Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Прогнозирование национальной безопасности






 

Одним из основных условий социально-экономического развития страны является состояние национальной безопасности. Указом Президента РФ в декабре 1997 г. утверждена Концепция национальной безопасности Российской Федерации, определяющая содержание и механизм реализации безопасности страны. Обеспечение национальной безопасности имеет целью защиту интересов России. Выделяют три группы интересов: личности, общества, государства. Содержание интересов личности проявляется, во-первых, в возможности и обязательности государства обеспечить каждому гражданину страны реализацию в полном объеме его прав и свобод, определенных в Конституции РФ. Во-вторых, государство обязано обеспечить личную безопасность своих граждан. В-третьих, государство должно создать нормальные условия для физического, духовного, интеллектуального развития личности. В-четвертых, государство должно обеспечить нормальный, т. е. не ниже среднемирового, уровень (качество) жизни населения, его постоянный рост.

В составе интересов общества в современных условиях России выделяют: укрепление демократии, достижение общественного согласия, повышение активности граждан в решении проблем развития страны, духовное возрождение России. Интересы государства направлены на защиту территориальной целостности страны, ее суверенитета, конституционного строя, на обеспечение политической, экономической и социальной стабильности, высокой исполняемое™ законов. Многообразие интересов образует систему национально-государственных интересов страны. Национальная безопасность — это такое состояние страны, при котором устраняются или нейтрализуются угрозы национальным интересам, самому существованию государства. Первостепенное значение имеют экономическая безопасность, нейтрализация факторов, подрывающих устойчивость национальной экономики[27].

Основными реальными угрозами экономической безопасности России являются:

Ø сокращение (спад) производства, масштабов хозяйственной деятельности в подавляющем большинстве отраслей экономики, социальной сферы;

Ø усиление структурных диспропорций;

Ø снижение уровня продовольственной независимости страны;

Ø сокращение научно-технического потенциала;

Ø углубление социальной дифференциации общества;

Ø усиление неравномерности социально-экономического развития регионов;

Ø ослабление управляемости экономикой на всех уровнях;

Ø депопуляция населения;

Ø криминализация экономики.

В составе перечисленных угроз первостепенную значимость по своим последствиям имеет сокращение производства, продолжающееся более 7 лет. Масштабы сокращения достигли в среднем более 50% от уровня 1990 г. и не имеют аналогов в мировой истории. Реальная опасность этой экономической угрозы для страны, ее национальной безопасности состоит в том, что следствием такого долговременного и масштабного сокращения является деиндустриализация производства в большинстве отраслей экономики, так как наибольшее сокращение происходит в отраслях, производящих орудия труда (машиностроении, станкостроении, приборостроении). То есть экономика по техническому уровню отбрасывается на несколько десятилетий назад и не может обеспечить военную, социальную и другие виды безопасности.

Не менее опасно усиление деформированности экономики, которая возникла еще в дореформенный период. Она проявилась в чрезмерных масштабах отраслей тяжелой промышленности, особенно добывающих, по сравнению с развитием отраслей потребительского сектора. За истекший с начала реформ период структурные деформации усилились, темпы сокращения объемов производства в отраслях обрабатывающей промышленности, потребительского сектора оказались значительно более высокими в сравнении с добывающими отраслями. Реальная опасность для экономической безопасности структурной деформации состоит в истощении природных ресурсов (огромное количество добытого природного сырья из-за неразвитости обрабатывающих отраслей, неконкурентоспособности их продукции на мировых Рынках вывозится за рубеж), превращении страны в топливно-сырьевую периферию с экономикой колониального типа, усилении зависимости от конъюнктуры мирового рынка.

Сокращение научно-технического потенциала проявляется в уменьшении количества научно-исследовательских учреждений, численности научных работников, снижении технического уровня научных исследований из-за отсутствия средств для приобретения приборов, оборудования, материалов. В годы реформ возник и продолжается в значительных масштабах отток научных работников, как правило, высокой квалификации в другие страны. В результате этих отрицательных тенденций сократился объем научно-технической продукции (фундаментальных, прикладных разработок), снизилось ее качество и таким образом произошло отставание от мирового уровня в этой сфере, преодолеть которое в последующие периоды невозможно вследствие закономерностей, стадийности развития научно-технического прогресса.

В дореформенный период различия в уровнях денежных доходов 10% наиболее высокодоходных и 10% низкодоходных групп населения не превышали 4 раз. В современных условиях они достигли 13—14 раз. Доля высокодоходных групп населения в национальном доходе составляет 33%, а низкодоходных групп — 2, 6%. За чертой бедности по официальной информации находятся более 30 млн чел., или примерно 22% населения, а если учесть, что величина прожиточного минимума, использовавшаяся для расчета границы бедности, занижена, то это количество следует как минимум удвоить. Таким образом, произошло расслоение общества на узкий круг богатых и преобладающую массу бедных, неуверенных в своем будущем людей. Реальная опасность этого вида угрозы для национальной безопасности страны состоит в том, что нарушается баланс социальных интересов, возникают и развиваются такие отрицательные явления, как организованная преступность, наркомания и др. Конечным результатом всех этих тенденций может быть социальный взрыв.

Увеличение продовольственной зависимости страны проявляется по многим направлениям. Потребление в расчете на душу населения значительно снизилось в сравнении с дореформенным периодом, и Россия по этому показателю за несколько лет переместилась с 6-го места в мире на 40-е. При этом значительная часть населения не имеет возможности в полном объеме удовлетворять потребности в питании. Ухудшилась структура питания. На внутреннем продовольственном рынке страны чрезмерно велика доля импортных продуктов. За счет импорта формируется до 40% продовольственного фонда страны, а в крупных городах — около 50%. Продукция отечественных товаропроизводителей вытесняется с рынка, и таким образом усиливается зависимость страны от внешнего рынка. Реальная опасность этой угрозы состоит в том, что консервируется стагнация сельскохозяйственного производства. На закупку продовольствия за рубежом расходуется примерно 25% валютных поступлений что осложняет финансово-экономическую ситуацию в стране. Региональные различия в уровнях производства национального дохода на душу населения, денежных, реальных доходов населения, в обеспеченности жильем, в уровнях безработицы и т. д. исчисляются сотнями процентов. Наибольшую угрозу для национальной безопасности представляет увеличение доли кризисных регионов, в которых экономические и социальные проблемы достигли особой остроты и возможность социального взрыва наиболее вероятна.

В экономическую угрозу в последние годы превратилось снижение управляемости экономикой страны. Наиболее очевидным доказательством этого являются нерешенность многих проблем, возникших в развитии экономики, социальной сферы, и многочисленные ошибки, допускаемые законодательными, исполнительными органами управления. Примерами, иллюстрирующими неэффективность деятельности управленческих органов, могут быть и проблемы платежей, задержки с выплатами заработной платы, пенсий, пособий, проблемы совершенствования налоговой системы, повышения инвестиционной активности хозяйствующих субъектов и др. Между тем эффективное управление на всех уровнях является главным фактором, способствующим выходу экономики из кризисного состояния.

Относительно новое для России явление — депопуляция, расстройство механизма воспроизводства населения, что отрицательно отражается на возможностях создания, использования научно-технического, производственного, природоресурсного потенциала страны.

Криминализация экономики превратилась в экономическую угрозу вследствие огромных масштабов деятельности криминальных структур, проникновения их в систему управления, правосудия, в сферу финансового рынка, экспортно-импортных операций.

Для обеспечения национальной безопасности выявляются причины, факторы возникновения экономических угроз, осуществляется их мониторинг и прогнозируется влияние. Государственный мониторинг — это информационно-аналитическая постоянно действующая система наблюдений за динамикой показателей, характеризующих национальную безопасность страны. В современных условиях переходного состояния экономики роль регулярного, всестороннего, объективного мониторинга особенно велика, так как имеют место высокая подвижность, неустойчивость социально-экономических показателей-индикаторов, наличие многочисленных диспропорций, требующих постоянного внимания. Если качество мониторинга недостаточно высоко, то динамика отрицательных экономических, социальных тенденций, их возникновение и развитие могут выйти из-под контроля государства и стать неуправляемыми и в какой-то степени необратимыми.

На основе мониторинга и прогнозирования государство разрабатывает и применяет в управлении механизм воздействия на факторы с целью укрепления национальной безопасности. Он включает критерии и параметры, пороговые значения показателей-индикаторов экономических и социальных процессов, выход за пределы которых означает возникновение экономической угрозы.

Социально-экономическая ситуация в стране характеризуется значительным превышением фактических значений многих пороговых значений, апробированных мировым опытом. Так, доля импортных продуктов питания на продовольственном рынке страны не должна превышать 30%, доля в экспорте продукции обрабатывающей промышленности не должна быть ниже 40%, высокотехнологичной продукции — ниже 10—15%, доля в валовом внутреннем продукте государственных ассигнований на науку не должна быть ниже 2% и т. д. В России фактические значения этих показателей достигли соответственно: 40, 12, 1 и 0, 32%, т. е. экономика и социальная сфера страны находятся в критической ситуации.

После обоснования пороговых значений государственные органы управления создают механизмы, обеспечивающие экономическую безопасность страны. Разрабатывается комплекс мер законодательно-правового, экономического, административного характера, конечная цель реализации которых заключается в недопущении ситуаций, когда фактические значения прогнозируемых показателей-индикаторов отклоняются от их пороговых значений в нежелательных направлениях и размерах, т. е. возникает угроза в той или иной сфере экономики, социальном секторе.

В условиях усиливающейся интеграции России в мировое хозяйство состояние ее национальной безопасности в значительной степени определяется участием страны в международном разделении труда, функционировании мировых рынков, международном сотрудничестве, а также достижением и укреплением военно-политической стабильности и мирового сотрудничества.

Участие страны в международном разделении труда должно иметь целью ускорение социально-экономического развития, рост его эффективности, повышение устойчивости экономической и финансовой систем. В настоящее время характер участия России в международном разделении труда не соответствует этим требованиям.

Россия специализируется в основном на вывозе, поставках на мировые рынки топливно-энергетических ресурсов. Подобная специализация не способствует созданию прочной экономической базы в стране, так как вследствие такой структуры экспорта усиливается, особенно в условиях ускорения научно-технического прогресса, технологическая зависимость национальной экономики от других стран. Не способствует такая специализация и укреплению финансовой стабильности, гарантий регулярных поступлений валютных доходов в достаточных объемах вследствие сильной изменчивости конъюнктуры мировых рынков продукции топливно-энергетического комплекса, в частности цен на нее.

При разработке прогнозов следует тщательно анализировать возможности радикальных изменений структуры российского экспорта в направлении повышения в нем доли готовой, конечной продукции.

Ответьте на вопросы

1. Дайте характеристику демографической ситуации в современной России.

2. Назовите основные показатели демографического прогноза и факторы их динамики.

3. Перечислите количественные и качественные показатели природно-ресурсного прогноза.

4. Каковы факторы динамики показателей природно-ресурсного прогноза?

5. В чем заключается угроза национальной безопасности современной России?

6. Охарактеризуйте основные факторы возникновения, усиления экономических угроз.



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал