Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Лекция №5: Евангелист Иоанн Богослов. Особенности Евангелия от Иоанна
Евангелие от Иоанна было написано последним по времени из всех канонических Евангелий. Относительно даты написания Евангелия от Иоанна, есть в святоотеческом предании две точки зрения. Евсевий Кесарийский, историк 4-го века, говорит о том, сто это Евангелие было написано примерно через 20 лет после Вознесения Господа, т. е. в середине 1-го века. Именно эта точка зрения запечатлена и в нашем богослужебном Евангелии. В богослужебном Евангелии перед каждым из них есть краткая вступительная статья, в которой говорится об основных идеях того или иного Евангелия и дается план Евангелия. Однако, св. отец 3-го века священномученик Ириней, высказывает иную точку зрения. Он говорит, что это Евангелие было написано позже всех, видимо к концу первого века. Именно эта точка зрения и поддерживается в настоящее время библейской наукой. Общепринято, что ев. Иоанн написал свое Евангелие на рубеже двух веков. В самом конце первого – начале второго века. Евангелие т Иоанна заканчивается тем, что Христос обещает Иоанну длительную жизнь, даже так, что ученики подумали что Иоанн не умрет. По преданию Иоанн единственный из лика 12-ти апостолов не принял мученическую смерть, а дожил до глубокой старости, хотя и он пострадал за Господа – был в заключении. По преданию Ев. Иоанн жил долго и в конце своей жизни по просьбе малоазийских церквей Иоанн пишет свое Евангелие. Ириней Лионский в своей книге против ересей указывает, что Евангелие Иоанн написал против некоего гностика, который начал распространять ложное учение о мнимости воплощения Господа, хулил Божию Матерь. В первом послании своем ев. Иоанн говорит: «кто не исповедует Христа пришедшего во плоти – тот антихрист». Ев. Иоанн был очень озабочен этой появившейся новой ересью. Во втором веке эта ересь стала называться гностицизмом и принимала различные формы. Восточная Церковь называет Евангелие от Иоанна – Евангелием духовным. Это означает что у Иоанна свой подход к освещению событий. Он обращает внимание на возвышенное учение которое оставляет Церкви Христос. В Евангелии от Иоанна – учение о Церкви, об отношении Христа с Богом Отцом, учение о Духе Святом. С точки зрения единства текста в Восточной Церкви никогда вопросов не возникало, а западные библейские школы ставят такие вопросы. В отношении того, что, по-видимому, шестая и пятая главы могли быть поменяны местами, или о том что двадцать первая глава – позднейшая вставка в Евангелие. Но такой выдающийся православный библеист как епископ Кассиан (Безобразов) в своей книге, которую всем рекомендую, «Водою, кровью и Духом», это его докторская диссертация по Евангелию от Иоанна, обобщает опыт исследований и показывает, что нет таких оснований говорить, что пятая и шестая главы могут быть поменяны местами, и что двадцать первая глава есть поздняя вставка. Иначе говоря епископ Кассиан подтверждает очень убедительно и доказательно, единство того текста, который мы имеем. Для нас здесь ничего нового нет, но эти вопросы довольно таки продолжительное время занимают западную библеистику. Ответ восточной библеистики – подтверждение традиционной точки зрения. Несомненной особенностью Евангелия от Иоанна является его особый ритм. Епископ Кассиан говорит об отличии от ритма синоптических Евангелий Евангелия от Иоанна, сразу будет видно особое построение текста. Евангелист Иоанн достигает этого несколькими приемами. Во-первых, Евангелисту Иоанну присущи частые повторы одних и тех же выражений, так называемые периоды, которые создают определенный рисунок. В первой главе Иоанном Богословом дважды повторяется исповедания Христа как агнца, вземлющего грехи мира. Или например, беседа о хлебе Небесном, 6я глава, трижды повторяются слова Христа «и Я воскрешу его в последний день». С другой стороны, так называемые Иоанновские цепи, когда Евангелист развивает одну тему, из нее возникает другая тема, она в свою очередь, разрешается в третью и так далее. Особенно ярко это видно в первой главе, так называемом прологе Евангелия от Иоанна. Последовательно, с 7 по 11 стих Евангелист затрагивает три темы – тема свидетельства, которое разрешается в тему света и в свою очередь, в тему мира. Такая особенность прослеживается на протяжении всего Евангелия, эти сквозные темы. Тема свидетельства о Христе, тема света и тьмы и тема отношения к миру проходит через все Евангелие. Одна тема сцеплена с другой, и с третьей и получается особый ритмический рисунок. Евангелие от Иоанна имеет свой стройный особенный план план. У Евангелиста Матфея также интересный план. Нужно знать, о чем и в каких главах говорит Евангелист Иоанн. Этот поможет лучше понять и лучше изучить текст. Каждая глава это с одной стороны, особая тема, а с другой стороны, темы сгруппированы по двум планам. В первой главе мы имеем пролог, свидетельство Иоанна о Предтече и призвание первых учеников. Во второй главе первое чудо, брак в Кане Галилейской и изгнание торгующих из храма. Третья глава - беседа Христа с Никодимом. Четвертая глава беседа Христа с самарянкой и Христос в Самарии. Третья и четвертая главы – две беседы, переплетаются. Пятая глава – это чудо у купели Вифезда, исцеление расслабленного и беседа о воскресении и суде. Шестая глава – чудо насыщения пяти тысяч, хождение по водам и большая, очень важная беседа о Хлебе Небесном. В шестой главе – ряд перекличек с пятой главой. Седьмая – восьмая главы - Христос в Иерусалиме на празднике Кущей, догматические беседы, догматические центры Евангелия от Иоанна. Христос говорит о Своем Богосыновстве. Восьмая-девятая глава – Христос на празднике Обновления в Иерусалиме. Девятая глава – исцеление слепорожденного и беседа о свете. Десятая глава – продолжение беседы на празднике Обновления, о Пастыре добром. Одиннадцатая глава посвящена чуду воскрешения Лазаря и большая догматическая беседа, в которой Христос скажет «Аз есмь Живот и Воскресение». Двенадцатая глава – Вход Господень в Иерусалим и последние беседы на Страстной. Тринадцатая глава посвящена событиям, связанным с предательством Христа, с подготовкой Тайной вечери, омовение ног Христом ученикам и начало большой беседы, которая называется Прощальная беседа Христа. Четырнадцатая, пятнадцатая и шестнадцатая главы – Прощальная беседа Христа. Семнадцатая глава – Первосвященническая молитва Христа, в которой Христос молится Отцу Своему Небесному как Первосвященник, приносящий в жертву, с одной стороны Себя за грехи мира, а с другой, освящающий жертвенное служение Своих учеников. Восемнадцатая глава – взятие под стражу и отречение Петра, приговор Пилата. Девятнадцатая глава – Голгофа. Двадцатая глава – Воскресение, первое явление Христа ученикам. Двадцать первая глава – явление при море Галилейском, восстановление Петра. В древних рукописях нет деления на главы. В Евангелии от Иоанна главы в основном соответствуют отдельным темам, в отличие от синоптиков. План начат с указания на наличие особого вступления. В Евангелии от Марка краткое вступление из одной строки. В Евангелии от Луки описано почему евангелист взялся за написание. Но пролог в собственном смысле слова есть в Евангелии от Иоанна. Первые восемнадцать стихов, им посвящено очень много исследований, они комментировались ранними Святыми отцами. Пролог Евангелия от Иоанна отличается от прочих. Если Марк кратко говорит «Начало Евангелия», Лука объясняет причину, то Иоанн говорит о том, что было до творения мира, о Предвечном Боге - Слове, который был у Отца, о воплощении Сына Божия, Его отвержении и заканчивает «Бога никто никогда не видел. Единородный Сын, Сущий в недре Отчем, Он явил». Евангелист Иоанн создает такую схему, нисходяще-восходящую, начиная с предвечного бытия Христа, Христос Бог – Слово. «В начале бе Слово», потом говорит о сошествии и воплощении Христа, о Вознесении. Эта схема соответствует земному служению Христа. Он сошел на землю, чтобы исполнить как говорит наш тропарь о нас смотрение и взойти ко Отцу Своему. Вот пролог Евангелия от Иоанна и задает эту тему. С другой стороны в прологе обозначены сквозные темы Евангелия от Иоанна – противопоставление света и тьмы, первая глава, первые восемнадцать стихов «Свет во тьме светит и тьма не объяла Его». Еще одна тема – Живот вечный, Христос как Источник жизни. Третья сквозная тема – свидетельство о Христе, учеников и Церкви. Возможные тематические деления Евангелия от Иоанна. Епископ Кассиан предлагает две возможные схемы, которые помогают лучше понять Евангелие. Первая, говорит он, задается темой смены дня и ночи, в символическом смысле – день как пребывание во свете Божием и ночь как тьма Богооставленности. Епископ Кассиан говорит – мы имеем большую первую часть с 23 стиха 2й главы «И когда Он был в Иерусалиме на празднике Пасхи, ТОО многие, видя чудеса, которые Он творил, уверовали во имя Его» до конца 12й главы, которую епископ Кассиан обозначает как день Христов. Христос часто говорит «час Мой не настал, день Мой не пришел». Этот день сменяется ночью восхождения Сына к Отцу. 13я глава начинается тем, что Христос со Своими учениками удаляется, чтобы совершить последнюю Пасхальную трапезу. Затем следует предательство, суд и распятие. Это ночь восхождения Сына к Отцу. Эта ночь сменяется днем нового эона (по-гречески «век»), когда людям открыто Царствие Небесное. С 20й главы 19 стиха и до конца. Если вы помните, еврейский день начинается с вечера. Так описывается и творение «И был вечер и было утро, день един». Владыка Кассиан вспоминает известный стих из первого Послания Иоанна Богослова, 5я глава, 6 стих «Сей есть Иисус Христос, пришедший водою и кровью и Духом, не водою только, но водою и кровью; и Дух свидетельствует о Нем, потому что Дух есть истина». Епископ Кассиан говорит, что можно воспользоваться этим стихом, чтобы говорить о плане Евангелия от Иоанна, делимого на три части. Первая «водою» - с 1 по 10 главы, говорит о том, как преходит ветхий мир, вода – символ Ветхого Завета. В таком смысле водою крестил Иоанн тех, кто исповедовал свои грехи. Вторая часть «кровью» начинается с 11 главы по 20 главу, начинается с воскрешения Лазаря и кончается Воскресением Христовым. Через Кровь Свою Христос омыл грехи наши. И третья часть «Духом» говорит о ниспослании Духа Христова, так называемая Иоаннова Пятидесятница. Христос говорит «Приимите Дух Свят», дует на учеников. Владыка Кассиан говорит, что Евангелие строится на чередовании этих трех тем - водою, кровью и Духом. Именно так называется его докторская диссертация. Отец Александр Прокопчук предложил свою точку зрения на выделение тематических блоков Евангелия от Иоанна. О. Александр говорит о том, что происходит переход от ветхозаветного культа к Церкви. Недаром в начале – изгнание из храма, ветхий храм очищается Христом. Христос пришел, чтобы создать Церковь. Владыка Кассиан говорит о том, что первые две главы Евангелия от Иоанна можно понимать двояко. С одной стороны, как описание исторических событий, а с другой стороны Владыка предполагает, что в двух первых главах заключен как бы план всего Евангелия, Крещение, начало проповеди Христа в Галилее, то что соответствует у синоптиков Галилейскому периоду, изгнание торгующих из храма, то, что соответствует у синоптиков пути Господа на страсти, иудейскому периоду. Это не значит, что в первых двух главах нету исторических описаний. Можно читать Евангелие от Иоанна с точки зрения исторической, рассматривать, как Евангелист описывает события земной жизни Христа. Можно читать с точки зрения духовной, не даром оно названо духовным Евангелием, попытаться уяснить, какое богословие дает нам Евангелист. Именно эти две возможности заключены в первых двух главах – исторические события и сжатый план всего Евангелия. Крещение Христово, призвание первых учеников – у других Евангелистов это гораздо позже описывается, затем служение в Галилее и служение в Иудее. Это гипотеза Владыки Кассиана. То, что мы можем определенно утверждать – Евангелие от Иоанна дает нам возможность говорить о хронологии земного служения Господа Иисуса Христа. Среди всех синоптиков именно Евангелист Лука является наиболее историчным. Он озабочен, как говорит во своем вступлении точным изложением событий. Но даже Евангелист Лука не дает нам тех сведений, по которым мы могли бы восстановить хронологию земной жизни Господа. Именно в Евангелии от Иоанна мы находим необходимые сведения. По Иринею Лионскому, евангелист Иоанн написал Евангелие по просьбе Ефесских христиан, чтобы восполнить то, о чем не сказали евангелисты-синоптики. Возможно, интерес к хронологии и есть одно из таких восполнений синоптиков. У ев. Иоанна мы находим указание на три Пасхи земного служения Господа, во 2й, 5й и 6й главах.. Четвертая Пасха есть Пасха страстей. Именно так мы устанавливаем, что земное служение Господа продолжалось больше трех лет. Именно пользуясь Евангелием от Иоанна, мы можем восстановить даже хронологию того или иного события у синоптиков. Чудо насыщения пяти тысяч – у евв. синоптиков нельзя сказать, когда это чудо произошло. У ев. Иоанна мы читаем об этом чуде в 6й главе, а в начале этой главы говорится о третьей Пасхе. Итак мы можем с точностью сказать, что насыщение пяти тысяч произошло после третьей Пасхи, Пасха - праздник весенний, значит - летом. Если мы посмотрим у синоптиков, окажется, что чудо Преображения произошло после насыщения пяти тысяч. Евангелист Иоанн не описывает этого чуда, оно есть только у синоптиков. Следовательно, чудо Преображения произошло после третьей Пасхи земного служения Господа, когда ученикам Своим избранным Господь показал преображенное Свое Человечество. Первый период Галилейский, когда Господь в основном пребывает на севере страны, в своем отечестве, где прошло Его детство, продолжалось около трех лет. Период пути на Страсти – около полгода. Иоанновская хронология дает нам возможность более глубоко и точно понять синоптиков. С этой точки зрения, ев. Иоанн наиболее хронологичный из всех евангелистов. Итак, три Пасхи земного служения Господа 2й, 5й, 6й главе. В 5й не указана Пасха, сказано «праздник Иудейский». У Свв. Отцов – есть два мнения по этому поводу, что это праздник Пасхи либо праздник Пятидесятницы. Как бы то ни было, это указание на еще один год земного служения Господа. Если бы не было хронологии Иоанна, на основании синоптиков мы могли бы осторожно сделать вывод, что земное служение Господа продолжалось более одного года. Ев. Марк дает нам такую возможность, у него есть указание на то, как ученики проходят и срывают созревшие колосья, за что их укоряют фарисеи, и при описании чуда насыщения пяти тысяч, ев. Марк говорит о зеленой траве следующего года. Ни Матфей, ни Лука не дают указаний – сколько продолжалось земное служение Господа. Особенностью Евангелия от Иоанна является то, что большая часть описываемых им событий проходят в Иудее. Хотя большая часть времени проходит в Галилее, ев. Иоанн гораздо более подробно описывает то, что происходит в Иудее. Почему? Иоанн восполнил синоптиков. У синоптиков иудейскому периоду служения Господа посвящено гораздо менее места. Ев. Иоанн говорит о том, что Христос пребывал в Иудее не постоянно, периодически. После Своего Крещения Господь пребывает в Иудее, первые три главы, затем удаляется в Галилею и приходит в Иерусалим на праздник Кущей, и затем- события уже Страстной Седмицы. Еще одна особенность Евангелия от Иоанна – внимание, которое уделяет Иоанн речам Господа. В Евангелии от Матфея – пять больших речей Господа. В Евангелии от Иоанна – больше: беседа с Никодимом (3я глава), с самарянкой в 4й главе, беседа после исцеления расслабленного в 5й главе, большая беседа о Хлебе Небесном в 6й главе, беседы на празднике Кущей 7я, 8я глава, беседы на празднике Обновления в 9й, 10й главе, беседа после воскрешения Лазаря в 11й главе и последние беседы на Страстной Седмице в 12й главе, большая прощальная беседа – три главы и Первосвященническая молитва. Иначе говоря большая часть Евангелия от Иоанна это беседы Христа. Причем в отличие от евв. синоптиков, Иоанн чаще изображает беседы Христа с конкретными личностями. У синоптиков – беседы перед толпой, Нагорная проповедь, например. У Иоанна тоже есть такие беседы – о Хлебе Небесном, на Страстной Седмице. Но у ев. Иоанна много бесед обращены к конкретным людям, к таким людям, которым не нужно было объяснять азы богословия. Из этого вытекает та особенность, что беседы, описываемые в Евангелии от Иоанна, обычно называют догматическими. В них Христос обычно говорит не о морально-нравственных основаниях пребывания в Церкви, а говорит о вещах возвышенных, таинственных: о Своем Сыновстве, Боге Отце, о Святом Духе, о жизни будущего века. Эти беседы догматические по содержанию даже тогда когда Христос обращается к народу. Например, беседа о Хлебе Небесном. Вот есть такая особенность: если Христос обращается к конкретным лицам, к Никодиму, к Самарянке, то Христос подводит собеседника к пониманию, а если Христос говорит к народу, в беседе о Хлебе Небесном, то она заканчивается тем, что многие соблазнились этой речью непонятной, и отошли от Христа. Возвышенность речей Христа, которую мы видим в Евангелии от Иоанна не может вместиться всеми. Еще одна особенность бесед Христовых ярко видна в беседе с Никодимом и с Самарянкой. Эти беседы построены по одной и той же схеме. Собеседник задает Христу вопрос, а Христос отвечает не на вопрос заданный, а говорит о чем-то другом. Никодим говорит: «мы знаем что Ты Учитель пришедший от Бога; ибо таких чудес, которые Ты творишь никто не может творить если не будет Бог с ним». Христос отвечает: «Истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится свыше не может увидеть Царствие Божие». Никодим не спрашивает Его про царствие Божие. Христос тут же преподает ему учение. Учение о крещении, рождении от воды и Духа. И дальше точно так же, Никодим не понимает что говорит ему Христос: «как может родится человек будучи стар..» Именно через это Христос задает планку, высокую планку, и собеседник вынужден к ней тянуться, чтобы понять слова Христа и в конце концов приходит к пониманию. И Никодим уходит от Христа Тайным учеником, и Самарянка уходит в город и говорит что она обрела Мессию. Еще одна особенность изложения ев. Иоанна – это описание и использование им чудес Христовых. Синоптики описывают десятки чудес. Особенно много чудес в Евангелии от Марка, его иногда называют Евангелием чудес. А в Евангелии от Иоанна чудес всего восемь. У синоптиков больше тридцати. Какие чудеса описаны у Иоанна: первое – в Кане Галилейской 2-я глава, в четвертой главе – чудо исцеления сына царедворца, в пятой главе – чудо исцеления расслабленного, в шестой главе 2 чуда – хождение по водам и чудесное насыщение пяти тысяч, в девятой главе – исцеление слепорожденного, в 11-ой – воскрешение Лазаря, в 21-ой главе – второй чудесный улов. Евангелист Иоанн очень часто обыгрывает цифры. В древности цифры просто так не употреблялись, они имели свое символическое значение. Цифра восемь в святоотеческом предании всегда понималась как число Божественной полноты. Восьмой день – день будущего века, нескончаемый день Царствия Небесного. Христос воскресает в первый день недели он же и восьмой день от начала творения. Первый день становится восьмым. Тем что в Евангелии от Иоанна Христос творит восемь чудес, Иоанн хотел указать на Божественную полноту, которая обитала во Христе. У синоптиков мы имеем такую схему: Христос видит веру и спрашивает: веришь ли? И творит чудо. В Евангелии от Иоанна схема перевернута на 180 градусов. Очень яркое чудо – первое чудо, чудо в Кане Галилейской. У ев. Иоанна чудо ведет к вере, а у синоптиков нужна вера для сотворения чуда. И неслучайно ев. Иоанн для обозначения чудес часто употребляет термин знамение. Этим он как бы говорит, что чудеса есть явление реальности иного мира – Царствия Небесного. Еще одна особенность заключается в малом количестве притч. Евангелисты синоптики приводят десятки притч Христовых, а во всем Евангелии от Иоанна мы видим всего две притчи Христовых. Это притча в 10-ой главе о Пастыре Добром и притча в 15-ой главе о Виноградной Лозе. Иоанн как бы не обращает внимание на эту сторону служения Христа. Потому что речи часто обращены к конкретным лицам, которым не нужно объяснять азы. Никодим и так знает и занимается богословием. Притчи синоптиков в иносказательном плане говорят о Царстве Небесном, о тех или иных поступках человеческих, как их судит Бог – эти поступки. Притчи, приводимые Иоанна говорят о самом Христе и о Царстве Божием – о Церкви. «Аз есмь Пастырь Добрый» и притча о Виноградной Лозе: Я есть Виноградная Лоза, а Отец Мой – Виноградарь. Ярчайшая особенность Евангелия от Иоанна это употребление выражений, которые строятся одинаково: «Аз есмь» и некое определение. У синоптиков этого нет. Семь раз Христос говорит: «Аз есмь» некто или нечто. Аз есмь вода живая; Аз есмь свет миру – 5 глава; Аз есмь Хлеб Небесный – 6 глава; Аз есмь Воскресение и живот – 11 глава Аз есмь дверь – 10 глава; Аз есмь Пастырь добрый – 10 глава; Аз есмь Виноградная Лоза. Христос говорил в во время Своей земной жизни на арамейском языке, Евангелие написано на греческом, поэтому как эта фраза звучала на родном языке Христа мы не знаем, но можем предполагать что звучит скрытое повторение того что мы читаем в третьей главе книги Исход, когда Бог открывает Моисею Свое имя: «Аз есмь Сущий». Возможно Христос здесь повторяет эту схему, говорит о Своем Божестве. В Евангелии от Иоанна Христос говорит: Я имею жизнь и никто не берет ее у Меня, Я волен положить Свою жизнь и волен взять ее опять. В догматическом смысле Христос говорит о Себе как о самобытном, самосущном. Только Бог обладает свойством самобытности. Он имеет источник жизни в себе. Итак все эти «Аз есмь» говорят о Божестве Христовом. Аз есмь Хлеб. Хлеб – это жизнь, это основной продукт. Я есть Хлеб, если будете питаться этим Хлебом будете иметь жизнь вечную, Я воскрешу вас в последний день. Я есть Свет, Свет миру. В Евангелии от Иоанна почти нет Пути на страсти. У Луки этому посвящено 10 глав, а у Иоанна эти события не описаны. Это потому, что Иоанн восполнял синоптиков, а у них эти события описаны достаточно. С другой стороны мы имеем совершенно особое в изложении Иоанна построение Страстной Седмицы. Вслед за Входом в Иерусалим, 12 глава, идут последние беседы Христа, причем беседы особые. Христос приводит образ семени: Если не умрет, то не воскреснет. Тема Воскресения прежде всего. Затем сразу прощальная беседа. У евв. Синоптиков нет это беседы, а у ев. Иоанна три главы посвящено ей. В этой беседе Христос говорит о любви Божественно, говорит о ниспослании Духа Святаго, говорит о Своем отшествии к Отцу. Также у ев. Иоанна есть эпизод омовения ног, которого не ни у кого из синоптиков. Зато у Иоанна нет момента установления Евхаристии. Но у ев. Иоанна есть большая 6я глава, беседа о Хлебе Небесном. Ранние толкователи Евангелия говорили, что эта беседа есть раскрытие догматическое учения о Евхаристии. Евхаристия это есть Хлеб, который дает жизнь вечную. Также у ев. Иоанна есть Первосвященническая молитва, которой нет у синоптиков. Особенностью Евангелия от Иоанна является внимание к раскрытию темы Церкви. У евв. синоптиков ест лишь образы, которые говорят о будущей Церкви, и у ев. Луки «Не бойся, малое стадо, ибо Отец благоволил дать вам мир». Слово «Церковь» упоминается у ев. Матфея, например, всего два раза во всем Евангелии, а в Евангелии от Иоанна учению о Церкви посвящено очень много мест. Мы видим как из общего числа учеников выделяется двоенадесятица Апостольская, те, кто создадут ядро Церкви. Христос учит их особенно, здесь -основание будущей Церкви. Притчи Евангелия от Иоанна говорят о Церкви. Христос есть Пастырь добрый, а Церковь есть овцы Христовы, которые знают голос своего Пастыря, следуют за своим Пастырем, и Пастырь полагает жизнь Свою за овец. В то же время говорит «И ины овцы есть у Меня не от двора сего» - Церковь будет распространена на все языки, на все народы, не только на народ Израильский. Притча о виноградной лозе говорит о том, что Церковь укоренена во Христе «Я – виноградная лоза, а вы ветви, гроздья, которые привились к этой лозе. Отец Мой виноградарь.» Внимание ев. Иоанн уделяет и связи Церкви с Сыном, Сын Божий жизнь Свою отдает за Церковь. Именно в Евангелии от Иоанна говорится и о ниспослании Духа Святаго на Церковь. Особое учение – Христос всегда говорит о Себе, как о Сыне Отца, об Отце говорит, как о Том, Кто имеет Сына. Сын есть Посланник Отца, Он исполняет то, что благоволит Отец,. «Бога не видел никто никогда, Единородный Сын, Сущий в недре Отчем, Той явил». Сын есть истинный Толкователь, нет иного толкователя, лишь Сын открывает волю Отца. Об этом Евангелие, о взаимоотношении Отца и Сына Христос творит волю Отца, Отец благоволит в Своем Сыне. Еще одна особенность – глубоко раскрытое учение о Духе Святом. Особенно – в прощальной беседе Христа. Четырежды в прощальной беседе Христос возвращается к теме Духа Святаго. В догматическом, в ипостасном смысле «Иже от Отца исходит», говорит о том, что условием пришествия Духа является отшествие Его, Христа, к Отцу, говорит о том, что Дух Святый придет и научит, напомнит, и утешит Церковь. В 20й главе говорится о даровании Христом Духа ученикам, т.н. Иоаннова Пятидесятница. «Приимите Дух Свят». Особенностью также является употребление некоторых терминов, которые, с одной стороны, не употребляются у синоптиков, с другой стороны употребляются в другом смысле. Прежде всего, термин «Логос» «Слово». Очень много написано – откуда же Ев. Иоанн взял этот термин. Пытались доказать, что в своем учении о Боге – Слове ев. Иоанн зависит от Филона Александрийского, который говорил о логосе. Но у Филона логос есть безличная сила, одна из сил действия Бога. У Иоанна Слово есть живой Бог. Последнее время о связи с Филоном говорят уже гораздо меньше, пытаются возвести это учение к Ветхому Завету, к книге Притчей Соломоновых (8я притча), Премудрости, о действии Божием. В Ветхом Завете это один из образов Второго Лица Пресвятой Троицы. В Евангелии от Иоанна мы имеем учение о Боге – Слове, предвечном, о Его воплощении, Его действии среди нас, в нас, и о спасении Им нас. Еще один образ у ев. Иоанна – час. У синоптиков этот термин употребляется в простом своем значении «час», хронологическом. У ев. Иоанна Христос говорит «Не пришел час Мой», в другом месте «настал час». Час Страстей Христовых, «на сие и пришел Я в мир» говорит Христос – одна из сквозных тем Евангелия от Иоанна. В Евангелии от Иоанна нет термина «апостол», это слово употребляется единожды и в другом значении, апостол как «посланник». Особенность – ученики Христовы называются «двенадцать», лик апостольский. И в сознании ранней Церкви «двенадцать» синоним слова «апостол». Апостолы, об этом сказано в Апокалипсисе – основоположники двенадцати колен нового духовного Израиля, Церкви. И эта цифра важна, постолы избирают на место отпавшего Иуды Матфия прежде сошествия Духа Святаго, восполняют апостольский лик. Апостол Павел, для которого характерно как раз прямое употребление этого термина, даже он, когда приводит свидетельство Церкви говорит, описывая явление Воскресшего Христа «Он погребен был и воскрес в третий день по Писаниям, явился Кифе, потом двенадцати» (1е Коринфянам, 15). По преданию Церкви, здесь описывается явление Христа до Пятидесятницы, до сошествия Духа Святаго. А в это время апостолов было одиннадцать, Матфия избрали перед сошествием Духа Святаго. Но ап. Павел свидетельствует о том, что апостолов продолжают называть двенадцатью. Это важное обозначение. И ев. Иоанн употребляет именно его. Вопрос об авторстве Евангелия – странный вопрос. Ясно, что Евангелие от Иоанна написано Иоанном Зеведеевым, братом Иакова. Но особенностью всех писаний Иоанна является то, что он не называет себя по имени -ни в своем Евангелии, ни в своих посланиях. Он говорит о себе как о возлюбленном ученике «ученик, егоже любляше Иисус». Церковь всегда видела в этом возлюбленном ученике Христовом самого Иоанна Богослова, и говорила о великой скромности Иоанна. Но очень рано эта особенность Евангелия от Иоанна – то, что он не называет себя по имени, привела к тому, что возник вопрос. Обычно он возникал в обществах отделявшихся от Церкви, еретических - кто же был Иоанн. Евсевий Кесарийский свидетельствует, что в Малой Азии, в конце 1го века действовал некий Иоанн пресвитер. В этом Иоанне пресвитере ранние еретики пытались увидеть автора Евангелия, и, как ни странно, позднейшие западные исследователи пытались воскресить эту древнюю теорию – что автор не Иоанн Богослов, который был рыбаком. Приверженцы этого мнения говорили «Ну как же простой рыбак мог написать такое возвышенное Евангелие, богословие которого выше всех остальных Евангелий, наверное, это был кто-то другой, этот Иоанн пресвитер» о котором говорит Евсевий Кесарийский. Но наше Предание говорит об Иоанне Зеведееве. Понятно, что по человеческой немощи Иоанн не смог бы того, что он писал. Но он писал, освященный благодатью Духа Святаго, после сошествия Духа Святаго на Церковь. Будучи просвещенным Духом Святым Иоанн написал то, что он написал «Дух Святый придет и напомнит и научит вас всему». В первом своем Послании Иоанн Богослов говорит «Вы имеете помазание и знаете все и не имеете нужды, чтобы кто учил вас»Само это помазание учит вас. Наше Предание твердо держится того, что Иоанн – от двенадцати. Почему у синоптиков нет о воскрешении Лазаря, у Иоанна есть. Святоотеческое мнение, связанное с особенностью Евангелия от Иоанна, говорит – Иоанн восполняет синоптиков. Святые отцы говорят, что синоптики писали свои Евангелия тогда, когда Лазарь был еще жив. А Лазарю, как мы читаем в Евангелии от Иоанна, грозила смерть, как и Христу. Синедрион предлагает убить вместе со Христом и Лазаря, потому что говорят, что многие верят в Него ради воскресшего Лазаря. Может быть охраняя тайну Лазаря, сохраняя его, синоптики не написали о нем. Ев. Иоанн писал свое Евангелие в конце первого века, когда Лазарь уже почил. Символом Иоанна Богослова является орел символ воспарения богословия Иоанна. Изображается же еще и Ангел. Это есть символическое изображение того, что мы называем Богооткровенностью. Ангел – вестник Бога, и получается Евангелие от Самого Учителя.
|