Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Необходимость и сущность политического прогнозирования
В самом общем виде прогнозирование – это опережающее отражение действительности. Способность прогнозирования является интеллектуальной деятельностью человека, одной из главных функции человеческого сознания. Основная причина, побуждающая человека заниматься прогнозированием, состоит в том, что существуют явления, будущее которых он не знает, но они имеют важное значение для решении, принимаемых им сегодня. Поэтому он стремится проникнуть глазами ума в будущее (Платон). Одним словом, всякая будущая ситуация в той или иной мере является неопределенной. И естественно стремление человека снизить уровень этой неопределенности (см. рис. 1). Вопрос о будущем России – в сущности, основной вопрос сегодняшнего дня (2). Еще никогда будущее не выглядело, по-видимому, так неопределенно для наших людей; еще никогда они не стремились в большей мере эту неопределенность рассеять, так как она многих пугает, сковывает энергию и инициативу. Желание знать будущее страны порождено вполне определенными обстоятельствами. Поэтому выдвигаются десятки программ развития общества. [c.772] Рис. 1. Позиция неопределенности В каждой утверждается, что реализация именно этой программы приведет к стабилизации общества и экономическому благополучию. Какую из них выбрать? Ведь ее оптимальность, обоснованность будет известна только в будущем. Но означает ли это, что уже сегодня субъект управления не может определить, какая из программ наиболее оптимальна? Обратимся к прогнозу. Под прогнозом понимается научно обоснованное суждение о возможных состояниях объекта в будущем, об альтернативных путях и сроках их осуществления. Процесс же разработки прогнозов называется прогнозированием. Прогнозирование – это специальные научные исследования конкретных процессов, явлений, событий, в итоге которых из одних, уже известных сведений о прошлом и настоящем, получают представление о возможных состояниях прогнозируемого объекта, т.е. получают другие знания. Каждый прогноз разрабатывается так, чтобы избежать нежелательных результатов вероятностного развития событий и ускорения вероятного развития в желательном направлении. Прогноз как новое знание существует как бы в двух формах: 1) знания о свойствах объектов, существующих в действительности, наблюдаемых или ненаблюдаемых в период прогнозирования; [c.773] 2) знания о свойствах объектов, несуществующих в действительности в период прогнозирования. Необходимо выделить два аспекта прогнозирования: предсказательный, подразумевающий описание возможных или желательных перспектив, состояний, решений, и предуказательный, предусматривающий собственно решение этих проблем, использование информации о будущем в целенаправленной деятельности Следовательно, в проблеме прогнозирования можно выделить две стороны: теоретико-познавательную и управленческую, связанную с возможностью принятия на основе прогностического знания решения. Прогнозирование охватывает все сферы жизнедеятельности людей. Одним из важных направлений прогнозирования общественного развития является политическое прогнозирование, объектом которого выступает политика (внутренняя и внешняя), а предметом – познание возможных состояний политических событий, явлений, процессов. В связи с этим целесообразно различать внутриполитическое и внешнеполитическое прогнозирование. Внутриполитическое прогнозирование (внутренняя политика) – это область взаимоотношений между классами, нациями и другими социальными группами. Для внутренней политики характерна прямая или косвенная связь с государственной властью Политика связана со всеми видами отношений между социальными группами, с системой различных политических отношений (борьба и сотрудничество классов, партий, наций и народов, революции, войны, выборы), а также с духовной, теоретической их формой, их идеальным выражением (политические взгляды, идеи, настроения, предрассудки, теории, программы, принципы). В сферу политики входят политические движения, политические отношения, политическое сознание и поведение, направление решении и действий социальных группировок и их лидеров внутри государства, выбор государством того или иного курса действий на международной арене и др. Содержанием внутренней политики является деятельность государства, партий, всех элементов политической организации общества В свою очередь структура политической деятельности состоит из следующих элементов: субъекты политической деятельности – [c.774] государство, классы, социальные слои, партии, политические лидеры (формальные и неформальные); объекты политики – внешние и внутренние, в том числе другие государства, экономика, географическая среда, идеология, право, культурная среда; цели политики и средства достижения политических целей. Сложный характер политического развития делает особенно актуальной необходимость разработок с целью выявления, с одной стороны, перспективных политических проблем и оптимальных путей их решения в интересах оптимизации процессов управления политическими процессами, а с другой стороны – предвидения тех или иных политических событий, как желательных, так и нежелательных. В сферу внутриполитического прогнозирования входит все содержание внутренней политики, Необходимо различать два аспекта в области прогнозирования внутренней политики. Один из них связан с прогнозными оценками конкретных политических событий. Этот аспект имеет прикладной характер и на практике обычно осуществляется в процессе самой политической деятельности. Субъектом прогноза при этом выступают, как правило, государственные и политические органы. Другой аспект прогноза охватывает деятельность политических институтов общества и политические процессы, происходящие в нем. Разработчиком прогноза здесь выступает какой-либо научный коллектив, специализированный на изучении политической системы общества. Внешнеполитическое прогнозирование – этопрогнозы в области международных отношений и внешней политики. Международные отношения как область человеческого общения слагается из экономических, политических, правовых, дипломатических, идеологических, социально-психологических, культурных, научно-технических, торговых, военных и других связей и взаимоотношений между государствами, народами, социальными группами, партиями, организациями и даже отдельными личностями, действующими на международной арене. На основе прогностических методов оценивается общая обстановка в мире, регионе, стране, изучаются тенденции, направления развития и факторы, которые [c.775] определяют то или иное событие, делаются попытки оценить новые возможные факторы развития. В прогнозировании международных отношении прежде всего рассматриваются отношения государств, а затем -прочих участников международной жизни. Политическое прогнозирование – часть практической политики. Прогнозов высказывается довольно много. Чтобы не запутаться в их потоке требуется иметь определенную типологию прогнозов. Она может строиться на различных критериях в зависимости от целей, задач, объектов, характера, периода упреждения, методов и т.д. Основополагающим является проблемно-целевой критерий: для чего разрабатывается прогноз? В связи с этим различаются два типа прогнозов: поисковые и нормативные. Поисковый прогноз – определение возможных состояний того или иного политического явления, процесса, события в будущем, путем экстраполяции, наблюдаемых тенденций при условном абстрагировании от решений, способных видоизменить эти тенденции. Цель этого типа прогнозов – выявление и уточнение перспективных проблем, подлежащих решению средствами политического управления. Такой прогноз отвечает на вопрос: что вероятнее всего произойдет в обществе при условии сохранения существующих социально политических тенденций? (3) Нормативный прогноз – определение путей и сроков достижения возможных состояний объекта политического прогнозирования. Имеется в виду прогнозирование достижения желательных состояний на основе заранее заданных норм, идеалов, стимулов, целей. Такой прогноз отвечает на вопрос: какими путями достичь желаемого? По периоду упреждения – промежутку времени, на который рассчитан прогноз, различаются оперативные (текущие), краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные и дальнесрочные прогнозы. Временная градация прогнозов является относительной и зависит от характера и цели того или иного прогноза. Тем не менее такое разграничение необходимо. В политической области в соответствии с характером и темпами развития прогнозируемых явлений эмпирически установлен следующий временной масштаб: оперативные [c.776] прогнозы – до полного месяца, краткосрочные – до одного года, среднесрочные на несколько (обычно до пяти) лет, долгосрочные на период свыше пяти и примерно до пятнадцати-двадцати лет, дальнесрочные – за пределами долгосрочных. Однако следует заметить, что в определенных обстоятельствах в сфере политики диапазон между кратко- и долгосрочностью сужается до пределов ближайшего десятилетия. [c.777]
|