Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Понятие и основные функции государства; причины повышения роли государства в современном мире.
Обобщая сущностные признаки, можно определить государство как способ и форму организации общества, механизм взаимосвязи и взаимодействия людей, проживающих на единой территории, объединенных институтом гражданства, системой публичной власти и права. Государство есть завоевание человеческой цивилизации, показатель ее зрелости. С этих позиций понятна общезначимая для всех граждан и властных структур проблема укрепления государства как социальной ценности, его авторитета внутри страны и на мировой арене. К сущностным (базовым) функциям государства относится: - обеспечение (охрана) целостности и стабильности общества, его территории; - создание и обеспечение правовой системы как совокупности взаимосвязанных, согласованных и взаимодействующих юридических средств, с помощью которых регулируются общественные отношения; - создание и обеспечение условий для развития всех сфер общественной жизнедеятельности; - охрана правозаконности во взаимоотношениях власти и общества, гарантирование прав и свобод человека и гражданина; - координация (согласование) потребностей и интересов социальных слоев общества, определение приоритетов в его развитии; - обеспечение общенациональных интересов в мировом сообществе.
Другой вид функций государства составляют те, которые обусловлены конкретно-временными условиями, обстоятельствами. Принимая «вызов времени», государство вынуждено брать на себя дополнительные, новые задачи, виды деятельности, что увеличивает нагрузку, напряжение на госаппарат, но что необходимо для сохранения стабильности и развития общества в изменившихся условиях. Переходным периодом принято называть время, в течение которого преодолевается дистанция от исходного качественного состояния общества к его новому качественному состоянию. Точка отсчета переходного периода - наличие кризиса общественно-политической системы, условие и показатель его окончания - стабилизация экономики, политических структур, «траектория снижения» всех негативных общественных явлений, связанных с уровнем материального обеспечения людей, продолжительностью жизни, детской рождаемостью, смертностью, преступностью и т.д. Для выполнения функций государства, координации и согласования конфликтующих интересов различных групп общества необходимо создание социальных институтов, своего рода регулировщика в одном лице, арбитра, координатора. Система таких институтов, выполняющих функции государства, олицетворяющих государство как субъект управления общественными делами, идею общей воли и общего блага, определяется как государственный аппарат. Причины возрастания роли государства: - Развитие конкуренции. При отсутствии государственного регулирования на рынке неизбежно возникает монополия и нарушается принцип равных экономических возможностей, что ведет к застою и отставанию в экономике. - Изменения в социальной структуре общества, что выражается в демографических сдвигах - росте численности пожилых людей, углублении социального неравенства. Государство вынуждено распределять и перераспределять общественные ценности, чтобы избежать критического социального расслоения и обеспечить стабильное развитие общества. - Возрастание потребностей в государственной поддержке науки, культуры, образования. Переход к информационному обществу возможен только на базе высоких технологий, создание которых требует больших затрат, не приносит сиюминутной прибыли и потому не вызывает интереса у частных инвесторов.. - Сокращение (а порой истощение) природных ресурсов диктует задачу государственного регулирования их использования и направления, в первую очередь, на решение общенациональных проблем. - Ухудшение экологической ситуации требует больших затрат из государственного бюджета и принятия решений общенационального характера. - Возрастание числа различных видов и форм антисоциальной, криминальной деятельности, что вынуждает государство содержать значительный репрессивный аппарат для борьбы с преступностью, терроризмом, наркобизнесом. Подобного рода причины возрастания роли государства можно перечислять и дальше, но главное утверждение состоит в том, что гражданское общество, регуляторы рыночной экономики пока не обеспечивают решение возникающих проблем, поэтому необходимо вмешательство государства, особенно если речь идет о создании «общественных продуктов», таких как национальная оборона, общественная безопасность, научные знания, гарантии прав и свобод граждан, всеобщее благосостояние. Масштабы государственного вмешательства в общественную жизнь лучше всего количественно оценивать с помощью показателя удельного веса государственных доходов и расходов в национальном доходе, валовом внутреннем продукте. В настоящее время доля совокупных расходов государства в валовом внутреннем продукте развитых стран мира колеблется от 30-35% в Японии, Испании, США до 60% в Нидерландах, Норвегии, Швеции. В основном эти расходы связаны с вложением материальных средств в образование, здравоохранение, науку, социальное обеспечение, оборону.
|