![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Результаты
Мы поняли, что результатов нужно ждать очень долго. Первые два года у нас было ощущение, что ничего не получается, что все положительные изменения очень незначительны и не могут быть использованы для профессиональной подготовки. И только на третий год произошли качественные изменения. Многие из наших учеников начали справляться с тем, что казалось недоступным. Они могут в течение долгого времени целенаправленно выполнять операции, используемые в производстве полиграфическгой продукции (надевать блокнот на пружинку, ровно обрезать края блока бумаги и отдельных листов). Очень важно построить производственный процесс так, чтобы в выпуске продукции использовались умения каждого, и каждый видел, что его работа реальна и востребована. Ученики стали более самостоятельными и ответственными, стали внимательнее относиться друг к другу и к своим обязанностям. Они стали проявлять инициативу и творчество, каждый выбрал себе дело, за которое хочет отвечать. Ребята без родителей совершали вместе с педагогами длительные групповые поездки (Псков, Новгород, Минск, Валдай), где оказывались в новом для них социуме, и успешно справлялись с ситуацией. В мастерской создался коллектив сверстников и педагогов, со своими правилами и традициями, в котором каждый чувствует себя нужным. Каждый ученик выбрал для себя вид деятельности, который ему нравится больше других, в нем он чувствует себя уверенно и проявляется творчески. Пока еще все из учеников нуждаются в помощи педагогов (кто-то в стимуляции, кто-то в поощрении, кто-то в контроле), но этой помощи становится все меньше и меньше. За время работы школы изменились и родители наших учеников. Когда родители узнали, что значительную часть времени их дети будут не «учиться», а мыть пол, стирать, готовить, все были испуганы. Постепенно родители согласились с тем, что детей обязательно нужно учить бытовым навыкам. Многие стали использовать их помощь дома, оставлять детей на некоторое время одних, стали звонить ребенку домой. Чтобы он снял трубку и ответил на вопросы. Очень важно, что родители стали замечать те небольшие изменения в сторону взросления, которые произошли с их детьми, и радоваться этим изменениям. А к успехам в работе на станках и проявлениям творчества и самостоятельности в этой работе родители относятся с особым восхищением, так как им самим эта деятельность не знакома. Школа-мастерская является промежуточным звеном на пути профессиональной подготовки и социализации ребят с тяжелыми психическими нарушениями. Мы пытаемся подготовить ребят к профессиональной деятельности и более независимой жизни в обществе. Мы понимаем социализацию гораздо шире, чем просто профессиональную подготовку. Поэтому мы много времени уделяем также развитию навыков самообслуживания, умения вступать и поддерживать контакт, умения вести себя в нестандартных ситуациях, общаться между собой. Ребята, с которыми мы работаем, никогда не смогут полностью вписаться в социум. Они всегда будут нуждаться в среде, сформированной под них. Мы пытаемся создать такую среду, максимально приближая и изменяя ее в соответствии с требованиями взрослой жизни и профессиональной деятельности. При одной профессиональной деятельности такие ребята останутся всегда разрозненными, а они нуждаются в среде для своего развития. Работа в мастерской делает ребят счастливыми. Они понимают, что они нужны, что работа их востребована. Раньше все окружающие «отдавали» им, теперь они «отдают» окружающим. Это очень важный этап взросления. О работе Школы правовых знаний Саратовского областного Школа правовых знаний была организована в Саратовском областном реабилитационном центре для детей и подростков с ограниченными возможностями при поддержке общественного учреждения «Совет по защите прав и интересов детей». Целью Школы является правовое просвещение детей-инвалидов среднего и старшего школьного возраста с сохранным интеллектом для формирования навыков независимой жизни. Задачи Школы правовых знаний: 1. Ликвидация правовой неграмотности у детей. 2. Развитие навыков самозащиты. 3. Обучение детей техникам и приемам отстаивания своих прав в муниципальных учреждениях города и региона. 4. Информирование детей об учреждениях, осуществляющих социально-правовую защиту. 5. Формирование убеждения о важности семьи в жизни человека, приобщение к семейным ценностям. Проведение Школы правовых знаний предполагает организацию тренинговых занятий, включающих в себя беседы, игровые упражнения и задания. В ходе занятий дети получают в легкой и доступной форме основные знания по правам детей, в игровой форме приобретают навыки защиты своих прав, учатся преодолевать барьеры на пути осуществления своих прав, формируют стремление к независимой жизни, а также осознают ценность семьи, ее важность в жизни человека и общества. Организация занятий возлагается на специалиста по социальной работе, к занятиям привлекаются юристы, психологи. Проведение занятий в Школе строится согласно модульной программе обучения, которая включает себя три блока. Первый блок - знакомство с правами детей в Семейном и Гражданском Кодексах. Особое внимание в этом блоке уделяется правам и обязанностям членов семьи и семейному воспитанию. Психолог побуждает детей осмыслить, осознать роль каждого члена семьи в ее повседневной жизни, вспомнить о своих обязанностях, доводит до детей идею о важности взаимопонимания в семье. В игровой форме формируются навыки конструктивного разрешения конфликтных ситуаций с близкими людьми. Второй блок занятий предполагает изучение Конвенции о правах детей и ФЗ " О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", информирование участников занятия об их практическом применении. Третий блок занятий направлен на введение детей в круг представлений о том, что такое защита прав, кто и какими методами защищает права детей. В ходе занятия дети знакомятся с юристом и его деятельностью по защите прав, а также получают информацию о том, куда можно обратиться в случае нарушения их прав. Каждое занятие проводится с использованием активных методов обучения, среди которых: Игра Для правового обучения детей используются интеллектуально -творческие (предметные забавы, сюжетно-интеллектуальные и дидактические игры) и социальные игры (сюжетно-ролевые и деловые игры). Все эти игры направлены на развитие основных знаний, навыков и умений защиты своих прав; коррекцию и развитие способностей отстаивания и защиты прав; снятие эмоционального напряжения, раскрепощение и освобождение от психологических, а также физических комплексов и барьеров. Программа модульного курса правового обучения детей-инвалидов включает деловые и интеллектуально-творческие игры. Как правило, это игры требующие умения активно мыслить, использовать творческие и интеллектуальные способности. В игровой форме дети приобретают высокие моральные качества личности и формируют гражданское сознание. Драма Посредством метода драмы дети вовлекаются в процесс ролевой игры и драматизации сюжета, с целью реконструкции поведенческих реакций, что направлено на разрушение старых патологических коммуникативно-поведенческих стереотипов.
|