![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Глоссарий. Мотивация —процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личностных целей и целей организации.
Мотивация — процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личностных целей и целей организации. Потребность — ощущение физиологической или психологической недостаточности чего-либо. Побуждение — ощущение недостатка в чем-либо, имеющее определенную направленность к действию. Реинжиниринг — механизм, обеспечивающий изменение организации и реализации основных направлений деятельности предприятия на основе анализа и оптимизации (перепроектирования) конкретных работ. Практическая ситуация Социальнаяориентация бизнеса в Японии — важная составляющая часть национального стиля менеджмента. Известное выражение «Процветающая фирма — богатое общество» подтверждается впечатляющими успехами японской экономики и высоким уровнем жизни населения.
1. Из ниже предложенных и произвольно расположенных формулировок, отражающих стратегию японской фирмы «Орион» и методы ее реализации, составьте логически построенный алгоритм, характеризующий социально ориентированный менеджмент этой фирмы: · доход от покупателя — источник инвестиций в научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы и оборудование; · часть прибыли направляется на социальные нужды и благотворительность; · поставщик получает хорошего покупателя; · главная цель компании — ее развитие; · часть прибыли в виде налога пойдет на пользу общества; · компания получает уважение в местном обществе; · производство товаров лучшего качества и по более низким ценам; · часть прибыли пойдет на дополнительные выплаты сотрудникам фирмы; · развитие фирмы ведет к увеличению занятости населения; · покупатель получает надежного поставщика.
2. Проведите сравнительный анализ принципов менеджмента по Ф. Тейлору, А. Файолю, Г. Эмерсону.
Вопросы для самоконтроля
1. Что вам известно из истории возникновения и развития управленческих идей? 2. Кто является родоначальником менеджмента? Каковы его основные идеи? 3. Какие положения школы научного менеджмента, по-вашему мнению, можно использовать в современной организации? 4. Сформулируйте основные особенности и отличительные черты административной школы управления. 5. Раскройте сущность функционирования школы человеческих отношений и поведенческих наук. 6. Дайте характеристику содержательным и процессуальным теориям мотивации. 7. Назовите основные особенности и отличительные черты каждого подхода в менеджменте: системный, ситуационный, процессный. 8. Раскройте содержание многофакторных теорий управления.
Тема 1.3 Понятие, содержание и классификация организаций Каждый человек в течение всей жизни, так или иначе связан с организациями. В организациях или при их содействии люди растут, воспитываются, учатся, вступают в многообразные производственные отношения, развивают науку и культуру. Для достижения личных и организационных целей, люди, вступая в организацию, жертвуют частью своей свободы. Понятие «организация» происходит от французского слова — «сообщаю стройный вид» и имеет три толкования: 1) внутренняя упорядоченность, согласованность и взаимодействие дифференцированных и автономных частей целого; 2) совокупность процессов или действий, ведущих к образованию взаимосвязей между частями целого; 3) объединение людей, совместно реализующих поставленную цель и действующих на основе определенных правил и процедур.
Под организацией понимается устойчивое объединение совместно работающих людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей. Организации успешно развиваются, когда имеют выверенную стратегию и эффективно используют ресурсы. Каждая организация перестраивается, когда перестает отвечать избранным целям и становится банкротом, когда оказывается неспособной выполнять свои задачи. Любая организация характеризуется рядом таких параметров, как целевое назначение, правовая и нормативная основа, ресурсы, процессы и структура, внешняя и внутренняя среда, система экономических связей и отношений. В соответствии с набором параметров все многообразие организаций в зависимости от однородности критерия подразделяется на классы и виды. Наиболее часто используется классификация организаций по: · критерию формализации; · отношению к прибыли; · форме собственности; · целевому назначению; · широте производственного профиля; · характеру сочетания науки и производства; · размерам предприятия. На основаниикритерия формализации выделяются: · формальные организации, имеющие четко поставленные цели, формализованные правила, структуру и связи; сюда входят все организации бизнеса, государственные и международные институты и органы; · неформальные организации, возникающие спонтанно, работающие без четко определенных целей, правил и структур; сюда относят все институты семьи, дружбы, неформальных отношений между людьми. Практически неформальные организации существуют во всех формальных организациях, кроме, возможно, очень маленьких. Поотношению к прибыли организации подразделяются на: коммерческие, которые ставят в качестве главной цели достижение прибыли от своей деятельности; некоммерческие, не стремящиеся извлекать и распределять между участниками полученную прибыль, а осуществляющие деятельность, когда это служит достижению целей, ради которых они созданы. Поразмерам организации группируются на: · крупные — численность занятых от 300 человек и выше; · средние — численность занятых определяется в интервале от 100 до 300 человек; К малым организациям относят организации в: · промышленности, строительстве и на транспорте (до 100 чел.); · сельском хозяйстве и научно-технической сфере (до 60 чел.); · оптовой торговле (до 50 чел.); · розничной торговле и бытовом обслуживании (30 чел.); · других отраслях непроизводственной сферы (до 25 чел.). Жизненный цикл организации подобен жизни человека. Как и люди, организации зарождаются, развиваются, добиваются успехов, ослабевают либо обновляются и процветают, либо прекращают свое существование.
|