Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Триодь постная
В недели: о Блудном Сыне, Мясопустную и Сыропустную, следует ли на утрени после псалма «На реках вавилонских» петь воскресные тропари: «Ангельский собор удивися»?
В последованиях утрени в неделю о Блудном Сыне и в неделю Мясопустную не говорится, чтобы после псалма «На реках вавилонских» следовало петь воскресные тропари: «Ангельский собор удивися», но в последовании утрени в неделю Сыропустную замечено, что после полиелея с прибавлением псалма «На реках вавилонских» (как в неделю о Блудном Сыне) следует петь и «Благословен еси, Господи», т. е. воскресные тропари: «Ангельский собор удивися» с припевом: «Благословен еси, Господи» (см. Послед. утрени в неделю Сыропустную по Триоди постной и по Типикону). А в уставе о стихословии кафизм чрез весь год (в гл. 17 Типик. и в Псалт. следов.) положительно и вполне определенно сказано: «в неделю Блудного, и в Мясопустную и в Сырную на утрени по псалмех: «Хвалите имя Господне» и «Исповедайтеся Господеви» припеваем и третий псалом, 136: «На реках вавилонских» со аллилуиею красною, также (потом): тропари «Ангельский собор» и ипакой гласа» (Р.д.С.П. 1893 г. №20).
Какие припевы благоприличнее прилагать к тропарям канонов «Постной триоди» от недели мытаря и фарисея (по воскресеньям) до недели Ваий: «Помилуй мя Боже, помилуй мя», или: «Слава Тебе Боже наш, слава Тебе?
На употребление того или другого припева петь положительного указания ни в Церковном уставе, ни в Триоди, а потому предстоятели церквей и чтецы их прилагают в сказанные дни припевы к тропарям Постной триоди совершенно различные, — одни: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя», а другие: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе»! К сказанным тропарям «Постной триоди» правильнее прилагать припев: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя», а не «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», и вот почему: во всех приходских церквах и монастырях безусловно и беспрекословно к тропарям покаянного канона прилагается один припев: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя!» А так как в «Постной триоди» все тропари, и по смыслу, содержанию, даже выражениям суть тропари покаянные и однотождественные с тропарями «Октоиха и Вел. канона», то следует и припевы к ним прилагать те же самые, т. е. «Помилуй мя, Боже, помилуй мя»! (Р.д.С.П. 1877 г. №22).
Какую катавасию петь в недели мытаря и фарисея и блудного сына, если они будут до предпразднества Сретения?
В Типиконе под 15 января сказано: «подобает ведати: от сего числа катавасия «Сушу глубородительную» и до отдания праздника Сретения». Затем в 15 главе Типикона, между прочим, сказано: «в недели мытаря и фарисея, 2, 4 и 5 постов катавасия: «отверзу уста»; в недели блудного, мясопустную и др. катавасия Триоди». Сопоставляя эти указания Типикона, заключаем: если недели Мытаря и Фарисея и Блудного сына входят в дни между 15 января и отданием Сретения, то катавасия этих недель — канон Сретения «Сушу глубородительную»; а в недели после отдания Сретения относительно катавасий должно наблюдать 15 главу Типикона (Ц. В-к 1895 г. №8).
Почему в среду и пяток Сырной недели не совершается литургия?
В Типиконе сказано: «яко в Палестине не прияхом от св. отец сотворяти совершенныя литургии в среду и пяток Сырныя седмицы, ниже преждеосвященныя: в та бо два дни поем аллилуйя (вместо «Бог Господь») с поклоны (великими) вечер и утро» (Типик. среда Сыроп. седм.). К этим дням вполне приложимо сказанное Ф. Вальсамоном о причинах неслужения полной литургии в течение всей четыредесятницы, кроме субботы и воскресных дней и Благовещения: «постные дни учинены быть для плача и умиленья, в очищение каждого грехов; приносить же Богу жертву — есть торжествовать, а торжествовать — не что иное есть, как веселие. Како убо может кто и плакать и купно радоватися? (Ц. В-к 1894 г. №16).
В последовании вечерни недели Сыропустной сказано, что после молитвы «Сподоби Господи» должно творить метания трижды. Что разумеется здесь под метаниями?
Слово, иногда переводимое в нашем Типике словом — поклоны, а иногда оставляемое без перевода, в греческом объясняется так: «когда слово стоит одно, то оно означает только наклонение головы, без приклонения колен, и называется метаниями малыми. Когда же к слову прибавляется, тогда оно означает поклоны, которые мы делаем, приклоняя колена и припадая лицем до самой земли (Р.д.С.П. 1888 г. №12).
Следует ли во весь Великий пост, исключая суббот и воскресений, служить в черных ризах?
Устав предписывает облачение в темные одежды лишь в Страстную седмицу, за исключением литургий в четверток и субботу, из коих в первый пред пением «Господи воззвах» священник «изменяет» темное облачение на иное, а на второй пред пением: «Воскресни, Боже, суди земли» — облачается в белые ризы. Но обыкновенно в дни святые четыредесятницы, кроме суббот, воскресений и праздничных дней, священнослужители облачаются не в столь светлые облачения («постные ризы»), как в остальные дни; по древнейшим же требникам (например, Иосифовскому, 1651 года) на постные одежды священнослужителей есть указания во все дни Великого поста, кроме недели Ваий, Благовещения и Великой субботы (Ц. В-к 1899 г. №12).
|