![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Чего я хочу.
Рекомендации тренеру: Следующий этап работы - анализ содержания желаний. Чаще всего подростки сосредотачиваются на общении, материальном благополучии и досуге. Можно обсудить с подростком, к чему приведет сосредоточенность на таких желаниях. Работа с негативно сформулированными желаниями Особое внимание следует уделять желаниям, которые сформулированы негативно - не попасть в больницу, не голодать, не зависеть от других, не получать плохих отметок, не пить. Проблема состоит в том, что когда мотивы достижения подменяются мотивами избежания (а именно это происходит, когда подросток желает не достигнуть позитивного результата, а избежать негативного), подросток сам задает себе отрицательную перспективу. Не секрет, что часто и взрослое окружение располагает подростка вести себя именно так. Негативно сформулированные желания мало что дают подростку в качестве мотивации, поскольку чаще всего такие желания связаны с запретами и ограничениями. Как же прорабатывать желания сформулированные как «не...»? В первую очередь попробовать переделать их в положительные - например, если подросток пишет «Не получать плохих отметок», спросите его, а какие положительные отметки он хотел бы получать, а на какие он может рассчитывать уже сейчас, а как сильно ему придется потеть, чтобы получать совсем хорошие отметки. Если подросток прописывает желания «не болеть», «не сидеть сложа руки», «не расстраиваться по пустякам» - поработайте над тем, что стоит за таким антипсихологическим поведением по отношению к себе: стереотипы, внушенные средой (что это за пустяки, из-за которых ты расстраиваешься, но думаешь, что не должен); социальная несправедливость (бедность, сиротство); склад поведения (сначала сделать что-нибудь, а потом думать). После определения причины (или комплекса причин) важно обсудить с подростком возможные противовесы - например, для многих спортсменов стремление к победе останавливает курение. А что в жизни подростка может остановить его от поведения, которое вредит его внутренней свободе? Важно, чтобы эти барьеры во многом зависели от самого подростка, поэтому если он говорит о хорошей семье, понимающей девушке или парне, попробуйте определиться с тем, что зависит от него в налаживании семейных отношений и общении с девушкой. Один тонко чувствующий подросток в ходе тренинга сказал, что с радостью будет осваивать профессию, но боится строить отношения с девушками, потому что в этой сфере от него зависит мало. В ходе работы было выяснено, что может привлекать девушек, а чем стоит привлекать девушек, почему не стоит ломать свое естественное поведение, чтобы стать привлекательным для других и т.д. - т.е. подростку было показано, что и в сфере отношений у него есть ресурсы совладать с ситуацией, если не управлять ею. Важно показать подростку, что смысл отношений часто содержится и в их непредсказуемости определенной доли бесконтрольности. Особенность негативно сформулированных желаний состоит и в том, что они не приводят к активным действиям, а также не показывают, как именно человек не попадает в ту или иную неприятную для него ситуацию. Негативно сформулированные желания могут отражать значимый эмоциональный опыт подростка («чтобы меня не бросали», «не предавали», «мама не ругалась», «папа не пил»). Эти желания - предмет особого обсуждения. Такие желания - попытка уйти от необходимости брать ответственность на себя, в то же время, такие желания часто отражают источники инфантильности подростка. Попробуйте обсудить с подростком проблему границ его ответственности - за что отвечает он (может и должен), а за что он отвечать не может. Слабость дальних целей («сейчас оторваться, а потом...?») На этом этапе работы можно попросить подростка, чья перспектива перегружена сиюминутными радостями, описать идеальную жизнь. Событийный ряд жизни составляется самим подростком - «Расскажи историю идеальной жизни, т.е. такой жизни, которая, на твой взгляд, была бы без изъянов. Эта история должна начинаться с твоего возраста. Ты можешь окончить рассказ в любой момент на любом событии. Единственное ограничение - твой рассказ должен охватывать 10-12 лет жизни человека. Ты не ограничен в выборе внешних и внутренних условий жизни». Далее специалист предлагает подростку на отдельных карточках выписать важные события жизни с указанием возраста, когда это событие происходит. После этого карточки раскладываются в хронологическом порядке - подростку предлагается еще раз подумать, не хотел бы он дополнить этот рассказ какими-то еще событиями. Если он затрудняется, специалист предлагает набор карточек с возможными событиями жизни: 1. Получить образование 2. Найти работу 3. Получить повышение по службе 4. Поддерживать хорошую физическую форму 5. Создать семью 6. Воспитывать своих детей 7. Увлекаться чем-либо 8. Помогать своим родителям (родственникам) 9. Пережить сильную любовь 10. Стать хорошим семьянином 11. Научиться зарабатывать деньги (честным? Законным?) путем (так, чтобы и деньги были, и интересно было) 12. Работать над собой - думать, читать, чувствовать 13. Путешествовать После выстраивания окончательного варианта задайте подростку следующие вопросы: 1. Как бы связал события придуманной тобой жизни между собой? 2. Какие ресурсы тебе понадобятся, чтобы достигнуть каждой из целей? 3. Что может помешать достигнуть ту или иную цель? 4. Какие из целей кажутся тебе более реальными, а какие менее? 5. Если бы ты мог оставить 3 самых главных события, то чтобы ты оставил в твоей истории? 6. Как бы ты связал эти три самых главных события между собой? 7. Каких событий в идеальной жизни быть не должно? Как бы ты это мог (могла) объяснить? Не нужно специально обращать внимание подростка на различия его списка желаний и его же описания идеальной жизни. Скорее всего, если перспектива перегружена не значимыми желаниями, то идеальная жизнь описывается исключительно как совокупность позитивных результатов правильной жизни - свой дом, хорошая семья, большой заработок и т.д. Тем не менее, описание идеальной жизни - это еще и ощущение спокойствия и уверенности, которое так важно для подростка. Важным критерием обоснованности и силы перспективы становится степень конкретности желаний (сравните: «хорошо учиться» - «понимать новый материал и уметь им пользоваться на практике»; «найти работу» -«поступить на работу в престижную фирму»). Важно, чтобы желания подростка были конкретизированы - попросите самого подростка оценить, какие желания сформулированы конкретнее, а какие - туманнее.
|