Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Понятия управление, система, организация.Стр 1 из 14Следующая ⇒
По своему содержанию управление - это постоянный целенаправленный процесс воздействия субъекта на объект через соответствующий механизм управления. Объектами управления могут быть вещи (управление вещами), явления и процессы (управление процессами), люди (управление людьми), а субъектом управления всегда выступает человек (оператор, распорядитель, руководитель и т. д.) или коллективное образование – администрация (дирекция, руководство, командование и т. д.). При всем многообразии суть любой разновидности управления состоит в направлении и согласовании (координации) действий участников процессов, явлений, подчинении их целенаправленной воле управляющего субъекта. С категорией управления тесно связано понятие «организация». Этот термин (от древнегреч. organizo – «сообщаю стройный вид, устраиваю») многозначен, но чаще всего им обозначают коллектив людей, осуществляющих совместную деятельность для достижения общей цели, или некоторые действия, упорядочивающие, приводящие в систему объекты материального или духовного мира. В процессе и в результате этих действий складывается особый вид социальной связи между людьми – организационные общественные отношения. Применительно к социальным процессам и взаимоотношениям людей понятие организации по своему объему шире понятия управления, потому что как вид целенаправленной деятельности управление – лишь наиболее часто проявляющаяся разновидность организующих, т. е. упорядочивающих начал, наряду с такими, например, формами организующей социальной деятельности, как обучение, воспитание. Система — это некоторая целостность, состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого. Все организации являются системами. Существует два основных типа систем: закрытые и открытые. Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия независимы от среды, окружающей систему. Открытая система характеризуется взаимодействием с внешней средой. Крупные составляющие сложных систем часто сами являются системами. Эти части называются подсистемами. В организации подсистемы — это различные отделы, уровни управления, социальные и технические составляющие организации.
2. Государственное управление: понятие и специфические особенности. Государственное управление – это целенаправленное и целесообразное воздействие государства (через систему его органов и должностных лиц) на общественные отношения и связи. В результате воздействия должны согласовываться личные и общественные интересы, а социальная жизнь приобретать необходимую стабильность и упорядоченность. Можно выделить специфические свойства государственного управления, отличающие его от других видов социального управления: 1. Субъектом целенаправленных, организующих и регулирующих воздействий выступает государство (как совокупность органов публичной власти всех уровней аппарата управления). 2. Государственное управление представляет собой способ реализации государственной власти (в совокупности всех ее ветвей), которая распространяется на все общество (и на другие сообщества в рамках проводимой государством международной политики). 3. В центре государственного управления должно быть решение общих дел, а не удовлетворение отдельных частных потребностей и интересов. 4. В комплексе методов и средств государственного воздействия — не только правовые, политические, экономические (регулирование, согласование, убеждение, стимулирование и т.д.), но и принуждение с помощью правоохранительных государственных органов. Государственное управление охватывает две основные сферы: 1. Политическое управление - это процесс: а) целеполагания, с которого начинается всякое управляющее воздействие, выработка концепции и стратегий развития общества, политического курса и соответствующих ему основных направлений и программ внутренней и внешней политики, разработка и принятие законов, бюджета, перспективных планов народнохозяйственного развития; б) контроля за стабильностью, важнейшими параметрами развития общества. Политическое управление - это деятельность институтов политической власти - Президента, парламента, Правительства. Принимаемые субъектами политической власти решения (указы, законы, постановления) - это общезначимые, общеобязательные, принятые в законоустановленном процессуальном порядке политические решения. 3. В узком смысле слова – административно-государственное управление - это процесс профессионального оперативного повседневного воздействия на отношения в обществе, их организации и регулирования. Субъекты административно-государственного управления в РФ: федеральные органы исполнительной власти - федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства, их территориальные управления (подразделения); полномочные представители Президента Российской Федерации в федеральных органах власти и в федеральных округах; министерства, департаменты, управления на уровне субъектов РФ; вспомогательные управленческие аппараты всех выше перечисленных субъектов политической и административной власти.
|