Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Праздники (неподвижные)
В праздники двунадесятые, храмовые и высокоторжественные должно ли обоим священникам, состоящим на службе при одной церкви, совершать всенощное бдение, и если должно, то как им обоим служить без диакона?
Всенощное бдение совершается одним священником, а другие священники выходят только на литию и благословение хлебов, а также на полиелее к величанию, чтению Евангелия и целованию его, при чем другие священники никаких молитвословий и возгласов не произносят, кроме первенствующего. При соборном же служении литии двумя священниками, без диакона, второй из них может по очереди с первым произносить прошения в молитве «Спаси, Боже», а пред чтением Евангелия — второй священник может произносить положенное для диакона.
Где должно петь величание празднику — пред иконой, поставленной на аналое, справа от царских врат, или среди церкви?
Так как к иконе этой затем бывает прикладывание молящихся, то обыкновенно пред «хвалите имя Господне» псаломщики в стихарях аналой на средину храма, где и поется пред нею величание (Ц. В-к 1897 г. №28).
Следует ли в двунадесятые праздники петь кондак на литургии по малом входе всем священнослужителям в алтаре?
Хотя пение это и принято по местам, но положено оно собственно только при архиерейском служении (Ц. В-к 1893 г. №49).
Нужно ли в двунадесятые праздники петь «Приидите, поклонимся» во время малого входа?
Прот. Никольский в известном своем «Пособии к изучению устава» пишет: «в великие праздники: Рождество Христово, Богоявление, Сретение, Преображение, неделю Ваий, Пасху, Пасхальную седмицу, Пятидесятницу, день св. Духа. Воздвижение креста диакон произносит «входное», «входный стих»… Певцы поют также «входное», а именно: «Приидите поклонимся» и к этому присоединяют припев второго антифона; именно в седмичные дни поется: «спаси ныя, Сыне Божий, во святых дивен сый»; в недели, в Пасху и Пасхальную седмицу поется: «спаси ны… воскресый из мертвых»; в Рождество Христово: … «рождейся от Девы»..: в Богоявление: «во Иордане крестивыйся»..; в неделю Ваий: «возседый на жребя» и т. д. После входа певцы поют тропарь и кондак праздника. Впрочем, так совершается малый вход только при архиерейском служении в праздники; обычно же «Приидите, поклонимся» не поется, а при возгласе «Премудрость, прости» исполняется певцами «входной стих» и затем поется тропарь и кондак праздника. О пении «приидите, поклонимся» в праздники, имеющие особое «входное», в уставы ясного упоминания собственно нет. Устав указывает петь «Приидите поклонимся» с праздничными припевами в попразднственные дни до отдания праздников. В Типиконе под 15 сентября сказано: «по входе: «спаси ныя, Сыне Божий, плотию распныйся, поющия Ти: аллилуйя». Сице поем «и до отдания» (Пособие… изд. 8, стр. 395–396).
Дозволяют ли церковные правила читать заупокойные Евангелия и Апостолы на литургиях двунадесятых праздников?
По 169 прав. Номоканона при Б. Требнике поминовение усопших в воскресные и праздничные дни не допускается: по уставу же заупокойных Евангелий и Апостолов в воскресные и праздничные дни не положено (Ц. В. 1894 г. №23).
Можно ли произносить заупокойную ектению на литургии в праздник Пасхи, Рождества Христова и другие большие праздники, а также в воскресные и высокоторжественные дни?
Нет. Поминовение усопших в праздничные, высокоторжественные и воскресные дни, согласно уставу и обычаю церковному, должно быть совершаемо только на проскомидии и по освящении св. Даров во время «Достойно есть» (Тин. гл. 59, 169, пр. Номок. при Требнике). (Ц. В. 1893 г. №45 и 1894 г. №10).
Почему в Богородничные праздники читается на литургии Евангелие и Марфе и Марии (Лук. 10, 38–42, 11, 27–28)?
Св. Церковь определила в Богородничные праздники читать указанное Евангелие на следующем основании. Как благочестивые сестры Лазаря — Марфа и Мария приняли Спасителя в дом свой, так в бесконечно-высшем и совершеннейшем смысле Пресвятая Дева Мария приняла в себя Сына Божия, от Нее протию родившегося, за что и прославлена была женщиной из толпы словами: «блаженно чрево, носившее Тебя и сосцы Тебя питавшие!» Что обе сестры Марфа и Мария сделали для своего Божественного Гостя, то Богоматерь сделала безконечно-совершеннейшим образом для Сына Божия: Она приняла Его, служила Ему, питала с достоинством и любовью матери и вместе с тем сидела у ног Его, как своего Господа (Р.д.С.П. 1893 г. №22).
Правильно ли поступают те, которые в вечер великих двунадесятых праздников (или, что тоже, по церковному исчислению времени суток, — в навечерии дней, непосредственно следующих за двунадесятыми праздниками) на повечерии после канона поют, вместо «Достойно есть», ирмос 9-й песни праздничного канона?
В вечер двунадесятых праздников, или в навечерие дней, непосредственно следующих за двунадесятыми праздниками, уставом не полагается петь на повечерии, вместо «Достойно есть», ирмос 9-й песни праздничного канона (см. в Типик. Последов. 9-го Сент.; см. послед. 16-го августа). Только в вечер недели Пятидесятницы, т. Е. В навечерие понедельника св. Духа, поется на повечерии канон св. Духа, творение Феофаново, и по 9-й песни, вместо «Достойно», поется ирмос тот же (см. послед. в неделю вечера св. 50-цы). (Р.д.С.П. 1889 г. №12).
Какие отпусты произносить в великие двунадесятые праздники Господские, а равно во дни праздников и отдания их?
Для владычних Господских праздников печатаются в служебнике особые отпусты — краткие, на которых не бывает воспоминания: 1) дней седмицы, 2) святых храмовых, 3) святых покровителей города, 4) прав. Иоакима и Анны и 5) святых чисел месяца. Эти отпусты и произносятся в самые праздники Владычные. Во дни попразднества до отдания праздников Господских произносятся отпусты, хотя праздничные, но полные. Об отпустах во дни попразднества великих Господских праздников сказано так: в попразднества же праздников до дня отдания, бывают отпусты полные, только в среды и пятки не говорится: «силою честного и животворящего Креста», прочее все по обычаю (послед. утрени, вечерни и полунощницы изд. в Киево-Печерской Лавре л. 86), т. е. на праздничных отпустах, произносимых во дни попразднества, бывают воспоминания: 1) дней седмицы (кроме среды и пятка), 2) святых храмовых, 3) святых чисел месяца, 4) покровителей города (особенно местночтимых) и 5) прав. Иоакима и Анны. Во дни отдания великих Господских праздников также произносятся полные праздничные отпусты. Так, во вторник на отдание Пасхи на вечерни «обычный отпуст глаголет иерей без креста: «Воскресый из мертвых» и святаго дне поминает» (см. в Типик. послед. отдания Пасхи). В день отдания Пятидесятницы на утрени — на отпусте иерей поминает святаго, его же есть день (Типик. послед. пятка вечера по недели Пятидесятницы). Если дни попразднеств и отдания праздников случаются в неделю (воскресенье), то отпусты обыкновенно произносятся воскресные, а не бывшего праздника (см. «Пособие к изучению устава богослужения Православ. Церкви», прот. К. Никольского, стр. 245. СПб. 1874 г.). (Р.д.С.П. 1887 г. №30).
Обязательно ли должно совершать положенное по Типикону на всенощном бдении в день Воздвижении Креста Господня (14 сентября) так называемое воздвижение св. Креста пред народом при особых молитвословиях и пении «Господи, помилуй» пять раз на четырех сторонах аналоя?
В уставе под 14-е сентября обряд воздвижения св. Креста стоит на ряду с другими особенностями богослужения этого дня, — и прямых ограничений касательно его совершения в тех или иных храмах (напр. только соборных и монастырских) здесь нет. Однако же в конце этой статьи находится замечание: аще ли же не в соборних храмах, и воздвижение Креста не бывает, точию поклонение Кресту, якоже указано в неделю третию святых постов. Очевидно, устав, предлагая прямо совершение этого обряда в храмах соборних, допускает опущение его в церквах приходских, в которых тогда совершается лишь поклонение Кресту без воздвижения и литии, как это указано в Крестопоклонную неделю Великого поста. Памятники древней греческой и русской письменности согласно свидетельствуют о праве совершать этот обряд не только игумену, но и вообще иерею и простому «попику чернецу», не только в соборных и монастырских, но и приходских церквах (статьи о воздвиж. Креста в древнейших уставах иерусалимских, отв. новгород. епископа Пифонта на вопросы иерод. Кирика, отв. константинопольского собора на вопросы Сарайского епископа Феогноста, в 1276 году). Митрополит Киприан в послании новгородскому духовенству, в 1395 г., даже писал; «а на Воздвижение Честного Креста во всякой церкви, по всей земли, где христиане живут, крест воздвигают, хотя бы один пап был, на славу Честного и Животворящего Креста». Митроп. Фотий в послании к псковскому духовенству, в 1417 году, указывая порядок воздвижения Креста, также не полагает в этом отношении различия между соборами и монастырями и приходскими церквами. Однако, нужно полагать, что этот обряд все-таки не был обрядом обще-обязательным и всеобщим, что допускается и уставом, в особенности там, где имеется мало служащих, напр. в церквах приходских. Этим объясняется разность практики относительно его и в настоящее время в разных местностях России. Его опущение, как допускаемое буквой устава, не может быть признано погрешностью. Вместе с опущением воздвижения должна быть опускаема и лития, как тесно, связанная с этим обрядом, хотя она в некоторых списках студийского устава и упоминается в день Воздвижения, без упоминания об обряде воздвижения (должно быть, по недосмотру). (Р.д.С.П. 1894 г. №37).
Некоторые священники обертывают св. Крест полотенцами с длинными лентами, так что при воздвижении, даже при малейшем наклонении головою, ленты касаются пола храма, чем выполняется требование Типикона наклоняться с крестом так, чтобы касаться пола. Допустима ли такая практика?
Обычай привешивать ко кресту ленты для известной цели есть, если позволительно сказать, фальсификация обряда. Древние и новые славянские типики не оставляют сомнения в том, что поступающие таким образом священники не исполняют требования устава. В нашем типике ясно говорится, о низком преклонении головы священника: «тоже преклоняет главу, елико пядию (т. е. на три длани) отстояти главе от земли». Подробнее говорят о том старинные обиходники. Вот слова одного из них: «а егда поют первую 50, тогда святитель преклоняет к земле главу. А на голове крест, держа подножием на челе, горнею же частью выспрь стоящ елико пяти отстоит от земли глава, поддержащим перси его убрусом двема презвитерома» (Рук. Соф. библиот. №141, в №1, 147). (Ц. В-к 1887 г. стр. 645, 647).
При перенесении креста с жертвенника на престол, после малой вечерни, в Воздвижение креста, в неделю крестопоклонную и 1 августа, иные священники, по прочтении «святый Боже», покадив крест на жертвеннике, при пении: «Спаси Господи, люди Твоя», и «Вознесыйся на крест», берут крест и на голове переносят с жертвенника на престол в алтаре, не выходя из него; а другие для этого отворяют царские врата и при преднесении подсвечника, выходя северной дверью, входят в царские врата, с крестом, как обыкновенно делают вход. Какой порядок перенесения св. креста правильнее?
Церковный устав не определяет точно способа перенесения св. креста на престол. Под 14 сентября в уставе читаем: «и взимает иерей честной крест со блюдом на главу и вносит его в святый алтарь, предъидущим же пред ним со двема лампадами». Под 1 августа сделана ссылка на 14 сентября: «о кресте чина изношение на престол зри сего септемврия в 14 день». В уставе недели третьей св. постов описание обряда так же кратко, как и 14 сентября. В виду этого, для решения вопроса нужно обратиться к другим источникам. По древним уставам греческим, в праздник Воздвижения выносим был для поклонения особый крест (не напрестольный), который хранился в скевофилакии. А так как скевофилакия находилась отдельно от церкви, то при перенесении креста в алтарь, после малой вечерни, нужно было проходить чрез церковь. Таким образом, прохождение чрез церковь не составляло такой церемонии, которая бы имела особое высшее значение, но вызывалось просто необходимостью. В настоящее время такой необходимости нет, потому что из сосуда хранительницы и жертвенника, можно прямо, не чрез церковь, пройти к престолу и потому, cessante causa cessat effectus. Нет достаточных оснований усвоять подготовительному обряду нарочито торжественный характер (Ц. В-к 1887 г. стр. 645–646).
При выносе креста Господня на утрени в праздник Воздвижения Креста Господня и вообще при совершении богослужения в этот праздник следует ли священнослужителям облачаться в черные — траурные ризы, или в светлые — праздничные?
Праздник Воздвижения Креста Господня сама церковь именует пресветлым торжественным днем и отличает его от других праздников (как Рождество Христово и Богоявление Господне) неделями вводными (см. в Типик. послед. под 14 сент; ср. послед. 8 сент. в конце, послед. 13 сент., послед. 15 сент. и послед. 21 сент.). Естественно, что при совершении богослужения вообще и при выносе креста в частности на утрени в данный праздник, как в «день пресветлый», более целесообразно облачаться священнослужителям в светлые одежды, чем в траурные (Р.д.С.П. 1889 г. №11).
Какой апостол и какой евангелие читать: а) в навечерие рождества Христова в субботу и воскресенье и б) в субботу пред неделею св. отец?
В ответ на первый вопрос арх. Сергий историческими справками подтверждает предложение м. моск. Филарета, что в указаниях устава и минеи на этот счет вкралась ошибка, и доказывает, что положенные в навечерие Рождества Христова на отдельной вечерни апостол (Галат. 207) и евангелие (Мф. 53) следует читать только на литургии Златоустого и при том только в субботу, а на вечерни и в субботу и в воскресенье — праздничные. В субботу же пред неделей св. отец литургийные апостол и евангелие (Гал. 207, Мф. 53). (Из Христ. Чт. 1879 г. май — июнь) (Р.д.С.П. 1880 г. №8).
Когда литургия совершается с вечернею, как напр. в навечерие Рождества Христова или Богоявления, или в день Благовещания, а также в Великий четверг и субботу, — то как произносить просительную ектению: «исполним молитву нашу» и «дне всего совершенна», или же: «исполним вечернюю молитву нашу» и «вечера всего совершенна?» и т. д. А также на конце литургии вместо «день весь совершен», «вечер весь совершен?» и т. д.
Лучшим ответом на эти вопросы служит чинопоследование преждеосвященной литургии, соединяемой с вечернею почти на тех-же основаниях, как соединяется литургия с вечернею накануне Рождества Христова и Богоявления и т. п. В этой же литургии в просительной ектении прямо полагается произносить: «исполним веченюю молитву нашу», и «вечера всего совершена», — а также и в конце литургии: «вечера всего совершенна», и т. д. Таким же образом надобно произносить все упомянутые ектении и на полных литургиях, соединенных с вечернею, так как эти литургии, по Уставу, именно и относятся к разряду литургий, положенных для совершения вечером (Р.д.С.П. 1885 г. №3).
Следует ли отверзать царские врата при пении «С нами Бог» на великом повечерии Рождества Христова, Богоявления и Благовещения, а в великую субботу — при пении стихов: «Славно бо прославися»… и «Господа пойте»..?
Следует, ибо в Типиконе (послед. 25 дек.) сказано, что священник с диаконом, «оболкся, творить начало, яко же во вся праздники владычни, по возгласе, кадящу иерею, глаголет великое повечерие. Каждение же совершается так же, как на всенощном бдении, начинающемся вечернею; а в начале великой вечерни, «егда бывает бдение и кадит священник», двери царские бывают отворены. (Типикон — о завесе) (Ц. В-к 1897 г. №7 и 11).
Имеют ли право диаконы и псаломщики, каждый отдельно — самостоятельно, без священника, ходить по домам своих прихожан в дни праздников Рождества Христова, Богоявления и в Светлую седмицу?
Обыкновение причетников ходить без священника по домам прихожан во дни праздников Рождества Христова и др., как унижающее духовенство и подрывающее уважение в народе к благочестивым обычаям нашей Православной Церкви привносит духовную праздничную радость в дома верующих и освящает их жилища, должно быть оставлено, где оно еще практикуется в видах корыстных. К тому же оно и противозаконно (22 парагр. благоч-ой инструкции) (Р.д.С.П. 1887 г. №6).
В домовой церкви при учебном заведении, с общего согласия членов корпорации — начальства и преподавателей, новогодний молебен совершают в 12 час. ночи, при наступлении нового года. Следует ли повторять его в положенное время — после литургии. В самый новый год?
Служение молебна в 12 час. ночи, хотя и представляет собою явление весьма желательное и отрадное, тем не менее не положено по уставу и потому является богослужением как бы частным. Вот почему повторение молебна и в положенное уставом время после литургии является, по нашему мнению, необходимым, тем более, что за литургией может быть совсем другой состав богомольцев, не слышавших этого молебна накануне. Мнение наше подтверждается и практикою некоторых столичных церквей (Ц. В-к 1899 г. №15).
На каком основании не совершается литургия в пятницу пред Богоявлением, если этот праздник служится в воскресенье или в понедельник?
Основание этому заключается в следующем историческом обстоятельстве. В первые три века по Рождестве Христовом, когда гонения со стороны язычников стесняли свободу богослужения, в некоторых местах востока, при том важнейших — (в Иерусалиме, Антиохии, Александрии и друг.), праздник Богоявления или Крещения Господня совершался в один день с праздником Рождества Христова, под общим наименованием Феофании или Богоявления в более обширном смысле слова[3]). Перед праздником же Рождества Христова (и в настоящее время) в пятницу, при указанных в вопросе условиях, литургии не бывает, так как эта пятница по существу выходит последним настоящим постным днем перед праздником; правда, что и в следующие затем дни субботы или воскресенья пред Рождеством Христовым пост продолжается, но он в означенные дни значительно ослабляется или, как прямо говорится в уставе: «аще случится навечерие Рождества Христова в субботу или неделю, пост не бывает». Тогда, в силу того же устава (вместо «варения с елеем», полагаемого в пищу в остальные седмичные дни накануне Рождества Христова, только после литургии по захождении солнца), полагается съедать после литургии, совершаемой в обычное время (а не вечером) «по уломку хлеба со вкушением и вина мало»: а после вечерни (говорится); и входим в трапезу, и ядим совершенно». А так как в Церкви Православной с совершеннейшим постом вообще принято устранять по возможности всякую торжественность богослужения (Сравн. 48 пр. Лаод. соб. Нов. Скрижаль, изд. 1891 г. ч. 2, гл. 10), то в такой день, как последняя пятница перед Рожд. Христовым, и положено совершать царские часы без литургии, как и в Великий Пяток к чему могло послужить и название праздника Рождества Христова «Пасхою», тридневным праздником (см. Месяцеслов при Часослове под 25 янв.). — Со временем, когда оба праздника разделились, и один из них начали праздновать 25 декабря, а другой 6 января, стали заботиться, чтобы на тот и другой праздник службы были, по крайней мере, одинаковые. А при таких условиях все то, что было положено на Рождество Христово, постарались перенести и на Богоявление Господне[4]). Таким образом должно было явиться правило о перенесении царских часов пред Богоявлением на пятницу, если праздник этот придется в воскресенье или в понедельник, при чем и литургия в этот день не бывает, как и пред Рождеством Христовым, хотя в эту пятницу (пред Богоявлением), поста не бывает никакого, и монашествующие, по Уставу ядят «сыр и яйца», а миряне разрешают «мясная» (Руков. для с. паст. 1885 г., №1).
Должно ли совершать литургию в пяток пред Рождеством и пред Крещением, если на него переносятся царские часы по случаю навечерия этих праздников в субботу или воскресенье?
По уставу, как видно из предшествующего ответа, литургия в эти дни не полагается, а только царские часы. Впрочем, в древней Руси литургия в эти дни совершалась. Царские часы совершались с разделением на две половины и за второю половиною их отправлялась литургия. Первая половина часов заканчивалась обычным отпустом после молитвы третьего часа «Владыко Боже, Отче Вседержителю». Во время совершения второй половины часов священник приготовлялся к совершению литургии. После молитвы «Всесвятая Троице» растворялись царские врата и совершался малый отпуст, какой делался обычно пред литургией. За малым отпустом после второй половины часов, начало литургии возвещалось звоном понамарей. Литургия затем совершалась обычно (Р.д.С.П. 1885 г. №3).
Какое водоосвящение должно совершать в навечерие Богоявления Господня и в самый праздник?
Накануне праздника Крещения Господня обыкновенно совершается «последование великого освящения святых богоявлений» (Месячн. Мин. 5 янв.) в храме, а в самый праздник бывает исхождение на реки и источники, где и совершается освящение воды. По смыслу определения Большого Москов. собора 1666–1667 г. это «последование великого освящения святых богоявлений» должно быть совершаемо не только в навечерие Богоявления — во храме, а и в самый праздник — на реке, куда для этой именно цели и установлен торжественный крестный ход (Р.д.С.П. 1894 г. №1).
Должен ли священник в полном облачении или только в епитрахили и фелони совершать великое освящение воды в день навечери Богоявления Господня, равно как и в самый праздник Крещения Господня?
В Типиконе сказано, что настоятель облачается во все одежды при великом освящении в день повечерия Богоявления Господня, хотя бы оно совершалось после литургии, по заамвонной молитве (Типик. пал. 6 жив) или после вечерни. В актах Стоклавого собора встречаем такое постановление: «Воду святили бы в навечерие Богоявления, а на иердани на Богоявление, и на происхождение честного креста во всем священническом сану сполна» (Стогл. гл. 14, стр. 101). (Р.д.С.П. 1886 г. №29).
Можно ли в навечерие Богоявления, совершив «великое освящение воды» в храме, совершить таковое и в молитвенном доме в отдаленной части прихода?
При неимении, правил, которые бы запрещали подобное повторение водоосвящения, действие священника в данном случае следует признать обнаружением с его стороны особой заботливости о своих прихожанах, не имевших возможности присутствовать при водоосвящении в храме. (Ц. В-к 1893 г. №16).
Обязательно ли 6 января совершать крестный ход на реку или можно совершать водоосвящение в церкви?
Там, где есть река, источник или даже колодезь, по принятому в православной церкви обычаю, обязательно. (Типикон — последов. службы Богоявления). (Ц. В-к 1893 г. №24).
Что должно петь на малом водоосвящении на реке в день Богоявления — тропарь праздника или тропарь креста?
Московский собор 1667 г. определил совершать освящение воды и на вечерни и после литургии праздник Богоявления одинаковым образом, а именно — совершать великое освящение воды с пением тропаря празднику «Во Иордане крещающуся»… Но если совершается на реке малое водоосвящение, то поется тропарь креста (Никольский, пособие к науч. уст. изд. 1894, стр. 544 и 812). (Ц. В-к 1900 г. №22).
Если 6 января в селе храмовой праздник, то следует ли совершать пред литургией в этот день водоосвящение?
Так как малое водоосвящение, обычно совершаемое пред литургией в храмовые праздники, имеет своим назначением запас освященной воды для окропления храма и верующих в этот день, то к совершению онаго в день 6-го января, когда и накануне, а по местам и в этот день совершается великое водоосвящение, — не представляется достаточных оснований (Ц. В-к 1899 г. стр. 1756).
Можно ли допустить совершение крестного хода на реку 7 января, если 6 он не мог быть совершен по болезни священника?
Болезнь священника — основание недостаточное, так как если руководствоваться подобными основаниями для перестановок и перемен в отправлении обрядов и богослужений, соединенных с известными днями, то придется допустить возможность, по удобству для священника, перестановки каждого праздничного богослужения и каждого обряда, соединенного с известным днем. (Ц. В-к 1893 г. №19).
В некоторых местах Кишиневской епархии есть старинный обычай: на крещенском водоосвящении, по погружении св. креста в воду пред пением «во Иордане крещающуся», дозволяют вынимать его одному из прихожан за известное пожертвование. Насколько такой обычай допустим?
По нашему мнению, священники, допускающие существование подобного обычая, да еще за известное пожертвование, должны бы подвергаться строжайшим взысканиям от своего начальства, так как они, во 1-х, профанируют святыню, допуская прикасаться к св. напрестольному кресту людям непосвященным, а во 2-х, вызывают в своих прихожанах печальное убеждение, что дары церкви Божией распределяются не всем поровну, а с предпочтением людей, имеющих возможность более жертвовать. Обычай это, не имеющий никакого законного основания, не должен бы более практиковаться. (Ц. В-к 1900 г., №18).
Действительно ли праздник Сретения Господня принадлежит к Богородничным праздникам, как это указывается в известной книге прот. Никольского (Пособие к изучен. устава), или же он есть Господский праздник, как это принято в других учебных пособиях и в самом подразделении двунадесятых праздников?
Мнение прот. Никольского основывается на Уставе, где (гл. 8 хр.) читаем: «аще ли храм случится Покрова или Сретения Пресв. Богородицы или ин кий храм Ея в неделю: и поем всю службу вечер и утро и на литургии во всем подобно, яко же Рождества Богородицы в неделю септембря в 8-й день» и где прямо указывается (послед. 2 февр. «аще в неделю»), что если Сретение случится в неделю, то служба воскресная не отменяется, а поется вместе со службою праздника, как бывает в двенадесятые Богородничные дни. Не лишне при этом заметить, что и в Западной церкви Сретение (Purificatio) относится к Богородничным, а не к Господским праздникам. Что касается подразделения праздников в Уставе, (см. 57 гл.), то в нем нет указания на то, что Сретение относится к Господским праздникам (Ц. В-к 1897 г., №8).
Можно ли совершать водоосвящение в день Сретения Господня?
В этом водоосвящении нет ничего предосудительного — обычай совершать его идет вероятно из греческой церкви, — а потому не следует возставать против него; напротив, прилично даже поддерживать и поощрять его (Р.д.С.П. 1899 г. №6).
Можно ли освящать восковые свечи в Сретение и какую при этом читать молитву? Не следует ли отлагать освящение их до Великого четверга?
Освящение восковых свечей в Сретение или в великий четверг — обычай местный и далеко не везде известный. Особой молитвы для этого нет. (Ц. В-к 1893 г. №20).
В Типиконе 25 марта, на день Благовещания, когда он придется в пост, в трех местах в конце всенощного бдения, на первом часе и в конце изобразительных есть выражение: «три великие поклона». С молитвню ли св. Ефрема Сирина должны быть полагаемы эти поклоны?
Практика различна. Указывается совершать эти поклоны при произнесении молитвы св. Ефрема Сирина только на утрени, после ектении «Помилуй нас Боже», на часах же в день Благовещения, случившегося в четыредесятницу, эти поклоны полагаются только по 1-м часе; но если Благовещание в страстные понедельник, вторник, и среду — три великие поклоны после каждого часа (Типик. послед. 25 марта; см. Никольского — Пособие к изучению устава, изд. 1900 г. стр. 564). (Ц. В-к 1902 г. №15).
Нужно ли совершать литургию преждеосвященных Даров в предпразднство Благовещения?
В числе дней, в которые положена преждеосв. Литургия, празднество Благовещения в уставе не упоминается.
Позволительно ли и благоразумно ли читать над яблоками, грушами, сливами и другими плодами молитву, положенную на благословение винограда — гроздия?
В молитве, находящейся в месячной Минее, в службе 6 августа, благословляется один виноград, и испрашивается у Господа для вкушающих соделание их причастниками винограда истинного; в молитве, помещенной в большом и малом требниках, это последнее выражение еще яснее: да будет в нас, от того рождения лознаго причащающихся, в веселие и приносити Тебе дар во очищение грехов, священным и святым телом Христа Твоего. Таким образом виноград благословляется и как новосозревший плод, и как имеющий особое назначение быть веществом, необходимым для приношения безкровной жертвы. Но благословляемые у нас плоды ни в каком случае не могут служить веществом для совершения таинства св. Причащения. Поэтому странно читать ту молитву, которая не может быть приложима к освящаемым плодам по своему содержанию, тем более. Что молитва эта, как замечается в малых требниках, глаголется на гроздием, иде же виноград приносится в храм на благословение и в нашей стране — России, поелику, за исключением самого юга ее, виноград не произрастает, приносится в церковь 6 августа яблоки, и на благословение их положено читать молитву на благословение начатков овощей. Правда. В день Преображения Господня благословляется и освящается новосозревшая пшеница, и потому выражение молитвы: приносити Тебе дар во очищение грехов, священным и святым Телом Христа Твоего приложимо к благословению пшеницы; однако же и при этом лучше читать общую молитву, имеющую отношение к одному предмету, и никакого к другим. (Р.д.С.П. 1893 г. №21).
Какую литургию совершат 19 февраля, если этот день случится в один из будничных дней четыредесятницы (кроме субботы)?
Нет никаких канонических оснований для того, чтобы служить в этот день полную литургию. Вследствие этого следует служить литургию Преждеосвященных Даров по так называемым храмовым главам, излагаемым в уставе о праздновании храмовых дней в Великую четыредесятницу, т. е., с предверием особого всенощного бдения с полиелем и затем на самой литургии, с приложением дневного Апостола и Евангелия и т. д. (Р.д.С.П. 1885 г. №34).
Какое величание петь в день памяти св. праведного и многострадального Иова (6 мая) и вместе день высокоторжественный, когда, по табели о высокоторжественных днях, полагается всенощное бдение с полиелеем дневному святому, т. е. св. многострадальному Иову?
Хотя церковным уставом и положена праведному Иову служба преподобническая, но едва ли было бы уместно петь св. Многострадальному Иову и величание преподобническое: «Ублажаем тя, преподобный отче Иове, и чтем святую память твою, наставниче монахов» (?)… Правда, что св. праведный и многострадальный Иов, представляющий собою живой пример величайшего терпения, с каким он препобедил все козни диавольские, может быть в этом отношении назван учителем всех подвижников благочестия, в том числе и монахов, подвергающихся искушениям — козням диавольским, но все же сам лично праведный Иов не был монахом, непосредственно не был и наставником монахов. Вот почему благоприличнее петь величание св. праведному и многострадальному Иову так: «Величаем тя, святый и праведный Иове многострадальный, и чтем святую память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего» (Р.д.С.П. 1888 г. №11).
Какое полиелейное величание следует в праздник пророка Божия Ильи (20 июля)?
В одном древнем (без обозначения года) рукописном Киевском Ирмологии потном величание на день св. пророка Ильи изложено так: «Величаем тя, пророче Божий, славный Илие, и чтем яко (еже?) на небеса с плотию огненное восхождение твое», при чем указан и псалом избранный — «Терпя потерпех Господа». В приложении к Ирмологию выражено уже в несколько измененном и грамматически исправленном виде: «Величаем тя, святый пророче Божий Илие, и почитаем еже на небеса с плотию огненное восхождение твое». Подобное величание на день пророка Ильи, печатаемое и в Большом Часослове, по местам удержалось в богослужебной практике и по сие время: «Величаем тя, св. пророче Божий Илие, и чтем еже на небо на колеснице огненней восхождение твое». В последней редакции величание на день св. пророка Илии представляется наиболее правильным (Р.д.С.П. 1894 г. №29).
Как должно священнику нести св. крест на воду 1 августа — в руках или на голове в полном ли облачении должен быть при этом священник?
Крест должен быть носим при этом на голове; а так как ход на воду в настоящее время совершается обычно тотчас по окончании литургии, то священник бывает в полном облачении. Но если ход совершается по указанию Типикона, т. е. после утрени и 1 часа, то священник может быть не в полном облачении, так как в «чине священносл. и обряд., соблюд. в Больш. Усп. Соборе» указывается, что архиерей облачается в этом случае «по приходе с Иордани» (Никольский. Пособ. к изуч. уст. стр. 500, пр. 1). (Ц. В-к 1897 г. №45).
Какое величание петь 16 августа?
В Часослове, изданном в Киеве в 1772 году, на утрени указано следующее величание: «Величаем Тя, Живодавче Христе, и почитаем пречистого зрака Твоего неписанное изображение»; или: «Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтем образ Твой святый, имже спасль еси от работы вражия» (Ц. В-к 1894 года №47).
Откуда берется величание на Покров и запев пред 9-ю песнью канона на Троицын день, не указываемые ни в минеях, ни в ирмологионе?
Первое помещается в Часослове, изд. в Киеве в 1742 году, и в «Книжице, содержащей в себе величания, певаемые на полиелиях», изд. в Почаевской Лавре в 1763 г. При этом есть разница — в первом: «юже Тя виде святый Андрей на воздусе», а во второй — «Тя виде на воздусе виде святый Андрей». Запев же («Апостоли сошествие Утешителя зряще»…) можно найти в «Обиходе потнаго пения» (Ц. В-к 1895 г. №23).
Какое лучше петь из существующих величаний на день Покрова Пресвятыя Богородицы?
В наших богослужебных книгах нет особого величания на праздник Покрова Богоматери, поэтому в одних храмах на означенный праздник поют величание Богородице: «Достойно есть величати Тя, Богородице», в других — хотя особое, но в грамматическом отношении неправильное: «Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтем покров Твой честный, юже святый Андрей виде на воздусе, за ны Христу молящуюся», или в таком виде: «Величаем Тя, Пренепорочная Мати Христа Бога нашего, и чтем труды Твоя и Твой честный омофор, юже Тя виде святый Андрей на воздусе за ны Христу молящуюся»[5]). В рукописных уставах 16-го века есть следующее величание, примененное к празднику Покрова Божией Матери: «Величаем Тя, Пресвятая Дево, Мати Христа Бога нашего, и всеславный славим покров Твой». В Обиходе Бахметева (на четыре голоса), заменяющем собою, по определению Св. Синода, Обиход Львова и в «Круге церковных песнопений», изданном Московским обществом любителей церковного пения, величание это перепечатано так: «Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтем покров Твой честный: Тя бо виде святый Андрей на воздусе, за ны Христу молящуюся». Оба эти величания не многословны, вполне приличны празднику и чужды грамматических несообразностей (Р.д.С.П. 1894 г. №39).
На молебне 17 октября в память чудесного избавления Царской фамилии с коленопреклонением или без онаго читать молитву?
По определению Св. Синода от 20–21 сентября 1896 года за №2828, этот молебен совершается «по общему чину благодарственных молебных пений»; следовательно, — без коленопреклонения (Ц. В-к 1897 г. №9).
Можно ли совершать заупокойную литию на всенощной, отправляемой 6 декабря (день тезоименитства Государя Императора)?
Так как в церковном отношении празднование табельного дня к этому времени является уже оконченным, то к совершению литии и нет препятствий, тем более, что согласно указам Св. Синода 29 мая 1844 года и 2 марта 1862 года и погребение усопших в день тезоименитства Государя Императора запрещается только до вечерни. В том же смысле следует понимать и указ 10 июня 1724 г., по коему запрещено поминовение усопших в навечерии (т. е. накануне) высокоторжественных и в самые эти дни (т. е. тоже только до вечерни). (Ц. В-к 1896 г. №4).
Где исполняются в престольные праздники стихиры на стиховне — на клиросе или среди храма, там, где пелись стихиры литии?
Молитвою «Владыко многомилостиве»… лития оканчивается — это есть как бы ее отпуст. А так как лишь о литии сказано, что для совершения ее «исходим в притвор», то по окончании ее, при пении стихир на стиховне, священнослужители и «лики» переходят в храм, при чем первые останавливаются у стоящего посредине столика, а лики на клиросе (Никольский, Пособие к изуч. уст., 1894, 229). (Ц. В-к №37).
Какое Евангелие читать на утрени в храмовой праздник — воскресное или храму?
Евангелие храма. Это ясно прямо и обозначено в храмовых главах: 1, 5, 6, 8, 10, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 21, 24; хотя в некоторых храмовых главах, а именно: 3, 12, 19, 20, 33, 38, повидимому, как бы предписывается читать на утрени Евангелие не храма, а воскресное, но это объясняется тем, что эти главы о чтении Евангелия особо не говорят, а просто указывают общий порядок совершения службы, если праздник случится в неделю (воскресение) см. Никольский. Пособие к изуч. устава 1894 г. стр. 294, прим. 2 (Ц. В-к 1896 г. №8).
Что нужно совершать пред литургией в престольный праздник?
Пред литургией в храмовые праздники отправляется малое водоосвящение, при чем окропляется алтарь и вся церковь (Ц. В-к 1896 г. №32).
Есть ли особый чин для совершения крестных ходов вокруг храма в дни храмовых праздников?
Такого чина нет. Указание на способ совершения крестных ходов вообще можно найти у Симеона Солунского гл. 353, «Нов. Скрижаль» стр. 554–545. Несколько практических замечаний можно встретить в известных письмах прот. Е. Попова ч. II, стр. 104–105 (Ц. В-к 1893 года №6).
В дни храмовых праздников в некоторых местах совершается освящение воды и крестный ход кругом храма с чтением на 4-х сторонах храма 4-х Евангелий. Какие Евангелия приличнее всего читать при этом?
Совершение крестного хода в указываемых случаях есть обычай местный, а потому и невозможно указывать ни чинопоследования, ни того, какие при этом читать Евангелия; для разрешения же подобных вопросов всего лучше посоветоваться с иереями тех приходов, где обычай таких ходов применяется (Ц. В-к 1899 г. №6).
Когда и как совершать храмовую службу в Духосошественских церквах?
Храмовую службу совершать в самый день св. Духа, а не накануне. Особенности богослужения те, что не полагается всенощного бдения; утреня же совершается с великим славословием, но без полиелея. Таково общее требование устава. Отсюда вопрос: — должно ли и когда при храмовом праздновании нет на утрени величание — если полиелея не положено? Совершать полное всенощное бдение не удобно. — можно советовать бдение в Духов день начать малым повечерием, которое закончит великим славословием, а затем начать литию и т. д. На утрени — полиелей с величанием и Евангелием, положенными в праздник св. Троицы (Р.д.С.П. 1899 г. т. 2 стр. 140–141).
|