![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Рекомендации по подготовке к семейной жизни детей с нарушениями психики и интеллекта
Успешное развитие ребенка невозможно без наличия широких социальных контактов, постоянного общения с различными людьми. Дети с отклонениями в умственном развитии так же, как и обычные дети, стремятся к разнообразному общению со сверстниками. Однако часто круг межличностного общения нетипичных детей является ограниченным. Причинами этого, с нашей точки зрения, прежде всего выступает малое число контактов таких детей с обычными сверстниками. Родители часто стараются оградить круг общения своего ребенка, опасаясь, что его отношения с обычными детьми не сложатся, что его будут обижать, что у него не получится найти общий язык. Отрицательной стороной такого подхода выступает «оранжерейное» воспитание ребенка, который растет в щадящих условиях. В будущем это может стать причиной развития у него депрессивного состояния, так как окружающие его не понимают, избегают, а он не умеет и не знает каким образом можно познакомиться, установить контакт, построить дружеские отношения. Родители должны в полной мере пользоваться ситуацией, когда они могут находиться рядом с ребенком для формирования у него навыков общения. Общение предполагает как активные формы взаимодействия (организация совместной деятельности), так и пассивные (например, слушание). Процесс общения будет наиболее продуктивным, если ребенок научится и тому и другому. Его первыми учителя могут стать родители, которые покажут как, например, можно организовать интересную совместную игру или как слушать человека, чтобы ему было приятно с Вами общаться. Наиболее распространенные варианты продуктивного взаимодействия с другими людьми представлены в различной литературе, которую без труда могут найти родители [59]. Жизнь ребенка не должна замыкаться только в кругу своей семьи или в специализированных учреждениях. Он должен так же, как и все дети, ходить в гости, посещать детские праздники, различные представления, спортивные мероприятия и по мере возможности в них участвовать[60]. Ребенку нужно не только помогать в установлении контактов со сверстниками (например, подвести к ребятам, катающимся на горке), но и учить разговаривать с ними, задавать вопросы и отвечать на них, то есть вести беседу. Хорошо, если родители смогут познакомить ребенка практически со всеми детьми там, где он обычно гуляет. При этом его нужно стимулировать к самостоятельному знакомству, к организации простых совместных игр с детьми (например, катание машинок или «выпечка» пирожков из песка). Широкий круг знакомства не только позволит ребенку чувствовать себя более уверенно, но и позволит найти друзей по интересам, увлечениям. С целью укрепления взаимоотношений детей, формирования между ними теплых, дружеских связей важно постоянно создавать ситуации совместных переживаний, чтобы дети вместе радовались успехам или переживали неудачи. Этому способствует совместный просмотр мультфильмов, художественных фильмов, телепередач, совместные походы в музей, на выставку, в лес. Важным моментом является то, что родители должны подавать пример продуктивного общения. Желательно, чтобы мамы и папы познакомились с родителями детей. Общение родителей не только выступит образцом коммуникации для ребенка, но и, возможно, позволит решить разные семейные проблемы, так как они часто схожи у многих семей. Известны случаи, когда вынужденное общение родителей на детских площадках перерастало в дружбу семьями. Большой круг общения семьи как нельзя лучше способствует развитию и социализации маленького человека. Учитывая, что детям с нарушениями психики и интеллекта, аутичным детям иногда сложно поддерживать длительные отношения со сверстниками, родители должны придти им на помощь. Прежде всего, это может проявляться в организации встреч детей в домашних условиях, либо вне дома (совместные прогулки). На первых порах родители могут не только просто следить за детьми, но и предлагать им различные виды игр, беседовать об окружающем мире, стимулировать любознательность детей, задавая им различные вопросы. Такие встречи в этом случае будут способствовать не только хорошему проведению времени, но и развитию детей. Нужно постараться, чтобы дом ребенка был интересен для его сверстников, что потребует проявления творчества со стороны родителей. Первый раз можно пригласить детей на какой-нибудь праздник ребенка (например, именины или день рождения). Дети будут благодарны взрослым, если те проявят творчество при подготовке и проведении праздника, если постараются сделать праздник для детей, а не для себя. Интересны игры в поиски клада (подарка), когда по заранее заготовленной карте (схематичное изображение дома, квартиры), дети, отгадывая загадки, ребусы могут самостоятельно найти клад. Прекрасно украсят комнату разных размеров и цвета воздушные шары, стенгазета, где представлен на фотографиях именинник с момента рождения до празднуемой даты. Нужно помнить, что дети любят двигаться, играть и им тяжело сидеть несколько часов за столом. Поэтому лучшим продолжением праздничного чаепития будут подвижные игры (прятки, сбивание кеглей, строительство самой высокой башни). Замечательно если имеется возможность поиграть с детьми во дворе («догонялки», веселые эстафеты). Также привлекательны для многих детей традиции, которые существуют в семье. В основе традиций, обычаев лежит всегда какая-либо идея, ценность, норма, опыт семьи. В одних семьях, например, традиция празднования дня рождения реализуется в детском празднике с поздравлениями, пожеланиями, подарками, веселыми играми, пением, танцами, радостное воспоминание о котором сохранится на долгие годы не только для именинника, но и для всех присутствующих. А в другой семье день рождения ребенка - повод для очередного взрослого застолья с обильными возлияниями, пьяными выяснениями отношений, за которыми полностью забыт ребенок, его праздник, его потребность в радости. От такого «празднования» у ребенка надолго сохранится горечь и обида на самых близких людей [61]. Во многих семьях до настоящего времени сохранилась традиция общесемейных трапез, которые восполняют недостаток живого общения между членами семьи в повседневной жизни. Всем детям без исключения нравятся традиции - торт по воскресеньям или чаепитие со сладкими пирожками в субботу. Также можно сделать традицией чтение сказок по вечерам в выходные дни или рассказывание интересных историй, семейное рукоделие, составление генеалогического древа, создание домашнего театра, коллекционирование цветов, листьев в гербариях, камней, марок. Будет здорово, если мамы и папы «откроют» в домашних условиях кружок «Умелые ручки» или «Лучший пекарь» (название кружков и виды деятельности в них зависят только от фантазии родителей). В этих кружках дети могут учиться делать поделки из бумаги, складывать пазлы, вышивать или под руководством мамы печь печенья. Главное, чтобы организовывалась совместная деятельность ребенка с детьми, со взрослыми. Конечно, всё это требует от родителей уймы сил, времени, но это мелочи по сравнению со счастливым будущим их ребенка. Хорошим средством развития коммуникативных способностей, формирования навыков общения выступает совместная деятельность ребенка с другими детьми. Проблемой здесь выступает то, что чаще всего нетипичные дети не могут в полной мере проявить свою индивидуальность в группах, и вынуждены играть навязанные роли. Поэтому задачей родителей является проявление внимания к позиции ребенка в группе, проведение анализа его деятельности, роли в ней (какое место он занимает в группе? Всегда ли ребенку интересно с ребятами? Какую деятельность предпочитают и одобряют в группе? Какова структура подчинения: каждый за себя или существует лидер? Кто является лидером?). Подобный анализ позволит не только определить действительное место ребенка в группе, увидеть насколько ребята считаются с его мнением, но и узнать основные виды деятельности группы, какие поступки одобряются, а какие порицаются, имеются ли случаи унижения ребенка, побуждения его к противоправным действиям. При обнаружении негативных тенденций в общении ребенка необходимо постараться повлиять на сложившиеся межличностные отношения в группе (побеседовать с ребятами, высказать, что беспокоит; встретиться с их родителями). Если это не помогает - лучше всего оградить ребенка от общения с ребятами данной группы, переключив его на какое-нибудь интересное дело, постараться ввести его в иную группу (например, записав в спортивную секцию, кружок, студию, ансамбль). При этом целью выступает не достижение высот в той или иной деятельности, а, прежде всего - организация продуктивного общения с другими детьми, расширение кругозора ребенка. Вполне допустимо, если ребенок за полгода побывает в двух-трех секциях или кружках. Это позволит ему познакомиться с разными видами деятельности, увлечениями, узнать многих людей, среди которых, возможно, он найдет себе друзей. Часто обычные дети перепробуют множество видов деятельности, прозанимавшись в различных студиях, ансамблях, секциях, прежде чем найдут действительно интересное для них занятие. Если родители видят, что у ребенка не складываются отношения с членами группы (секции, кружка) возможно, нужно обратиться с просьбой к руководителю, чтобы он больше внимания уделил ребенку, стимулировал и поддерживал его контакты с другими детьми, учил его общению. Следует помнить, что отношение обычных детей к детям, которые непохожи на других в первую очередь определяется отношением взрослых. Если взрослые люди (родители, воспитатели, руководитель кружка, секции) воспринимают ребенка с ограниченными возможностями как странного, не знают как с ним себя вести, то и обычные дети начинают сторониться его, могут проявить агрессию. Поэтому крайне важно, чтобы взрослые относились к нетипичному ребенку как к обычному, не выделяли его, не подчеркивали его неудач, а наоборот подчеркивали успех. Возможно родителям придется переговорить с руководителем о изменении его отношения к их ребенку. Крайне важным является включение ребенка в разнообразные формы деятельности детей. Необходимо всячески приветствовать посильное участие в различных формах специально организованной досуговой деятельности в образовательных или реабилитационных учреждениях, в учреждениях системы дополнительного образования детей (домах творчества, дворцах творчества юных, студиях, клубах). Учреждения данной системы были и остаются одной из наиболее эффективных форм развития склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи. Желание ребенка самоутвердиться в детском коллективе, среди сверстников может быть удовлетворено благодаря участию в художественной самодеятельности. Одни поют в хоре, другие занимаются в драмкружке, третьи - оформляют сцену для выступления, изготавливают костюмы и т. п. Вместе с тем от общей деятельности детей по подготовке выступления зависит в целом успех коллектива художественной самодеятельности, например на районном, городском или областном смотре-конкурсе, фестивале. Здесь наиболее естественным путем раскрываются способности детей, которые нужно вовремя увидеть, поддержать, помочь развиться. В этом состоит особая задача руководителя кружка, студии. Любое проявление положительного отношения ребенка к занятию, желание участвовать в общем деле должны стимулироваться руководителем. Психологический микроклимат, виды и содержание деятельности в учреждениях системы дополнительного образования как нельзя лучше способствует разностороннему развитию ребенка, раскрытию его способностей, коррекции имеющихся отклонений, решению проблем межличностного общения, прежде всего благодаря организации взаимопомощи детей. Взаимодействие детей помогает им лучше понимать друг друга, вырабатывает элементарные умения общаться. В широком спектре видов, направлений досуговой деятельности любой ребенок всегда может найти то, что ему особо интересно, что позволяет наиболее полно реализовать его творческий потенциал. В рамках досуговой деятельности легче создать ситуации успеха ребенку, меньше требований, которым надо следовать, проще проявить себя как личность. Ребенок с ограниченными возможностями может иметь достаточно высокий социальный статус даже в разновозрастных группах детей, так как он, например, лучше всех рисует или поёт, сочиняет стихи, пишет картины, создает картины и композиции из природного материала (засушенных листьев, цветов, коры и веток деревьев, желудей). Популярность ребенка в группе сверстников прежде всего связана с тем, что ребенок может делать лучше других, насколько он успешен в тех видах деятельности, которые наиболее значимы для членов группы (кружка, студии). Следовательно, если ребенок стремится заслужить уважение других детей необходимо заниматься не только в кружке, но и в домашних условиях. Тем более что дома возможна помощь родителей в виде совета или показа выполнения каких-либо элементов задания (например, упражнение, картина, поделка, музыкальное произведение). Таким образом, в целях формирования у ребенка продуктивных навыков межличностного общения необходимо постоянно расширять круг знакомств ребенка, учить его диалогической беседе, установлению и поддержке дружеских отношений, развивать творческие способности, повышать самооценку за счет поощрения достижений ребенка. Литература 1. «Любовь - самая прекрасная жизнь!» Минск: БелАПДИиМИ, 2003. 2. Айшервуд М. Полноценная жизнь инвалида. М., 1991. 3. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. 4. Акивис Д.С. Отцовская любовь. М., 1989. 5. Алвин Дж., Уорик Э. Музыкальная терапия для детей с аутизмом.-М.: Теревинф, 2004. 6. Амосов Н.М. Никитины Б.П. и Е.А. Рекомендации супругов Никитиных от года до школы. М., 1991. 7. Астапов В.М., Лебединская О.И., Шапиро Б.Ю. Теоретико-методологические аспекты подготовки специалистов социально-педагогической сферы для работы с детьми, имеющими отклонения в развитии. М., 1995. 8. Афанасьева М. М. Семья: Учебное пособие для 9-10 классов средней школы. - 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Просвещение, 1988. - 225с. 9. Ачильдиева Е.Ф. Образ жизни городской семьи с ребенком-инвалидом // Нетипичная семья: образ жизни и положение в российском обществе / Под ред. Е.Ф. Ачильдиевой. М.: Станкин, 1997 10. Баракан А.И. Его Величество Ребенок какой он есть: Тайны и загадки. М., 1996. 11. Блинков Ю.А., Губарев Е.А., Черных A.M. Основы формирования полноценной жизнедеятельности детей с ограниченными возможностями. Курск, 1999. 12. Боздарев К.К. Единственный ребенок. М., 1988. 13. Бородулина СЮ. Коррекционная педагогика: психолого-педагогическая коррекция отклонений в развитии и поведении школьников. Ростов н/Д: «Феникс», 2004. 14. Брайнс Дж. Как общаться с инвалидами. М.: «Преодоление», 1993. 15. Венгер Л.А., Венгер А.Л. Домашняя школа. М., 1994. 16. Выготский Л.С. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства. М., 1936 17. Выготский Л.С. Проблема умственной отсталости. Умственно отсталый ребенок / Под ред. Л.С. Выготского и И.И. Данюшевского. М., 1935 18. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М., 1960. 19. Гергишанов Т. Семейные будни, или нежность на каждый день: Пер. с болг. М., 1992. 20. Гиппенрейтер Ю.В. Общаться с ребенком. Как? М., 1995. 21. Государственный доклад " О положении детей в Российской Федерации. 2000 год". Министерство труда и социального развития РФ. М., 2000 22. Дементьева Н.Ф. Роль семьи в воспитании и обучении детей с особыми нуждами. М., 1996. 23. Дементьева Н.Ф., Багаева Г.Н., Исаева Т.Н. Социальная работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями. М: Ин-т социальной работы, 1996. 24. Денискина В.З. Коррекционный курс «Домоводство и самообслуживание» в старших классах для детей с нарушением зрения (методические рекомендации). Уфа, 1996. 25. Дети с ограниченными возможностями здоровья: коррекция, адаптация, общение. М: «Дом», 1999. 26. Дименштейн Р.П., Кантор П.Ю., Ларикова И.В. «Особый» ребенок в России. Как реализовать его права на образование и реабилитацию / Социально-педагогическая интеграция в России. Первые шаги / Под ред. А.А.Цыганок. М., 2001. 27. Духовно-нравственные основы семьи: Хрестоматия для учителя. Ч. 3. -Школьная Пресса, 2001 28. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. М.: Просвещение, 1995 29. Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твое здоровье. Формирование сексуальности - СПб.: Мир и семья, 2000. - 72 с. 30. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. М., 1990. 31. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. Как помочь «особому» ребенку. Книга для педагогов и родителей. СПб., 2000. 32. Зотова A.M. Интеграция ребенка-инвалида в среду здоровых сверстников как метод социальной адаптации // Дефектология, 1995. №3. 33. Иванов Е.С., Исаев Д.Н. Что такое умственная отсталость. Руководство для родителей. СПб., 2000. 34. Исаев Д.Н., Каган В.Е. Половое воспитание детей. - Л.: " Медицина", 1988 35. Каган В.Е. Воспитателю о сексологии. - М.: " Педагогика", 1991 36. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей: Пер. с англ. / Обш. ред. и предисл. В.П. Зинченко и Ю.М. Жукова. М., 1989. 37. Как помочь ребенку войти в современный мир? / Под ред. Т.В.Антоновой. М., 1995. 38. Карвасарская И.Б. В стороне. Из опыта работы с аутичными детьми. М.: Теревинф, 2003. 39. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей: Пер. с англ. / Обш. ред. и предисл. В.П. Зинченко и Ю.М. Жукова. М.: Прогресс, 1989. 40. Колесов Д.В. Беседы о половом воспитании. - М.: " Педагогика", 1980. 41. Короткова Н.А., Михайленко Н.Я. Как играть с ребенком. М., 1990. 42. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии / Под ред. Б.П. Пузанова. М., 1999. 43. Корчак Я. Как любить детей. М., 1991.Корчак Я. Как любить детей. Минск, 1980. 44. Кулагина Е.В. Тендерные проблемы адаптации семей с детьми-инвалидами // Народонаселение. 2003. № 4. 45. Кулагина Е.В. Домашний труд по уходу за детьми-инвалидами: проблемы замещения на институциональном уровне // Журнал исследований социальной политики. Т.2. 2004. № 1. 46. Кулагина Е.В. Занятость родителей в семьях с детьми-инвалидами // Социологические исследования. 2004. №6. 47. Кулагина Е.В. Семьи с детьми-инвалидами: социально-экономическое положение (на примере Москвы) // Народонаселение. 2002. №1. 48. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. М.: «Академия», 1999. 49. Кэмпбелл Р. Как на самом деле любить детей. М., 1982. 50. Лапшин А.И., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. М., 1996. 51. Ле Шан Э. Когда ваш ребенок сводит вас с ума: Пер. с англ. М., 1990. 52. Лявшина Г.Х. Сексуальное воспитание детей и подростков. СПб.: «Издательство «ДИЛЯ», 2003. 53. Малева Т., Васин С. Инвалиды в России - узел старых и новых проблем // «Рго et Contra». 2001. Т. 6. №3. 54. Маллер А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями / Книга для родителей. М., 1996. 55. Маллер А.Р., Цикото Г.В. Обучение, воспитание и трудовая подготовка детей с глубокими нарушениями интеллекта. М., 1988 56. Медведева И.Я., Шишова Т.А. Книга для трудных родителей. М., 1994. 57. Мертус Дж. Права женщин - права человека. М., 1996. 58. Навстречу незрячему. - М., 1998. 59. Никольская О.С, Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок: пути помощи. М.: Теревинф, 1997. 60. Овладение инвалидами по зрению умениями и навыками самообслуживания и ведения домашнего хозяйства (методическое пособие). - Воронеж, 1992. 61. Певзнер М.С. Дети-олигофрены. М., 1959 62. Петровский А.В. Дети и тактика семейного воспитания. М., 1981. 63. положение (на примере Москвы) // Народонаселение. 2002. №1. 64. Положение инвалидов в Москве. М.: Медицина, 2004 65. Помощь родителям в воспитании детей: Пер. с англ. / Общ. ред. В.Я.Пилиповского. М., 1992. 66. Права человека: Методика преподавания в школе. Пермь, 1999. 67. Правовые, организационные и методические основы формирования и реализации индивидуальной программы реабилитации инвалида. Методические рекомендации для специалистов Государственных служб МСЭ и реабилитации инвалидов. М., 2000. 68. Психология воспитания детей с нарушением зрения / Под ред. Л.И. Солнцевой и В.З. Денискиной. М., 2004. 69. Разумихина Г. П. Мир семьи: Книга для учащихся старших классов по курсу " Этика и психология семейной жизни". - М.: Просвещение, 1986.- 208с. 70. Разумихина Г.П. Будь, пожалуйста счастлив: Материалы к программе 71. " Этика и психология семейной жизни". Вып. 2. - Школа-Пресс, 1999. 72. Рогов Е.И. Психология отношений мужчины и женщины. М.: Владос, 2002. 73. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. М., 1986. 74. Силласте Г.Г. Социальная адаптация семей с онкологически больными детьми // Социс. 1997. № 1. 75. Ситаров В., Маралов В. Психология и педагогика ненасилия. М., 1997. 76. Смирнова Е.Р. Семья нетипичного ребенка. Саратов: СГУ, 1996. 77. Собкин B.C. Подросток с дефектом слуха: ценностные ориентации, жизненные планы, социальные связи. Эмпирическое исследование. М.: ЦСО РАО, 1997. 78. Соколова Н.Д. Развитие игровой деятельности умственно отсталых дошко-льников.М., 1983. 79. Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Шарова О.Д. Жить в мире с собой и другими. Тренинг толерантности для подростков. М., 2000. 80. Социальная работа / под ред. В.И.Курбатова. Ростов на Дону: «Феникс», 1999. 81. Субботский Е.В. Ребенок открывает мир. М., 1991. 82. Сухарева Г.Е. Лекции по психиатрии детского возраста. М.: Медицина, 1974. 83. Торе Дела А. Ошибки родителей / Пер. с итал. Ю.Азарова. М., 1993. 84. Флоренская Т.А. Мир дома твоего: Материалы к программе " Этика и психология семейной жизни" в новой, 1997 г., редакции. Вып. 5. - Школа-Пресс, 1999 85. Фурутан А.А. Отцы, матери, дети: Практические советы родителям: Пер. с англ. М., 1992. 86. Холостова Е.И., Дементьева Н.Ф. Социальная реабилитация: М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2003. Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка. М., 1989. 87. Чарова О.Б., Савина Е.А. особенности материнского отношения к ребенку с интеллектуальным недоразвитием // Дефектология, 1999. №5. 88. Шапиро Б.Ю. Половое воспитание, сексуальное образование и подготовка к семейной жизни // Российская энциклопедия социальной работы. В 2-х т. /Под ред. A.M. Панова и Е.И. Холостовой. М.: Институт социальной работы, 1997. Т. 2. С. 131-137 89. Шапиро Б.Ю. Психолого-педагогические аспекты подготовки молодежи к семейной жизни. - М.: " Знание", 1983 90. Шипицына Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. СПб., 2002. 496 с. 91. Шипицына Л.М. Развитие навыков общения лиц с нарушением интеллекта. СПб., 2000. 92. Шипицына Л.М., Иванов Е.С., Данилова Л.А., Смирнова И.А. Реабилитация детей с проблемами в интеллектуальном и физическом развитии. СПб., 1995. 93. Этика и психология семейной жизни / Под ред.И.В.Гребенникова -М.: " Педагогика", 1987.
Интернет-ресурсы 1. https://r-komitet.narod.ru/obraz/obr_sex_edu.htm 2. Вебсайт Городской общественной организации родителей-детей-инвалидов Санкт-Петербурга https://www.gaoordi.ru/publish/id/000402.shtml 3. Вебсайт профессора Суворова, инвалида с детства https://www.asuvorov.narod.ru 4. Вебсайт Региональной общественной организации инвалидов «Перспектива» https://perspektiva-inva.ru 5. Виртуальный центр независимой жизни молодых инвалидов Магаданской области https://independentfor.narod.ru/ 6. Деточка.га https://detochka.ru 7. Здоровый родитель https://www.parents.ra/baby-entiy.html 8. Знайка. Детский торговый портал, https://znaika.com.ua/ 9. Интер-педагогика https://www.mter- 10. pedagogika.ru/shapka.php? sect_type=T l& menu_id=106 11. Информационный сервер на русском языке в Германии https://www.partner-inform.de/www/modules.php? name=News& file=article& sid=861 12. Кац М., Гиль Д. Руководство по взаимодействию родителей ребенка с СДВГ и школы https://adhd-kids.narod.ru/articles/coop_parents_and_school.html 13. Мама и малыш https://www.7ya.ru/pub/law/dayoff.asp 14. Милосердие.Ru. Сайт епархиальной комиссии Москвы по церковной социальной деятельности 15. https://www.miloserdie.ru/index.php? ss=4& s=19& id=522 Наши дети https://www.all-about-child.com/ 16. Отдыхайте с нами. Сайт для всей семьи, https://www.mykids.narod.ru 17. Раннее развитие детей. Информационный портал для заботливых родителей https://www.danilova.ru 18. Ресурсы для родителей, детей и педагогов https://kastaliya.narod.ru/kastaliya_ssilki.html 19. Родитель.ru https://parent.fio.ru/news.php? n=13208& c=1015 20. Российская ассоциация " Планирование семьи". https://www.medinfo.ru/this/sem/8sem/index.phtm] 21. Сайт родителей детей с СДВГ - синдромом дефицита внимания с гиперактивностью или без неё https://adhd-kids.narod.ru/index.html 22. Социально-психологический центр Я+Я https://www.iplusi.ru/12.htm 23. Танцующая планета. Вебсайт о танцах на инвапидных колясках https://dancingplanet.narod.ru/ 24. Форум https://disability.ru 25. Эти дети.ru - https://www.eti-deti.ru/st_obchen_9.html Приложение. Подготовка детей-инвалидов к семейной жизни: программа занятий для родителей и специалистов. Библиотерапия: приемы работы. Тренинг временной трансспективы. Школа-мастерская как форма эффективной социализации подростков и молодых людей с серьезными нарушениями развития. Школа правовых знаний Приложение 1. Подготовка детей-инвалидов к семейной жизни Программа занятий для родителей и специалистов
|