Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Пояснительная записка. Данная программа составлена на основе авторской педагогической разработки адаптационного типа (учебной программы) Н.М
Данная программа составлена на основе авторской педагогической разработки адаптационного типа (учебной программы) Н.М. Лоншаковой «Арт-фантазия», утвержденной решением районного экспертного совета (Приказ от 03.09.2012 г. № 260)
«Арт-фантазия» - это программа, которая не предполагает буквального выполнения, она ориентирует взрослых (воспитателей, педагогов, родителей) на создание условий для активизации у ребенка эстетических установок как неотъемлемой характеристики его мировосприятия и поведения. Она рассчитана на сотворчество педагогов, которые не разучились играть и фантазировать. Использование программы позволяет стимулировать детей к образному и свободному восприятию окружающего мира (людей, культурных ценностей, природы), которое, развиваясь параллельно с традиционным рациональным восприятием, расширяет и обогащает его. Ребенок начинает чувствовать, что логика - это не единственный способ познания мира, что прекрасным может быть то, что не всегда понятно и обычно. Осознав, что не существует истины одной для всех, ребенок учится уважать чужое мнение, быть терпимым к различным точкам зрения, учится преобразовывать мир, задействует фантазию, воображение, общение с окружающими людьми.
Сверхзадача представляемых моделей развития эстетических способностей средствами театрального искусства заключается в том, чтобы гармонизировать отношения ребенка с окружающим миром, что в дальнейшем послужило бы ему защитой от социальных и межличностных противостояний.
Возраст воспитанников детей составляет 7-10 лет, срок реализации программы - 2 года.
Цели программы обучения:
ü развитие эстетических способностей обучающихся;
ü развитие сферы чувств, соучастия, сопереживания;
ü активизация мыслительного процесса и познавательного интереса;
ü овладение навыками общения и коллективного творчества.
Основной целью воспитания, основанного на выбранном нами приоритете общечеловеческих ценностей, является формирование думающего и чувствующего, любящего и активного человека, готового к творческой деятельности в любой области.
Программные задачи (II год обучения):
ü развивать чуткость к сценическому искусству;
ü воспитывать в ребенке готовность к творчеству;
ü развивать произвольное внимание, память, наблюдательность;
ü развивать находчивость, фантазию, быстроту реакции, инициативность и выдержку, умение согласовывать свои действия с партнерами;
ü развивать умение владеть своим телом;
ü закреплять умение реагировать на команду или музыкальный сигнал;
ü прививать навыки вежливого поведения;
ü активизировать мыслительный процесс и познавательный интерес;
ü воспитывать доброжелательность и контактность в отношении сверстников;
ü оценивать действия других детей и сравнивать со своими собственными;
ü развивать коммуникабельность и умение общаться со взрослыми людьми в разных ситуациях;
ü активизировать ассоциативное и образное мышление;
ü развивать воображение и веру в сценический вымысел;
ü развивать умение менять свое отношение к предметам, к месту действия и партнерам по игре; превращать и превращаться;
ü учить действовать на сценической площадке естественно и оправданно;
ü развивать умение оправдывать свое поведение, свои действия нафантазированными причинами;
ü совершенствовать навыки действии с воображаемыми предметами;
ü развивать умение одни и те же действия выполнять в разных обстоятельствах и ситуациях по-разному;
ü импровизировать игры-драматизации на темы знакомых сказок
Учебный план 2 года обучения
№
| Темы занятий
| Количество часов
| Всего
| Теория
| Практика
|
| Театральная игра
|
|
|
|
| Ритмопластика
|
|
|
|
| Культура и техника речи
|
|
|
|
| Основа театральной культуры
|
|
|
|
| Итого
|
|
|
|
Учебно-тематический план 2 года обучения
№
| Виды деятельности
| Тема занятия
| Всего часов
| теория
| практика
| Дата проведения
| 1-2
3-4
| Театральная игра
| Игры:
Снежный ком
Радиограмма
|
|
|
|
|
5-6
7-8
| Ритмопластика
| Игры:
Муравьи
Буратино и Пьеро
|
|
|
|
|
9-10
11-12
| Культура и техника речи
| Игры:
Игры со свечой. Л.Каминский
«Как Кирилл заговорил».
Испорченный телефон.
Д. Хармс «Бульдог и таксик»
|
|
|
|
| 13-14
15-16
| Основы театральной культуры
| Беседа-диалог о материалах и инструментах, которыми пользуются живописец, скульптор.
Беседа – диалог с детьми о материалах и инструментах, которыми пользуется композитор.
|
|
|
|
|
17-18
19-20
| Театральная игра
| Игры:
Запомни фотографию
Летает, не летает.
Внимательные звери
|
|
|
|
|
21-22
23-24
| Ритмопластика
| Игры:
Баба Яга.
Насос и кукла. Снеговик
|
|
|
|
|
25-26
27-28
| Культура и техника речи
| Игры:
Ручной мяч.
Считалка: «У медведя на макушке» Н. Пикулева.
Скороговорки: «Сыворотка из-под простокваши…»
|
|
|
|
| 29-30
31-32
| Основы театральной культуры
| Познакомить детей с особенностями театрального искусства, его с отличиями от других видов искусства.
Отметить синтетический характер, коллективность творчества
|
|
|
|
|
33-34
35-36
| Театральная игра
| Игры:
Тень угадай, что я делаю.
День рождения.
Превращение предмета.
|
|
|
|
|
37-38
39-40
| Ритмопластика
| Игры:
Снежная королева
Гипнотизер.
Марионетки.
|
|
|
|
|
41-42
43-44
| Культура и техника речи
| Игры:
«Придумай диалог».
Скороговорка: «Жужжит над жимолостью жук…», «перепел перепелку…».
«Теремок». «Репка»
|
|
|
|
|
45-46
47-48
| Ритмопластика
| Игры:
Город роботов. Как живешь?
Бабушка Маланья.
П. Чайковский «Времена года»
«Подснежник»
|
|
|
|
|
49-50
51-52
| Культура и техника речи
| Игры:
Скороговорки (разные).
Стихи, считалки.
«Маленькие феи» С.Маршак.
«Очень вкусный пирог» Д. Хармс.
|
|
|
|
| 53-54
55-56
| Основы театральной культуры
| Построить с детьми из стульев
Зрительный зал, отметить расположение на сцене занавеса и кулис.
Театральный словарь: сцена, занавес, кулисы, задник, портер, амфитеатр, балкон, гардероб, фойе, буфет, антракт.
Предложить детям сочинить этюды на поведение в зрительном зале и игру: «что можно взять с собой в театр?»
|
|
|
|
|
57-58
59-60
| Театральная игра
| Задания:
Наматывать клубок, вышивать. Рисовать, стирать платочек.
Импровизировать игры- драматизация на темы знакомых сказок.
|
|
|
|
|
61-62
63-64
| Ритмопластика
| Игры:
С. Прокофьев «Монетекки и Капулетти»
Жесты:
Иди сюда – уходи;
Согласие-несогласие;
Клич-прислушивание;
Плач-утешение; молчание – шепот;
Приветствие- прощание;
Не знаю
|
|
|
|
| 65-66
67-68
| Культура и техника речи
| Скороговорки (разные). Считалки. Стихи.
|
|
|
|
|
69-70
71-72
| Основы театральной культуры
| Игры:
Путешествие с театральным билетом.
О чем рассказала театральная программа.
|
|
|
|
|
73-74
75-76
| Культура и техника речи
| Игры:
Самолет.
Похожий хвостик.
Сочини сказку.
Артикуляционные упражнения для языка, губ, челюсти.
|
|
|
|
|
77-78
79-80
| Основы культурной культуры
| Игры:
Беседы о театральных профессиях. Реквизит бутафория. Репетиция. Премьера.
|
|
|
|
|
81-82
83-84
| Театральная игра
| Игры:
Покупка театрального билета.
Этюды на эмоции: радость, удивление, отвращение. Страх.
|
|
|
|
|
85-86
87-88
| Ритмопластика
| Игры:
Жесты: приглашающий (прошу
Вопрошающий (что это?)
Отстраняющий (уберите это), негодующий (да ч то же это!).
«Толька» А. Жилинский.
|
|
|
|
|
89-90
91-92
| Культура и техника речи
| Игры:
Считалки (разные).
Стихи: «В трамвае». А. Шлыгин.
Считалочка. Б. Заходер
|
|
|
|
| 93-94
95-96
| Основы театральной культуры
| Беседа – диалог о создателях спектакля.
Зачем нужны декорации? Музыка?
|
|
|
|
|
97-98
99-100
| Театральная игра
| Игры и упражнения:
Поварята. Живой телефон.
Волшебная палочка и мячик
(превращение предмета).
|
|
|
|
|
101-102
103-104
| Ритмопластика
| Игры:
В стране гномов.
Э.Григ «Шествие гномов».
В стране цветов. М. Мусогорский.
«Картинки с выставки».
|
|
|
|
|
105-106
107-108
| Культура и техника речи
| Игры:
Скороговорки (разные).
Стихи: «Скрут», «Саша Черный», «Чудеса в авоське» В.Левин.
|
|
|
|
|
109-110
111-112
| Основы театральной культуры
| Игры:
Показать фотографии зрительного зала. Конкретного театра.
Рассмотреть иллюстрации театров России.
|
|
|
|
|
113-114
115-116
| Театральная игра
| Игры:
Этюды по сказкам «Колобок».
Упражнения:
Больной зуб
Капризуля.
Колокольчик, колыбельная.
|
|
|
|
| 117-118
119-120
| Основы театральной культуры
| Выяснение, что театр использует разные виды искусства, объединяет много людей, что зритель становится соучастниками процесса создания спектакля.
Театральный словарь: драматург, пьеса, режиссер, художник, композитор, актер, сценическое
действие, жест, мимика, пантомима
|
|
|
|
|
121-122
123-124
| Театральная игра
| Игры:
Телепаты. След в следу. Японская машинка.
Кругосветное путешествие. Король
|
|
|
|
|
125-126
127-128
| Ритмопластика
| Игры:
Не ошибись. Поймай хлопок. «Из распахнутых ворот». Хармс.
Ритмический этюд. Голова или хвост.
Электронная музыка для релаксации и медитации.
|
|
|
|
|
129-130
131-132
| Культура и техника речи
| Игры:
Дрессированные собачки. Птичий двор.
Стихи: «Дракон» В. Берестов.
«Жадина С.Маршак.
Эхо. Чудо лесенка.
Стихи: «Полдня я рисовал я красавца коня» Е. Серова.
|
|
|
|
| 133-134
135-136
| Основы театральной культуры
| Беседа о тральных профессиях. Осветитель, гример. Костюмер, звукорежиссер.
|
|
|
|
|
137-138
139-140
| Театральная игра
| Игры:
Сочинение этюдов:
Знакомство. Просьба, Благодарность. Угощение, поздравление и пожелание
|
|
|
|
|
141-142
143-144
| Ритмопластика
| Игры:
Осмьминог. Пантера. Зернышко.
Тюльпан. Заводная кукла.
|
|
|
|
|
Содержание программы второго года
I триместр
№
| Виды деятельности
| Программные задачи
| Содержание занятия
| Репертуар
|
| Театральная игра
| Воспитывать готовность к творчеству.
Развивать произвольное внимание, память, наблюдательность.
Умение согласовывать свои действия с партнерами.
Менять свое отношение к предметам, месту действия и партнерам по игре. Совершенствовать навыки действий с воображаемыми предметами.
Развивать умение оправдывать свои действия и свое мнение нафантазированными причинами.
| Игры:
Эстафета
Знакомство
Кто во что одет?
Веселые обезьянки
Вышивание
Внимательные матрешки
|
|
| Ритмопластика
| Развивать умение владеть своим телом, попеременно напрягать и расслаблять различные группы мышц вплоть до полного расслабления всего тела.
Развивать умение равномерно двигаться по площадке, не сталкиваясь друг с другом, в разных темпах
| Игры:
Муравьи
Буратино и Пьеро
Баба-Яга
Насос и кукла
Снеговик
Снежная королева
Гипнотизер
Марионетки
|
|
| Культура и техника речи
| Развивать речевое дыхание, тренировать 3 вида выдыхания.
Учить пользоваться интонациями, улучшать дикцию.
Расширять диапазон и силу звучания голоса.
Тренировать свободу звучания с мягкой атакой.
Расширять образный строй речи.
Развивать умение строить диалог между героями разных сказок в придуманных обстоятельствах.
| Игры:
Игра со свечой Испорченный телефон Снежный ком
Ручной мяч
Придумай диалог
Упражнения:
Больной з/б
Колокольчик
Колыбельная
| Л. Каминский «Как Кирилл заговорил».
Д. Хармс «Бульдог и таксик».
В. Левановский «Разговор с котом» Н. Пикулева Считалка «У медведя на макушке».
Скороговорки:
«Сыворотка из-под простокваши...», «Оса уселась на носу...», «Жужжит над жимолостью жук...», «Перепел перепелку...»
|
| Основы театральной культуры
| Познакомить детей с особенностями театрального искусства, его отличиями от других видов искусства (живописи, скульптуры, музыки, литературы), отметить его синтетический характер, коллективность творчества, создание на глазах у зрителя
| Беседа-диалог с детьми о материалах и инструментах, которыми пользуются живописец, скульптор, композитор.
Выяснение, что театр использует разные виды искусства, объединяет много людей, что зритель становится соучастником процесса создания спектакля
| Театральный словарь:
драматург, пьеса, режиссер, художник, композитор, актер, сценическое действие, жест, мимика, пантомима
|
|