Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Теоретические основы тренинга
Эта серия упражнений направлена на формирование одного из самых значимых аспектов личности, который становится решающим фактором самоопределения, а именно, перспективы своей жизни. Теоретическую основу программы составляют исследования Жана Нюттена, который изучал взаимосвязь различных характеристик и типов временной перспективы и других аспектов поведения человека. Нюттен определил два основных ряда характеристик временной перспективы человека: динамический и содержательный. К динамическим характеристикам он отнес ■ «длину» перспективы - степень удаленности планов человека от настоящего; ■ равномерность перспективы - представленность планов на разные периоды жизни; ■ соотношение между вне-временными планами и планами, связанными с определенным периодом жизни; ■ наличие связи между перспективой и ретроспективой жизни человека, степень согласованности всех «отрезкой» будущего между собой и с настоящим (прошлым). Первый критерий, продленность перспективы, определяется по тому, как далеко «загадывают» люди. Представление человека о том, каким он будет через 10, 15, 20 и более лет, чтобы ему хотелось делать и т.д. - основные показатели того, какова длина перспективы человека. Само сопротивление человека заданию представить себя более старшим и даже старым свидетельствует о том, что «длина» перспективы своей жизни - в первую очередь свидетельство зрелости идентичности человека, его готовности принимать возможности и ограничения, которые приходят к человеку с возрастом. Для людей с ограниченными возможностями принятие своего возраста - довольно безболезненный по сравнению с принятием факта инвалидности опыт выстраивания адекватной позитивно ориентированной идентичности. По мнению Нюттена, человек планирует свое ближайшее будущее (ближайшие полгода или год), близкое будущее (следующие 5-6 лет) и отдаленное будущее. Изучение перспективы жизни людей с разной «историей» показат, что в ситуации длительного дистресса многие уходят в две крайности: планируют или только ближайшее будущее (живут по принципу здесь и теперь) или уходят от планирования обозримого будущего в планы отдаленного будущего (мечты). Дисбаланс перспективы часто связан с тем, что человек затрудняется в определении своей ресурсной базы. Отсутствие или недостаток каких-то ресурсов воспринимается здоровыми подростками как фатальность, для подростков с ограничениями в развитии или к тому же находящихся в закрытых учреждениях такая ситуация часто кажется безысходной. Развитие ресурсной базы представляется весьма важным направлением, но само по себе оно не имеет особой мотивирующей силы. Важно адресное развитие ресурсов в контексте замыслов и заветных желаний человека. Перспектива может быть не только ограниченной или неравномерной, но и отсутствовать вообще - когда планы и устремления человека не связаны со временем. Стать сильным, быть умным, оставаться красивым, нравиться другим, чтобы родители меня любили - все эти желания не связаны с определенным отрезком времени. Опыт показывает, что многие подростки подменяют перспективу своей жизни таким вневременными желаниями. Часто такое устремление выражено еще более явно, когда подросток хочет, чтобы все оставалось по-прежнему или, наоборот, все кардинально изменилось. Разбить такую преграду трудно - за нежеланием планировать свою жизнь обычно стоят довольно серьезные проблемы. В первую очередь такое отношение свойственно подросткам, оказавшимся в ситуации значительного дефицита внешних ресурсов - семейной поддержки, материальных условий жизни, позитивной социальной среды. Дети, лишенные родительского попечения, те, кто оказались в ситуации психотравмы (неожиданной утраты, насилия) часто показывают подобное отношение к своему будущему. Подросток попадает в замкнутый круг - он не может преодолеть последствий ситуации без того, чтобы сформировать представление о своем будущем, но не может сделать этого, потому что поглощен переживаниями настоящего. В стадии острого горя это и не требуется, но определенной части людей свойственно застревать на этих переживаниях и не переходить к позитивной работе горя. Часто движение к планированию своей жизни, пусть даже в игровых условиях, обсуждение того, что придает жизни человека осмысленность становится основным путем преодоления комплекса утраты. Следует отметить, что вневременные желания должны присутствовать в планах подростка, особенно если они отражают ценности и приоритеты человека, такие как стремление к доверительному, обоюдно полезному общению, развитию способностей, пониманию того, что происходит с человеком и вокруг него и т.д. Перспектива жизни может быть противоречивой и согласованной. Этот критерий связывает динамические характеристики с содержательными. Противоречие может проявляться в том, что в разные периоды будущего человек включает события, которые трудно совместить. Противоречивая перспектива в первую очередь свидетельствует о том, что подростку трудно выбрать между событиями и планами, требующими значительных усилий и выбора между ними. Чересчур согласованная перспектива также проблема - подросток видит будущее как туннель. Как раз такая проблема больше свойственна детям с ограниченными возможностями, чем отсутствие приоритетов. Важно расширить представление подростка о том, что может произойти, пробудить его интерес к разным сферам жизни. Отличительной особенностью подростков, оказавшихся в ситуации ограничения возможностей, становится страх перед будущим, та позиция, которую принято называть потребительским отношением (от меня мало что зависит, все в Ваших руках), но за которой стоит существенный недостаток опыт принятия решений, часто спровоцированный поведением взрослого окружения ребенка. Ответственность за свои поступки начинает формироваться рано - взрослым следует ориентировать детей и подростков на умение предвидеть последствия своих действий, но не ждать, что подросток сходу станет самостоятельным. Понятие самостоятельности особенно трудно применить к подросткам с той или иной инвалидностью. Тем не менее, уверенность в том, что ребенку не обойтись без поддержки взрослого ни в какой ситуации, приводит к тому, что и возможные границы самостоятельности существенно сужаются. Как же быть? Важно не жалеть тратить время на то, чтобы подросток мог обсудить и попробовать сделать что-то сам, в ситуации неуспеха находить средства адекватной обратной связи («Я вижу, не получилось, а что все-таки вышло неплохо?», «Что нужно изменить?», «Где мне стоило вмешаться?»). Содержательные характеристики перспективы в первую очередь связаны с тем, что для человека важнее - он сам или сфера его коммуникаций. Устремления, связанные с образованием, профессиональным ростом, самореализацией вне сферы учебы и работы, составляют комплекс характеристик «Я и будущее». Указание на взаимодействие с друзьями, родственниками, выстраивание семейной жизни, изменение социального статуса (лидерство, популярность) составляют комплекс коммуникативных характеристик. Обычные подростки часто поглощены коммуникативными проблемами и уделяют мало внимания самореализации. Преобладание в планах подростка самореализации часто присуще тем, кто затрудняется в выстраивании отношений. В любом случае доминирование того или иного аспекта перспективы предполагает, что нужно хотя бы обсудить с подростком причины этого доминирования и найти источники таких приоритетов. Перед тренером часто встает дилемма - что принимать за действенную перспективу жизни, сбалансированный план, в котором есть место и коммуникации, и самореализации, или наличие четко выраженных приоритетов. Представляется, что эта дилемма разрешается при анализе ресурсов подростка. Если подросток имеет возможность развивать свои способности, он сам формирует приоритеты своих планов. Если он ограничен в ресурсах (в том числе, не владеет знаниями о том, как развивать свои способности), приоритеты становятся вынужденными, и тогда важно искать пути оптимизации ресурсной базы подростка.
|