![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Финал: как закрепить достигнутое
Заключение тренинга важно провести на позитивной эмоциональной ноте - просмотрите еще раз ваши записи, продумайте, как вы охарактеризуете подростку ваш опыт взаимодействия с ним в этой программе. Для подростка в финале важно понять, что его пребывание в колонии встроено в его жизнь, но не фатальным образом, а как тот период, когда он разбирался со своими слабостями и проблемами таким вот образом. Предложите подростку определить свои самые важные желания и сравнить их с первоначальным вариантом. Что изменилось в его планах? Что уже сейчас он делает для их реализации? Мои планы - мой ресурс Проделанная работа в первую очередь направлена на то, чтобы привлечь ваше внимание к проблеме планирования своей жизни, как можно теснее связать настоящее с будущим. Большинство успешных людей говорят о том, что они имеют свою «путеводную звезду», т.е. устремления, которые ведут по жизни. Но эти устремления формируются самим человеком и зависят от умения строить свою перспективу, быть честным с самим собой, но и не бояться желать того, что пока недоступно. В подростковом и юношеском возрасте вы приобретаете первый опыт решения этой задачи. Ответственность и самостоятельность превращают виденье будущего в перспективы - реальные ресурсы и способности человека. Приложение 3. Школа-мастерская как форма эффективной социализации подростков и молодых людей с серьезными нарушениями развития в Центре лечебной педагогики, г. Москва В 1995 году в странах Европейского Союза (ЕС) принято определение «качество жизни». «Качество жизни» - это система ряда факторов, к которым относятся: здоровье, работа, творчество, отношения с близкими людьми, безопасность, непосредственная включенность в некоторое общество, эмоциональное здоровье. В России до сих пор качество жизни ребят с психическими нарушениями и семей, в которых они растут, чрезвычайно низкое. Большинство ребят вообще не учится, а те, кто числятся в школе, обычно находятся на индивидуальном обучении и не имеют возможности заниматься в классе. Их жизнь ограничена семьей. Иногда им удается посещать какие-либо места, где они могут провести досуг, чаще всего вместе с родителями. Получается, что для подростков с серьезными нарушениями развития не существует такого социума, где они могли бы реализовать себя как взрослые люди. На базе Центра лечебной педагогики в 1998 году была создана школа-мастерская, в которой постоянно занимаются 17 подростков и молодых людей от 14 до 24 лет (в дальнейшем мы будем называть их «ученики»). До этого они уже получали индивидуальную и групповую помощь в Центре. Но в отличие от большинства выпускников Центра возможности учиться в школе у них не было: не нашлось школы, которая взяла бы на себя заботу об обучении таких сложных детей. Все ученики, занимающиеся в школе-мастерской, имеют серьезные заболевания или нарушения развития (шизофрения, аутизм и другие нарушения умственного и психического развития), трудности общения, проблемы поведения. Как правило, у них эхолаличная речь, снижение волевой активности, отсутствует самостоятельная продуктивная деятельность. Они нуждаются в постоянном побуждении их к активности, предоставлении ограниченной по времени и облегченной по сложности нагрузке, индивидуальной для каждого. Жизнь этих ребят была ограничена только семьей. Они не имели своего сообщества и опыта социальной жизни, не могли поэтому приобрести социальных навыков. Дополнительным фактором, сдерживающим их на пути к независимой жизни, является неизбежная в такой ситуации опекающая позиция родителей. Кроме того, семья не может помочь ребятам реализовать уже полученные ими навыки, обеспечить реальную интеграцию в жизнь. Основная цель школы-мастерской - улучшение качества жизни учеников и их семей. Понятие «качество жизни» еще не очень привычно в нашей стране, но мы будем им пользоваться, потому что оно хорошо подходит для описания нашей деятельности. Мы будем основываться на опыте работы Центра лечебной педагогики с подростками и молодыми людьми, которые занимаются в школе-мастерской более шести лет. Для того, чтобы молодой человек со сложными нарушениями смог адаптироваться для жизни в обществе, он должен понять и принять ценности, нормы и стиль поведения, в этом обществе существующие. Это возможно только при достаточном уровне знаний об этом обществе и сформированности умений достойной жизни в нем. Следовательно, работа должна начинаться и быть направлена в дальнейшем на расширение знаний о разных аспектах жизни и формирование жизненно важных умений и навыков.
|