Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие и основные функции государства; причины повышения роли государства в современном мире.






 

Обобщая сущностные признаки, можно определить государ­ство как способ и форму организации общества, механизм взаи­мосвязи и взаимодействия людей, проживающих на единой тер­ритории, объединенных институтом гражданства, системой публичной власти и права.

Государство есть завоевание человеческой цивилизации, по­казатель ее зрелости. С этих позиций понятна общезначимая для всех граждан и властных структур проблема укрепления госу­дарства как социальной ценности, его авторитета внутри стра­ны и на мировой арене.

К сущностным (базовым) функциям государства относится:

- обеспечение (охрана) целостности и стабильности обще­ства, его территории;

- создание и обеспечение правовой системы как совокупно­сти взаимосвязанных, согласованных и взаимодействующих юри­дических средств, с помощью которых регулируются обществен­ные отношения;

- создание и обеспечение условий для развития всех сфер общественной жизнедеятельности;

- охрана правозаконности во взаимоотношениях власти и об­щества, гарантирование прав и свобод человека и гражданина;

- координация (согласование) потребностей и интересов соци­альных слоев общества, определение приоритетов в его развитии;

- обеспечение общенациональных интересов в мировом со­обществе.

 

Другой вид функций государства составляют те, которые обус­ловлены конкретно-временными условиями, обстоятельствами. Принимая «вызов времени», государство вынуждено брать на себя дополнительные, новые задачи, виды деятельности, что увеличивает нагрузку, напряжение на госаппарат, но что необхо­димо для сохранения стабильности и развития общества в изме­нившихся условиях.

Переходным периодом принято называть время, в течение ко­торого преодолевается дистанция от исходного качественного со­стояния общества к его новому качественному состоянию. Точка отсчета переходного периода - наличие кризиса общественно-по­литической системы, условие и показатель его окончания - стаби­лизация экономики, политических структур, «траектория снижения» всех негативных общественных явлений, связанных с уровнем материального обеспечения людей, продолжительностью жиз­ни, детской рождаемостью, смертностью, преступностью и т.д.

Для выполнения функций государства, координации и согла­сования конфликтующих интересов различных групп общества необходимо создание социальных институтов, своего рода регу­лировщика в одном лице, арбитра, координатора. Система та­ких институтов, выполняющих функции государства, олицет­воряющих государство как субъект управления общественными делами, идею общей воли и общего блага, определяется как госу­дарственный аппарат.

Причины возрастания роли государства:

- Развитие конкуренции. При отсутствии государственного регулирования на рынке неизбежно возникает монополия и на­рушается принцип равных экономических возможностей, что ведет к застою и отставанию в экономике.

- Изменения в социальной структуре общества, что выража­ется в демографических сдвигах - росте численности пожилых людей, углублении социального неравенства. Государство вы­нуждено распределять и перераспределять общественные цен­ности, чтобы избежать критического социального расслоения и обеспечить стабильное развитие общества.

- Возрастание потребностей в государственной поддерж­ке науки, культуры, образования. Переход к информационно­му обществу возможен только на базе высоких технологий, со­здание которых требует больших затрат, не приносит сию­минутной прибыли и потому не вызывает интереса у част­ных инвесторов..

- Сокращение (а порой истощение) природных ресурсов дик­тует задачу государственного регулирования их использования и направления, в первую очередь, на решение общенациональных проблем.

- Ухудшение экологической ситуации требует больших затрат из государственного бюджета и принятия решений общенацио­нального характера.

- Возрастание числа различных видов и форм антисоциаль­ной, криминальной деятельности, что вынуждает государство содержать значительный репрессивный аппарат для борьбы с преступностью, терроризмом, наркобизнесом.

Подобного рода причины возрастания роли государства мож­но перечислять и дальше, но главное утверждение состоит в том, что гражданское общество, регуляторы рыночной экономики пока не обеспечивают решение возникающих проблем, поэтому необходимо вмешательство государства, особенно если речь идет о создании «общественных продуктов», таких как национальная оборона, общественная безопасность, научные знания, гарантии прав и свобод граждан, всеобщее благосостояние.

Масштабы государственного вмешательства в общественную жизнь лучше всего количественно оценивать с помощью показа­теля удельного веса государственных доходов и расходов в на­циональном доходе, валовом внутреннем продукте. В настоящее время доля совокупных расходов государства в валовом внут­реннем продукте развитых стран мира колеблется от 30-35% в Японии, Испании, США до 60% в Нидерландах, Норвегии, Шве­ции. В основном эти расходы связаны с вложением материаль­ных средств в образование, здравоохранение, науку, социальное обеспечение, оборону.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал