Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Целесообразность и целенаправленность менеджмента
Одной из главных задач любого управления является целеполагание или целепостановка, ради достижения которых формируется, организуется деятельность организации как целостной системы. Целеполагание как исходный момент в деятельности руководителя означает выбор ориентира, определяющего направление движения или направленность действий. В менеджменте под целью понимается идеальное или желательное состояние объекта управления. Желаемое дает необходимое в содержании цели управления, которое является главным ее элементом, определяющим значительность цели, ее объективность, организационную силу. Целепостановка как базовый элемент управления предполагает последовательность этапов: 1) определение перечня принципиально возможных целей; 2) сужение перечня до более конкретного списка реальных целей, выбор одной цели и ее формирование; 3) выявление подцелей, их формирование и постановка как целевых задач. При этом очень важно выявить перечень нужных функций управления, обосновать состав и величину ресурсов, потребных для целеосуществления, определиться со стратегией различия и целевых программ, отработать структуру организации и систему управления, составить планы достижения намеченных результатов. На формирование целей существенное внимание оказывают помимо владельца или руководителей организации, ее сотрудники, положение, статус, деловые партнеры, местные власти, социально-политическая обстановка в целом. Различие между целями предопределяет их классификацию. По источникам цели можно разделить на заданные из вне и сформировавшиеся внутри организации. Внешние цели ставит официальное руководство, формируются ожиданиями потенциальных партнеров, потребителей продукции, учитываются потребности социальной общности, в рамках которой организация функционирует. Внутренние цели являются целями самого коллектива и предопределяют удовлетворение потребностей его членов. Между этими двумя целями прослеживается детерминация, так как реализация внешней цели является средством достижения внутренней, т. е. удовлетворения собственных потребностей. По комплексности цели разделяют на простые и сложные, которые в свою очередь трансформируются на подцели. По степени важности цели бывают стратегическими и тактическими. Стратегические цели фокусируют решение перспективных задач, качественно меняющих ценности организации, например, занятие лидирующего положения в своем профиле деятельности. Тактические — направлены на решение отдельных этапов стратегических целей, например, проведение модернизации отдельных видов оборудования. Они призваны решать цели годового плана (оперативные) и текущего задания (операционные). По сроку действия цели разделяют на долгосрочные (свыше пяти лет), среднесрочные (от года до пяти лет) и краткосрочные (до одного года). В краткосрочных целях конкретизируются необходимые действия, и они являются проводниками на пути реализации долгосрочных. По содержанию цели подразделяют на технологические, экономические, производственные, административные, маркетинговые, социальные. К технологическим целям можно отнести процессы автоматизации, оснащение интеллектуальной техникой рабочего места руководителя, техническое перевооружение существующих и новое строительство производственных мощностей. Под экономическими целями может выступать сохранение и поддержание на необходимом уровне всех финансовых ресурсов. Производственные цели могут выражаться в достижении уровня производительности труда при производстве всех (или отдельных) видов продукции. Административные цели могут определять критические области управленческого воздействия и приоритетные задачи, обеспечивающие получение намеченных результатов, надежного взаимодействия между сотрудниками, надлежащей их дисциплины. Маркетинговые цели связывают с определением потребности населения и производства в продукции и услугах предприятия, завоеванием сегментов рынков сбыта, поддержанием и завоеванием лидерства в ценах и пр. Научно-технические цели связывают с разработкой и внедрением новых видов и совершенствованием выпускаемых образцов продукции, завоеванием лидерства по вводу на рынок новых видов продукции, используя для этих целей определенный процент прибыли. Социальные цели ориентируются на установление благоприятных условий труда, жизни и отдыха работников, повышение их профессионального уровня и т. п. С точки зрения приоритетности выделяют: необходимые цели, реализация которых пропорционально сказывается на результатах деятельности; желательные, осуществление которых позволят в определенной степени получить гарантии; возможные цели, которые в данный период по существу ничего не меняют. По форме выражения бывают цели, характеризуемые количественными показателями, например, объем производства в рублях, тоннах, штуках; описываемые качественно — улучшение морально-психологического климата в коллективе. С точки зрения уровней различают общие и специфические цели. Общие цели формируются на основе общего представления, философии, т. е. миссии организации, отражают важнейшие направления деятельности всего коллектива и могут быть интегральными и функциональными. Специфические цели разрабатываются в каждом подразделении и определяют основные направления его деятельности исходя из установок общих целей. Как правило, организация ставит и реализует не одну, а несколько целей, которые важны для функционирования и стратегического развития. Представленный здесь один из возможных вариантов классификации целей, позволяет конкретизировать задачу целеполагания и использовать механизм наполнения одной цели на другую. Например, сначала разрабатывается долгосрочная цель, а исходя из нее — краткосрочная. При достижении последней с учетом появившихся изменений разрабатывается другая долгосрочная цель, а на ее основе — очередная краткосрочная. В результате формируется упорядоченная и сбалансированная система целей и механизм ее постоянного обновления. На практике в качестве механизма используют построение целевой модели в виде древовидного графа — дерева целей. При построении дерева целей руководствуются следующими правилами: · общая цель, находящаяся в вершине графы, должна содержать описание конечного результата; · при развертывании общей цели в иерархическую структуру целей исходят из того, что реализация подцелей каждого последующего уровня является необходимым и достаточным условием достижения цели предыдущего уровня; · при формировании целей разных уровней необходимо описывать желаемые результаты, не описывая способов их получения; · подцели каждого уровня должны быть независимы друг от друга; · фундамент дерева должен составлять задачи, представляющие собой формулировку работ, которые могут быть выполнены определенным образом и в конкретные сроки.
|