Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Наука как часть культуры






Глава 1

1.1. Наука среди других сфер культуры

На протяжении истории своего существования люди выработа­ли множество способов познания и освоения окружающего мира. Среди них одно из важнейших мест занимает наука. Чтобы понять ее специфику, необходимо рассмотреть науку как часть культуры, соз­данной человеком, а также сравнить ее с другими сферами культуры.

Специфической особенностью человеческой жизнедеятельности является то обстоятельство, что она протекает одновременно в двух взаимосвязанных аспектах: естественно-природном и культурном. Изначально человек представляет собой живое существо, продукт природы, но чтобы существовать в ней удобно и безопасно, человек создает внутри природы искусственный мир культуры, «вторую природу». Таким образом, человек существует в природе, взаимо­действует с ней как живой организм, но при этом он как бы удваи­вает внешний мир, вырабатывая знания о нем, создавая образы, модели, оценки, предметы обихода и т.д. Именно такая вещно-познавательная деятельность человека и составляет культурный ас­пект человеческого бытия.

Культура находит свое воплощение в предметных результатах деятельности, способах и методах существования человека, в раз­личных нормах поведения и разнообразных знаниях об окружаю­щем мире. Вся совокупность практических проявлений культуры подразделяется на две основные группы: материальные и духовные ценности. Материальные ценности образуют материальную культу­ру, а мир духовных ценностей, включающий в себя науку, искусст­во, религию, формирует мир духовной культуры.

Духовная культура охватывает духовную жизнь общества, его социальный опыт и результаты, которые предстают перед нами в виде идей, представлений, научных теорий, художественных обра­зов, моральных и правовых норм, политических и религиозных воз­зрений и многих других элементов духовного мира человека.

Культура является важнейшей сущностной характеристикой че­ловека, отличающей его от всего остального органического мира нашей планеты. С ее помощью человек не приспосабливается к окружающей среде, как, например, растения и животные, а меняет ее, преобразует мир, делая его удобным для себя. В этом проявля­ется важнейшая функция культуры — защитная, направленная на то, чтобы прямо или косвенно облегчить жизнь людей. Все сферы культуры так или иначе участвуют в решении этой важнейшей за­дачи, отражая при этом определенные личностные характеристики человека, а также его потребности и интересы.

В этом контексте неотъемлемой составной частью культуры вы­ступает наука, определяющая многие важные стороны жизни обще­ства и человека. У науки есть свои задачи, отличающие ее от других сфер культуры. Так, экономика является тем фундаментом, кото­рый обеспечивает всю деятельность общества, она возникает на основе способности человека к труду. Мораль регулирует отноше­ния между людьми в обществе, что очень важно для человека, ко­торый не может жить вне общества и должен ограничивать собст­венную свободу во имя выживания всего коллектива, создавая мо­ральные нормы. Религия рождается из потребности человека в утешении в тех ситуациях, которые невозможно разрешить рацио­нально (например, смерть близких людей, болезнь, несчастная лю­бовь и т.д.).

Задача науки — получение объективных знаний об окружающем мире, познание законов, по которым он функционирует и развива­ется. Обладая этим знанием, человеку намного легче преобразовы­вать мир. Таким образом, наука представляет собой сферу культу­ры, наиболее тесно связанную с задачей непосредственного преоб­разования мира, повышения его комфортности и удобства для че­ловека. Именно бурный рост науки, начавшийся в Новое время, создал современную техническую цивилизацию — мир, в котором мы сегодня живем.

Не удивительно, что множество положительных сторон науки сформировали ее высокий авторитет, привели к появлению сциен­тизма — мировоззрения, основанного на вере в науку как в един­ственную спасительную силу, призванную решить все человеческие проблемы. Идеология антисциентизма, считающая науку вредной и опасной силой, ведущей к гибели человечества, не могла с ним со­перничать до последнего времени, хотя и ссылалась на негативные последствия научно-технического прогресса, среди которых созда­ние оружия массового уничтожения и экологический кризис.

Лишь к концу XX в., осмыслив как положительные, так и отри­цательные стороны науки, человечество выработало более взвешен­ную позицию. Признавая важную роль науки в нашей жизни, тем не менее не следует соглашаться с ее претензиями на господствую­щее место в жизни общества. Наука сама по себе не может считать­ся высшей ценностью человеческой цивилизации, она — только средство в решении некоторых проблем человеческого существования. То же относится и к другим сферам культуры. Только взаимно дополняя друг друга, все сферы культуры могут выполнять свою основную функцию — обеспечивать потребности и облегчать жизнь человека, являясь связующим звеном между человеком и природой. Если же в этой взаимосвязи какой-либо одной части придается большее значение, чем другим, то это приводит к обеднению куль­туры в целом и нарушению ее нормального функционирования.

Таким образом, наука - это часть культуры, представляющая собой совокупность объективных знаний о бытии, процесс получе­ния этих знаний и применения их на практике.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал