Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
О произношении четвертого возгласа на великой вечерне
Не раз доводилось слышать, что на великой вечерне, «по стихословии», четвертый возглас произносится различно. Одни возглашают таким образом: «Яко Ты еси Бог наш, и Тебе славу возсылаем» и пр., другие же так: «Яко Ты еси Бог наш, Бог миловати и спасати, и Тебе славу возсылаем» и пр. Причина такого разноречия в произношении одного и того же возгласа заключается в том, что в типике о всенощном бдении и утрени воскресной этот возглас напечатан не вполне, а только первые его слова: «Яко Ты еси Бог наш», — а что следует далее — не пояснено. Какой же из этих возгласов настоящий и правильный? Употребляющие первый, без прибавления: «Бог миловати и спасати», основываются на том, что возглас по 3-й песни канона утрени в Служебнике напечатан без сказанной прибавки; а те, которые произносят с прибавлением, основываются на том, что возглас после молитвы третьего антифона на божественной литургии «преждеосв. даров» во всех служебниках напечатан так: «Яко ты еси Бог наш. Бог миловати и спасати, и Тебе славу возсылаем» и пр. Каждому должно быть понятно, что чин вечерни воскресной, или праздничной всенощной согласуется и должен согласоваться с чином вечерни при литургии «преждеосв. даров», но никак не с утренею, где возгласы совсем другие. Следовательно, возглас, о котором идет речь, должно произносить с прибавлением: «Бог миловати» и пр. Пререкание о произношении сказанного возгласа совершенно и удовлетворительно разрешается указанием «Пособия к изучению уст. бог. прав. Церкви», где о возгласах, после ектений на стихословии, именно сказано так: «После 4-й ектении (на вел. Вечерни), — возглас: «Яко Ты еси Бог наш, Бог миловати и спасати, и Тебе славу возсылаем» (ч. 3. Стран. 195)[2]). Правильность этого возгласа с прибавлением доказывается, наконец, и общим употреблением его «старинными» священниками, которые научились сему от своих предшественников, опытных в знании церковного устава (Р.д.С.П. П. 1873 г.т. 1).
Следует ли изменять, и если следует — как именно, выражения ектении «О приснопамятных создателях св. храма сего». «Братии св. храма сего», «во святем и всечестнем храме сем», если богослужение (всенощная) совершается в каком-либо частном помещении (конторе завода, вокзальной зале и т. п.)?
Нам думается, что никаких перемен в данном случае в указанных выражениях делать не следует, так как они относятся к тому храму, причт которого совершает богослужение, при чем и самое частное помещение с присутствующими богомольцами делается как бы его частию (Ц. В-к 1898 г. №4).
При служении без диакона следует ли начинать всенощное бдение прямо с возгласа: «Слава Святей»… или с каждения?
По обычаю, принятому в большинстве церквей, — следует начинать всенощное бдение с каждения, за которым должен следовать возглас (Ц. В-к 1894 г. №32).
При пении «Свете тихий» должен ли священник, служащий без диакона, окадить весь алтарь, или по крайней мере престол?
Так как диакону при этом положено кадить престол и горнее место, то того же порядка должен держаться и священник; каждение же предстоящих, положенное при этом диакону, священник может оставить (Церк. В-к 1895 г. №23).
На всенощном бдении — на вечерни, следует ли после «входа» и прокимна затворять царские двери, или оставлять их открытыми до конца вечерни?
В уставе свенощного бдения (Типик. гл. 2 и Служеб. к начале) ясно сказано, что на вечерне «по малом входе» святые двери затворяются. Обыкновенно же царские врата закрываются не тотчас «по входе», а после прокимна (снес. послед. Вечерни в Служебн. с уставом всенощного бдения во 2 гл. Типик. и в начале Служебн. Киевск. и Московск. Изд.) (Р.д.С.П. 1886 г. т. 3).
С какого места диакон должен возглашать прокимен на всенощном бдении по малом входе и пред чтением Евангелия?
На вечерне праздничной по малом входе диакон должен произносить прокимен, стоя у горняго места с левой (северной) стороны престола (см. «Послед. вечерни, полунощн. и утрени», изд. в Киево-Печерской Лавре 1861 г., л. 3). На утрени же пред чтением Евангелия диакон произносит прокимен или в алтаре подле царских врат, или же — на амвоне, смотря по тому, читается ли Евангелие в алтаре на престоле, или посредине храма (Р.д.С.П. 1893 г. т. 2).
|