Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Многофакторные теории управления
Синтетические учения исследуют управление как многоплановое, комплексное и изменяющееся явление, связанное с внутренним и внешним окружением организации. К синтетическим учениям относятся: · школу социальных систем; · системный подход; · управление по целям П. Друкера (МВО); · ситуационные теории (методы управления меняются в зависимости от ситуации, а поэтому управление является искусством); · «теория 7- S» (Т. Питере, Р. Уотерман, Р. Паскаль, Э. Атос). · «теория Z». На основе анализа японского опыта управления. «Теория Z» является альтернативой бихевиористской концепции Д. Мак-Грегора (выделявшего в зависимости от взглядов руководителя на подчиненных два типа управления: X и Y). Руководствующийся «теорией X» руководитель считает, что человек по природе своей ленив, склонен к принуждению, избегает ответственности, что требует применения авторитарного стиля руководства. Руководствующийся «теорией Y» руководитель считает, что в благоприятных условиях человек стремится к творчеству, с готовностью принимает на себя ответственность, осуществляет самоконтроль, а значит, наиболее адекватным стилем руководства является либерально-демократический стиль. 1.2.10 «Теория 7- S» Одной из наиболее популярных в 80-е гг. системных концепций менеджмента является «теория 7- S», разработанная двумя парами исследователей, работавших с консультационной фирмой «Мак-Кинзи». Первую пару составили Т. Питере и Р. Уотерман — авторы известной книги «В поисках эффективного управления», а вторую пару — Р. Паскаль и Э. Атос — авторы не менее известного бестселлера «Искусство японского управления: пособие для американских управляющих». Исследования данных специалистов в области управления привели их к выводу, что эффективная организация формируется на базе семи взаимосвязанных составляющих, изменение каждой из которых с необходимостью требует соответствующего изменения остальных шести. Так как по-английски название всех этих составляющих начинается на «S», эта концепция получила название «7- S». Ключевыми составляющими являются: · стратегия — планы и направления действий, определяющие распределение ресурсов, фиксирующие обязательства по осуществлению определенных действий во времени для достижения поставленных целей; · структура — внутренняя композиция организации, отражающая распадение организации на подразделения, иерархическую субординацию этих подразделений и распределение власти между ними; · штамп — ключевые группы персонала, существующие в организации и охарактеризованные по возрасту, полу, образованию и т. п.; · стиль — способ, каким руководители управляют организацией; сюда же относится организационная культура; · квалификация — отличительные возможности ключевых людей в организации. · разделенные ценности — смысл и содержание основных направлений деятельности, которые организация доводит до своих членов. В соответствии с данной концепцией, только те организации могут эффективно функционировать и развиваться, в которых менеджеры могут содержать в гармоничном состоянии систему, состоящую из данных семи составляющих. Однако практика 70-х гг. показала, что американский тип управления не только не является универсальным, но и далек от того, чтобы считаться лучшим. Особенно наглядно это проявилось при сравнении американского управления с японским управлением.
1.2.11 «Теория Z» «Теория Z» У. Оучи — теория управления, основанная на «вовлеченности»; самая заметная по своему воздействию на науку менеджмента попытка объяснения японского экономического чуда. Когда к началу 90-х гг. ХХ в. Япония обогнала Соединенные Штаты по производительности труда, перед учеными встала двоякая задача. С одной стороны нужно было найти объяснение данному факту (надо понимать, что экономический авторитет США в тот момент был абсолютно непререкаем). С другой — попытаться воспользоваться японским опытом для поднятия эффективности американских и европейских производств. У. Оучи, совместно с Р. Джонсоном, выделил пять основных особенностей японского метода управления, которые и свел впоследствии в свою «Теорию Z»: 1. Акцент делается на движение информации и инициативы снизу вверх. 2. Высшее руководство (топ-менеджер) из органа, издающего приказы превращается в орган, способствующий принятию решений. 3. Среднее управленческое звено (мидл-менеджер) становится инициатором и движущей силой решения проблемы. 4. Решения принимаются на основе консенсуса; 5. Проявляется повышенное внимание к благополучию сотрудников.
|