Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Чин егда случится вскоре больному дати причастие
Можно ли приобщить больного не запасными Дарами, а только-что освященными на литургии?
Совершенно одно и то же — причастить ли больного запасными Дарами, или Дарами, только-что освященными. Никакого «неуважения» к запасным Дарам не будет выражено священником, если он отправится напутствовать больного только-что освященными Дарами после литургии, может быть, даже и совершенной с особою молитвою о здравии больного.
При напутствовании больных, в «чине егда случится вскоре больному дати причастие», не сказано, во что должен быть облачен священник; посему, некоторые священники надевают одну епитрахиль, а другие облачаются и в фелонь и в поручи. Как лучше поступать?
Полное облачение священнослужителя при приобщении больного более соответствует высокому назначению священнодействия; но, конечно, по нужде, священник может приобщить больного и в одной епитрахили (Ц. В-к 1887, с. 408).
Следует ли приобщать тяжко больных женщин в состоянии нечистоты и после родов?
Священник NN отвечает на этот вопрос отрицательно и в доказательство своего взгляда, что такая женщина не может быть приобщена св. Таин, приводит следующие соображения. 1) Он основывается на правиле Тимофея, патр. Александрийского, и приводит правило из «Учительного известия» в следующем виде: жена в течении сущая, сиречь обычно своя имущая, не причащается в Пасху, дондеже очистится, ниже входит в церковь до восьми дней. «Понятно», прибавляет он после сего, «что для получения святого причастия нужно быть человеку чисту душею и телом». — Вывод из правила ясен, как ясно и само правило; но дело в том, что правило говорит о женщинах здоровых, а не о больных, близких к смерти. Патриарх Александрийский повторяет правило, известное всей древней Церкви, и повторяет его в приложении только к частному случаю, именно: так как тогда был всеобщий обычай в день Пасхи приобщаться всем христианам, и некоторые больные или же те, которым почему-либо нельзя было быть в церкви, получали в то время Евхаристию на дому из рук диаконов и диаконисс; то, имея в виду эти обстоятельства, патриарх, повторением известного правила, указывает, что и всеобщий пасхальный обычай приобщаться всем христианам не снимает с нечистых женщин обычного запрещения касательно принятия святых Таин. По всей вероятности, св. Тимофей имел в виду при этом и некоторые нарушения церковного правила со стороны нечистых женщин, — нарушения, которые могли делаться во имя всеобщего обычая в день Пасхи приобщаться всем — и притом даже дома. Очевидно, что это правило имеет в виду женщин в здоровом состоянии, но отнюдь не больных. 2) Свящ. NN указывает на церковное правило, возбраняющее нечистым женщинам входить в церковь. «И всякое место», рассуждает он «где находятся святые Тайны, есть подобие храма Божия. Прилично ли после сего носить их, а тем более причащать ими жен-родильниц, вокруг которых, по учению слова Божия, все нечисто» (Лев. 15, 19–27). — Все доказательство заключается в выводе из общего правила, в котором разумеются женщины в здоровом состоянии, а не на смертном одре. Против такого рода умозаключения следует заметить, что в Православной Церкви есть правила священнодействий и таинств вообще, и есть особые правила тех же священнодействий и таинств для особых случаев. Есть, например, крещение взрослых, есть крещение младенцев, и есть крещение больных и умирающих. Есть, также, причащение во время литургии в храме, и есть причащение запасными Дарами во всяком доме и во всяком месте. Если к преступникам Церковь снисходит в смертных случаях и разрешает им причащение святых Таин. То за что же немилосердно карать женщину, умирающую во время естественной нечистоты, лишая ее напутствия св. Таин? Если нет для каких-либо случаев в церковной практике определенных правил, и нужно бывает обращаться к другим правилам церковным, чтобы сделать из них вывод для данного случая, то нужно отыскать в правилах Церкви дух и смысл, потому что, останавливаясь только на букве правила и целиком перенося смысл правила с одного случая на другой, можно впасть в грубые и тяжелые ошибки (Рук. д. с. п. 1862 г., т. 1, с. 385–388).
Следует ли, предварительно напутствования святыми Тайнами находящейся в смертной опасности родильницы, читать очистительную молитву?
Сила предложенного вопроса заключается в том, что, по правилам нашей Церкви, женщине, в период очищения ее организма, не только не дозволяется приступать к великой Святыне, но возбраняется и вход в церковь; между тем, соединение со Христом в святых Тайнах в великую и трудную пору перехода в вечность составляет неотложную потребность верующей души и признается Церковью делом первой необходимости. Чтобы в некоторой степени удовлетворить требованию внешней чистоты от приступающего к святому причащению, некоторые священники читают прежде родильнице очистительную, так называемую «сороковую» молитву, и затем удостаивают больную приобщения святых Таин. Но не будет ли чтение очистительной молитвы в настоящем случае излишним? Молитвы в сороковой день назначено читать над матерью младенца, «уже очищенною и омовенною», по выражению Требника; а так как чтением сороковой молитвы физическая нечистота не уничтожается, то и запрещение прикасаться к святому причастию святых Таин только в силу своего исключительного положения, вследствие того же снисхождения Церкви, по которому человек, преданный отлучению от святого причащения на известное число лет, в случае смертной опасности не лишается Церковью участия в трапезе Господней и до истечения срока назначенной ему епитимии. Следовательно, не преждевременное чтение очистительной молитвы делает страждующую достойною и готовою к принятию небесного дара, а единственно милость и человеколюбие Господа, обещавшего грядущего к Нему не изгонять вон. Если же в очистительной молитве и содержится прошение о том, чтобы Господь омыл ее (родильницы) скверну телесную и скверну душевную и сделал ее достойною причащения честного Тела и Крови Своей, то такие же выражения мы встречаем и в молитве пред напутствованием болящих: «Вниди в мя», молится священник от лица больного, «и очисти мя от всякия скверны, плотския и душевныя». Тем более позволительно при напутствовании родильницы не присоединять очистительной молитвы, что иногда предсмертная агония заставляет дорожить каждой минутой, чтобы не допустить больную перейти в вечность без залога вечной жизни (Ворон. епарх. вед. 1870 г., №17. См. Свод указаний и заметок по вопросам пастырск. практики. 7 изд. ж. «Пастырский Собеседник». М. 1899, ч. 117–119).
Больная, страдающая пляскою св. Витта, может ли и как может быть приобщена св. Таин?
Больную, страдающую Виттовою пляскою, не должно допускать до причащения св. Таин в храме, так как здесь от тесноты, духоты и пр. легко может случиться с нею припадок, и в припадочном состоянии она, хотя и не произвольно, может подвергнуть св. Тайны попранию — пролитию. Лучше и безопаснее причащать такую больную на дому запасными Дарами — и притом с некоторыми предосторожностями, напр., при первых же даже и слабых признаках наступающего припадка удержаться от преподания ей св. Тайн и выждать время, когда у больной пройдет припадочное состояние. Во всяком случае в состоянии припадка больная, хотя бы ей угрожала близкая смерть, приобщена св. Таин быть не может, как физически не способная к принятию св. Таин и могущая подвергнуть их попранию, а потому должна быть предоставлена воле Божией (Р.д.С.П. 1889, т. II, с. 96).
При напутствовании больного следует ли, тотчас же после исповеди его, читать молитвы: «Господи Боже спасения рабов Твоих, милостиве»… и «Господь и Бог наш Иисус Христос благодатию и щедротами»… показанныя в чине исповеди, как разрешающие от грехов; или же можно довольствоваться чтением одной молитвы: «Господи Боже наш, Петрови и блуднице»… изложенной в чине причащения больного? Если же читать все три упомянутыя молитвы, то какое значение будет иметь молитва: «Господи Боже наш, Петрови и блуднице»… и в каком порядке читать эту молитву — прежде ли двух показанных, или после? И должно ли пред причащением больного, кроме того, читать: «Верую, Господи, и исповедую?»
В «Чине, егда вскоре причастити больного», положено читать молитву: «Господи Боже наш, Петрови и блуднице»… Эта молитва — не разрешительная, а только приготовительная к разрешению: она по содержанию сходна с тою, которая в обычном чине исповеди положена после устного исповедания во грехах, — с молитвою «Господи Боже спасения рабов Твоих»… и которая предшествует самому разрешению от грехов. В этом легко убедиться, сопоставивши и сравнивши ту и другую молитвы. Что же касается молитвы: «Господь и Бог наш… да простит ти, чадо… и аз недостойный иерей» и т. д., то этой молитвы хотя и не указано в чине причащения больного, но читать ее, после исповеди больного, непременно нужно, так как в ней выражается сущность таинства покаяния. Таким образом, но исповедании больного нужно прочитать прежде всего молитву приготовительную к разрешению его от грехов и указанную в «Чине егда вскоре причастити больного», т. е. молитву: «Господи Боже наш, Петрови и блуднице»… и затем разрешительную молитву: «Господь и Бог наш… да простит ти, чадо… и т. д. Пред самым же причащением больного св. Таин следует прочитать предпричастныя молитвы: «Верую, Господи и исповедую»… Если же положение больного опасно, то, по прочтении разрешительной молитвы, должно произнести: «Со страхом Божиим и верую приступите» и немедленно преподать ему св. Тайны (Р.д.С.П. 1886, №46, с.319–320).
Если в одно и то же время пригласят священника напутствовать опасно больного и окрестить новорожденного младенца, крайне слабого, то что следует прежде исполнить — напутствование или крещение?
Таинство св. крещения есть одно из важнейших и необходимейших таинств в деле нашего спасения. Аще кто не родится водою и духом, не может внити в царствие Божие (Ев. Иоан. 3, 5), сказал Сам Божественный Установитель сего таинства. По причине такой важности таинства св. крещения, священник всячески должен остерегаться, чтобы не допустить умереть младенца без св. крещения другое важнейшее и необходимейшее таинство для получения спасения есть таинство св. причащения: аще не снесте плоти Сына человеческого, ни пиете крове Его, живота не имать в себе. Ядый Мою плоть, и пияй Мою кровь, имать живот вечный, и Аз воскрешу его в последний день (Ев. Иоан. 6. 53–54), говорит Господь наш Иисус Христос. Посему, на священнике лежит обязанность тщательно наблюдать, чтобы никто из больных его прихожан не отходил в загробную жизнь без причастия св. Таин, как важнейшего и спасительного напутствия. В случае нужды, как таинство св. крещения, так и таинство св. причащения должны быть совершены без всякого отлагательства, под страхом погибели души и ответственности пред Церковью и Богом. «Буди, — говорит священнику Поучение святительское, — страж днем и нощию с крещением и с покаянием и причащением; аще кого изгубиши леностию своею, мука их на тебе взыскана будет» (Поуч. святит к новоп. иерею, л. 6). Священник, по нерадению об исполнении своей обязанности допустивший умереть младенца без св. Крещения, отрешается от места и определяется в причетники до раскаяния и исправления, — сказано в Уставе дух. консисторий (разд. III, ст. 194). А если бы, по нерадению священника или прихожан, умер больной без св. причащения, то священник, смотря по обстоятельствам, уменьшающим или увеличивающим его вину, подвергается наказанию даже до извержения из сана, а прихожане, не известившие священника о больном, отлучаются от причастия св. Таин на более или менее продолжительный срок, смотря по обстоятельствам и нравственному их состоянию (Кн. о должн. пресв. приходск., стр. 116). Безотлагательному совершению таинств св. крещения и св. причащения не могут служить препятствием, под известными условиями, и службы церковные, не только какие-либо занятия домашния — частныя. Из всего сказанного следует, что священник, в случае одновременного приглашения и окрестить новорожденного, опасно больного младенца, и напутствовать св. Тайнами умирающего, не может, при выходе из затруднительного положения, руководствоваться мыслию об относительной важности таинства св. Крещения и таинства св. Причащения для лиц, нуждающихся в этих таинствах: таинство св. крещения столь же необходимо для новорожденного и опасно больного младенца, как необходимо таинство св. Причащения для умирающего. Но дело в том, что безотлагательно в одно и то же время совершить два таинства для священника не мыслимо. Для одновременного совершения св. крещения и св. причащения требуются два лица. Единственным законным совершителем всех таинств может быть лицо рукоположенное, имеющее на себе благодать священства чрез таинственное святительское рукоположение. Исключение из этого общего правила допущено Церковью относительно только одного таинства св. крещения; это таинство в некоторых особенных случаях, — в случае крайней слабости младенца, за отсутствием священника, может быть совершено и мирянином (Номок. в Требник. 204–205; Кн. о долж. пресв. приход. 584). Поэтому, если Церковь дозволяет и мирянам, в крайних случаях, совершать св. Крещение, то священник не погрешит, когда со св. Дарами поспешит к одру умирающего, а крещение слабого младенца предоставит бабке или другому способному на то лицу (П. З-к. Р.д.С.П. 1877, т. I, с. 241–242).
Можно ли священнику идти напутствовать опасно болящего по приглашению, полученному во время пения «Иже херувимы»?
Должно идти, так как правила церковныя дозволяют священнику не идти по приглашению, «помолясь о болящем на волю Божию», лишь тогда, когда приглашение последует «по великом входе и освящении Даров» (Извест. Учит.). (Ц. В-к 1900 г. №13).
|