![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема: Воспитание ребенка в семье: родительские установки и стили воспитания
Проблемные вопросы: 1. Должны ли родители в воспитании ребенка придерживаться одной стратегии и тактики воспитания, т.е. быть едины в своих взглядах на воспитание? 2. Можно ли предотвратить конфликты в детско-родительских отношениях? Если можно, то, как именно? Если нет, то почему? Вопросы для обсуждения: 1. Понятие «семейное воспитание». Специфика семейного влияния и воспитания. 2. Родительские установки и позиции. 3. Стили семейного воспитания (Э.Г.Эйдемиллер, Е.Т.Соколова и др.). 4. Отклонения в стилях семейного воспитания (А.Е.Личко и Э.Г.Эйдемиллер). Стили неправильного воспитания как этиологический фактор аномального развития личности. 5. Дисгармоничные типы воспитания как фактор риска в развитии ребенка. Практические задания: 1. Написать эссе на тему «Что я понимаю под семейным воспитанием». 2. На основе изучения литературы составить таблицу «Функции и задачи семьи в воспитании детей на различных возрастных этапах их развития». 3. Составьте аннотации, тезисы или конспекты статей, предложенных ниже: · Архиреева, Т.В. Методика измерения родительских установок и реакции // Вопросы психологии. – 2002.- № 5. · Архиреева, Т.В. Влияние родительского воспитания на самоотношение младшего школьника // Вопросы психологии. – 2006.- №3. 4. Составить конспект таблицы «Особенности воспитательного стиля родителей как фактор риска нарушений эмоционально-личностного развития ребенка (по А.И.Захарову)», представленной в § 14 «Дисгармоничные типы воспитания как фактор риска в развитии ребенка» (С.206-207) учебного пособия О.А.Карабановой «Психология семейных отношений и основы семейного консультирования». 5. Составить конспект таблицы «Стили семейного воспитания» («Психология семейных отношений с основами семейного консультирования» под ред. Е.Г.Силяевой, С.91-93). Темы докладов: 1. Этологические детерминанты родительского отношения. 2. Социокультурные традиции в формировании родительского стиля воспитания. 3. Роль отца в формировании личности ребенка. Составить словарь терминов: семейное воспитание, родительская установка, родительская позиция, тип семейного воспитания, авторитетный, авторитарный, либеральный и индифферентный стили родительского воспитания, дисгармоничный тип воспитания, гипопротекция, гиперпротекция, противоречивое воспитание, воспитание по типу повышенной моральной ответственности, гиперсоциализирующее воспитание, жестокое обращение с ребенком, воспитание в культе болезни, воспитание вне семьи. Основная литература 1. Карабанова, О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учебное пособие / О.А.Карабанова — М.: Гардарики, 2007. – С.190-207. (библиотека ИГПИ им. П.П. Ершова) 2. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / [ред. Е.Г.Силяевой]. - М.: Академия, 2006. – С.85-94. (библиотека ИГПИ им. П.П. Ершова) 3. Андреева, Т. В. Семейная психология: учеб. пособие / Т. В.Андреева. — СПб.: Речь, 2004. – С.193-204. 4. Андреева, Т.В. Психология современной семьи, 2005 (библиотека ИГПИ им. П.П. Ершова) 5. Овчарова Р.В. Родительство как психологический феномен: учебное пособие / Р.В.Овчарова. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. – С.189-207. 6. Овчарова, Р.В. Психология родительства / Р.В.Овчарова. – М.: Академия, 2008. (библиотека ИГПИ им. П.П. Ершова) Дополнительная: 1. Землянкая, М. Решение семейных конфликтов: психологический практикум / М.Землянкая. - М. – ЭКСМО, 2003. – 288с. 2. Лупоядова, Л.Ю. Родительские собрания: беседы, лекции, тесты, практикумы, анкеты для родителей / Л.Ю.Лупоядова, Н.А.Мельникова, И.Г.Якимович. – Волгоград: Учитель, 2006. – 120с. 3. Марковская, И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми / И.М.Марковская. – СПб.: Речь, 2005. – 150с. 4. Минияров, В.Н. Психология семейного воспитания (диагностико–коррекционный аспект) / В.Н.Минияров. – М.: МОДЭК, 2000 – 256с. 5. Райгородский, Д.Я. Психология семьи: учебное пособие для факультетов психологии, социологии, экологии и журналистики / Д.Я.Райгородский. – Самара: БАХРАХ-М, 2002. – 752с.
|