Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






III. Последования обручения и венчания






 

 

Как священник должен относиться к просьбе жениха и невесты благословить их союз предварительным молитвословием на дому?

 

Некоторые находят, что священнику не следует удовлетворять такого желания прихожан в виду того, что часто дело расходится между помолвленными. И благословение, данное священником жениху и невесте, некоторые готовы в этом случае даже считать «профанацией молитвы» тем более, что у большинства оно приравнивается к священнодействию. С таким взглядом согласиться нельзя. «Церк. Вестник» совершенно справедливо указывает, что рассуждая подобным образом, можно дойти до крайности. Брак есть таинство и совершается весьма торжественно, с целым рядом возвышенных и прекрасный молитвословий, а после, на практике, оказывается, что не всегда он счастлив, и нередки случаи, когда он так или иначе распадается. «Неужели все молитвословия, вознесенные при совершении такого брака, профанируются таким его исходом? Берем еще пример: священника зовут освятить закладку дома, или уже отстроенный дом; освящение совершено, а после в этом доме помещается вертеп разврата… Неужели же и тут священник профанировал молитву? Для священника должен быть важен факт желания людей молиться по тому или другому поводу. Этому желанию он и должен удовлетворить по возможности, не стараясь предрешать то, каким успехом господь благословит его моление» (Ц. Вест. 1892, №14). Что касается до состава молитвословия при первоначальном благословении жениха и невесты, то некоторые предлагают следующий чин: Благословен Бог наш, Царю небесный, Трисвятое, по Отче наш и за возгласом Помилуй нас, Господи, помилуй нас (молитвы или читаются, или поются). Потом священник читает одну из молитв обручения: Боже вечный, разстоящыяся собравый в соединение. Последние слова молитвы: сам благослови и рабы твоя сия, имярек, наставляя их на всякое дело благо, священник произносит, обернувшись лицом к помолвленным, благословляя их общим благословением. Читается, или поется Достойно есть и делается краткий отпуст. Жених и невеста целуют крест в руках священника. Вместо молитвы Боже вечный, «Рук. д. с. п.» Рекомендует, во избежание всяких недоразумений, читать просительную молитву общего характера о благополучном совершении начатого дела, помещенную в Евангелии, Господи Иисусе Христе Сыне Единородный, заменить последние слова помози ми на помози имярек (1889 г. №11). Но, по взгляду прот. Хойнацкого и П. П. Забелина, лучше будет, если священник воздержится от самочинных последований и вместо них отслужит молебен о здравии жениха и невесты, помянув при этом и имена воспитавших их родителей и благословит помолвленных общим благословением.

 

Можно ли в один день брачущихся и исповедать, и приобщить св. Тайн, и повенчать?

 

Хотя из «Учительного Известия» видно, что исповеди и св. причастию должно предшествовать говение в течение семи дней, но то же «Учитель. Изв.» Разрешает сокращать этот срок, в случае нужды, до трех и даже одного дня. С другой стороны, известно, что в древней Церкви был обычай непременно приобщать св. Тайн сочетающихся первым браком в самый день венчания, если считали себя достаточно духовно подготовленными к этому таинству. Блаж. Симеон Солунский очень похваляет этот древний обычай. «Прекрасно», говорит он, «делает Церковь, что приготовляет Божественные Дары в умилостивление и благословение сочетавающихся», — их приобщали преждеосвященными Дарами, «для мирного единения их единомыслия» (Пис. св. отц. и учит. т. II. Спб 1856, с. 359). Соображая все это, признаем, что в случае крайней необходимости для брачущихся спешно исполнить христианский долг исповеди и св. причастия священник имеет полную возможность допустить их к тому и другому таинству в самый день венчания, если, конечно, в нравственном отношении найдет их достаточно подготовленными к принятию таинств.

 

Можно ли пред венчанием одной пары совершать тут же обручение еще нескольких пар?

 

В русской церкви, действительно, был некогда обычай отделять обручение от самого венчания и этот обычай существовал до 1775 года. Но с этого года (указ Св. Синода от 5 авг. 1775 г.) обручение уже не отделяется от венчания и совершается вместе с ним, в непосредственной связи. Теперь нельзя — сначала обручить жениха с невестой, а затем, по истечении более или менее продолжительного времени, повенчать их. Отсюда следует, что поставленный вопрос должен быть решен отрицательно.

 

Можно ли венчать браки соборне?

 

Не все одинаково отвечают на этот вопрос, и одни находят, что не следует допускать соборного венчания брака, так как совершитель таинства есть и должен быть один, а другие не видят ничего предосудительного, если для сообщения большей торжественности чину брака в сослужении с совершителем таинства примут участие еще два священника и составят, таким образом, собор священнослужителей. Мы склоняемся ко второму мнению, тем более, что в некоторых епархиях издревле существует обычай усугублять торжество богослужения таинства брака приглашением собора иереев; при этом есть обычай разделять между тремя священниками чтение молитв в чине: первенствующий читает первую молитву венчания: «Боже пречистый, и всея твари Содетелю», второй — другую молитву: «Благословен еси, Господи Боже наш», третий — «Боже Святый, создавый от персти человека». Чтением молитв ограничивается видимое участие второго и третьего священника в богослужении брака. Все прочее и важнейшее совершает предстоятель, который, как справедливо говорят, и есть собственно совершитель таинства. Прочие священники только участвуют в богослужении. И в этом нет ни умаления значения первенствующего священнослужителя, ни нарушения порядка в богослужении. Если в литургийном богослужении вместе с предстоятелем, освящающим Тайны, участвуют иногда другие иереи, то почему нельзя быть соборному служению и при совершении таинства брака?.. Другое дело, если где-нибудь соборное венчание явится новшеством и будет вызывать против себя различные толки в народе. Пастыри поступили бы там опрометчиво, если бы стали заводить новые порядки, не взирая на несочувствие к ним прихожан и как бы забывая то общее правило, что вообще вводить новые порядки следует только тогда, когда сказывается в них настоятельная необходимость, и когда есть для них удобная и подготовленная почва. Что хорошего, если, вместо благодарности, пасомые начнут роптать на пастырей, заподозрив в них мало уважения к тому, к чему все так привыкли и с чем так сжились?!.. Основательно, поэтому, рекомендуют в таком случае вместо соборного венчания, которое явилось бы в известной местности бросающимся в глаза новшеством, усугубить торжество брачного богослужения соборным молебном после чина венчания. В молебне и могут принять участие все священники, которые дотоле, т. е. во время венчания, присутствовали в храме только как богомольцы.

 

Какие священные одежды надевать иерею при совершении таинства брака?

 

В требнике Петра Могилы указывается, что во время венчания иерей бывает облачен в фелонь и епитрахиль. Но кроме фелони и епитрахили некоторые священники надевают еще и поручи. Против этого ничего нельзя возразить. Символическое значение поручей — напомнить совершителю таинства «всезиждительную силу Божию» (Симеон Солунский) и внушить ему при благословении брачущихся упование на эту силу Божию, — находить вместо и в священнодействии таинства брака.

 

За неимением у жениха и невесты обручальных перстней, могут ли священники благословлять брачущихся именословным благословением, с произношением слов: обручается раб Божий, или вовсе опускать обручение?

 

В Последовании, бываемом о обручении, ясно сказано: лежит на десный ступан святые прапезы перстки их (жениха и невесты) два, златый и серебряный: серебряный убо уклоняяся к песным, златый же к левым. Два перстня для обручающихся — золотой и серебряный — полагаются вблизи друг друга на св. престол, в знаменование того, что брачущиеся поручают свою жизнь Промыслу Божию и от Господа, от Его св. престола, испрашивают благословения на свое обручение; поелику серебряный перстень после перемены достается жениху, а золотой невесте, то первый, как принадлежащий мужу, полагается с правой стороны от золотого. Таже взем священник персты, дает первые мужу златый, таже серебряный жене, и глаголет мужу: обручается раб Божий… Таже и жене глаголет: обручается раба Божия… И егда речет на едином коемждо трижды, творит крест перстнем на главах их, и полагает я на десных перстех. Таже изменяет перстни новоневестных восприемник. Священник берет с престола перстни новоневестных восприемник. Священник берет с престола перстки и возлагает на безыменные пальцы правой руки, жениху — золотой, в знак того, что он, как солнце, должен светить своей жене светом благоразумия и благочестия, а невесте — серебряный (в случае неимения таковых, у жениха должен быть медный — желтый, а у невесты оловянный — белый), во образ того, что она, как луна от солнца, заимствует свой свет от мужа и должна покоряться ему. Перстень, по древнему обыкновению, служит печатью и утверждением: троекратным обменом перстней печатлеется и утверждается полная взаимная доверенность лиц брачущихся: отселе они вверяют друг другу свои права, честь и спокойствие; с этих пор они будут жить друг для друга, будут обмениваться друг с другом всем, и эта взаимность между ними будет постоянной, бесконечной (как в перстне — круге нет конца, так и союз супружеский должен быть вечер, неразрывен). Жених, во свидетельства своей любви и готовности преимуществом сил своих вспомоществовать немощи женской, отдает свой золотой перстень невесте, а эта, в знак своей преданности мужу и готовности принимать помощь от него, свой серебряный перстень взаимно отдает жениху. По возложении перстней на десницы жениха и невесты священник глаголет молитву (Господи Боже наш, отроку патриарха Авраама сшествовавый в средоречии…), в которой перечисляет несколько случаев и событий из ветхозаветной, а частию и новозаветной свящ. истории, где Сам Господь перстню давал особенную знаменательность и чудодейственную силу Свою. Ты Сам, Господи, показал, чтобы было обручение, чтобы оно служило утверждением всего. Перстнем была дана власть Иосифу в Египте (Быт. 41, 41, 42), перстнем прославился Даниил в стране Вавилонской (Дан. 6, 18), перстнем открылась истина Фамари (Быт. 38), перстнем Отец небесный показал Свою любовь к сыну Своему, сказав: дайте перстень на десницу его и заколите тельца откормленного, и станем петь и веселиться (Лук. 15, 22, 23). Вот и теперь, как бы так молится священник, пред очами Твоими, Всеблагий Господи, перстни, вот чета, ожидающая мановения десницы Твоей для их благословения. «Сам и ныне благослови возложение перстней сих благословением небесным: и ангел твой да предъидет пред ними во все дни живота их». После всего этого вполне понятно, насколько непозволительно искажать находящееся в требнике последование бываемое о обручении или вовсе опускать последнее. В чем будет состоять обручение, если не будет самого обруча (кольца), и к чему будут тогда относиться молитвы обручения?.. (Рук. д. с. п. 1894, №46).

 

Можно ли перстни брачущихся, по их просьбе, полагать на престол и оставлять на нем во время литургии, совершаемой за здравие жениха и невесты?

 

Нет в этом надобности, так как перстни брачущихся полагаются (или должны быть полагаемы) на престоле при самом обручении и таким образом освящаются (Рук. д. с. п. 1886, №27, с. 312).

 

Тайно или вслух должно читать молитву пред обручением: «Господи Боже наш, от языке пред обручивый»?..

 

Молитва эта читается вслух.

 

На каком основании полагаются венцы пред венчанием на престоле?

 

В древних требниках (напр., в требнике XIV в. митроп. Каприана; ркн. Моск. Синод. библ. №344) прямо говорится: «стоять же на святой трапезе… венцы, потирец стеклян и исполнен вина…» То же замечание относительно брачных венцов можно встретить и в других чинах обручения и венчания, относящихся к более позднему времени. Посему нет ничего предосудительного в том, если бы венцы (равно как и обручальные перстни) брались священником с престола как бы от Самого Господа; это соответствует и общему смыслу читаемых молитв (Рук. д. с. п. 1898 г., т. 2, №34; 1885 г., №49).

 

Откуда ведет начало обычай, существующий в юго-западном крае России, при венчании связывает молодой чете руки платком, и следует ли допускать этот обычай?

 

Указанный обычай ведет свое начало, вероятно, со времен митр. киевск. Петра Могилы и выродися из обряда вязания рук епитрахилью при присяге в таинстве брака потребнику митроп. Петра Могилы. Обычай вязать руки платком существует на юго-западе России, как обычай местный. Великороссия его не знает. Как местный, этот обычай должен был бы теперь потерять значение и исключиться из практики. Но так как нажитые привычки бывают настолько крепки в народе, что прямая и решительная борьба против них приносит более вреда, чем пользы, то и с обычаем вязания рук платком можно примириться. Священник обязан, однако, внушать брачущимся, что вязание их рук есть символ уз духовных, знак союза любви и взаимной их привязанности, тесного духовного единения. Полагаем, однако, что вязанье и покрытие рук платком гораздо лучше было бы заменить — епитрахилью, как указано у Петра Могилы (Рук. д. с. п. 1879 г., №45; 1898 г., №39).

 

Может ли священник, венчая зараз несколько пар, за неимением венцов, возлагать на брачущихся иконы?

 

Важнейшая, торжественнейшая минута в чинопоследовании бракосочетания бывает тогда, когда прием священник венцы, венчает первее жениха… таже венчает и невесту. Таким образом на благословляемую чету, по указанию церковного требника, должны возлагаться венцы, как знамения царской власти. Этим преподается брачущимся благословение соделаться родоначальниками, как бы князьями, царями будущего потомства, а вместе возлагается обязанность пользоваться дарованною властью ко благу подвластных им. Помимо того, так как в древности венцами украшались главы победителей, возложение венцов на жениха и невесту служит для них как бы наградою за их целомудренную жизнь до брака (Мол. на разрешен. венц., в осьмый день). Венцы, объясняет св. Златоуст, полагаются на главах брачущихся в знамение победы, для того, чтобы показать, что они, непобедимые страстью до брака, таковыми приступают и к брачному ложу, т. е. в состоянии победителей похоти плотской. А если кто, быв уловлен сладострастием, отдал себя блудницам, то для чего ему, побежденному, иметь и венец на главе своей? При возложении венцов на жениха и невесту служитель алтаря Господня произносит тайнодейственные слова (венчается раб Божий… венчается раба Божия) и трижды возглашает: Господи Боже наш, славою и честию венчай я (их)! Господи! как бы говорит этими молитвенными словами священник, — эта чета украшена теперь венцами; украшай брачный союз этот во всю жизнь их славою и честию, всеми дарами Своего благословения; да сияют новые супруги в жизни чистотою и святостию, как сияют их венцы, и да сподобятся венцом небесных, уготованных в будущей жизни победителям лукавых обычаев мира сего и похоти вредные, подаваемых за соблюдение супружеской верности и подвиги христианские. По окончании шествия кругом аналоя венцы, по указанию церковного чиноположения, снимаются с новобрачных при особых приветствиях, в которых служитель Божий желает им возвеличения от Бога, веселия, умножения потомства и хранения заповедей Божиих. Венцы издревле усвоены браком (как то можно видеть, между прочим, из приведенного свидетельства св. Златоуста о значении венцов) до того, что и самый брак обыкновенно именуется венчанием. Венцы, подобно перстням, должно полагать на престоле и оттуда, как бы из рук Самого Господа, брать их священнику когда наступит время венчания. Так у нас делалось в старину, — так делать указывалось и древними греческими и славяно-русскими чинопоследованиями обручения и венчания (см. А. Дмитриевского Богослуж. в рус. Ц. в XVI в.), — так требуется и общим смыслом молитв, входящих в существующий чин венчания. Что касается обыкновения при одновременном венчании нескольких браков венцы заменять иконами (по недостаточному количеству первых), то этим обыкновением привносится в чин венчания особенность, не имеющая надлежащего смысла и значения, — не говоря уже о том, что одновременное венчание нескольких пар воспрещается положительным законом (опред. Св. Синода 1733 г., июля 31 дня) (Рук. д. с. п. 1894 г., т. 3. стр. 292).

 

Можно ли в один раз венчать несколько браков?

 

См. конец предыдущего ответа.

 

Как правильнее поступать при совершении венчания: трижды ли произносить слова: «венчается раб Божий… раб Божией» и т. д., как делают некоторые, или один, а потом трижды благословлять жениха и невесту?

 

В «Пособии к изучению устава» прот. К. Никольского объясняется, что трижды произносить эти слова и трижды же делать знак креста венцем при произнесении этих слов указано только в греческом требнике, изданном в Венеции в 1775 году. В раннейших же требниках такого указания о троекратном произнесении слов и троекратном же делании знака креста венцем при произнесении этих слов, очевидно, нет. В нашем требнике указано произносить слова «венчается раб Божий…» и т. д. и делать знак креста венцем при произнесении этих слов однажды. По возложении же венцев священник, по указанию нашего требника, благословляет вместе жениха и невесту трижды, произнося тоже трижды: «Господи Боже наш, славою и честию венчай я» (Изд. 1900 г., с. 729).

 

Как должен стоять священник — лицом к алтарю или к брачущимся при произнесении слов: «Господи Боже наш, славою и честию венчай я»?

 

По требнику Петра Могилы он трижды благословляет брачущихся (обоих разом) при троекратном произнесении указанных слов и, следовательно, стоит лицом к ним, не обращаясь к алтарю; некоторые же из священников произносят эти слова, обратясь к алтарю и с воздеванием рук, а затем, произнеся их, каждый раз оборачиваются и благословляют брачущихся (Ц. Вестн. 1898, с. 120). Воздевать рук не следует.

 

Тайно или вслух читать молитву пред общею чашею: «Боже, вся сотворивый»?

 

Должно читать вслух.

 

Сколько раз благословлять общую чашу?

 

Единожды.

 

Следует ли при поднесении жениху и невесте общей чаши петь стих: «Чашу спасения прииму…», а при прикладываении их к иконам после венчания: «В законе сени и писаний…»?

 

Ни для того, ни для другого оснований в богослужебных книгах нет (Ц. Вестн. 1893, №49).

 

Каким образом читать молитву пред отпустом: «Отец, Сын и Святый Дух»?

 

Вслух и обратясь лицом к новообращенным, так как в молитве выражаются им благожелания от лица Церкви. При чтении молитвы священник благословляет новобрачных единожды.

 

Почему на отпусте бракосочетания вспоминается св. великомученик Прокофий?

 

Воспоминание св. Великомученика Прокопия, научившего двенадцать благородных жен от брачных одежд и радости идти на мученическую смерть за веру Христову с веселием и радостью, как бы на брачный пир, указывает на то, чтобы муж и жена, состоя в браке, сохраняли целомудрие и благочестие христианское, отличались ревностию по вере Христовой, и чтобы таким образом Царь небесный, венчавший их славою и честью, как родоначальников, имеющего произойти от них потомства, увенчал их славою и честью в небесном Своем царстве (см. житие велик. Прокопия за месяц июль 8 дня) (Рук. д. с. п. 1885, №49 с. 433).

 

Следует ли пред отпустом венчания читать молитву на разрешение венцов в осьмый день?

 

Разрешать венцы в осьмый день — обычай древности. Но теперь он вообще не соблюдается. Новобрачные у нас не носят венцов в продолжение семи дней и не приходят в осьмый день за молитвою на снятие их. По современной практике венцы снимаются с новобрачных в известный момент последования таинства брака, а молитва на разрешение венцов в осьмый день читается по окончании венчания. В данном случае дело с венцами, очевидно, обстоит совершенно так же, как и с белыми одеждами в таинстве крещения. Новопросвещенные у нас, хотя бы взрослые, уже не ходят в белых крещальных одеждах в течение семи дней по принятии таинства и не являются к священнику в храм в осьмый день за благословением «во еже омыти» и разрешити пелены и пояс. Все это последование прочитывается тотчас за крещением. И молитва на разрешение венцов прочитывается тоже вслед за совершением таинства брака. В некоторых местах, впрочем, наблюдается обычай читать разрешительную молитву именно в восьмой день. После венчания новобрачных торжественно провожают из церкви домой, и здесь, хотя снимают с новобрачных венцы, но оставляют их в доме до восьмого дня. На восьмой день приглашают священника, и уже тогда он читает положенную в осьмый день молитву на разрешение венцов (См. об этом Рук. д. с. п. 1885, №49; 1898, №34).

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.014 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал