Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формы культурных ценностей






Практически с самого начала культурной деятель­ности человека возникла потребность в регулировании его пове­дения и общения с другими людьми. Дело в том, что вместе с со­зданием ценностей культуры возникла проблема регулирования распределения этих ценностей и отношений между людьми по поводу этих ценностей. Ведь материальные продукты культуры, создаваемые людьми, лишь показывают границы их способно­стей и возможностей, но не определяют, как должны действовать люди между собой при распределении и использовании этих цен­ностей. В связи с этим возникли правила, регулирующие челове­ческое поведение, которые позднее получили название норм. Из­начально эти нормы указывали на то, где, как, когда и что должны были делать люди в своей повседневной жизни. По мере роста их количества и расширения культурной деятельности человека нормы приобрели разную степень влияния и значения.

На протяжении всей истории человечества в различных куль­турах было создано огромное количество самых разнообразных норм поведения и общения. В зависимости от способа, характера, цели и сферы применения, границ распространения, строгости ис­полнения все многообразие поведенческих норм разделилось на сле­дующие виды: нравы, обычаи, традиции, обряды, право (законы).

Нравы были исторически одним из первых регуляторов чело­веческого поведения. Их предназначение — регулировать повсед­невное поведение людей, способы реализации продуктов куль­турной деятельности и давать оценку различным формам взаимо­отношений людей. Из всего многообразия культурных норм нравы являются наиболее подвижными и динамичными, поскольку призваны регулировать текущие события и поступки. Нравы представляют собой моральные оценки допустимости тех или иных форм как собственного поведения, так и поведения других людей. Под действие этого вида культурных норм подпа­дают такие формы поведения, которые бытуют в данном обще­стве и могут быть подвергнуты моральной оценке.

В силу своей природы нравы не предполагают немедленного практического исполнения, а ответственность за их нарушение в целом значительно меньше, чем при нарушении всех других норм. Эта ответственность носит относительный характер, по­скольку наказание за нарушение нравов может быть самым раз­личным — от неодобрительных взглядов до смертной казни, но наиболее распространенным наказанием является устное пори­цание.

Обычаи — наиболее распространенный и влиятельный вид куль­турных норм, они представляют собой исторически сложившие­ся формы социальной регуляции поведения и отношений людей, воспроизводящие образцы действий и предписывающие правила поведения для носителей одной культуры. Влияние обычаев рас­пространяется, главным образом, на сферу частной жизни. По своему назначению они призваны регулировать взаимоотноше­ния и общение между близкими и дальними родственниками, друзьями и соседями, публичное поведение человека за предела-. ми собственного дома, бытовой этикет со знакомыми и незнако­мыми.

Сохранение традиционных манер поведения особенно характерно для народов Малайзии, где из поколения в поколение передаются нормы взаимоотношения родителей и детей, уважительного отноше­ния молодых людей к пожилым, чинопочитание в зависимости от за­нимаемого общественного и имущественного положения. Согласно нормам повседневного поведения там считается неприличным пока­зывать на кого-то указательным пальцем. Надо сжать правую руку в кулак и показать на человека большим пальцем. Брать и передавать что-либо можно только правой рукой, а еще лучше — обеими руками, слегка наклонившись вперед.

Регулятивная роль обычаев заключается в том, что они пред­писывают строго установленное поведение в определенных ситу­ациях. Обычаи также возникли в незапамятные времена как тра­диционные формы поведения, благодаря которым обеспечива­лась культурная и социальная стабильность общества. В такой их роли было заинтересовано все общество, и оно стремилось их со­хранять и культивировать, поэтому многие обычаи оставались неизменными на протяжении веков.

В каждой культуре постепенно складывается своя система обычаев, охватывающая все стороны повседневных отношений носителей этой культуры. Тот или иной обычай всегда порожден специфической ситуацией. Поэтому характер и основные черты обычаев обязательно соответствуют образу жизни общества и его социально-сословной структуре и одинаковые, на первый взгляд, обычаи в разных культурах приобретают совершенно раз­личные содержание и смысл. Примерами здесь могут служить обычаи заключения брака в разных культурах.

Обычай заключения брака у разных народов имеет множество форм проявления. Так, в Европе или Северной Америке вполне естествен­но, когда молодые люди сами решают вопрос о вступлении в брак. А у многих народов Азии и Африки принято, чтобы главы семей заключа­ли договор о браке. У многих народов до недавнего времени жених и невеста не имели права видеться до свадьбы. В западном обществе с его идеалом романтической любви девушка ужаснулась бы при одной мысли быть проданной будущему мужу, не имея права самой прини­мать решение. В других культурах, напротив, продажа невесты счита­ется нормой: родственники назначают цену за невесту, которую гото­ва заплатить другая сторона.

Традиции связаны со становлением разнообразных культур­ных регуляторов поведения человека, происходившим одновре­менно с развитием и усложнением его взаимоотношений с окру­жающим миром. По мере накопления культурного и социального опыта стали возникать и более устойчивые формы поведения, которые предписывали наиболее рациональные действия при взаимоотношениях различных групп людей в соответствующих ситуациях. Имеющие рациональный характер и многократно про­веренные на практике, они стали передаваться от поколения к по­колению, что постепенно придало им традиционный характер и породило новый вид культурных норм — традицию (первоначаль­ное значение слова «традиция» — передавание, передача).

В настоящее время назначение традиций сводится к регули­рованию межличностных и межгрупповых отношений, а также к передаче от поколения к поколению продуктов социального и культурного наследия. Исходя из этого традиция «...представляет собой один из важнейших механизмов поддержания, сохранения устойчивости норм, ценностей, образцов этнической культуры. Этим термином обозначается непосредственная трансляция специфических культурных форм от поколения к поколению и соблюдение строгого следования этим формам. Благодаря дей­ствию механизма традиции структурируется опыт социокультур­ной идентификации, упорядочиваются взаимодействия с предста­вителями других групп в стандартных ситуациях. Это происходит благодаря тому, что под действием традиции в процессе социали­зации индивид осваивает стандартный этнично-специфичный опыт»[16].

Традиции имеют место в самых разных областях человече­ской жизни. Взятые вместе, они представляют собой устойчивую систему поведения человека в самых разных сферах жизни и в разных ситуациях, выполняя при этом особую роль. Основной особенностью традиций является акцент на использовании таких образцов и моделей поведения, следование которым служит не­обходимым условием общественной жизни каждого человека. Этот вид культурных норм исключает элемент мотивации пове­дения, поскольку нормы, составляющие традицию, выполняются автоматически. Представители данной культуры должны твердо следовать установившейся модели поведения, основываясь толь­ко на интуитивном убеждении, что «так поступали наши предки», «так принято» и т.п.

Автоматическое следование традиции на практике представ­ляет собой простое соблюдение привычных норм и требований к поведению представителей какой-либо культуры. Возьмем для примера процедуру совершения покупок. В европейских странах при покупке товара отношения продавца и покупателя определя­ются устойчивыми ценами; в редких случаях здесь уместен торг, но он скорее исключение, а не правило. В то же время именно торг выступает необходимым атрибутом процедуры покупки в арабских странах. Там торг является одновременно формой об­щения между продавцом и покупателем и поэтому превращается в увлекательную и эмоциональную форму коммуникации.

Обряд является одной из разновидностей культурных норм. Он представляет собой совокупность символических стерео­типных коллективных действий, воплощающих те или иные социальные идеи, представления, ценности и нормы. Его глав­ными отличительными чертами выступают массовость и высо­кая эмоциональность. Как правило, обряды сопровождают важные моменты человеческой жизни, связанные с рождени­ем, свадьбой, вступлением в другую социальную или возраст­ную группу, смертью. Среди большого количества различного рода обрядов наиболее известны и распространены религиоз­ные обряды, особенно жертвоприношения. Достоверно извест­но, что во многих религиях жертвоприношения связаны с пред­метами пищи, а христианский обряд причащения — с хлебом и вином. Это не случайно, поскольку еда является первоосновой человеческого существования. По этой причине практически в любой культуре ей приписывалось мистическое и символиче­ское значение. На ранних этапах становления культуры про­цесс потребления пищи означал для человека не только утоле­ние голода, но и приобщение к окружающему миру через убеж­дение, что сила животного переходит к съевшему его человеку, а съеденные злаки и ягоды символически приобщают человека к силам Земли. Подобного рода символические значения лежат в основе многих религиозных традиций, жертвоприношений и таинств.

Право является неотъемлемой частью культуры любого наро­да наряду с указанными видами культурных норм. Оно представ­ляет собой систему обязательных правил поведения, санкциони­рованных государством. Прообразом права были запреты (табу) в поведении древних людей. По своей сути право есть совместный договор людей о правилах поведения. Эти правила обязательны для всех, а их исполнение контролируется государством. Дейст­вие права распространяется на все сферы общественной и инди­видуальной жизни, поскольку нормы права определяют произ­водство и распределение между людьми продуктов их культурной деятельности, регулируют отношения во всех сферах человече­ских взаимоотношений, регламентируют контакты и связи меж­ду народами.

Таким образом, различные виды культурных норм пронизыва­ют практически все сферы человеческой жизнедеятельности. Их спектр довольно широк — от простых запретов до сложной систе­мы социальных институтов. В процессе развития культуры неко­торые из них сами приобрели статус культурных ценностей, а обя­зательность их исполнения в общественном сознании современ­ного общества воспринимается не только как простая повинность, но и как осознанная необходимость, внутреннее убеждение чело­века. Все эти нормативные регуляторы могут быть как разреши­тельными, так и запретительными. Однако независимо от своего характера они помогают координировать действия отдельных ин­дивидов и человеческих групп, вырабатывать оптимальные пути решения конфликтных ситуаций, находить культурные способы реализации и удовлетворения разнообразных потребностей.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал