Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Лекция №6: Рождество, детство, Крещение, начало проповеди Господа Иисуса Христа. 2 страница
Теперь два слова о звезде. Это то чудо, это одно из первых чудес, которым Бог явил о рождении Христа. Волхвы пришли с Востока ведомые звездой. Что это за звезда? Об этой звезде уже в древности высказывались толкователи. Иоанн Златоустый, который говорит, что эта звезда явилась задолго до Рождества Христова, была ничем иным, как ангелом, который был послан Богом, чтобы привести волхвов из восточной страны в Палестину, звезда эта была ангелом - вот древняя точка зрения. Она появлялась, говорит Иоанн Златоуст, исчезала, поднималась, опускалась и вела волхвов. Другая точка зрения высказана пятнадцатью веками позже, и принадлежит она известному Кеплеру, астроному. По его расчетам, по расчетам Кеплера в год рождения Христа могло происходить событие, которое называется " парадом планет", когда в одну точку сходились самые яркие планеты на небе, и тогда действительно могла быть видима очень ярко мерцающая звезда; вот Кеплер пытался объяснить эту звезду рационально; он был верующим человеком, и пытался найти свое объяснение; видимо, он Златоуста не читал. Вот две точки зрения я вам назвал: звезда как особый ангел и звезда как природное явление, вызванное парадом планет. Эта звезда привела волхов к месту рождения Христа. И как вы знаете, приносят волхвы дары, ладан, смирну и золото. Толкование этих даров великолепно приводится в нашей службе: золото как царю, ладан как священнику и смирна как тому, кому надлежит быть погребенным - смирна использовалась в погребальных обрядах. Здесь указание на царское служение Христа, на Его священническое служение - на первосвященническое служение и на истинность Его человечества. Ирод, одержимый злобой, видя, яко поруган бысть, приказывает избить младенцев. И в этом избиении младенцев евангелист Матфей видит исполнение древнего пророчества Иеремея: " когда сбылось реченное через пророка Иеремию: глас в Раме слышен, плач, рыдание и вопль великий". Вот сегодня как раз у меня была лекция по первому посланию Петра, и апостол Петр говорит чудную вещь в своем послании, в первой главе, в десятом и двенадцатом стихах, он говорит, что пророки пророчествовали о Христе Духом Святым, но сами они не могли уразуметь подлинного значения о том, что они говорили: так же и пророк Иеремия, он описывает события своего времени, описывает события падения Южного царства, когда глас в Раме слышен, и плач, рыдание, и вопль великий, когда Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет". Описано то, что происходило, но в этом описании исторических событий евангелист Матфей видит великое пророчество об избиении младенцев. Вот так часто происходит: древний пророк писал, и, наверное, не полностью осознавал, то, что он писал; во всяком случае, так говорит апостол Петр, что не им самим, а нам они писали. Два слова я зачитаю: " к сему-то спасению относились и изыскания и исследования пророков, которые предсказывали о назначенной вам благодати, исследуя, на которое время указывает сущий в них Дух Христов, когда Он предвозвещал Христовы страдания и последующую за ним славу. Ибо Им открыто было то, что не им самим, а нам служило, то, что ныне проповедано вам благовествовавшими Духом Святым, посланным с небес, во что желают проникнуть Ангелы". То есть не им самим, а нам - вот событие из истории Ветхого завета осмысляется евангелистом Матфеем как великое пророчество. Вспоминаем, что это одна из особенностей евангелиста Матфея - евангелист Матфей как никто другой приводит все исполнившиеся, с его точки зрения, пророчества. Следующее пророчество, которое приводит он, это пророчество связанное с бегством в Египет; Святое семейство по повелению ангела уходит в Египет от ярости Ирода. И здесь опять-таки, если будет возможность, перечитайте апокрифическое евангелие Детства. Там описывается, как Святое семейство, путешествует в Египет, и как при явлении Христа рушатся идолы, в которых, по объяснению апокрифов, жили бесы; бесы не смогли противостоять младенцу Христу. И недолго Святое семейство пребывает в Египте, ибо умирает Ирод Великий, это вот как раз то событие, о котором мы знаем из неевангельских событий, которое произошло в четвертый год до нашей эры. Поэтому еще раз я напоминаю вам об ошибке Дионисия Малого. Ирод умирает, и по повелению архангела Святое семейство возвращается в Палестину, но боится идти в Иерусалим, потому что правил в Иерусалиме Архелай, один из сыновей Ирода, который отличался - я об этом говорил - очень злобным подозрительным характером, и в своих грехах, в своей злобе и злости превзошел своего отца, за что был отстранен через несколько лет от царствования и сослан. Даже римская власть не смогла примириться со столь неуемной злобой. Святое семейство вследствие этого идет в северную Палестину, в Галилею, город Назарет, и говорит Матфей, " да сбудется реченное через пророков: Он Назореем наречется". Вот здесь возможно двойное толкование этого слова, " назорей". С одной стороны, как указание на город Назарет, а с другой стороны, на некое объяснение образа жизни, который будет вести Христос; назореи - это особое установление в Израиле, можно отчасти сравнить с монашеством. Но если монахи у нас по жизни, то назорей - это было такое обетование, которое давалось на некоторое время, на время обета человек не стриг волосы и нес особую службу при храме. По окончании этого обета или при невозможности исполнить этот обет, назорей постригал волосы и возвращался к нормальной жизни. Вот здесь как бы косвенное указание на то, что Христос будет вести жизнь такого назорея, как человека, который служит Богу, исполняет особое служение. Или, как на указание места Его рождения. И дальше евангелист Матфей переходит сразу к событиям бывшим через тридцать лет после описываемых событий. А вот евангелист Лука добавляет нам некоторые события, и вы эти события, конечно же, знаете, связанные с посещением Святым семейством Иерусалимского храма, когда отроку Иисусу было двенадцать лет. Прежде чем говорить об этом, два слова, я забыл и выпустил целый большой эпизод, Сретение. Я не буду описывать все события, вы их знаете. В Сретении нам что важно: Сретение происходит как раз в тот момент, когда Святое семейство пришло в Иерусалимский храм, чтобы принести законную жертву. По преданию Симеон, первосвященник, берет младенца Христа на руки и произносит то, что мы в церкви исполняем как молитву " Ныне отпущаеши" по особому действию Святого Духа. Чем эта молитва для нас важна? Симеон свидетельствует о том, что Христос будет Светом во откровении всех народов; Христос пришел чтобы спасти не только Свой народ, но и все народы: Свет во откровение языков. По преданию Симеон был одним из тех переводчиков, которые приблизительно за триста лет до описываемых событий, принимал участие в переводе ряда ветхозаветных книг по приказанию Птолемеев для Александрийской библиотеки. И по преданию он смутился, переводя пророчество Исаии " Се Дева во чреве зачнет и родит Сына". Опять-таки по преданию он попытался исправить " дева" на более понятное " молодая женщина", " молодица", и тогда явился ангел Господень, и сказал ему, что он не увидит смерти пока собственными глазами не узрит исполнение данного пророчества. Поэтому Симеон говорит: " ныне отпущаеши", теперь я могу отойти, ибо видел исполнение пророчества. Вот так Священное предание объясняет слова Симеона. Симеон произносит эту свою речь, и предсказывает Божией Матери страшное событие, что Ей Самой орудие пройдет душу, предсказывает особо трагическую Ее судьбу как матери, которая увидит страшную смерть своего сына. Здесь же евангелист Лука говорит о пророчице Анне, дочери Фануиловой от колена Асирова, которая славит Бога. Мы знаем, что евангелист Лука безконечно много говорит о славе, которую воздают люди Богу; все в двух первых главах Евангелия от Луки славят Бога, воспевают гимны хвалебные Богу, в том числе и Анна пророчица. Так вот. Теперь возвращаясь к тому, что евангелист Лука восполняет сказание Матфея и дополняет о событиях, бывших с отроком Иисусом в двенадцать лет. Святое семейство, будучи семейством благочестивым, исполнителем закона Моисеева каждый год ходило в Иерусалим на праздник Пасхи. Иудеи считали долгом своим на праздник Пасхи прийти в Иерусалим. Если в какой-то год не получалось прийти, то, несомненно, в последующий год шли в Иерусалим, для совершения праздника Пасхи. Потому что только в Иерусалиме можно было принести законную жертву, которая была положена в праздник Пасхи. Святое семейство идет в Иерусалим, с ними идет двенадцатилетний отрок Иисус, Который отстает от родителей и через три дня родители находят Его в храме, проповедующим, учащим учителей. Событие это запечатлено на иконе, эта икона является иконой праздника преполовения Пятидесятницы; вот на преполовение Пятидесятницы на аналой кладут икону " Отрок Иисус учащий в храме". Я отвлекусь так немножечко, вас развлеку. Почему это так, почему эта икона выносится в этот день? Позиция этой иконы такова: святой отрок Иисус сидит в центре, а справа и слева от него сидят такие умудренные старцы и ведут беседу. И вот эта композиция, она восходит к композиции, которая " учащий учитель" называется. Она была распространена в искусстве всего Средиземноморья. Учитель и вот здесь два ученика. Отрок Христос изображается как учитель, учащий учителей. А почему именно на преполовение Пятидесятницы? Потому что именно в Пятидесятницу на аналое появится иная икона, посредине будет пустое место, а справа и слева будут сидеть апостолы. И на них будет сходить Дух Святой. Пустое место, которое принадлежит только Христу, занимает Дух Святый, по словам Христа: " придет Дух Святый, напомнит вам все и научит вас всему". Иконография Богородицы очень распространена с Пятидесятницы изображения Богородицы. Но эта иконография поздняя, она пришла с запада, эта иконография. И при всей нашей любви к Той, Которая " честнейшая Херувим с славнейшая без сравнения Серафим", в этой иконографии не совсем точно изображает богословие описываемого события. Дело в том, что, конечно же, Божия Матерь была в той горнице, где на апостолов сошел Дух Святой, но икона не есть фотография. Икона есть осмысление богословия событий, прежде всего, того или иного события. Например, на иконе Евхаристии часто изображается св. апостол Павел. Он же изображается на иконе Пятидесятницы, а уж конечно его не могло быть ни на Евхаристии, ни на Пятидесятнице. Почему? Что ошибка какая-то? Никакая не ошибка. Икона изображает богословие события, а не столько описание события. Так вот икона Пятидесятницы есть икона апостольской церкви; место Христа никто не может занять, кроме Духа Святаго; об этом сказал Сам Христос; только Дух Святый может учить Церковь, об этом сказал Христос в Своей прощальной беседе, и никто кроме Духа Святаго. Даже Божья Матерь, при всей нашей любви, благоговении и всего нашего почитания места этого не занимает. Божья Матерь присутствует на другой иконе, иконе Вознесения. Вот там Божия Матерь изображается в центре событий, здесь как бы Церковь в ее всеобщем разрезе - здесь и Божья Матерь, и апостолы, и ангелы, и люди. Все. А икона Пятидесятницы, которая возводит к этой вот самой иконографии, Христос учащий, вот Он учит в середине преполовения Пятидесятницы, а еще через двадцать пять дней Христос вознесся и Его место занимает Дух Святый. Так Церковь осмысляет эти события. Но это я отвлекся. Относительно иконографии праздника Пятидесятницы сейчас продается книжечка протоиерея Николая Осорина, она так и называется «Иконография праздника Пятидесятницы». Если эту книжечку не сможете купить, то гораздо проще найти книгу Леонида Успенского, всем рекомендую ее прочитать, " Богословие иконы" называется. Вот там есть соответствующая глава, в которой Леонид Александрович как раз и говорит об истории иконографии Пятидесятницы, говорит о той иконографии, и иконографии с Богородицей. Конечно, эта иконография есть с Богородицей, и отказываться от нее не нужно, просто надо иметь в виду, что каждая иконография по разному освещает то или иное событие. С Богородицей - это одно осмысление, без Богородицы - Церковь в ее апостолическом как бы разрезе. Церковь есть Церковь апостольская, вот они, апостолы, которых Дух Святый посылает на проповедь. Итак, отрок Иисус в Иерусалимском храме учит учителей. И заканчивается вторая глава очень интересным указанием: «И Он пошел с ними и пришел в Назарет, и был в повиновении у них, и Мать Его сохранила все слова сии в сердце Своем. Иисус же преуспевал в премудрости и возрасте и любви у Бога и у человеков». Мы видим, что по человечеству Христос исполняет то, что исполняли все отроки Его возраста в Иудее. Он, Бог, ставший человеком, повинуется родителям, живет в повиновении у них в Назарете, по тому, что мы видим в Предании, Он занимался ремеслом Своего нареченного отца, Иосифа, Он был плотником. Поэтому в Писании и говорится, что Он - сын плотника, тектонов сын, как Он может такое говорить? Земной профессией Христа было плотницкое дело. И сказано, что " Он возрастает в любви у Бога и у человеков". По человечеству своему Христос возрастает из силы в силу, в том, что по своему Божеству, конечно же, Божество не может изменяться, Христос от момента воплощения в чреве Матери был Богом неизменным Великим Богом. Но по Своему человечеству Христос возрастает и преуспевает в премудрости и любви у Бога и человеков. Больше Священное писание ни слова не говорит о детстве Христа, о Его ранних годах, до тридцатилетнего возраста, и опять же Лука, евангелист Лука, дает нам очень четкое указание. " В пятнадцатый год правления Тиверия кесаря, когда Понтий Пилат начальствовал в Иудее, Ирод был четверовластником в Галилее, Филипп, брат его, четверовластником в Итурее и Трахонитской области, а Лициний четверовластником в Авилинее, при первосвященниках Анне и Каиафе был глагол Божий к Иоанну сыну Захарии в пустыне". И начинаются события связанные с выходом Господа на проповедь, Крещение Господне. Крещению Господню предшествует проповедь Иоанна, тридцать лет прожил Иоанн в пустыне, по гласу Божию вышел проповедовать покаяние. Иоанн выходит проповедовать покаяние, проповедует крещение покаяния для прощения грехов. Обряд крещения был распространен у иудеев, мы знаем в Ветхом завете несколько видов различных крещений; " крещение" слово славянское, в греческом оригинале и в еврейском оригинале это слово означает " омовение". Так вот были известны различные омовения: омовение прозелитов, когда кто-нибудь вступал в израильский народ, принимал иудаизм, он проходил обряд очищения или омовения; были различные омовения, связанные с телесной нечистотой, вот Иоанн Предтеча воспользовался той формой, которая была как бы под руками; омовение телесной нечистоты как знамение запечатлевающее покаяние. Иоанн Предтеча проповедует покаяние: «покайтеся». В Евангелии от Луки мы видим, что Иоанн Предтеча выходит на проповедь с призывом к покаянию. " В те дни приходит Иоанн Креститель, и проповедует в пустыне Иудейской и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное". Евангелист Марк эти слова немножечко по другому осмысляет, он говорит: когда исполнилось время. В греческом оригинале это слово обозначает: когда свершилось то, что было предсказано, когда исполнилось Божие смотрение. Что это было за смотрение? Христос пришел во плоти, чтобы исполнить Свое служение, пришествие Христа и есть исполнение времен, пришествие Христа есть начало нового века, или как говорят, используя греческое слово, нового эона. Эон - век; нового века, эсхатологического века. Мы с вами все живем в последние времена, и Нового завета уже не будет. Христос пришел, когда исполнилось время, пришел с призывом к покаянию. Но возвращаюсь к Крестителю. Креститель проповедует покаяние, и как сказано, к нему сходятся все окрестности Иерусалима, крещение Иоанново запечатлевало принесенное покаяние. Но отпущение грехов Предтеча дать не мог; отпущение грехов будет даваться в Новом завете; его крещение было лишь запечатлением покаяния. Причем очень интересно говорит Евангелист Лука, что к нему приходили и крестились все, кроме фарисеев. Фарисеи не крестились от Иоанна. К нему приходили мытари, приходили солдаты, приходил простой народ, фарисеи не приняли проповедь Предтечи. Интересное указание. Приходит к Предтече и Сам Христос. Это событие описывается уже у всех четырех евангелистов. Вы знаете описываемые события; Христос приходит и просит крещения у Иоанна. Иоанн сначала перечит Христу, но затем соглашается. Здесь есть очень интересное событие. Все четыре Евангелия говорят о том, что во время Крещения сходит Дух Святый в виде голубя. В русском тексте все переведено так, что непонятно - кто видит сходящего голубя, Сам ли Христос или Иоанн Предтеча. Вернее, в русском тексте все ясно, что это Иоанн Предтеча, а вот если вы откроете славянский текст, который с точностью повторяет греческий оригинал, то увидите, что не все так просто. Оказывается, евангелисты - синоптики говорят о том, что сходящего Духа видел Сам Христос, только евангелист Иоанн приводит слова Иоанна Предтечи, который говорит: я видел Духа Святаго сходящего в виде голубя. Я видел, говорит Иоанн Предтеча. Затем вопрос: зачем же нужно было Христу приходить на Иордан и креститься? Мы только что сказали, что крещение на Иордане есть крещение, запечатлевающее покаяние; Христу не в чем было каяться, Он был безгрешен; именно поэтому евангелист Лука сказал, что Он сразу же вышел из Иордана, тут же вышел из Иордана, не принес покаяние, как толкуют святые отцы, не в чем было Христу каяться, Он был безгрешен - зачем же Он пришел на Иордан? И вот тут мы с вами должны четко себе представлять, что любое евангельское событие мы должны рассматривать с трех точек зрения, абсолютно любое Евангельское событие. Первая точка зрения - как это событие относится к самому Христу, какое значение это событие имеет для Христа? Вторая точка зрения - какое значение это событие имеет для всей Евангельской истории? И третья точка зрения - какое значение это событие имеет для нас с вами. Вот и давайте рассмотрим какое значение имеет Крещение Господа на Иордане от Иоанна; все события описываемые вы знаете. Итак, для Самого Христа. Мы можем утверждать, вслед за Священным преданием, что Христос - это даже не предание, четвертый Вселенский собор догматизировал эту истину - Христос был безгрешен, каяться Христу было не в чем, тем не менее, Христос приходит на Иордан. Зачем? Затем, что как Он говорит Иоанну Предече: «остави ныне нужно исполнить все написанное, чтобы исполнить всякую правду». Что это за правда, которую пришел исполнить Христос на Иордан? Святые отцы по-разному толкуют эти слова об исполнении всякой правды на Иордане. Во-первых, это есть исполнение всей правды Ветхого завета. Христос уже в самом начале Своего служения исполнил все что мог, всю ту меру праведности, которую указывал Ветхий завет. Христос ни в чем никогда не преступил указания законные, Он исполнил весь закон, всю правду законную Христос исполнил. Но исполнил и большее того; точнее для Самого Христа крещение не было необходимым, Он пришел, чтобы креститься, по-видимому, ради нас. И вот тут третья точка зрения, какое значение имеет это событие для нас, вторую я пока опустил, но вспомню, значение событий для евангельской истории. Какое же значение событие имеет для нас, если для Самого Христа это событие не было необходимым? И вот тут мы с вами можем говорить о нескольких значениях. Во-первых, Крещение Христа на Иордане есть первое в истории человечества явление Бога Троицы человеку. Это очень важно; именно поэтому праздник в Церкви называется Богоявление. Впервые Бог открыто явил Себя человеку как Бог Троица: Отец свидетельствует о Сыне крещаемом, и посылает Духа Святаго в виде голубя. Это первое Богоявление. Итак на Иордане Христос открыл нам Бога Троицу. Второе значение - Христос на Иордане установил, дал нам прообраз христианского крещения, очищающего наши грехи. Третье значение, о котором говорит служба церковная, Христос очистил водное естество; иногда на иконах изображается, что Христос стоит в Иордане, и в воде там разные фигуры изображаются, так символически изображаются изгоняемые из Иордана нечистые духи. Христос очистил водное естество; взял на себя, как говорит служба, грех человеческий, грех всего мира. В-четвертых, Христос, придя на Иордан, явил особое послушание воле Своего Отца Небесного; такова была воля Отца, чтобы не нуждающийся в крещении пришел. И в-пятых, в этом событии Иоанн в Духе Святом свидетельствует, что перед ним стоит Тот, о Котором говорили пророки, Тот Кто был позади меня, стал впереди меня, говорит он. «Я недостоин развязать ремень на сандалиях Его». Иоанн Предтеча свидетельствует об окончании своего подготовительного служения на Иордане и о начале нового служения. И тут мы плавно подходим ко второму пункту - какое значение это событие имеет для евангельской истории? Именно с момента крещения Христа на Иордане начинается собственно земное служение Господа Иисуса Христа. С этого момента Христос выходит на Свое служение; евангелист Лука уточняет что было Ему лет около тридцати - мы уже об этом говорили, почему такое уточнение, потому что в этом возрасте иудей мужского пола мог с этого возраста толковать Священное писание в синагогах, в тех местах, где собирались иудеи для чтения Священного писания. И первое, что сделает Христос после Иордана - пойдет в синагогу и будет толковать пророка Исаию. Это возраст учительства, возраст, когда можно было стать учителем. Христос выходит на учительство народа с этого момента; это есть начало собственно земного служения Господа Иисуса Христа; вот такое значение это событие имеет в контексте всей евангельской истории. Итак, для Самого Христа Крещение не было необходимым, именно поэтому Он " абие изыде", вышел сразу же, то есть Ему не в чем было каяться; хотя Евангелист Лука замечает, что в Иордане Христос молится, и из этого видно значение Таинства Крещения для нас с вами. Христос молится, научает нас в самые ответственные времена нашей жизни молиться. Христос являет на Иордане Бога Троицу, очищает водное естество, исполняет всю ветхозаветную правду, и являет послушание воле Отца Своего Небесного. Итак, детство, все сведения об юности, Крещение, все о котором я хотел сказать сегодня, закончилось. Со следующего раза мы начинаем изучать, собственно, со служения Господа в Иудее и о, так называемом, Галилейском периоде. Об этом мы будем с вами говорить. Я вас всех поздравляю, если можно так сказать, приветствую в преддверии наступающего Великого поста, от всего сердца желаю вам, чтобы он был для вас спасительным, в меру трудным, по силам каждому, чтобы плоды у каждого были максимально большими. Если кого чем обидел, прошу прощения заранее.
Лекция №7: Галилейский период. Итак, сегодня у нас с вами обзорная лекция по Галилейскому периоду служения Господа Иисуса Христа. В прошлый раз мы с вами остановились на событиях рождества, детства, отрочества в той мере, в которой Писание их описывает, крещения Господа Иисуса Христа. Сегодняшняя лекция - это следующий этап, который для удобства мы называем Галилейским периодом земного служения Господа. Почему он так называется? Помните, когда мы с вами смотрели план Святой земли, Галилея находится на севере Святой земли, и именно здесь Господь провел большую часть Своей жизни, здесь Он возрастал в городе Назарете, и с этим местом связана и большая часть общественного служения Господа Иисуса Христа. Именно поэтому для удобства этот период называют Галилейским. Мы с вами увидим, что не только географический принцип лежит в таком названии, но действительно этот период отличается от периода, который за ним последует, но и содержанием. Есть особенности служения Господа в этот период. Мы с вами говорили что, особенностью синоптических Евангелий является то, что они описывают, очень подробно описывают этот период земного служения Господа, от момента Крещения до Преображения. А евангелист Иоанн в гораздо меньшей степени описывает Галилейский период. Итак, Иоанн гораздо в меньшей степени описывает Галилейский период, но, тем не менее, ряд событий из Евангелия от Иоанна, и это сейчас мы с вами увидим, также соответствует Галилейскому периоду. Давайте договоримся о хронологии. Я уже сказал, повторюсь, более четко. Галилейским периодом мы называем период от Крещения до Преображения. При более тщательном изучении мы с вами вынуждены будем этот период разбить на два: так называемый " начальные период", который проходил как раз в Иудее, и собственно Галилейский период. О Галилейском периоде говорят синоптики, о начальном периоде говорит Евангелист Иоанн во второй и третьей главе своего Евангелия. Из плача, который Господь - речь плач над Иерусалимом, " Иерусалим, Иерусалим, как бы Я хотел собрать чада твои, как орел собирает птенцы", мы узнаем, что Господь предпринимал попытки обращения иудеев; мы должны сделать вывод, что Господь бывал в Иерусалиме, в Иудее и раньше, до недели Страстей. И действительно, когда мы начинаем внимательно читать Священное писание, мы видим, что Господь многократно посещает Иерусалим. И даже больше того: сразу после Крещения, которое описывают все евангелисты, все четыре, но лишь евангелист Иоанн говорит о том, что сразу после Крещения и искушения в пустыне, и кратковременного посещения Галилеи, Господь начинает Свою проповедь в Иерусалиме. Вторая и третья глава Евангелия от Иоанна об этом говорит. И служение Господа в Иудее и в Иерусалиме привлекает к себе внимание; вспомните, когда к Господу ночью приходит Никодим, он говорит: мы знаем, что такие чудеса не может творить человек. Служение Господа в Иудее не может пройти незамеченным, появляются первые ученики у Господа. Господь творит великие чудеса в это время, как евангелист Иоанн и говорит: " когда Он был в Иерусалиме на празднике Пасхи, то многие, видя чудеса, которые Он творил, уверовали в имя Его" (Иоанн 2: 23); и Сам Иисус не вверял Себя им, потому что знал всех, и не имел нужды, чтобы кто-то свидетельствовал о Нем". Итак, Господь творит чудеса, проповедует в Иерусалиме; к этому относится и событие очищения храма, о котором говорит Евангелист Иоанн; и, по-видимому, столь активная проповедь Господа в Иудее, в Иерусалиме, вызывает недовольство в среде фарисеев, саддукеев, в среде духовной верхушки иудейского общества. Именно поэтому, судя по всему, Господь и вынужден был удалиться сначала из Иерусалима. Об этом мы узнаем из синоптиков. Синоптики - Матфей и Марк говорят, о том, что Господь уходит из Иерусалима в Иудейскую пустыню и крестит; об этом говорит Матфей в четвертой главе и Марк. Однако евангелист Иоанн в конце третьей, начале четвертой главы поясняет, что Сам Господь не крестил, а крестили ученики Его; однако распространяется слух, что Господь крестит и приобретает больше учеников нежели Иоанн, иначе говоря, недовольство проповедью Христа преследует Его и в пустыне. И в это же время происходит событие, которое решительным образом повлияло на дальнейшую проповедь Господа Иисуса Христа, а именно взятие Иоанна под стражу. Мы узнаем, синоптики нам об этом сообщают, что " услышав Иисус о том, что Иоанн отдан под стражу, удалился в Галилею". Итак, Господь вынужден сначала уйти из Иерусалима, а затем удалиться и из Иудеи; Господь идет на север Святой земли, в Галилею. И это событие связано с взятием Иоанна под стражу, нужно запомнить - хронологически совпадает взятие Иоанна под стражу и уход Господа из Иудеи в Галилею. И так заканчивается первый, более или менее краткий период общественного служения Господа, который начался сразу же после Крещения и продолжался в Иерусалиме и в Иудее. Господь вынужден уйти в Галилею, в землю, где прошло Его детство. Однако мы узнаем, что, даже уйдя в Галилею, Господь продолжает посещать Иерусалим и Иудею. Не надо думать, что Галилейский период - это тот период, когда Господь служит и проповедует исключительно в Галилее, и никуда из Галилеи не уходит; нас не должно обманывать название - Галилейский период. По преимуществу в Галилее, но мы узнаем, что Господь продолжает посещать Иерусалим, как об этом говорит евангелист Иоанн в пятой главе, вспомните чудо исцеления расслабленного; Господь на праздник Пасхи приходит опять в Иерусалим; вспомните упоминание евангелиста Луки о том, что Господь бывал в доме Марфы и Марии, сестер Лазаря, а жили они недалеко от Иерусалима; иначе говоря, Господь посещает в это время и Иудею. Но не только Иудею; хронологически к периоду, который мы называем " Галилейским", относится и посещение Господом языческих стран; Иудея лежит на юг от Галилеи, а Господь ходил и в северные страны; об этом мы читаем у синоптиков - Господь посещает пределы Тирские и Сидонские, сказано. Господь так же в это время проповедует и в Десятиградии; Десятиградие - это страна, которая находилась на другой стороне Галилейского озера, с другого берега Иордана. Страна, которую населяли Иудеи, но она была сильно эллинизирована. Десятиградие, Декаполис в славянском переводе сохраняется греческое имя. Господь посещает и эти пределы; и мы с вами увидим, когда будем подробно изучать, что это все не случайно. Уходя из тех пределов, где Его знали, где Его помнили, где за Ним ходила толпа народа, Господь использует непродолжительное время, которое у Него было для проповеди, для особого научения Своих учеников. Об этом мы сейчас будем говорить. И так же нужно вспомнить, что в Галилейский период Господь бывал и в Самарии. Самария - это область, которая лежала между Галилеей и Иудеей, в древности самаряне были иудеями, но после вавилонского пленения, после возвращения из плена, смешались с язычниками и иудеи не признавали самарян, считали их нечистыми, считали их за язычников и не общались с ними. А четвертая глава Евангелия от Иоанна говорит о том, что Господь посещал Самарию и даже обратил Южную Самарию. Итак, географически Галилейский период не ограничен только Галилеей; Господь бывал и в Самарии, и в Иудее, и в Галилее, и ходил в северные пределы Тирские и Сидонские, переправлялся на другой берег Иордана, в Десятиградие - иначе говоря, география очень обширная. Сколько по времени продолжался Галилейский период? Хронология этого периода служения. Для того чтобы ответить на этот вопрос, мы должны сравнить - я уже об этом говорил - евангелистов синоптиков и евангелиста Иоанна. Обычно принято говорить, что Галилейский период продолжался до Преображения, до исповедания Петра при Кесарии Филипповой и последующего Преображения. Именно с этого времени Господь стал учить о Себе как о Мессии страждущем, как о Том, Кому надлежит пострадать, и именно с этого времени начинается путь Господа в Иерусалим, об этом мы будем говорить в следующий раз. Крайней точкой Галилейского периода является Преображение - с одной стороны, Крещение, с другой стороны, Преображение. Теперь нам надо определить время Преображения, это мы уже с вами делали, и тогда будет ясно, сколько же продолжался этот период служения. Преображение описывают только евангелисты синоптики, и у них оно идет после насыщения пяти тысяч. А насыщение пяти тысяч по Иоанну в шестой главе, в шестой же главе упоминается третья Пасха общественного служения Господа, из чего мы делаем вывод, что Преображение произошло после третьей Пасхи земного служения Господа, к концу лета третьего года служения Господа, после третьей Пасхи. Иначе говоря, Галилейский период продолжался около трех лет, от момента Крещения до Преображения. Если быть точным, то не более двух с половиной лет – потому что должны же мы оставить какой-то хронологический отрезок, когда Господь проповедовал в Иудее. Итак, не больше двух с половиной лет. Однако, - и я вам об этом уже говорил, - здесь мы сталкиваемся с некой сложностью, потому что у евангелистов синоптиков, которые не говорят о Пасхах (о 3-х Пасках) общественного служения, мы можем сделать вывод, что служение Господа продолжалось не меньше, по крайней мере, года. Об этом мы говорили - евангелист Марк (во 2-ой главе) описывает, как ученики срывают колосья, а в шестой главе говорит о том, что насыщение пяти тысяч происходило на зеленой траве, на следующий год. И только евангелист Иоанн - я об этом говорил и повторю - дает нам возможность установить, что этот период продолжался два с половиной года, Галилейский период.
|