Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Лекция №6: Рождество, детство, Крещение, начало проповеди Господа Иисуса Христа. 4 страница
Христос избирает двенадцать учеников, и избирает их для чего? Избирает для того, чтобы, как я уже сказал, они проповедовали Царствие Небесное, избирает их на особое служение. Евангелист Марк говорит: «избирает кого Сам восхотел». Число двенадцать, двенадцать учеников, очень важно; и сейчас я еще раз напомню, о чем уже сказал, что призвание, избрание, обучение учеников есть начало становления Церкви. Число двенадцать символично в Священном писании. Конечно же, вспоминается двенадцать колен Израилевых. Двенадцать апостолов суть родоначальники Нового Израиля; апостол Павел в послании к Галатам называет Церковь Новым Израилем. Двенадцать апостолов, которых Господь воспитывает очень старательно, есть родоначальники Нового Израиля. Причем число двенадцать настолько важно было, что даже в Деяниях, в первой главе, когда Иуды уже не было с ними, а Матфея еще не избрали, тем не менее, все равно число двенадцать называется. Такое число, которое заключает в себе очень важный смысл; число двенадцать у евангелиста Матфея объясняется. Матфей говорит, вернее передает слова Христа, что будут судить на двенадцати тронах двенадцать колен Израилевых. Почему двенадцать? Известно, что после исчезновения Северного царства - Ветхий завет нужно вспомнить - Северного Израильского царства исчезло практически десять колен Израилевых, осталось два с половиной колена, тех, кто жили в Южном царстве. Почему два с половиной колена? Колено Иудино, собственно говоря, колено Вениаминово и колено Левиино - та часть левитов, которые жили в Южном Царстве. Северное Царство исчезло, практически растворилось. Избирая двенадцать апостолов, Христос тем самым восстанавливает Израиль, утверждает Церковь как Новый Израиль, духовный Израиль, конечно, тот о котором сказано в Апокалипсисе. Вот смотрите, я как раз нашел здесь у себя, у меня по именам, если вам это интересно. Например, Фаддей, он же и Левий, да? Но на самом деле это одно и тоже; " фад" и " тад" по-иудейски, это синонимы сердца, видимо, речь идет о том, что он был такой сердечный человек, добрый. Иаковлев, он же Иуда... Так, Симон Кананит, он же Симон Зилот. Среди апостолов было два Симона, два Иакова, два Иуды. Было четыре брата, вернее, две пары по два брата: Петр с Андреем братья, Иоанн с Иаковом братья. Здесь конечно вопрос об Иуде, как же Христос избрал Иуду в число двенадцати, как Христос не увидел, не узрел, не почувствовал в Иуде предателя? На эти сомнения отвечает Иоанн Златоуст; в своем комментарии он говорит, что Христос предвидел, но не предопределил предательство. Предать или не предать Христа зависело от самого Иуды. Христос конечно же предвидел: недаром сказано, что Он не имел нужды чтобы кто-то свидетельствовал о Нем, потому что Сам знал, что в человеке, - так говорит Иоанн. Евангелист Иоанн в шестой главе говорит, что Христос от начала знал, что один из них предаст Его. " Мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога Живаго. Иисус отвечал им: «не двенадцать ли Я избрал? И один из вас – диавол». Это говорил он об Иуде Искариоте, ибо сей предал Его, будучи одним из двенадцати". Итак, Златоуст объясняет - Христос предвидел, но не предопределил предательство Христа. Иуда предал, движимый своими страстями, ибо евангелист Иоанн и евангелист Лука объясняют предательство Иуды еще и действием сатаны, вселением в сердце Иуды сатаны. Цель избрания учеников - я вам говорил, чтобы были с Ним, чтобы посылать их на проповедь, чтобы имели власть целить и изгонять бесов. Интересно, что Христос посылает учеников на проповедь царства по два; помните, говорит евангелист Марк, что Христос посылал их по двое проповедовать? В этом проявляется древний обычай иудеев, о котором сказано еще в законе Моисеевом, что свидетельство двух истинно; когда два человека свидетельствуют об одном и том же, это свидетельство принималось. Христос посылает Своих учеников по двое, чтобы их свидетельство принималось. Ученики получают от Христа особые полномочия; например, Христос говорит: приветствуйте миром, входя в дом, если не принимают вас, то отрясите прах. В этом знаке, который заповедует Христос своим ученикам, очень большой смысл. Отрясение праха, Лот отряс прах, выходя из Содома. Отрясение праха есть некое произнесение суда на не признавших Бога. Итак, ученикам Христос дает особую власть вершить суд. - А какой это жест? Жест самый, что ни на есть обыкновенный, чтобы ничто не осталось, даже на одежде, чтобы пыль не осталась того дома, который не принял проповедь. Символ, который содержится без значения осуждения; я отрясаю прах, и пусть Бог тебя судит. Это вынесение некоего суда. И конечно же в этом знаке есть то, что Сам Христос в лице апостолов приходит в дом, где звучит проповедь. Апостольское служение по существу есть служение замещения Христа, Христос посылает апостолов от лица Своего. Именно поэтому так долго Христос учит, потому что они приходят не со своим, а с Его учением, они Его заменяют там, куда Христос не может пойти Сам. И тем не менее, несмотря на близость ко Христу, я уже это отмечал, апостолы остаются в этот период людьми со своими слабостями и со своими немощами. Они могут спорить о первенстве, кто из них главнее; почему-то этот спор звучит даже во время Тайной вечери, евангелист Лука говорит о том, что на Тайной вечери ученики продолжают спорить о первенстве. Иногда ученики не принимают слов и дел Христа, не понимают слов и дел Христа. Зачем я это говорю? Чтобы и вы поняли, что, не будучи просвещенным Духом Святым, человек всегда останется один на один со своими немощами, со своими слабостями. Лишь Дух Святый, Который сошел на Пятидесятнице и почил на апостолах, сделал из рыбаков апостолов. Это не дело человеческое - быть апостолом. Это есть избрание и особое служение, к которому призывает Сам Бог. - И человек меняется? Несомненно, но... внешне не меняется ничего. Внутренне меняется отношение человека с Царствием Небесным. Человеку преподается дар Духа Святаго, дары Духа Святаго, которые будут действовать в нем, как та закваска, будут вести его в Царствие небесное. Есть ли какая-то разница между человеком миропомазанным и не миропомазанным? Можно представить себе вот так вот схематически: дом построили, а внутренние коммуникации не проложили. Точно так же и человек крещеный, но не миропомазанный. Храм уготован, человек соединился с Христом, но в этом храме нет Духа Святаго; Дух Святой подается миропомазанием. Точно так и апостолы. Вплоть до того, как Дух Святый почил на них, даже несмотря на то, что они были со Христом, слушали Христа два с половиной года, следовали за Ним, Он им объяснял отдельно, они видели великие чудеса - несмотря на это, они остаются со своими немощами и слабостями. Один из них даже предал Христа. Но лишь как только Дух Святый почил на них, тут уже ни один апостол не дрогнул, а все они пошли на смерть за имя Христово. Петр до последнего немощен и слаб, он отрекается трижды от Христа, Петр, который был самым ближним и самым искренним учеником Христа. Точно так же и человек, пока Дух Святый не был ему преподан, пока Дух Святый не стал его частью, частью естества человеческого, человек может быть в любой момент преборен немощью естества. Таинство Миропомазания в нашей традиции неотделимо от крещения, вот почему мы говорим, что католики нарушили традицию? У них крещение во младенчестве, а миропомазание через семь-девять лет. Вот для православного сознания это невозможно; православное сознание не представляет, как можно креститься и не миропомазаться тут же, сразу. Как можно соединиться со Христом и не быть помазанником Духом Святым? Для православного сознания эти два явления абсолютно одинаковы; абосолютно как бы взаимосвязаны, одно не бывает без другого. Научение и история апостолов дает нам это понять; что человек, если он не соединился ни со Христом, ни с Духом Святым, непрочно основание его, как человек, строящий на песке. Что еще нужно сказать? Что среди учеников Христовых были не только апостолы, но были и женщины, причем женщины следуют за Христом и помогают Ему от имений своих; в основном, женщины были из Галилеи. Именно в Галилейский период появились те, которые пойдут за Христом и будут стоять у Креста. Хотя не только, конечно, из Галилеи были. Мария Магдалина, мать Иакова, Иоанна Саломия они были не из Галилеи.. В это же время Господь призывает к Себе и тех, кто был Его учеником, но не был апостолом, хотя и был очень близок к Нему - это Лазарь и его сестры, да? Никодим. Именно в это время появляются такие скрытые ученики Христа, каждый по своей причине: Никодим, будучи, по-видимому, членом синедриона, боясь приходить к Христу открыто, приходил ночью, хотя в нужный момент перед синедрионом защитил Христа. Здесь еще нужно было бы наверное сказать пару слов о Симоне Петре. Симон Петр, тот, кто у евангелиста Матфея назван " protos", первый. Во всех апостольских списках он стоит первым, Симон один из первых призван был ко Христу. Что нужно сказать? Я думаю, что на других предметах вы обсуждали вопрос о примате Петра. Западная церковь католическая учит, что Петр передал свою власть князя апостолов Римскому первосвященнику, и папы Римские имеют полноту власти над всею Вселенскою Церковью по преемству от Петра. Что мы можем на это сказать? Основываясь только на Священном писании, два утверждения мы должны сказать. Во-первых, если читать Священное писание без предвзятости, то мы не можем не видеть особой роли Петра в Священном Писании. Все же как бы нам не хотелось поспорить с католиками, но Петр в Священном писании, начиная с Галилейского периода имеет особую роль - он всегда отвечает, практически всегда от имени апостолов, он особо близок ко Христу, его Христос берет с Собой, правда, с Иоанном и Иаков в особые моменты Своего служения - Фавор, при воскрешении дочери Иаира, в Гефсиманский сад. В Деяниях апостольских сказано об особой роли апостола Петра в ранней христианской церкви после Пятидесятницы. Но, в то же время, мы видим, что в Священном писании речь идет не о первенстве власти, как об этом говорят католики, но о первенстве авторитета, если можно так сказать. Петр предстает в Священном Писании как первый среди равных. И когда Христос говорит Петру: «ты еси Петр, на сем камени Я созижду Церковь Мою, тебе дам ключи Царствия Небесного, что свяжешь, будет связано»... В другом месте Христос говорит это самое и всем прочим ученикам-апостолам: «Что вы свяжете, то будет связано». Этот же Петр, и как вы помните, отрекается от Христа, но и восстанавливается Христом. Вот о. Сергий Булгаков, его можно не любить за его софиологию, возможно, но у него есть такая книжечка, она была переиздана, называется " Петр, Иоанн - два первоверховных апостола". В ней о. Сергий Булгаков очень ясно и четко показывает, что речь может идти в Евангелии лишь о первенстве чести Петра, которая уравновешивается приматом любви, носителем которой является Иоанн Богослов. Вот, если Петр носитель примата чести, первенства чести, то Иоанн Богослов носитель первенства, примата любви. Очень я вам рекомендую прочитать эту книжку. Она маленькая, страниц сорок. О.Сергий Булгаков, " Петр и Иоанн - два первоверховных апостола". Почему я так остановился внимательно на апостолах, потому что именно в этот период и, я об этом говорил и на этом заканчиваю, через одну минуту, избирая апостолов, научая их, Христос закладывает основание будущей Церкви. И в следующий период, период пути на Страсти, Господь будет уже гораздо больше учить не о морально-нравственных критериях стяжания Царства Небесного, а будет гораздо больше учить уже о Церкви, учение о Церкви будет более ясным, и ученики будут посылаться Христом на проповедь приблизившегося Царствия и на подготовку к созданию царственной Церкви. Об этом мы поговорим с вами в следующий раз, Галилейский период завершен.
Лекция №8: Путь на Страсти Итак, в прошлый раз мы с вами постарались понять особенности так называемого " Галилейского периода" служения Господа, который длился от двух с половиной до трех лет, тот период, когда Господь избрал Своих учеников, тот период, когда ученики, апостолы, пришли к исповеданию того, что их Учитель не есть простой человеческий учитель, а есть Сын Божий, есть Мессия, Христос. Если вы помните, схема была такая: встреча с первыми учениками, после первой Пасхи призвание Петра, Андрея, Иакова, Иоанна а затем и Матфея, после второй Пасхи окончательное формирование лика двенадцати апостолов, когда Господь призвал, как Он Сам захотел, чтобы они были с Ним, и последующее воспитание двенадцати словом и делом, чудесами. Одновременно, как мы видели, этот период характеризовался усилением конфликта Господа и уверовавших в Него с верхушкой иудейского общества. В связи с чем Господь был вынужден периодически удаляться в так называемые " языческие области", как об этом говорят Евангелист Матфей, Марк, параллели есть у Луки. Из этих языческих областей мы назвали пределы Тирские и Сидонские, и Десятиградие. В этих пределах, или языческих странах Господь продолжает творить чудеса, причем великие чудеса, насыщение четырех тысяч, как это описывают Матфей и Марк, исцеление дочери хананеянки, и, по-видимому, пребывание в этих областях, когда за ним не ходила толпа тех, кто был привлечен слухами о творимых Господом чудесах, Господь использовал для научения учеников. Именно в пределах Тирских, в пределах языческих и произошло знаменательное во всех отношениях исповедание Петра. При Кесарии Филипповой; Кесария Филиппова - город, отстроенный Иродом Великим на севере Палестины. Так она называется потому что есть еще Кесария в Малой Азии, дабы ее отличать, и эта Кесария была столицей прокуратора, Понтий Пилат, бывший в это время прокуратором, жил в Кесарии постоянно, в Иерусалим он приезжал на больше праздники, чтобы следить за порядком. Так вот, недалеко от этой самой Кесарии Филипповой произошло исповедание Петра, когда на вопрос: «за кого почитаете вы Меня?» Апостол Петр исповедовал Христа Сыном Бога Живаго, как говорит Матфей. Марк приводит это исповедание в более сокращенном виде: «Ты Христос», Лука же говорит: «за Христа Божия» - так по-разному передают синоптики это исповедание Петра. Почему это исповедание так важно? Оно важно и в контексте развития истории евангельской, ибо после него начинается новый период, и важно для понимания последующего периода. Это исповедание как бы поставило точку на том периоде, когда Христос подводил учеников к свободному исповеднанию Его Христом. Теперь, когда ученики устами Петра свободно исповедуют свою веру, начинается новый период. Именно с этого времени Христос, как говорит Евангелие, стал говорить о том, что Ему надлежит пострадать. И Евангелие приводит нам три таких возвещения Христа: трикратно Христос говорит о Себе как о Мессии страждущем, как о Том, Который должен пострадать в Иерусалиме. С исповеданием Петра у евангелистов синоптиков связано другое событие, которое вместе с исповеданием Петра является таким двуединым событием. А именно - Преображение. Как вы помните, у евангелиста Иоанна Преображение не описывается, это особенность Евангелия от Иоанна, но зато Преображение есть у всех трех евангелистов синоптиков. И вот здесь у нас сразу возникает первая проблема. Блаженный Иероним Стридонский говорит, что очень легко эту проблему разрешить; а состоит она в том, что евангелист Матфей говорит, что по прошествии шести дней со дня исповедания Петра произошло Преображение, также говорит и Марк, а вот Лука говорит: по прошествии восьми дней. Блаженный Иероним считавший ответ на этот вопрос легким, говорит о том, что Матфей и Марк считали целые дни, а Лука добавляет неполный первый и неполный последний дни, поскольку в греческом оригинале стоит у него " около восьми дней". Ну, это хорошо знать, что, во-первых, синоптики иногда по-разному освещают события, и нам необходимо уметь эту разницу в освещении комментировать для лучшего понимания Евангелия. Так вот, почему же Преображение так тесно связано с исповеданием Петра? Давайте сначала вспомним само событие, а потом остановимся на его богословском осмыслении, и его связью с исповеданием Петра. То что мы можем прочитать у евангелистов синоптиков приводит нас к тому, что Преображение произошло, судя по всему, ночью. Матфей и Лука говорят о том, что это был обычный час молитвы; по-видимому, поздней молитвы. - Какое Евангелие? - Давайте возьмем, Лука 6: 12. " В те дни взошел Он на гору помолиться и пробыл всю ночь в молитве к Богу" (Лк. 6: 12). Это помогает нам понять, почему же апостолы были отягчены сном; по-видимому, после вечерней молитвы, как говорит Гладков в своем толковом Евангелии, " апостолы в следствии человеческой усталости в изнеможении заснули, отягченные сном". Надо помнить, что Господь берет на гору не всех учеников, а только, как замечает Марк, одних Петра, Иакова и Иоанна. Вот эта троица апостольская, мы должны помнить, что среди всех учеников Господь избрал двенадцать апостолов; а среди двенадцати апостолов были такие, которые, по-видимому, ближе всего были Господу; вот это как раз были Петр, Иаков и Иоанн. Именно их мы встречаем в самых важных событиях евангельских вместе с Господом: Преображение, воскрешение дочери Иаира - Господь берет и только этих трех апостолов; Гефсиманский сад - опять-таки с ним идут эти три апостола. А об евангелисте Иоанне в самом Евангелии от Иоанна сказано: «его же любляше Иисус». Апостол Петр первый среди равных, тот кого Сам Христос нарек камнем, а об апостоле Иакове не говорится, но мы можем предположить, из такого сопоставления, что по-видимому, эти трое были наиболее близки к Господу - Петр, Иоанн и Иаков. Синоптики говорят, что Господь возвел их и удалился; по-видимому, несколько отошел от апостолов и начал Свою молитву. Евангелист Матфей, семнадцатая глава, седьмой стих, говорит: " Но Иисус, приступив, коснулся их". Когда апостолы были отягчены сном, Господу понадобилось подойти к ним, чтобы коснуться их и пробудить; по-видимому, Господь отдельно от них молится, и это изображается на наших иконах: Христос стоит, если вы помните икону Преображения, отдельно, на отдельной такой горочке. Во время молитвы происходит Преображение, и Господу являются Моисей и Илия. Служба наша Преображенская очень подробно объясняет присутствие этих двух великих святых, Моисея и Илии. Говорит, что Моисей явился как от царства мертвых, Илия, который на небо был взят живым, явился как от царства живых. Таким образом, мистически Христу предстоит все человечество, уже отошедшее и еще живущее. Блаженный Феофилакт считал, в его толкованиях сказано, что его ученики узнали Моисея и Илию по словам, которые говорили они Христу. О чем говорили Моисей и Илия? И вот это уже очень важно для понимания связи события Преображения с исповеданием Петра, с чего я и начал. Евангелист Лука единственный говорит о содержании беседы Господа с пророками Моисеем и Илией (девятая глава, тридцать первый стих). Лука замечает: " и вот два мужа беседовали с ним, которые были Моисей и Илия, и явившись во славе, они говорили об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме". Итак, исход, крестные страдания, вот о чем говорили Моисей и Илия с Господом. И об этом говорит наш кондак Преображенский, если вы помните: " егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное". Как вы видите, связь событий Преображения с исповеданием Петра становится очень понятной; после исповедания Петра Господь впервые говорит о том, что Ему надлежит пострадать, говорит о Себе как о Мессии страждущем. Об этом же Христос говорит на горе с пророками Моисеем и Илией. После того как апостолы выросли, духовно созрели для свободного исповедания Христа Господом, Иисуса Христом, Христос открывает им другую, еще более глубокую тайну; не просто Мессия, а Мессия, Который примет на Себя грех всего мира. И наше богослужение, как это очень часто бывает, великолепно толкует вот это значение; ведь недаром в нашем богослужебном календаре через сорок дней после празднования Преображения празднуется какой праздник? Ну, так прикиньте. Крестовоздвижение - вот вам и связь. Через сорок дней после Преображения празднуется праздник Креста; Преображение связано с крестом. Преображение само описывается евангелистами в разных словах: Матфей говорит: лицо его стало как солнце, одежда бела как свет; Марк говорит: одежды блистали и были белы как снег, как на земле белильщик не может выбелить. Лука говорит, что одежды стали белые, блистающие. Вот эта вот белизна, блеск, свет есть очень многозначный образ; в Ветхом завете свет воспринимается как синоним святости. Бог пребывает в свете неприступном, скажет апостол Павел в послании к Тимофею. Свет есть святость; Преображение - просветление одежд и лика Христова свидетельствует о Великой святости. По блаженному Иерониму Христос преобразился в тот славный вид, в котором придет судить живых и мертвых. Итак, Христос являет ученикам Свою славу, дабы, как толкуют отцы, укрепить учеников. Но одновременно запрещает им рассказывать о том, что они видели, до тех пор, пока Он не будет вознесен от земли на небо. Вот это очень важно для понимания связи этих событий, с исповеданием Петра и с последующими событиями. Христос не приемлет исповедания, которое вырвано только чудом; как легко поверить в того, кто преобразился, что Он есть Сын Божий, и как трудно в простом Учителе увидеть Сына Божия. Вот Христу нужно свободное исповедание, и Он запрещает апостолам рассказывать о чуде. Христос хочет, чтобы те, кто Его слышат и видят, как и апостолы свободно пришли к этому исповеданию; именно поэтому Христос запрещает рассказывать о виденном. Очень важен голос, который раздался из облака, и произносит этот голос те же слова, что и при Крещении. Евфимий Зигабен, толкователь византийский, говорит: тогда для народа, а теперь для Петра, который предлагает Господу сделать три палатки. Облако, которое объяло Христа, опять-таки в нашем богослужении толкуется как символ и знак реального присутствия Духа Святаго. При таком понимании, событие Преображения должно осознаваться нами как событие явления Триединого Бога - второе описанное в Новом завете. Первое на Иордане, второе на горе Фавор. Служба наша поддерживает это толкование. Голос Отца - знак присутствия Отча; преобразившийся Христос и светлый облак, как знак присутствия Духа Святаго. Итак, явление Триединого Бога - событие, которому евангелисты синоптики придают очень большое значение. Я думаю, что, наверное, не стоит еще раз повторять, какое значение это событие имеет, его нужно осознавать в связке с самим исповеданием Петра. Теперь, когда ученики не только убедились, но и увидели своими глазами, что перед ними Сын Божий, не только исповедали словами, но и увидели, после этого начинается новый этап евангельской истории, тот этап, который я вслед за епископом Кассианом (Безобразовым) называю периодом пути на страсти. Это терминология епископа Кассиана, из его книги " Христос и первое христианское поколение". Сразу оговариваюсь: конечно же, вся жизнь Господа есть путь на Страсти; ясно, что Господь воплощается для того, чтобы прийти на Страсти, и празднование воскресное еще раз это подчеркивает. Благовещение празднуется вместе с крестом, так совпало в этом году. Начало и конец; Христос воплощается для того, чтобы пострадать на Кресте. Эта мысль проходит через все Евангелие. Конечно же, весь земной путь Господа есть путь на Страсти, но вот в таком узком смысле путем на Страсти мы будем называть приблизительно полугодовой период, когда Господь вместе со своими учениками утвердившимися в своей вере, начинает путь в Иерусалим. Этот путь на Страсти описывают все три синоптика, но у Луки, у евангелиста Луки он описан наиболее подробно, в десяти главах, начиная с пятьдесят первого стиха девятой главы по двадцать восьмой стих девятнадцатой главы. У синоптиков Матфея и Марка об этом сказано гораздо лаконичнее. У евангелиста Иоанна хронологически периоду пути на Страсти соответствуют седьмая и десятая главы. Сейчас чуть-чуть позже я вам об этом расскажу. Тут все события, которые связаны с празднованием праздника кущей и обновления храма - седьмая и десятая главы. Сама возможность называть этот период периодом пути на Страсти, восхождением дается нам Евангелистом Лукой, который в пятьдесят первом стихе девятой главы говорит: " когда же приближались дни взятия Его от мира"; по-гречески " analemsis". Это слово обозначает " поднятие", " восхождение" и понять это слово можно по-разному. Во-первых, чисто в таком географическом значении: Иерусалим находится на возвышенности, и поэтому в Иерусалим из Галилеи действительно нужно подниматься, восходить. Во-вторых, переносное значение этого самого восхождения как восхождения к Страстям, а затем и восхождения к Отцу Небесному, как скажет Сам Христос: " восхожу к Отцу Моему и Отцу Вашему". География этого периода - на этом немножечко надо остановиться. Итак, мы вспомнили, что Господь с учениками был в языческих пределах, и исповедание Петра произошло недалеко от Кесарии Филипповой. Через шесть или через восемь дней произошло Преображение. В нашей православной традиции мы привыкли - Преображение произошло на Фаворе, для нас это вполне естественно, но как это не странно, название горы не указано в Евангелии. Сказано - на гору высокую, и в истории толкования на роль этой высокой горы претендовало две горы; на Святой земле немного гор, холмы есть, а гор немного. Вот две горы: Фавор, собственно говоря, и гора Ермон, которая находится недалеко от Кесарии Филипповой. И гора Ермон, она более высокая. Ну, как бы там ни было, наше предание говорит о Преображении на Фаворе; в любом случае, это север Святой земли, хотя Фавор находится гораздо южнее Ермона. Итак, начало этого периода - север Святой земли. Затем Господь идет в Капернаум; вы помните, какое значение имел город Капернаум в Галилейский период для Господа, он был своеобразным центром Его проповеди Галилейской. Господь приходил и уходил из этого города; Его проповедь в родном Назарете была не принята, и Господь Капернаум делает центром Своей проповеди в Галилейский период. Из Капернаума, как говорят евангелист Матфей и евангелист Марк, Господь идет через Перею; вспоминайте географию, Перея, теперь уже северо-восток. И пытается Свой путь в Иерусалим осуществить через наиболее кратким образом, через Самарию, которая лежала между Галилеей и Иудеей. Однако Евангелист Лука указывает, что самаряне не пустили Господа, потому что Он имел вид путника, идущего на праздник - по-моему, так сказано. Да. " Но там не приняли Его, потому что у Него вид путешествующего в Иерусалим". Как вы помните, самаряне не общались с иудеями, иудеи не общались с самарянами, иудеи презирали самарян как язычников, а самаряне за это мстили им и препятствовали паломническим походам на праздник. Вот Господа, Который имел вид идущего в Иерусалим, самаряне не пустили, в результате чего Господь был вынужден идти в Иерусалим обходным путем. Мы узнаем у евангелистов, что Господь проходил через Иерихон, а это с другой стороны от Иерусалима. Судя по всему, Господь пошел единственным оставшимся путем, это, перейдя Иордан с другой стороны Галилейского озера, и вниз на юг, и затем опять возвращаясь в Иудею и входя в нее слева. Короче говоря, кружным путем - другого пути Ему не оставалось. Это относительно географии. Мы также узнаем - и здесь евангелист Лука единственный, кто сообщает нам об этом, что перед началом пути на Страсти Господь избирает семьдесят новых учеников; десятая глава с этого начинается. " После сего избрал Господь и других семьдесят учеников, и послал их по двое перед лицем Своим во всякий город и место, куда Сам хотел идти". Зачем Господь избирает этих семьдесят? Как образно говорит епископ Кассиан (Безобразов) это уже третье вспахивание почвы: проповедь Самого Господа, проповедь двенадцати посланных Им учеников, и наконец, проповедь семидесяти учеников. Это была последняя попытка обратить Израиль к своему Господу, уже третья попытка. Задание, которое получают семьдесят учеников от Господа, если его сравнить, похоже на то, которое получили двенадцать, когда пошли на проповедь по слову Христа. Но на сей раз, как замечает Лука, Он послал их туда, куда Сам хотел идти, в те города, которые лежали по пути в Иерусалим. По-видимому, время настолько сократилось, что Господь посылает учеников только туда, куда Сам хотел идти. И вот здесь представляется, что гипотеза, с которой выступил епископ Кассиан, имеет под собой основание. Епископ Кассиан говорит, что Господь использовал время проповеди Семидесяти для посещения Иерусалима. К такому выводу епископ Кассиан пришел, сравнивая события, описанные у евангелистов синоптиков, и особенно у Луки, и у Иоанна. Мы узнаем, и я уже сказал вам, что хронологически периоду пути на Страсти соответствуют и некоторые события и у евангелиста Иоанна. Мы узнаем, что Господь побывал на двух праздниках в Иерусалиме, на празднике кущей - седьмая и восьмая главы и празднике обновления - девятая и десятая главы. Мы узнаем также, что Господь воскрешает Лазаря - одиннадцатая глава. И вот здесь я оговорюсь. Мы привыкли к тому, я говорил вам, когда мы евангелиста Иоанна разбирали, что воскрешение Лазаря связано со Входом Господним в Иерусалим хронологически, не только содержательно, но и хронологически. У нас Лазарева суббота, а на следующий день - вход Господень в Иерусалим. Но сам евангелист Иоанн в одиннадцатой главе говорит о том, что между воскрешением Лазаря и последующими событиями прошло определенное время, гораздо более длительное, чем один день. Евангелист Иоанн говорит, что Господь удалился в пустыню, и пребыл там - Иоанн, одиннадцатая глава, пятьдесят четвертый и пятьдесят седьмой стихи. " Посему уже Иисус не ходил явно между иудеями, а пошел оттуда в страну близ пустыни, в город, нарицаемый Евфраим, и там остался с учениками Своими; приближалась Пасха иудейская". Епископ Кассиан предполагает, что после этих событий, двух праздников и воскрешения Лазаря Господь вновь вернулся в Галилею, где встретил семьдесят посланных Им учеников, которые с радостью рассказали Ему о результатах, и только после этого, как предполагает епископ Кассиан, Христос двинулся в Иерусалим тем самым окружным путем, о котором я говорил. Иначе говоря, с точки зрения епископа Кассиана, которой я придерживаюсь, путь Господа в Иерусалим был однократным; хронологически это более длительный период, потому что Господь входил в Иерусалим, а географически это было однократное продвижение с севера Святой земли на юг, восхождение в Иерусалим. Относительно хронологии уже больше говорить, наверное, не стоит; от двуединого события, Преображения и исповедания Петра, до Входа Господня в Иерусалим, вот этот период. Из сравнения событий, как описывают евангелисты синоптики, мы можем предположить, что Преображение произошло незадолго до праздника кущей, это осенний праздник. Вход Господень в Иерусалим непосредственно предшествует Пасхе, Пасха - праздник весенний. Вот мы с вами получаем приблизительно полугодовой период, который и называем периодом пути на Страсти. Опять-таки, если привлечь исследования владыки Кассиана, то события выстраиваются приблизительно так: Преображение, приближение праздника кущей, избрание семидесяти: Господь посылает их на проповедь, Сам идет в Иерусалим, на праздник кущей, один из трех великих праздников иудейских, и пребывает там до праздника обновления - ноябрь-декабрь, по нашей хронологии. Затем владыка Кассиан относит воскрешение Лазаря приблизительно к первой половине февраля; не ранее начала марта Господь уходит в Евфраим, возвращается в Галилею, и с начала марта начинается путь на Страсти, до времени, которое евангелист Иоанн определяет очень точно - шесть дней до Пасхи, Вход Господень в Иерусалим, шесть дней до Пасхи. Но путь Господень на Страсти - это не только хронологическое понятие, но и новый этап Его земной проповеди, это надо понимать, который характеризуется рядом особенностей по сравнению с Галилейским периодом и с тем кратким периодом, который начнется после Входа Господня в Иерусалим, который мы называем в соответствии с нашей традицией, Страстная седмица. Чем же характеризуются особенности этого периода? Во-первых, в этот период уменьшается количество чудес, которые творит Господь, вплоть до их прекращения на Кресте, я имею ввиду чудес явных; иудеи искушают Господа на Кресте: сойди с креста, и тогда уверуем, что Ты Сын Божий. Последнее чудо, которое творит Господь - какое чудо?
|