![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Это сладкое слово - перспектива.
Одним из самых сильных источников мотивации становится образ своего будущего или перспектива своей жизни. Ради ближайшего, близкого и даже отдаленного будущего человек может совершать невероятные вещи - отказываться от чего-то в данный момент, выполнять мало приятную работу, предпринимать значительные волевые усилия и т.д. Образ желаемого будущего дает человеку силы двигаться вперед - даже тогда, когда силы на исходе. Но представление о своей будущей жизни становится сильным мотивом не всегда и не для всех. Исследования психологов показали, что существует несколько признаков «слабой» перспективы: – представления о будущем чересчур оторваны от реальности - вместо желаний и намерений есть мечты; – в образе будущего нет явных приоритетов жизни, т.е. самых значимых для человека событий - желания по преимуществу связаны с приобретением вещей, досугом, но не профессиональным ростом, самореализацией, выстраиванием своих семейных отношений, стремлением понять происходящее; – недостаток связи между ближайшим, близким и отдаленным будущим - нет связи между планами на ближайшие месяцы и 2-3 года, например, человек все время отдает предпочтения своим сиюминутным желаниям (сейчас купить модные джинсы, сейчас сходить в кино, сейчас получить хорошую отметку) или, наоборот, отдаленным (потом купить квартиру, потом создать семью, потом получить второе высшее образование); – разные аспекты и события будущего мало связаны между собой - обычно в планах человека так много событий, что непонятно, когда он все собирается успеть; – желаемые события по преимуществу связываются с везением, какими-то внешними и не зависящими от человека явлениями - человек не очень хорошо представляет, что от него потребуется для реализации желаний (например, выиграть в лотерею, встретить человека, который поймет и поможет, получить наследство). «Слабая» перспектива - отличительная черта многих людей, которые ведут асоциальный образ жизни; тех, которые считают себя неудачниками; тех, кто выгорает на работе и т.д.. Именно поэтому многие программы социально-психологических тренингов основаны на развитии представлений о своем будущем. Далее подростку предлагается написать свои самые главные желания. Считается, что перспектива жизни становится сильным мотивом в старшем подростковом возрасте - в возрасте 14-16 лет. Попробуйте выполнить следующие задания, чтобы убедиться в действенности вашего образа будущего и, может быть, усилить этот источник мотивации. Выберете такое время для выполнения упражнений, когда бы вы чувствовали себя спокойно, и у вас была бы возможность сделать эти упражнения без лишнего внимания других. Задание. Запишите в столбик свои самые сильные желания, т.е. то, что вы хотели бы обязательно реализовать. Рекомендации тренеру: По договоренности с подростком Вы можете обсуждать не все желания (если подросток захочет что-то оставить про себя). Постепенно подросток откроется - но в общении с вами он обязательно должен получить опыт права на личное, то, что скрыто от других. Подросток, который работает с вами, может завести свою личную папку для хранения своих записей и материалов тренинга, а вы можете предложить ему удобную систему хранения этой информации, одна из проблем самоопределения подростков с ограничениями в развитии состоит в том, что за ним не признается право на частную жизнь - интимные переживания, тон-кость чувств остаются за пределами жизни человека, который всегда остается «под присмотром». Зафиксируйте в записях количество желаний, то, в каком порядке подросток их записал (что в первую очередь, а что в конце списка). Отметьте, возвращался ли сам подросток к списку, хотел его чем-то дополнить. Особое внимание уделите тем желаниям, которые подросток решил вычеркнуть из списка, попросите его объяснить, почему он решил отказаться от какого-то из хотений.
|