Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Примечание. К вопросу о погребении диаконов






 

К вопросу о погребении диаконов. Мнения о том, по какому последованию надо отпевать усопших диаконов — по последованию ли погребения тел мирских человек, или по последованию погребения иереев, разделяются. Одни говорят, что диакона следует отпевать священническим погребением потому, что он есть лицо иерархическое, получившее чрез архиерейское рукоположение особенную благодать освящения для достойного выполнения священных обязанностей; — что если диакон при жизни имеет право на обязанности, в некотором отношении равняющие его с лицами высших степеней иерархии, то и по смерти имеет право на погребение, одинаковое с ними; — что если две высшие иерархические степени — епископ и священник — отпеваются по особенному последованию священнического погребения, то по этому же последованию должно отпевать и диакона, в воздание ему особенной почести, как лицу священному. За неимением особенного чина погребения епископов, их отпевают священническим погребением; точно так же, по неимению особенного последования погребения диаконов, их следует отпевать по чину священнического же погребения. Диаконство есть одна из трех степеней иерархии и имеет особенное освящение от Духа Святого, а потому диакона ни в каком случае нельзя равнять с мирянином. Зачем лишать диаконов погребения, назначенного для лиц, получивших особенное благодатное освящение, и, отпевая их по чину мирских человек, не имеющих особенного благодатного освящения, низводить их в этом отношении на уровень с мирянами?.. Другие, наоборот, утверждают, что диаконов не следует отпевать по чину священнического погребения, и в подтверждение, своего мнения приводят соображение, что диакон хотя и есть лицо иерархическое, но он гораздо ниже священника. Священник есть пастырь душ, учитель верующих и отец их духовный, строитель таин Христовых; а диакон есть не больше, как только служитель при совершении таинств и других священнодействий. Поэтому-то, и святая Церковь, желая достойно почтить сан священника, назначила для отпевания его особенный чин священнического погребения, диаконов же не удостаивает сей особенной чести. Да и по содержанию своему последование священнического погребения применено к лицу священника, а не диакона: «Священник Твой, Христе, говорится, например, в этом последнем, «жрец и приноситель Божественных таин Твоим Божественным повелением прежде от житейских молв к Тебе, егоже яко священника, Спасе, приим, спаси». Эти и подобные им выражения, относящиеся к лицу священника, никак не могут быть отнесены к диакону. Все это заставляет полагать, что диаконов не следует отпевать по чину священнического погребения.

Из предложенных суждений видно, что разногласящие стороны приводят в подтверждение своих мнений доводы, повидимому, не лишенные основания; но, с другой стороны, понятным становится и то, что подобного рода обсуждениями не достигается цель их. Спорящие стороны могут остаться каждая при своем убеждении, и вопрос останется для них не решенным. Есть другие надежнейшие способы к решению недоумений в неопределенных случаях церковной практики. 1) Не обозначенное определенными церковными канонами могло обозначаться в продолжение веков церковною практикою. Итак, если есть возможность, надобно проследить сомнительный случай при помощи исторических указаний. 2) То, что не определено одними церковными книгами, может быть определено в других — пространнейших или древнейших книгах; нужно только иметь их под руками и справиться по ним. Наконец, 3) чего нельзя определить ни церковною практикою, ни по указаниям книг, то должно быть определено епископским разрешением. Для решения историческим путем вопроса об отпевании диаконов мы имеем, прежде всего, такие данные. Из книги О церковной иерархии, приписываемой св. Дионисию Ареопагиту, известно, что усопшим священнослужителям, в том числе и диаконам, усвоялась в древней христанской церкви некоторая особенная честь при погребении их. Именно, тело усопшего, если он имел священный сан, поставляли пред божественным жертвенником во время отпевания и погребали его в честном месте, в ряду других священных тел одного с почившими чина (см. гл. 7)[7]). В древних требниках Русской Церкви, которые пространнее общеупотребительного у нас теперь Требника, находим также довольно определенное решение предложенного вопроса. Так, в Требнике митрополита Петра Могилы, в предварительных примечаниях к последованию погребения иереев, говорится: «Вестно же буди, яко скончавшуся диакону диакони тело его отирают, аще быти могут, аще ли же ни — от меньших клирик, по нужде же от благоговейных мужей, и одеян первее в обычные ему одежды, потом в стихарь и орарь одевается. Сему же бывшу, вси иереи, елико их тамо сбрашася, одевшися в епитрахиль и фелонь, приходят и станут окрест мощей. Начальствующий же, покадив я крестообразно, начинает обычно: «Благословен Бог» и пр., по последованию священнического погребения». Кроме сего, в самом последовании встречаются такого рода примечания: «еще молимся о упокоении души усопшего раба Божия брата нашего иерея (или диакона)». «Сам, Господи, упокой душу усопшего раба Твоего брата нашего иерея (или диакона)». «Блаженный покой со святыми Твоими подаждь, Господи, новопреставленному рабу Твоему иерею (или диакону) (лл. 222–224). Правда, Требник митрополита Петра Могилы не может служить каноническою книгою для нас, потому что не одобрен для всеобщего употребления правительственною властию Всероссийской Православной Церкви. Но если бы мы означенным указаниям и примечаниям Требника Петра Могилы и не давали силы церковного постановления, то должны, по крайней мере, видеть в них свидетельство того, что во времена митрополита Петра Могилы в Киевской митрополии диаконов отпевали последованием священнического погребения, и, несомненно, можем признавать, что Петр Могила, как знаток православной обрядности, предлагает в этом случает наставление, основанное на древней церковной практике. В настоящее время, сколько нам известно, во всей России диаконов отпевают погребением мирских человек. Значит, остается или следовать современной церковной практике, или, если желается отпеть усопшего диакона по чину священнического погребения, испросив на то архиерейское разрешение (Рук. д. с. п. 18645 г., т. 1, стр. 492–496). Конечно, при этом необходимо внести в чин некоторые изменения, именно — устранить те выражения в стихирах (напр., на «Хвалите») и тропарях (напр., тропарь пред 3 апостолом), которые ясно указывали бы на несоответствие их действительности, относясь исключительно к священнику.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал