![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Организационные формы управления инновационной деятельностью
В современных условиях сложились устойчивые механизмы управления научно-технической деятельностью, отражающие особенности интеграции науки и производства, главными из которых являются: ориентация исследований и разработок на потребности рынка; усиление влияния рыночных факторов и рыночной конъюнктуры на определение целей и стратегий предприятий. Формы организации и управления научными исследованиями имеют большое разнообразие: 1) государственные научно-технические центры (институты, конструкторские бюро, специальные конструкторские бюро и др.); 2) государственные научно-технические программы; 3) независимые научно-технические организации (научно-технические центры, научные лаборатории, венчурные компании и др.); 4) внутрифирменные научно-технические центры; 5) научно-технические филиалы и дочерние научно-технические компании промышленных фирм и ТНК; 6) внутрифирменная сеть научных подразделений (подразделения НИОКР); 7) научно-технические (творческие) коллективы по программам и проектам; 8) технопарки; 9) корпорации научных и технических коллективов. Фундаментальные и прикладные разработки в современных условиях выполняются непрерывно специализированными научными, учебными коллективами в государственных научно-технических центрах и научных лабораториях, в вузах и значительно реже в независимых научно-технических фирмах. Прикладные исследования ведутся также во многих крупных корпорациях (ТНК). Разработка нововведений по отдельным видам продукции реализуется в виде новых поколений такой продукции с новыми, отличающимися характеристиками и качеством. Каждое последующее поколение имеет меньшую продолжительность жизненного цикла, при этом увеличивается поток информации, сопровождающий создание нового продукта, появляется возможность параллельного выполнения работ по новациям новых поколений. Реализация инновационной деятельности в большинстве случаев осуществляется в виде конкретных инновационных проектов. Такой проект можно понимать как дело, деятельность, мероприятие, предлагающее осуществление комплекса определенных действий, обеспечивающих получение нового результата, достижения новых целей, а кроме того, как систему организационных, правовых, методических, расчетных, теоретических и финансовых правил и документов, необходимых для осуществления целенаправленных действий по развитию предприятия и обеспечению его конкурентоспособности в условиях международной интеграции рынка. Новым в 80-е гг. явилось создание и развитие интегрированных систем управления процессом инновации, который выделился из общего процесса управления производством и выпуском традиционной продукции. Переход к новой системе управления предусматривает выделение проблематики инновационного процесса и превращение ее в самостоятельный объект исследований. Управление нововведениями представляет собой совокупность основных функций менеджмента (маркетинга, планирования, организации, контроля и мотивации), которые направлены на решение специфических задач поиска идей, разработки и внедрения нововведений, обеспечивающих конкурентоспособность фирмы в течение всего периода ее существования. Сфера управления нововведениями охватывает все стороны хозяйственной деятельности предприятия, направленной на получение выгоды (прибыли) или социального эффекта: научные исследования и разработки (НИОКР), производство, сбыт, финансирование работ, информационное обеспечение, обмен технологиями и т. д. Управление инновационным процессом направлено на решение следующих проблем: 1) исследование рынка для определения необходимой новации, в том числе определение: ожидаемого спроса на новые продукты в части их качественных и потребительских характеристик и цены, а также условий поставки и обслуживания; стратегии продвижения на рынок; 2) прогнозирование жизненного цикла нового продукта и необходимых мероприятий по созданию, производству и сбыту продукта в течение его жизни (размеру и характеру необходимых производственных площадей, необходимым инвестициям, условиям обеспечения персонала и т. п.); 3) определение системы сбыта нового продукта; 4) анализ условий обеспечения ресурсами, необходимыми для производства (материалами, полуфабрикатами и комплектующими изделиями, в том числе доступностью этих ресурсов и конъюнктуры рынков ресурсов); 5) определение субподрядчиков для освоения и необходимых поставок оборудования и оснастки, а также кооперированных поставок деталей, узлов и полуфабрикатов, в том числе определение степени и форм их участия в реализации нововведений (партнерство, создание совместных производств и др.); 6) проработка взаимодействия с конкурентами при освоении технически сложного и (или) рискового продукта; 7) оценка и анализ затрат и выгод вариантов нововведений и их внедрения с учетом реальной и прогнозируемой рыночной конъюнктуры; 8) оценка эффективности инвестиций в конкретное нововведение и планирование инновации как инвестиционного проекта с учетом альтернативных вариантов инвестиций в другие проекты; 9) анализ ожидаемых рисков и неопределенностей. Определение средств и методов их минимизации и управления ими; 10) исследование технологического уровня конкретной инновации и возможностей передачи (заимствования) технологий в процессе создания, освоения, размещения и поддержания минимально необходимого уровня продаж на рынке; 11) определение организационной формы проведения работ но созданию, освоению и производству, а также сбыту нового продукта. Понятие системы управления включает создание инновационной структуры и соответствующей культуры управления инновациями, при которых основные направления технологического развития и совершенствования производства предприятия (корпорации) связаны с созданием новой продукции и интегрируются в общий стратегический план его развития.
|