Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Последование святого елея, певаемое от седми священников, собравшихся в церкви или на дому






 

 

Можно ли совершать елеосвящение над дряхлым стариком, ничем не больным, но удручаемым бременем старости?

 

Таинство елеосвящения совершается над больными, имея целью уврачевание их болезней. Поэтому, над стариками, удрученными одной только старостью, елеосвящения совершать не следует (Рук. д. с. п. 1898, т. I, стр. 352–359).

 

Над одними ли тяжко больными и лежащими на одре болезни должно совершать елеосвящение, или и всякий больной имеет возможность пользоваться этим благодатным врачевством?

 

К разрешению данного вопроса может послужить ответ покойного митрополита московского Филарета в письме к наместнику Чудова монастыря, архимандриту Иоанникию по поводу мучивших того болезненных припадков, которым он не находил исцеления у представителей врачебной науки. Архимандрит Иоанникий просит владыку митрополита высказать свой взгляд на некоторые новые медицинские советы, предложенные ему врачами. От 13 дек. 1841 г. м. Филарет пишет наместнику, между прочим, следующее: «Чтобы не вмешиваться в чужое дело, — в подавании врачебных советов, для которых есть особая наука, — я обращу внимание ваше на врачевство, которого употребление всегда благовременно и едва ли когда может быть погрешительно. Я говорю о елеосвящении. Обыкновенно ныне употребляется оно в тяжких болезнях и в приметной близости к смерти. Но сего ограничения нет в Христовом и Апостольском учреждении. А мне кажется, для тяжкой болезни особенно прилично врачевство, от духа и молитвы приемлющее свою силу. И сие говорю не без известности опытов» (Письма Филарета, митр. М. и К., к Высочайшим Особам и разным другим лицам. Собраны и изданы Саввою, архиеп. Тверск. и Каш. Тверь 1888, ч. I, с. 165–166).

 

В течение одной и той же болезни можно ли совершить елеосвящение над больным дважды, если больной просит повторить над ним таинство?

 

В требнике, митр. Петра Могилы на этот счет сказано следующее: «в едином и том же недузе тайна сия да не повторится», но в дальнейших словах такое категорически выраженное положение ограничивается: «разве аще долзе болезновать и к здравию пришел, паки в беду смертную впадет» (Требн. изд. 1616 г., л. 447–448). Отсюда видно, что таинство елеосвящения может быть повторено над больным в том случае, если после первого раза он почувствует освобождение от болезни, а затем болезнь снова, чрез некоторое время, возвратится к нему. Прот. К. Никольский идет дальше. Он не видит препятствий повторить таинство елеосвящения даже и тогда, когда не было бы заметно временного перерыва в болезненном состоянии страждущего, и считает возможным повторить таинство на том же основании, на каком повторяются, при одной и той же болезни, таинства покаяния и св. причастия (Пособие к изуч. уст., изд. 1894 г., с. 718, примеч.).

 

Можно ли совершать таинство елеосвящения над больными, лишившимися чувств и заявляющими о том, что они еще живы, одним дыханием?

 

Митр. Петр Могила отвечает на этот вопрос утвердительно. Он находит возможным совершить таинство елеосвящения над всяким потерявшим сознание больным, если больной ранее, до потери сознания, каким-либо образом (хотя бы — «манием») выразил желание сподобится сего таинства, и после уже того впал в бессознательное состояние и даже стал юродствовать. — Вопрос в том, какого рода, или происхождения, происшедшая у больного потеря сознания. Как известно, она может быть временным явлением, вызванным потерею сил больного, и поэтому может не предвещать близкой смерти; но иногда потеря сознания служит несомненным и очевидным для окружающих признаком наступающей кончины больного. Если иметь в виду потерю сознания в последнем случае, т. е. как несомненный признак смерти, то в приведенном взгляде Петра Могилы, разрешающего елеосвящение над потерявшими сознание, можно видеть влияние католического учения о таинстве елеосвящения, как о последнем, напутственном в вечную жизнь, помазании человека, какового учения не разделяет Православная Церковь. Православная Церковь о таинстве елеопомазания учит, как о благодатном врачевстве недугов, воздвигающем болящего от одна болезни, а необходимым условием действенности елеопомазания, как и всех благодатных таинств, поставляет силу веры приемлющего и сознательное, конечно, отношение его к приемлемому. О таинстве елеосвящения св. апостол Иаков учи: болит ли кто в вас; да призовет пресвитеры церковныя, и да молитву сотворят над ним, помазавше его елеем, во имя Господне. И молитва веры спасен болящего, и воздвигнет его Господь: а аще грехи сотворил есть, отпустятся ему (Иак. 5, 14–15). Из слов апостола видно, что больной, которого апостол указывает, не потерял окончательно всех жизненных способностей, но имеет настолько еще в себе сил и сознания, что может таким или иным способом сам призвать к себе пресвитеров для совершения таинства. Поэтому, над человеком при последнем издыхании не соборование следует совершать, а надо читать отходную. Не разделяя католического взгляда на елеосвящение, как на последнее, предсмертное помазание, Православная Церковь допускает возможность в практике того случая, когда больной впадет в состояние забытья после начала над ним чина елеопомазания. Такого рода бессознательное состояние в больном, ничем иным не обнаружившем скорой своей кончины, является, как сказано, результатом простого утомления и потери сил, которое чрез некоторое время проходит, лишь только больной несколько отдохнет. Достаточно заявив свою веру призванием пресвитеров церковных, а также сознательным сначала участием в таинстве, ослабевший больной как бы вверяет себя далее молитвенному предстательству и ходатайству о нем Церкви и собравшихся присных своих и знаемых в надежде, что вознесенные за него усиленные моления подадут ему от Господа исцеление и душевное, и телесное.

 

Может ли священник сам над собою совершать таинство елеосвящения?

 

Не может ни в каком случае и 1) потому, что св. апостол Иаков, в послании которого заключается основное учение о таинстве елеосвящения, положительно говорить: болит ли кто из вас; да призовет пресвитеры церковныя, и да молитву сотворят над ним, помазавше его елеем, во имя Господне. Преосвященный Макарий в своем «Православно-догматическом Богословии» замечает, что «целительная сила» таинства елеосвящения, по учению св. апостола, принадлежит не одному елею, но преимущественно молитве священнослужителей: да молитву сотворят над ним, помазавше его елеем, во имя Господне (т. II, § 230). Как же сам священник может и призывать себя, и молитва о себе вместо других, и помазывать себя елеем, когда все это, по апостолу, возлагается на других, которых должно призывать? 2) Одно из существенных условий для действенности всякого таинства, по учению нашей Церкви, составляет то, чтобы как совершители таинств, так и приемлющие их, творили все «по Богопреданному чину» (Прав. Испов. ч. I, отв. на вопр. 100). Но совершителями елеосвящения апостол прямо называет пресвитеров: да призовет пресвитеры церковные. Ясно, что если бы священник дерзнул совершить елеосвящение сам над собою, то этим отступил бы от богоучрежденного чина и, таким образом, не совершил бы самого таинства, так как «тогда только таинство будет таинством и будет благодатно действовать на человека, когда будет совершено согласно с его установлением, по воле Господней» (Ibid., § 245). (Рук. д. с. п. 1886, №7 с. 205).

 

Если таинство елеосвящения случится совершать в дни Светлой седмицы, то как должно начинать последование и какой петь канон — пасхальный или положенный по ряду в чин елеосвящения?

 

Так как начало елеосвящения по составу сходно с началом молебнов вообще, то лучше всего начало елеосвящения в Светлую седмицу совершать применительно к порядку: како поется молебен во св. Пасху, излагаемому в Триоди Цветной. По этому порядку, иерей глаголет: Благословен Бог наш: и мы: Аминь. Тоже иерей: Христос воскресе… трижды. Тоже: Христос воскресе… трижды на лики, якоже предеизъявися в начале утрени. По слава и ныне… иерей глаголет: Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ. Мы же: и сущих во гробе живот даровав. После этого, по чину елеосвящения, диакон должен произносить ектению: Паки и паки миром Господу помолимся… Затем, по чину елеосвящения, нужно бы петь аллилуйя трижды и тропарь: Помилуй нас, Господи, помилуй нас, и пр., но так как аллилуйя в том сочетании, какое указывается в чине елеосвящения, т. е. после ектении и пред тропарями: Помилуй нас, Господи, помилуй нас… совершенно не употребляется на Светлой неделе, то вместо аллилуйя, следуя указанному уставу молебна в неделю Пасхи, лучше сейчас же после ектении пропеть: Предварившия утро, яже о Марии… и затем: Помилуй нас, Господи, помилуй нас… Что касается до канона, то его поем так. Ирмосы, положенные в чине елеосвящения: Моря чермную пучину, как не имеющие специального отношения к елеосвящению, оставляем и заменяем иримосами пасхального канона: Воскресения день; это будет и ближе к празднику и отраднее для больного. Тропари же лучше взять из канона на ряду в чине елеосвящения: эти тропари трогательные по своему содержанию и вполне соответствуют существу таинства (Рук. д. с. п. 1886, №52, с. 528–529).

 

Какой припев должен быть на каноне елеосвящения?

 

В современных богослужебных книгах припев на каноне елеосвящения не указывается. В старопечатных славянских требниках он разнообразится. Так, по Московским требникам 1639 г. и 1651 г., на каноне поют припев: «Молистиве, Господи, услыши молитву раб Своих, молищихся Тебе». У Петра Могилы в требнике не этот припев, а другой: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». Киевская церковь следует ныне указанию Львовского требника 1695 г., где положен такой припев: Господи, услыши молитву раба Твоего, молящагося с нами Тебе. Киевской практике и можно следовать (Рук. д. с. п. 1888, т. III, с. 67).

 

В случае совершения елеосвящения одним священником следует ли ему семь раз читать молитву на освящение елея, и должно ли изменять из множественной в единственную формулу от имени больного: «Благословите, отцы»?

 

На елеосвящении положено семь чтений из Апостола, семь — из Евангелия, семь молитв и семь помазаний, при чем седмеричное число избрано с особым значением — в знак семи даров Св. Духа, семи молитв и поклонений пророка Елисея при воскрешении отрока, семи молитв пророка Илии, заключившего на три с половиною года небо, и семи погружений Неемана в Иордане, после чего он выздоровел. Поэтому и положено, чтобы елеосвящение совершалось собором пресвитеров из семи лиц; но в крайнем случае допускается совершение и одним священником, который в этом случае должен совершать таинство от лица собора, т. е. читать и совершать все, что положено для собора (Нов. Скриж. ч. II, гл. XIV, 3) (Ц. В-к 1894, 28).

 

Следует ли допускать различие в выборе евангельских чтений при совершении таинства елеосвящения над мужчинами и над женщинами, как это указано, напр., в Требниках Петра Могилы?

 

Теперь следует читать те евангелия, какие указаны в современном требнике, и без различия — над мужчинами и над женщинами, согласно общему правилу, чтобы богослужение в православных храмах совершалось по книгам, издаваемым Синодальными типографиями и Киево-Печерскою лаврою.

 

Нужно ли при соборовании больного помазывать св. елеем и ноги больного?

 

Обычай помазывать ноги больного при елеосвящении принадлежит к числу местных обычаев и практикуется в некоторых епархиях на юго-западе России. Для всех пастырей Русской Церкви он, конечно, не обязателен («Ответ брату-сослужителю на вопрос: «Следует ли при елеопомазании помазывать ноги больного» (Рук. д. с. п. 1885, №53).

 

Полагается ли какое-нибудь песнопение при помазании больного?

 

В Киевской церкви при помазании поют: «Услыши нас, Господи, — услыши нас, Владыко, — услыши нас, Святый». Это — остаток старины. Такое пение указано в Львовском требнике, изд. 1695 г. (Рук. д. с. п. 1888, №2). Следовать этой киевской практике, разумеется, не обязательно для всех, особенно в виду того, что некоторые находят пение стиха «Услыши нас»… при помазании даже неуместным (Церк. В-к 1895, №7).

 

Помазуемыя св. елеем части тела у больного следует ли отирать пред чтением каждого евангелия, или делать это уже в конце елеопомазания — при чтении разрешительной молитвы?

 

В современных требниках нет указания на то, чтобы помазуемыя св. елеем части тела у больного были отираемы уже в конце елеопомазания — при чтении разрешительной молитвы; в древне-русских же требниках (см., напр., Больш. Требн. Петра Могилы 1646 г., л. 468; Требн. Львовск. изд. 1675 г., л. 183 на обор.) определенно и точно предписывалось отирать помазуемыя части тела у больного не в конце елеопомазания — при чтении разрешительной молитвы, а тотчас после помазания и прочтения совершительной молитвы «Отче Святый, Влачу душ и телес». О первом помазании св. елеем больного в Требнике Петра Могилы, между прочим, замечено: «помазающу же первому иерею, диакон, или другой иерей, бумагою абие истирает помазанныя части тела, и отер вся, полагает первый клубок, бумажный или мягких начесок на блюде, седмь бо сих клубков к истиранию помазанных частей, яже по совершении елеосвящения в церкви сжигаются, пепел же их под алтарем вкопан или в умывальное место всыпал да будет» (л. 468). То же самое сказано и в Требнике Львовск. изд. 1675 г., л. 185 на обор. Таким образом, лучше в данном случае следовать точным и определенным наставлениям древних требников — отирать помазуемыя части тела у больного тотчас после помазания и прочтения совершительной молитвы, чем делать это пред чтением каждого последующего евангелия или в конце елеосвящения — при чтении разрешительной молитвы, не имея на то никакого оправдания ни в существующих, ни в древне-русских требниках (Рук. д. с. п. 1887 г., №41, с. 196–197).

 

Когда таинства елеосвящения совершается одним священником, то как произносить слова, находящиеся в разрешительной молитве: «Царю Святый… Твою руку крепкую (полагаю) и сильную, яже во святом Евангелии сем, еже сослужители мои держат на главе раба Твоего, и молюся с ними и прошу»… и т. д.? Следует ли как-либо видоизменять или совсем оставлять слова: «еже сослужители мои держат на главе раба Твоего?».

 

При совершении таинства елеосвящения одним священником неуместно было бы произносить молитву разрешительную с буквальною точностью, удерживая без всякого изменения находящиеся в этой молитве слова: «еже сослужители мои держат на главе раба Твоего…», а потому приличнее означенные слова видоизменять так: «Царю Святый… Твою руку крепкую и сильную, яже во святом Евангелии сем, лежащем на главе раба Твоего» (Рук. д. с. п. 1887, №48, с. 396).

 

Что следует говорить священнику при отпусте чина елеосвящения после того, как больной трижды произнес: «благословите, отцы святии, простите мя грешного»?

 

В виду разнообразия практики, лучше всего придерживаться наставления, изложенного в Требнике Петра Могилы. Там сказано, что после того, как больной испросит благословения себе у совершителей таинства и прощения, «начальствующий иерей и все прочии с ним да глаголют: «Бог милостивый да простит вся согрешения твоя и да благословит и помилует тя щедротами Своими и воздвигнет тя от одра болезни твоея и здрава тя да сотворит, Сын благословен во веки, аминь» (изд. 1646 г., л. 607, Требн. Львов. изд. 1675 г., л. 211). По получении больным благословения и прощения от совершителей таинства елеосвящения, «начальствующий иерей, или один от них, вкратце да сотворит слово наказательное к больному».

 

Что делать с остатками от предметов, употреблявшихся при таинстве елеосвящения?

 

После елеосвящения остаются недогоревшие свечи, зерна пшеницы и освященный елей. Чтобы остатки эти в частных домах не получили назначения, не согласного с их служением святыне таинства, наиболее приличным признается относить свечи в церковь для возжения у св. престола во время богослужения, а остальное — сожигать в церковной жаровне (Рук. д. с. п. 1897, т. I, с. 274–276).

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал