Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Об облачении в черные траурные ризы при погребении.






 

Погребальные чинопоследования правословно-христианской Церкви имеют не столько печальный, сколько трогательно-торжественный, умилительно-радостный характер: в них нет места гнетущей душу скорби и безнадежного сетования. С таким внутренним характером погребальных чинопоследований, соблюдаемых православно-христианскою Церковью, мало и даже совсем не гармонирует установившийся у нас обычай облачаться священнослужителям в черные-траурные ризы при отпевании покойников. По учению христианскому, смерть, как возрождение к новой, лучшей, блаженной и вечной жизни, не только не страшна и печальна, а, напротив, радостна и желательная для истинных христиан (Рим. 7, 24). Можно ли, после этого, думать, чтобы Православно-христианская Церковь узаконила траур при погребении своих членов, перешедших из страны греховного мрака в страну незаходимого света? — С уверенностью можно сказать, что она не узаконяла и не узаконяет траура при погребении усопших, как символа скорби и сетования об умерших. Обычай облачаться в черные-траурные ризы при отпевании умерших не находит для себя оправдания в существующих чинопоследованиях погребения: ни в Типиконе, ни в Требнике — Большом и Малом нет намека на черные ризы и траурную обстановку при погребении усопших. Обычай этот явился у нас сравнительно недавно (с XVIII в.) и не без влияния мирских порядков и обычаев жизни, занесенных к нам с Запада (Р.д.С.П. 1886, №20, с. 91–96).

 

Не следует ли умерших в последние дни Страстной седмицы хоронить в Великую субботу до истечения трех суток после их смерти, чтобы избежать совершения пасхального чина погребения?

 

Означенное недоумение вытекает из прямого и буквального понимания следующих слов Большого Требника о погребении умерших во дни св. Пасхи: «ведати подобает, аще кто представится на святую Пасху или в который-либо день Светлой недели, до недели Фомины, мало что от обычного усопших пения поется». Отсюда возникает вопрос, не следует ли умерших в последние дни Страстной седмицы погребать в Великую субботу, хотя бы и не прошло требуемых законом трех дней по их смерти, чтобы не отпевать их по чину пасхального погребения? — При решении этого вопроса нужно принять во внимание то, что в погребальных чинах Православной Церкви ясно различаются две стороны. Одни молитвы, чтения и песнопения приспособлены к самим умершим и состоят в прошениях об оставлении прегрешений и о блаженном упокоении умерших. Другие же обращены к живым, родственникам, знакомым и вообще ближним умерших и имеют целью выразить соучастие Церкви в скорби об умерших и в то же время возбудить в живых отрадное и светлое чувство надежды на будущую блаженную жизнь скончавшихся. Что касается умерших, то для них как в случае смерти в дни Светлой седмицы, так и в другое время года необходимы молитвы Церкви, чтобы Господь простил их грехи и даровал им блаженную жизнь. И Церковь в особом пасхальном чине погребения просит Господа даровать им отпущение грехов и блаженную жизнь. Но родственники, знакомые и ближние умерших в дни св. Пасхи должны быть свободны от всякой скорби и сетования, как в светлейший и торжественный праздник. По этой причине Церковь и исключила из чина пасхального погребения те молитвы и песнопения, какие находятся в обычных чинах погребения, и в которых выражаются скорбь и соболезнование об умерших («Святых лик», «Как житейская сладость», «Приидите, последнее целование»…), а определила петь и читать только воскресные песни, возбуждающая одно светлое и радостное чувство надежды на Воскресение и вечную жизнь умирающих о Господе (см. пасхальн. чин погреб. и «Указ о провождении усопших на св. Пасху и во всю Светлую неделю»). Отсюда ясно, что особый пасхальный чин погребения приспособлен не только к умирающим во дни Пасхи, сколько к живым. Следовательно, хотя бы умерший скончался и на Страстной седмице, но его нужно погребать на Пасхальной неделе, если в том будет надобность, напр., если в дни Страстной седмицы не исполнится трех дней со дня его смерти (Р.д.С.П. 1877 г., №29, стр. 371–374).

 

Полагается ли звон при выносе покойника из дома в церковь?

 

Нет, если покойник мирянин (Ц. Вестн. 1893, №38).

 

Женщин, умерших вскоре после родов, не удостоившихся приобщения св. Таин и не очищенных молитвою, следует отпевать в храме или притворе?

 

Отпевание женщин в притворах имеет свои основания в древней практике Церкви Греческой, где все вообще миряне отпевались в притворах. В Церкви Русской строгого применения такой практики не могло быть уже потому, что в древнейших русских, обыкновенно небольших, храмах особенных притворов внутри совсем не было, нет их, в большинстве случаев, и в храмах новой постройки. Хотя по правилу церковному (Дионисия Алекс. пр. 2) женщинам, находящимся в состоянии сорокадневного очищения от родов, воспрещается входить в церковь, но это запрещение не может распространяться на женщин, скончавшихся в период сорокадневного очищения. Таких женщин беспрепятственно можно вносить в храм для отпевания без предварительного прочтения над ними так называемой сороковой молитвы: закон об очищении женском относится к живым, а не к мертвым. Состояние очищения со смертью прекращается, а чтение сороковой молитвы над умершею в состоянии очищения, пред внесением ее в церковь для отпевания, было бы делом произвольным (Р.д.С.П. 1894 г., т. II, с. 362–364; подробнее 1904 г., №16).

 

Есть ли различие между выражениями: «упокой Господи душу раба Твоего» (припев на погребение), и «покой Господи душу усопших раб Твоих» (припев на панихидах по давно умершим)?

 

Нет никакого различия между этими выражениями, потому что как в погребальных чинах, так и в чине панихиды и литии по усопшем одинаково испрашивается у Господа умершим упокоение (см. молитвы, ектении и песнопения в погребальных чинах и в чине панихиды и литии об усопших). (Рук. д. с. п. 1885, №2, с. 50).

 

На малых ектениях, произносимых за упокой во время погребения, а также литий и панихид, «Господи, помилуй» должно петь по-трижды или по-дважды?

 

Малая заупокойная ектения состоит из приглашения к молитве «Паки и паки миром Господу помолимся» и трех прошений. Приглашение этой ектении сопровождается однократным пением «Господи, помилуй», а первое и второе прошения ее сопровождаются троекратным пением «Господи, помилуй», последнее же прошение сопровождается пением «Подай, Господи», что вполне ясно видно из указаний относительно этой заупокойной ектении, находящихся во всех чинопоследованиях погребения умерших. (См., напр., чины погреб. в Больш. Требн. Киевского изд.). К тому же, первое и второе прошения малой заупокойной ектении взяты из сугубой заупокойной ектении, а прошения сугубой ектении, как известно, сопровождаются троекратным пением «Господи помилуй» (Р.д.С.П. 1893 г. т. 2, стр. 80).

 

Как читать молитву «Боже духов»… и другие, положенные для чтения священнику, — громко, шопотом или «умом»?

 

Относительно молитвы «Боже духов»… в Типиконе (гл. 14) есть ясное указание, что она произносится «втай», а относительно других молитв Служебник и Часослов указывают, что священник «глаголет тихим гласом», «чтет тайно», «в себе моляся», «тайно глаголет, моляся в себе». Все это указывает, что молитвы должны быть произносимы или читаемы, но не громко, а так тихо, чтобы это было не слышно, было тайно от других предстоящих. Об «умной» же молитве здесь никаких нет указаний (Ц. Вестн. 1894, №49).

 

Можно ли при погребении мирян читать несколько евангелий, или должно в этом случае неуклонно следовать указанию Требника?

 

Чтение нескольких евангелий положено у нас церковным уставом только в чине священнического погребения. При погребении же мирян назначено одно евангелие. Отступать от указанного порядка, конечно, не должно (Р.д.С.П. 1886, №18).

 

Следует ли читать прощальную молитву, указанную в Требнике, вместо разрешительной молитвы, печатаемой на отдельном листе?

 

И разрешительная молитва, печатаемая на отдельном листе, и прощальная молитва, помещенная в Требнике, сходны между собою по содержанию, — только в первом более подробно содержатся те прошения, которые составляют содержание второй. Поэтому, гораздо лучше прочитывать разрешительную молитву вместо краткой прощальной молитвы требника, только в таком случае она должна быть прочитываема после возглашения вечной памяти, когда, по Требнику, положено читать молитву прощальную (Р.д.С.П. 1900 г., т. I,? 4, стр. 94–95).

 

Всем ли умершим следует читать разрешительную молитву, если ее должны быть лишены те, которые умерли без напутствия св. Таин?

 

Из прошений разрешительной молитвы, чтобы Господь простил умершему согрешения, в которых он «сердцем сокрушенным покаялся и елика за немощь естества забвению предаде», видно, что она представляет собою усиленное моление священника о даровании усопшему прощения от Господа всех отрытых духовнику прегрешений, а также и тех, в которых почивший не раскаялся или вследствие свойственного человеку забвения грехов, или потому, что не успел раскаяться в них, застигнутый смертью но, представляя собою усиленное моление о прощении усопшему грехов, молитва эта и в собственном смысле является разрешительною, так как ею скончавшийся разрешается от клятвы и запрещения церковного, если он не имел возможности освободится почему-либо от них при жизни. Православная Церковь всегда смотрела и смотрит на клятву и запрещение, как на меры исправительные, а не карательные, применяя их к человеку лишь при жизни; а потому, Церковь никогда не останавливалась и не останавливается пред разрешением от клятвы и запрещения даже тяжких грешников на смертном их одре (Правила соборов — Анкирского 6, 22; Неокесарийского 2; I Никейского 13; Карфагенского 7; св. отцов — Василия В. 73, Григорий Нисского 2), и тем более — по смерти, если, конечно, сами наказуемые и отлучаемые от церковного общения не оказывались враждебно настроенными против Церкви и не отвергали в деле спасения ее руководительства.

Таким образом, если разрешительная молитва читается над умершим, «дабы», как выразился митроп. Московский Филарет, «подтвердить мир душе его против согрешений, может быть, случившихся после последнего покаяния, и дабы никто не сомневался, что он умер в общении с Церковью» (Собр. мн. и отвз., т. дополнит. с. 511–512); то, понятно, разрешительная молитва должна быть читаема при отпевании над всеми без исключения православными христианами (см. Р.д.С.П. 1860 г., №№11–12; 1862 г., №10; 1899 г., с. 356–358).

 

Где должен стоять священник при чтении разрешительной молитвы над умершим: у головы ли покойника, или у ног его?

 

При отпевании взрослых покойников читается разрешительная молитва, изложенная не в просительной форме, обращенная к Богу, а к почившему: да сотворит чрез мене смиренного прощенно и сие по духу чадо и проч.; при отпевании же младенцев читается молитва, выраженная в форме просительной и обращенная прямо к Богу: Ты Сам, владыко Христе, душу раба Твоего младенца N приими с миром. Таким образом, из самого содержания и характера той и другой молитв видно, что первую священник должен читать, стоя у ног покойника или на стороне подле гроба и обратившись лицом к почившему, а вторую следует читать, стоя у головы младенца и обратившись лицом к алтарю, так как было бы неприлично читать ее, стоя спиною к праху младенца (Р.д.С.П. 1888 г., т. II, с. 99).

Для чего разрешительная молитва влагается в руку умершего?

По объяснению митроп. Моск. Филарета, разрешительная молитва в руке умершего служит внешним знаком того, что он умер в общении с Церковью, каковое удостоверение может оказаться потребным «на случай, если когда-нибудь откроют погребенное тело» (Собр. мн. и отз., т. дополнит., с. 512).

 

В какое время погребения следует сыпать землю на покойника?

 

Так как в Требнике под именем «гроба» разумеется не гроб в общепринятом смысле этого слова, а могила, то посыпание землею или пеплом из кадильницы и поливание елеем должно быть совершаемо по опущении гроба в могилу (Ц. Вестн. 1895 №17).

 

Должен ли священник, провожая покойника, иметь в левой руке крест со свечей, а в правой — кадильницу и читать на пути св. Евангелие, как это обыкновенно делается в Киевской, напр., епархии, или же следует провожать покойника без креста и св. Евангелия, только с одной кадильницей?

 

Указанный обычай при сопровождении покойников, соблюдаемый в Киевской епархии, есть обычай местный, а потому нельзя следовать ему там, где он не принят. В Великороссии этого Киевского обычая не знают (Р.д.С.П. 1886, №29, с. 366–367; 1900, №37, с. 45–46).

 

При провождении покойников на кладбище кто должен преносить икону: священник или кто-либо другой?

 

В северо-восточных епархиях при провождении покойника на кладбище св. икона предносится кем-либо из мирян, преимущественно кем-либо из малолетних родственников их, а священник сопровождает покойников обыкновенно с одною кадильницей в правой руке; в юго-западных же губерниях — большой крест (а не икона) предносится кем-либо из взрослых мирян, а священник сопровождает с горящею свечею в правой руке и с небольшим крестом в левой или, за отсутствием диакона, с кадильницею в правой и горящею свечею в левой руке, что также находит для себя оправдание в древне-русской практике церковной (см. в Требнике Петра Могилы в начале «Последования погребения тел мирских человек» рисунок, на котором изображены, между прочим, два иерея, участвующие в погребальной процессии, и каждый из них представлен с горящею свечею в правой руке и с небольшим крестом в левой). (Р.д.С.П. 1888 г., т. II, с. 100).

 

Дозволяется ли колокольный звон во время погребения умерших на Пасхальной седмице?

 

Во дни Пасхальной седмицы (в 1-й день Пасхи до вечерни совершать погребение умерших запрещается) умершие погребаются по особому пасхальному чину, исключающему скорбь и сетование об умерших. Естественно, что при погребении умерших по этому чину было бы несообразно и не согласно с радостью и веселием великого праздника Пасхи производить обычный погребальный — печальный звон (Р.д.С.П. 1888 г., т. III, стр. 248).

 

Какой отпуст следует делать на пасхальном отпевании умерших?

 

Хотя в Требнике прямо и не говорится, каков должен быть отпуст при пасх. отпевании, однако, судя по торжественности в это время богослужений вообще и по указанию в составленном митрополитом Московским Филаретом чине отпевания архиереев и священников в Пасху, отпуст этот должен быть пасхальный (Ц. В-к 1897, №4).

 

В некоторых местах существует обычай, по которому священники умерших во дни Пасхи, вместо посыпания землей с произнесением слов: «Господня земля и исполнение ея»… крестообразно кропят св. Богоявленскою водою, не произнося при этом никаких слов. Правилен ли этот обычай, и, если правилен, то какое духовное значение он имеет?

 

В чине погребения усопших во дни Пасхи ясно сказано, что тело умершего окропляется св. водою еще до отпевания — пред положением во гроб, а не после отпевания — при закрытии гроба и положении его в могилу; тогда же, т. е. пред положением умершего в гроб, окропляется св. водою и самый гроб. На основании этого указания в пасхальном чине погребения и общераспространенного обычая в нашей Православной Церкви, и тело каждого православного христианина — возрастного мирянина или младенца, в какое бы время года он ни скончался, пред положением в гроб также окропляется св. водою, равно как тою же водою окропляется и самый гроб, в который умерший полагается. После же отпевания умершего, будет ли то в дни Пасхи, или в другое какое-либо время года, уже пред закрытием гроба и положением его в могилу, на тело усопшего крестообразно посыпается земля с произнесением слов: «Господня земля и исполнение ея, вселенная и вси живущии на ней» (см. прим. в конце чина погребения «мирских человек»; сравн. прим. в конце чина погребения монахов, священников, младенцев и усопших в дни Пасхи). Таким образом, обычай умершего во дни Пасхи вместо посыпания землей окроплять св. водою должен быть признан неправильным; окропление умершего св. водою и посыпание его землею, как два различные и разновременные обрядовые действия при погребении усопших, не могут быть смешиваемы или заменяемы одно другим (Р.д.С.П. 1885, №47, с.369).

 

Следует ли повторять чин погребения над костями, вырытыми из могилы?

 

Повторение чина погребения усопших в таком случае было бы и не естественно и не законно: не естественно потому, что чин погребения приспособлен к самому времени погребения покойника, а не законно потому, что для усопших определено законом и время и место погребения. Поэтому, представляется более естественным и законным над вырытыми из могилы костями совершать панихиду, а не погребение (Рук. д. с. п. 1868, №6; 1893, т. II, с. 423).

 

Могут ли быть допускаемы погребение и проводы покойников без участия священника?

 

Только в крайних и исключительных случаях. Но вообще, погребение и проводы покойника непременно требуют присутствия священника (Рук. д. с. п. 1864, т. III, с. 183–188).

 

Как погребать умерших, вероисповедание которых осталось достоверно неизвестным священнику?

 

Умерших, вероисповедание которых не известно, следует погребать так, как дозволяется православному священнику по нужде погребать инославных христиан, т. е. православный священник, облачившись в епитрахиль и фелонь, провожает покойника до кладбища, где его и опускают в могилу при пении «Святый Боже» (Рук. д. с. П. 1877, №12; 1893, т. II, с. 79).

 

Где нужно ставить крест на могиле?

 

Христианский обычай ставить кресты на могилах умерших восходит к глубокой древности. На востоке он появился впервые около 3 века в Палестине и в особенную силу вошел после торжества Христовой веры при Константине Великом, который в этом отношении показал прекрасный пример своим подданным-христианам, поставивши на гробе св. ап. Петра крест из чистого золота, весивший 150 фунтов. Из Греции обычай украшать могилы крестом перешел вместе с святою верою и к нам русским. Устав св. Владимира уже подвергает церковному суду тех, которые «мертвецы сволочат, крест посекут». Но где именно нужно ставить крест над могилой — у ног покойника или же у изголовья, — на это в исторических памятниках нет определенных указаний. Нам кажется, что принятый обычай ставить крест над могилой у изголовья покойника наиболее соответствует религиозному значению намогильных крестов.

Крест над могилой христианина не должен быть рассматриваем, только как украшение, подобно другим разнообразным памятникам, воздвигаемым любовью близких родственников, друзей, почитателей. Он в гораздо большей степени есть знамение исповедания умершим веры в Иисуса Христа, крестом победившего смерть и призвавшего нас идти Его путем. Как всенародное знамение, крест Христов должен сиять преимущественно на челе верующего при жизни его и у изголовья над могилой по смерти. Отцы Церкви и древние церковные писатели убеждают не стыдиться креста Христова и открыто изображать его на себе, в особенности на челе, как на самой видной части тела. «Крестное знамение ежедневно начертывается на челе нашем, как бы на столбе» (Златоуст). «Чело наше будем увенчивать драгоценным и животворящим крестом» (Ефрем Сир.). «Знамение полагается на челе, как на месте стыда, чтобы мы не стыдились исповедывать распятого Христа, Который не стыдится называть нас братьями» (Амвросий Мед.). То же и у других. В катакомбах найдет стеклянный сосуд, на донышке которого сохранилось изображение молодого христианина с небольшим четвероконечным крестом на лбу. Не естественно ли отсюда и могилы христианские украшать животворящим крестом именно у изголовья покойника? В сочинении св. Ипполита римского «Об антихристе» говорится, между прочим, что антихрист «даст им (верующим, пред вторым пришествием Христа) знамение на правой руке и на челе, дабы никто не мог делать креста правою рукою на челе». Не должно ли, по чувству христианской любви к умершим, оградить и их могилы от посягательства антихриста водружением спасительного креста Христова над головою их, над челом? — Наконец, высказываемое нами мнение находит себе подтверждение отчасти и в древне-церковном предании о водружении воинами креста Господня на Голгофе именно в том месте, где покоилась глава прародителя нашего Адама. Это предание известно многим отцам и учителям Церкви, и отголосок его занесен был некогда в нашу богослужебную письменность. В старинных молитвах «над главою болящим» (XVI–XVII вв.) читаем: «на главном месте распятся Христос, взя болезнь главе… Христос истинный Бог наш, иже возложи честный и животворящий Крест Адаму на главу» (А. П. Голубцов — О елеосвящении. Приб. к Твор. св. от. 1888, кн. 3, с. 115). Основанное на Свящ. Писании (1 Кор. 15, 21–22; Рим. 5, 14–15) и освященное искусством церковной иконографии, часто изображающим у подножия креста Господня главу Адама, приведенное предание дает некоторое основание и для того, чтобы на могилах ставить крест именно у главы покойника (Рук. д. с. п. 1897, №16).

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.013 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал