![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Семинарское занятие №9
Тема: Основные психолого-педагогические модели детско-родительских отношений Вопросы для обсуждения 1. Семья как институт первичной социализации ребенка. 2. Основные характеристики детско-родительских отношений. 3. Характер эмоциональных отношений (родительская любовь, природа и генезис материнства, роль матери и отца в развитии ребенка и др.). 4. Характер эмоционального отношения ребенка к родителю. 5. Степень вовлеченности родителя и ребенка в детско-родительские отношения. 6. Уровень протекции, забота и внимание родителя. Удовлетворение потребностей ребенка. 7. Стиль общения и взаимодействия с ребенком, особенности проявления родительского лидерства и власти. 8. «Психоаналитическая» модель семейного воспитания. Представители, ключевые понятия программы воспитания. 9. «Бихевиористская» модель семейного воспитания. Представители, методы и приемы воспитательного воздействия. 10. Гуманистическая модель семейного воспитания. Представители, основные идеи, методы и приемы воспитания. 11. Методы родительско-детских отношений в «народной психологии развития». 12. Социальный контроль (требования и запреты, способ контроля, санкции, родительский мониторинг). 13. Степень устойчивости и последовательности (противоречивости) семейного воспитания. Практические задания: 1. Подберите психодиагностические методы изучения детско-родительских отношений (не менее 5 методик). 2. Подготовьте сообщения по приведенным ниже темам, представленных в § 8 «Стиль общения и взаимодействия с ребенком» учебного пособия О.А.Карабановой «Психология семейных отношений и основы семейного консультирования»: · Высказывания с целью воздействия на поведение ребенка (С.159-161). · Высказывания, направленные на оценку личности ребенка (С.161-162). · Высказывания, ставящие целью интерпретацию поведения ребенка (С.162-163). · Уход от коммуникации (С.163-165). · Техника эффективной похвалы (С.165-167). · Техника использования «Ты-высказываний» и «Я-высказываний» (С.167-169). 3. Смоделируйте ситуации взаимодействия родителя с ребенком, используя данные высказывания. 4. Составьте аннотацию статьи: · Искольдскин, Н.В. Исследование привязанности ребенка к матери // Вопросы психологии. - № 6.- 1985 - С.146-152. Составить словарь терминов: социализация. Основная литература: 1. Шнейдер, Л. Б. Психология семейных отношений: курс лекций / Л.Б.Шнейдер. - М.: Апрель-Пресс, 2000. — С. 322-332. 2. Карабанова, О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учебное пособие / О.А.Карабанова — М.: Гардарики, 2007. – С.117-190. (библиотека ИГПИ им. П.П. Ершова) 3. Овчарова, Р.В. Родительство как психологический феномен: учебное пособие / Р.В.Овчарова. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. – С.141-189. 4. Овчарова, Р.В. Психология родительства / Р.В.Овчарова. – М.: Академия, 2008. (библиотека ИГПИ им. П.П. Ершова) Дополнительная: 1. Андреева, Т.В. Семейная психология / Т.В.Андреева.- СПб.: Речь, 2005.-244с. 2. Андреева, Т.В. Психология современной семьи / Т.В.Андреева, 2005 (библиотека ИГПИ им. П.П. Ершова) 3. Дружинин, В.Н. Психология семьи / В.Н.Дружинин. - СПб.: Питер, 2008.-176с. (библиотека ИГПИ им. П.П. Ершова) 4. Крафт, А. Родители как психотерапевты. Прислушаться к игре своего ребенка / Крафт А., Лэндеретт. – М.: ППСИ, 2000. – 196с. 5. Прохорова, О.Г. Основы психологии семьи и семейного консультирования / О.Г.Прохорова.- М.: Сфера, 2005. - 224с. (библиотека ИГПИ им. П.П. Ершова) 6. Райгородский, Д.Я. Психология семьи: учебное пособие для факультетов психологии, социологии, экологии и журналистики / Д.Я.Райгородский. – Самара: БАХРАХ-М, 2002. – 752с.
|