Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Чиновнику. (В.В. Гришину) *В.В. Гришин — Первый секретарь МГК КПСС.
(В.В. Гришину) * В.В. Гришин — Первый секретарь МГК КПСС. Уважаемый Виктор Васильевич! Я знаю, что у вас на приёме был Ю.П. Любимов, знаю, каков был разговор, и всё же решаюсь написать Вам. Театр на Таганке, которым руководит Ю.Любимов, существует уже несколько лет. Мне кажется, что за долгие годы в Москве не было такого темпераментного, гражданского искусства. Театр открылся пьесой Брехта. Я не знаю, видели ли Вы этот спектакль, но, уверяю Вас, что на множество людей он произвёл огромное впечатление. Теперь принято говорить, что режиссёры, подобные Любимову, рассчитывают на скандал. Но, поверьте, то же самое говорили когда-то и о самом Брехте, и о Маяковском. Любимов сделал настоящий брехтовский спектакль, а скандал подымали только те люди, которые обычно раздражаются, когда видят перед собой что-либо из ряда вон выходящее. Им режет глаза новизна, и они не в состоянии разобраться в существе дела. Но, опять-таки, я уверяю Вас, что большинство серьёзных людей глубоко восприняли первый любимовский спектакль. Затем этот театр поставил ряд необычных поэтических представлений. Вокруг них возникали споры, их много раз редактировали, поправляли, и у некоторых людей от всей этой нервной сумятицы осталось в голове лишь упрямство Любимова и отдельные полемические заострения, которые режиссёр допускал в своих работах. Однако зритель приходит в зал, не будучи посвященным во все эти «внутренние» трения. Я был на этих спектаклях и видел, как горячо публика принимала их, я видел, как плакал писатель Валентин Катаев на «Павших и живых». Я видел, как светились гордостью и восторгом зрительские лица за наших поэтов военного времени. Я всегда удивлялся, как некоторые люди, сидя на этом спектакле с холодным сердцем, улавливали только отдельные неточности, но не схватывали целого. А это целое безусловно волновало и по-настоящему воспитывало. И теперь можно найти людей раздражённых на спектакль, но, опять-таки, честное слово, не они определяют зрительскую реакцию. Казалось, что долгие призывы к художникам по поводу того, что они должны создавать не только бытовые, лирические спектакли, но и социальные полотна, отражающие мощь и широту нашего времени, услышаны и что в Москве, наконец, появился такой театр. Об этом много говорили и писали. И вдруг теперь люди узнают, что у этого театра «неправильная линия» и что его руководителя снимают... Как совместить всё это? Говорят, что Любимова уже предупреждали несколько раз, что он упрям, что им трудно управлять и т.п. Но не заслоняют ли подобные внутренние сложности того большого дела, которое этот режиссёр делает и делал? Не получится ли с Любимовым так же, как в прежние годы получалось с некоторыми нашими выдающимися художниками, которых постигла трагическая участь? Поверьте, я достаточно взрослый человек и понимаю сложность момента. Я понимаю и то беспокойство, которое вызывают у Вас некоторые наши поступки и некоторые наши работы. И всё же, мне кажется, нельзя заслонить человеческими недостатками Любимова всех тех крупных достоинств, которые уже принесли в нашу культуру его спектакли. Разве не оправдываются все трудности работы с ним тем результатом, которого он добивается в лучших своих спектаклях? Разве какая-нибудь серость и равнодушная посредственность в театре лучше? Конечно, всегда появляются новые художники и, как говорится, «свято место пусто не бывает», и всё же подобные потери никогда ещё не обогащали наше искусство. Я не знаю, как Вам характеризуют нас, художников. Вероятно, отрицательно. Но, поверьте, что в этих характеристиках очень много, слишком много преувеличений. Мы принадлежим искусству и стране, в которой работаем. Мы любим эту страну, болеем за неё и много трудимся. И это письмо написано не просто из «полемической задиристости».
|