.^уникации информация передается через голосовые оттенки, оТорым в разных языках придается определенный смысл. Поэтому произнесенное слово никогда не является нейтральным. То, как ь1 говорим, иногда важнее самого содержания сообщения. Действие паравербальной коммуникации базируется на использовании механизма ассоциаций человеческой психики. Ассоциации представляют собой способность нашего интеллекта восстанавливать прошлую информацию благодаря свежей информации, которая в данный момент принимается человеком, то есть когда одно представление вызывает другое. Эффект в данном случае достигается благодаря тому, что говорящий создает общее информационное поле ^имодействия, которое помогает собеседнику понимать партнера. Средствами достижения эффективной коммуникации здесь служат следующие характеристики человеческого голоса. ■ Скорость речи. Оживленная, бойкая манера говорить, быст ■ Громкость. Большая громкость речи присуща, как правило, ■ Артикуляция. Ясное и четкое произношение слов свидетель ■ Высота голоса. Фальцет зачастую присущ человеку, у кото 192 Раздка II. Основные положения теории коммуникаци и, м,, I ■ Режим речи. Ритмическое говорение означает богатство чувс уравновешенность, хорошее настроение. Строго циклическое гов рение показывает сильное осознание переживаемого, напряже^ воли, дисциплину, педантичность. Угловато-отрывистая манера $J служит выражением трезвого, целесообразного мышления. Назначение паравербальной коммуникации заключается в щ! чтобы вызвать у партнера те или иные эмоции, ощущения, nW живания, которые необходимы для достижения определенных це лей и намерений. Такие результаты обычно достигаются с помо. щью паравербальных средств общения, к которым относятся: про. содика — это темп речи, тембр, высота и громкость голоса; экст«ралингвистика — это паузы, кашель, вздохи, смех и плач (то есть звуки, которые мы воспроизводим с помощью голоса). Паравербальная коммуникация основывается на тональных и t тембровых особенностях языка и их использовании в культуре. На этом основании можно выделять тихие и громкие культуры. В Европе, например, американцев осуждают за их манеру говорить слишком громко. Эта их черта вызвана тем обстоятельством, что очень часто для общительных американцев не имеет никакого значения, слушают ли их речь или нет. Для них гораздо важнее | показать свою компетентность и открытость. В отличие от них англичане придерживаются совершенно другой точки зрения: они считают, что не следует вмешиваться не в свои дела. Поэтому у I них особенно развита способность направлять свою речь прямо на нужного партнера и при этом учитывать не только уровень шума, но и расстояние. Культурно-специфические особенности паравербальной коммуникации выражаются и в скорости речи. Так, например, финны говорят относительно медленно и с длинными паузами. Эта языковая особенность создала им имидж людей, которые долго думают и неторопливо действуют. К быстро говорящим культурам относятся носители романского языка (французы, румыны, молдаване, цыгане). По этому показателю немцы занимают среднее положение, хотя скорость речи выше в Берлине и ниже на севере Германии. Следующим средством паравербальной коммуникации является манера, с одной стороны, говорить многословно, а с дрУ1* лаконично, не используя слишком много слов. Во многих культУ' pax часто содержание сказанного имеет второстепенный харя*' тер. Высоко ценится такая манера у арабов, в языке и литератур . ^ Элементы коммуникации в контексте МКК________ 193 рЫх содержание и значение сказанного не является главным. т°м предпочтение отдается игре слов. Разные слова могут упот-5ляться в одном и том же значении. Арабы очень любят выра-Р ть одну и ту же мысль разными словами. ЛИТЕРАТУРА_________ 1. Винокур Т.Г. Говорящий и слушающий. Варианты речевого поведе 2. Горелов И. Н. Невербальные компоненты коммуникации. — М.: На 3. Пабунская В. А. Невербальное поведение (социально-перцептивный 4. Леонтьев А. А. Психология общения. — М.: Смысл, 1997. 5. Морозов В. П. Искусство и наука общения: невербальная коммуни 6. Тарасова И. П. Речевое общение, толкуемое с юмором, но всерьез. — 7. Ушакова Т. Н., Павлова Н. Д., Зачесова И. А. Речь человека в обще 8. Холл Э. Как понять иностранца без слов. — М., 1995. Контрольные вопросы 1. Что представляет собой общение как коммуникация? 2. В чем заключается интерактивный характер общения? 3. Что представляет собой коммуникативный процесс? 4. В каких трех основных формах происходит процесс общения? 5. Как вы понимаете эффективную коммуникацию? 6. Что такое «культурный код»? 7. Каковы функции общения в вашей жизни? 8. В каких формах может протекать межличностное общение? 9. Какая роль принадлежит символам и знакам в культуре?
11. Почему в начале любого коммуникативного акта от его участников 12. Какие речевые приемы усиливают или ослабляют коммуникацию? 13. Что общего между вербальным и невербальным языком? 14. Можно ли по голосу определить характер человека? 15. Что можно сказать о человеке по его походке? Сн°вы межкультурной коммуникации
|