![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методика проведения
Материалы тренинга могут использоваться и для диалога с подростком (с теми подростками, кто ограничен во многих внутренних ресурсах), и для его индивидуальной работы над собой (для тех, кто склонен разбираться в себе, проявляет интерес к своему внутреннему миру). Материал для индивидуальной работы выделен в рамках. Работа в диалоге нужна тем подросткам, которые отличаются слабостью волевых усилий. Для них в программу тренинга включены дополнительные упражнения, которые могут использоваться по усмотрению тренера. Этот тренинг может стать хорошим началом в вашей работе с подростком. Эти упражнения направлены на пробуждение рефлексии подростков. Существенным ограничением для проведения этого тренинга становится недавняя утрата (например, смерть кого-то из близких, отказ от подростка со стороны семьи и т.д.). Кроме того, подростки могут нуждаться в предварительной подготовке для такой работы - например, участии в групповой работе. Вы сами можете установить режим работы - разделите ли вы тренинг на несколько занятий или проведете упражнения за один раз. Каждый новый шаг тренинга отделен заголовком. Если вы решаете разделить тренинг на несколько занятий, то начинайте каждое занятие с вопросов «Чем мы занимались на прошлом занятии?», «Что тебе больше всего запомнилось на занятии?», «К каким вопросам ты хотел бы вернуться?». Мы рекомендуем самим тренерам «проиграть» упражнения тренинга на себе до того, как вы начнете работать с ребятами. В рекомендациях тренеру приведены и формы записи вашей работы с подростком, которые могут быть включены в дневник вашей работы. В заключении тренинга спросите подростка о том, что ему понравилось в проведенных занятиях, что показалось сложным и не очень интересным. В финале тренинга, если вы работали с подростком несколько недель, можно повторить первоначальное упражнение - попросить подростка еще раз написать свои желания. Заключительное собеседование можно провести, сравнивая первоначальный список желаний и финальный вариант. В ходе этого тренинга специалист может выявить самые болевые точки подростка, те проблемы, в решении которых подростку нужны поддержка и содействие. Желаемыми результатами работы становятся: ■ Формирование активной позиции подростка в решении вопросов своей социальной реабилитации. ■ Расположение подростка к участию в социально-психологических программах. ■ Пробуждение интереса к себе и своим ресурсам. ■ Развитие ответственности и самостоятельности. Диагностика продвижения может основываться на том, как подросток рассуждает о желаемых целях и путях их достижения. Важно опираться на динамику подростка, а не на существующие представления о том, какими должны быть представления подростка о своем будущем. Проработка перспективы может спровоцировать такое явление как контрперенос - когда специалист не согласен с представлениями подростка и стремится, опираясь на свои принципы и ценности, изменить подростка. Помните, что перспектива жизни активизируется в рамках гуманистического подхода, т.е. основанного на движении специалиста за стремлениями и отношениями клиента. Во многом советы и рекомендации в этой ситуации - не только неблагодарная работа, но и фактор риска в ваших отношениях с подростком. Если семья и семейные отношения значат для подростка больше, чем профессиональный рост, не нужно менять его установки, и наоборот. Предоставьте подростку возможность самому решать, что правильно для него или для нее, а что нет. В то же время почаще вызывайте подростка на дискуссию - скорее всего, многие из них привыкли или к глухому сопротивлению мнению других, или безоговорочному доверию к точке зрения взрослого. Пусть подросток получит опыт отстаивания своей точки зрения - провоцируйте его не соглашаться с Вами, находить убедительные доводы и т.д.Еще один риск проведения этой программы - сопротивление подростка формированию представлений о своем будущем. «Зачем думать о будущем, если от нас мало, что зависит, нужно жить только сегодняшним днем, нельзя загадывать» - вот неполный перечень доводов, которые приводит подросток, закрываясь от такой работы. В основе такого сопротивления находится привычка к перекладыванию ответственности на других, которая только усиливается в закрытых учреждениях, где жизнь идет по заведенному порядку, который оставляет мало места единственно доступному способу свободного времяпрепровождения, а именно размышлению. Возможно, вам стоит сказать подростку, что сейчас ему трудно думать за себя, но это важно для того времени, которое наступит после выхода из интерната. Можно обсудить с подростком и такую проблему, как смысл жизни, от чего он зависит, только ли от стечения обстоятельств или чего-то еще. Многие герои, популярные среди подростков, оказывались в безвыходных ситуациях и спасались, во многом благодаря стремлению к будущему. Попросите подростка привести примеры такого поведения (Робинзон Крузо, Монте-Кристо, герои многих современных мультфильмов: «Шрек», «Ледниковый период», «Корпорация монстров»). Еще одной причиной сопротивления становится неприятие ситуации инвалидности - «зачем думать о будущем, если я так ограничен в ресурсах». Если это отношение проявляется явно - подросток подчеркнуто отказывается говорить о настоящем, выказывает пренебрежение к тому, чему может научиться, считает, что свой теперешний опыт будет изживать годами, предложите ему определить, при каких условиях его настоящее стало бы еще невыносимее, а при каких - более сносным. Что окажется в центре внимания подростка - общенческие проблемы или ограничения его возможностей учиться и работать? Обсудите вместе с подростком, что за его отрицанием ситуации стоит и непринятие себя (не хочу верить, что это происходит со мной). Постарайтесь в ходе тренинга расположить подростка принять этот опыт, определить его отрицательные и положительные черты.
|