Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






И дошкольного возраста






 

Существует две формы организации физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста: 1) государственная (детские ясли - до 3 лет и детский сад - от 3 до 6-7 лет); 2) самодеятельная, где физическое воспитание осуществляется главным образом в семье. Государственная форма организации физического воспитания является обязательной для всех детей, посещающих дошкольные детские учреждения. Физкультурные занятия в этих учреждениях осуществляются в соответствии с Программой воспитания и обучения в детском саду (раздел " Физическое воспитание"), где определены задачи, содержание и формы организации физическим упражнений. Физкультурные занятия проводят воспитатели и инструкторы-методисты по физической культуре.

Методика направленного использования физической культуры определяется возрастными особенностями и двигательными возможностями детей, условиями проведения занятий.

Основу двигательной активности детей до 2 лет должны составлять ходьба, лазание, преодоление препятствий, различные игры с мячом, игрушками, обручем, гимнастической палкой или скакалкой. Самая эффективная форма занятий в этом возрасте - игра, позволяющая детям удовлетворить потребность в движениях. Занятия физическими упражнениями проводятся 2-3 раза в неделю. На занятиях с детьми 2-3 лет большое значение придается методам использования слова и наглядного действия. Это объясняется интенсивным развитием речи ребенка и его способности подражать. Чтобы повысить активность, привлечь внимание детей, используются образные задания, имитации (" бежим тихо, как мышки", " прыгаем мягко, как воробышки", " топаем, как медведи" и т.п.). Физическая нагрузка в этом возрасте не должна быть ни чрезмерно легкой, ни слишком тяжелой. Степень ее воздействия на организм легко проконтролировать по пульсу. Разница в его частоте |между началом и концом занятия должна быть в пределах 10 ударов, Если она больше - нагрузка чрезмерна. Не изменившаяся частота пульса свидетельствует о недостаточности нагрузки. Игровая деятельность детей третьего года жизни становится сложнее и разнообразнее. Большое место занимают сюжетные и ролевые игры. В 3-4-летнем возрасте тренирующий эффект обеспечивают упражнения, дающие ЧСС не менее 130-140 уд/мин, в 5-7-лет-1 нем - не менее 140-150 уд/мин. Последовательно применяются более сложные формы ходьбы, бега, прыжков, метания, лазания, равновесия и др.

В раннем и дошкольном возрасте важно решать задачи воспитания практически всех физических качеств. В первую очередь следует обращать внимание на воспитание координационных способностей, в частности на такие компоненты, как чувство равновесия, точность, ритмичность, согласованность отдельных движений. Скоростные способности воспитываются путем выполнения простых двигательных действий, обычно в игре. При воспитании силы и силовой выносливости прежде всего надо обращать внимание на мышцы живота, спины, ног, рук, стопы. Силовые нагрузки должны быть незначительными, обычно это упражнения, отягощенные собственным весом тела (приседания, лазание, прыжки, занятия с мячом, обручем, скакалкой и т.п.). Упражнения даются как в игровой, так и в обычной форме.

В основе планирования процесса физподготовки дошкольников 3-6 лет лежат основные положения (А.А. Ругина, 1999)

1) весь возрастной период от 3 до 6 лет является сенситивным для развития двигательных качеств и формирования основных движений;

2) основной методической особенностью планирования данного процесса является наличие этапов акцентированного воздействия на определенное качество. Целесообразная длительность этих этапов – до 1 месяца. При этом специализированные упражнения или подвижные игры должны занимать от 50 до 70% общего объема времени двигательной активности.

 

 

Список рекомендуемой литературы

 

1. Булич Э.Г Физическое воспитание в специальных медицинских группах. - М., 1986.

2. Дифференциация физкультурного образования учащихся основной общей школы: Учебное пособие. - Тюмень, 1997.

3. Каинов А.Н., Калинин В.Е., Калинина Л.В., Макаренко Т.М. Методика подбора средств баскетбола для урока ФК в ООШ. - Волгоград, 2003.

4. Купер К. Новая аэробика. - М., 1979.

5. Лечебная физическая культура: Справочник /Под ред. В.А.Епифанова. - М., 1987.

6. Литвинов Е.Н., Погадаев Г.И. и др. Методика физического воспитания учащихся 1-4 классов. - М., 1997.

7. Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников. - М., 1998.

8. Макаренко Т.М., Калинина Л.В., Гаврилова Л.Г., Курдяева О.А. Методика подбора средств волейбола для уроков ФК в ООШ.- Волгоград, 2002.

9. Макаренко Т.М., Прохорова И.В. Теория физической культуры: Части I и II. - Волгоград, 1999.

10. Матвеев Л.П. Программа по «Физической культуре» для общеобразовательных учреждений (1-11 классы). - М,. 2002.Похлебин В.П. Уроки здоровья. - М., 1992.

11. Прохорова И.В., Шептикин С.А., Шаповалов С.И. Физическая культура, двигательная активность, здоровый образ жизни. Волгоград, 1998.

12. Рипа М.Д., Велитченко В.К., Волкова С.С. Занятия физической культурой со школьниками, отнесенными к специальной медицинской группе. М., 1988.

13. Теория и методика физической культуры: Учебное пособие /Под ред. Ю.Ф. Курамшина, В.И.Попова. – С-Пб., 1999.

14. Физиология человека /Под ред. Н.В. Зимкина. - М., 1975.

 

 

Тема 2. Лекция 3. Общая характеристика системы физического воспитания в общеобразовательной школе (2 часа)

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Значение и задачи школьного физического воспитания

2. Принципы, методы и средства школьного физического воспитания

3. Формы проведения школьного физического воспитания

4. Организационное обеспечение урока физической культуры

5. Гигиенические основы физического воспитания в ООШ.

 

1. Значение и задачи школьного физического воспитания.

 

Школьный возраст является главным в становлении человека. В этом возрасте человек получает среднее образование, Именно в этот период происходит физиологическое “созревание” организма, закладываются основы крепкого здоровья, осуществляется подготовка человека к труду, к службе в армии. В период обучения в школе ребенок находится в среде многогранного воспитания, одной из частей которого является физическое воспитание. Безусловным является тот факт, что гармоничное развитие личности возможно при условии рационально организованной и систематически осуществляемой двигательной деятельности ребенка, а также при условии формирования у школьника основных представлений о физической культуре и здоровом образе жизни.

К школьному возрасту относятся дети, подростки и юноши в возрасте от 6-7 до 17-18 лет. В соответствии с системой общего образования этот возрастной период подразделяется на три этапа: младший, средний и старший.

Социально-педагогическое значение направленного использования средств физического воспитания заключается в следующем:

- закладывается фундамент гармоничного физического развития, крепкого здоровья, всестороннего физического образования и воспитания;

- поддерживается хорошая физическая и умственная работоспособность;

- рационально организуется досуг детей;

- повышается нравственная, интеллектуальная, эстетическая и трудовая культура.

Необходимо также исходить из того, что повседневная организованная двигательная активность удовлетворяет естественную потребность растущего организма в движениях и повышает сопротивляемость организма неблагоприятным внешним условиям, а также позволяет управлять интенсивным развитием форм и функций организма.

К сожалению, печальные данные статистики свидетельствуют о том, что более 60% школьников имеют отклонения в состоянии здоровья, причем за время обучения с 1 по 8 класс количество здоровых детей снижается в 3-4 раза и к моменту окончания школы практически здоровыми могут быть признаны лишь 20% школьников. Существует ряд причин такого положения. Одна из них: недостаточная финансовая обеспеченность и, отсюда, слабая материально-техническая база школы (по санитарно-гигиеническим нормам потребность общеобразовательных школ в спортивных залах удовлетворена лишь на 30%, а в бассейнах - лишь на 10%). Соответственно, нельзя говорить о полноценной постановке физкультурно-оздоровительной работы в школе.

Нельзя забывать о том, что в настоящее время общество переживает трудный период своего развития и это отражается на психическом состоянии его граждан, особенно юных граждан, не всегда способных объяснить себе социальные трудности жизни. Постоянная психическая напряженность не может не сказываться негативно на состоянии здоровья детей, которым, при этом, приходится испытывать значительные физические, интеллектуальные и эмоциональные нагрузки в период обучения. В этой связи необходимо отметить не только условия жизни и обучения, в которых вынужденно находится учащийся современной школы, но и качество получаемого им образования, не всегда соответствующего требованиям сегодняшнего дня, особенно в части физической культуры, которая призвана вооружать обучающихся в школе знаниями и умениями физического самосовершенствования и предупреждения появления патологических сдвигов в организме. Последний тезис подтверждается вышеприведенными статистическими данными.

Физическое воспитание, благодаря своей потенциальной способности непосредственного воздействия на нервные процессы, определяющие физическое и психическое здоровье человека, может и должно снижать психическую напряженность детей и, таким образом, уменьшать ее негативное влияние на организм ребенка.

Многогранность и разнообразие самого физического воспитания должны рассматриваться через следующие основные категории, характеризующие его суть: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень развития двигательных способностей, знания и навыки в области физической культуры. Вышеуказанные категории определяют направленность и содержание задач, решаемых в школьном физическом воспитании, которые делятся на общие и частные.

В числе наиболее общих задач физического воспитания могут быть названы следующие: общая физическая подготовка (базовая), специальная профессиональная физическая подготовка, активный отдых и оздоровление, спортивная подготовка. Каждое направление раскрывается рядом частных задач, которые, имея общую структуру, меняют при этом свое содержание с учетом основного направления работы. Так, например, каждая общая задача будет дифференцироваться тремя основными группами частных: оздоровительные, образовательные и воспитательные.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал