Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 4. 1. Как в доме богатого слуги и экономы-домостроители исполняют не свою волю, а своего господина, так и мы






1. Как в доме богатого слуги и экономы-домостроители исполняют не свою волю, а своего господина, так и мы, говорит Апостол – слуги и домостроители в Царстве Христовом, исполняем волю Его одного: учим, основываем церкви, вообще, совершаем тайны устройства Богом спасения людей. Так нас и нужно разуметь.

2. Как от экономов-домостроителейтребуется одно качество – верность господину, чтобы он ничего господского не присвоил себе и во всем исполнял только волю господина, так и в Апостолах должна цениться их верность Господу, чтобы в деле Божием не присвоять себе того, что принадлежит Господу, напротив, и свое приписывать Господу, как дарованное Им. (ср. Деян. 3, 12; Кор. 15, 10; 2 Кор. 11, 7).

3. Если в Апостолах одно ценно –верность своему Господу, то Он один и может судить их; суд же об них Коринфян ли, или вообще людей, для них не имеет никакой цены, как суд неверный, и Св. Павел опасается поэтому же судить о себе, чтобы не быть пристрастным.

4. Я и сам о себе, говорит, не могу судить вполне верно. Хотя я и не сознаю за собою вины пред Господом, но многое из моего сознания может ускользать, или совесть моя не так чутка, чтобы обличить греховность некоторых сердечных движений, а нередко – слов и дел. Почему и предаю суд над собою Господу.

5. Итак, не судите и не осуждайте нас, говорит, потому что никто не может видеть, как зарождаются помыслы и дела в сердце и как исходят оттуда въявь. И сам делающий не всегда это и сам осознает, как должно; где же узнать стороннему? Когда придет время суда, тогда Господь все откроет, что было сокрыто; и все увидят не дела только, но и то, что было на сердце, при совершении дела, чего иногда не замечал и сам делающий. По этому суду и получит каждый праведное воздаяние, тогда и окажется, кто из учителей ваших лучше, больше стоит похвалы у Бога.

бб) Применение сказанного к Коринфянам (IV, 6-8).

6. Несомненно, что Апостолы имели высокое значение в деле устроения Церкви; но они ничего не присваивали себе, а все относили к Господу, действовавшему чрез них, и заботились только о том, чтобы быть Ему верными слугами. В Коринфе же вожди партий, вероятно, превосходившие других и образованностью, и благодатными дарами, должно быть, много о себе думали, высились над другими, а за ними гордились ими друг перед другом и их последователи. Чтобы исцелить их от самомнения, Св. Павел на поведении своем и Аполлоса показал, как нужно относиться к делу Божию: они, так много потрудившиеся в Коринфе, считают себя только служителями Бога, и весь успех в своей Апостольской деятельности приписывают Богу – возращающему ниву их, над которой они трудились. Все это Св. Павел говорил ради их, чтобы научить их смиренномудрию, - мудрствовать так, как он написал в 3-й главе, и не гордиться своими успехами друг перед другом. Равным образом, и ученики их не должны гордиться друг перед другом достоинствами своих учителей.

7. Ибо откуда, говорит, известно, что ты – учитель, вождь партии, достоин похвалы? Разве был суд, испытание, точное дознание о тебе? – Нет; если же люди так рассудили, то суд их неверен. Но, положим, что ты достоин похвалы, что ты, действительно, имеешь дарования и что суд человеческий не ложен, - и тогда тебе не следует высоко-мудрствовать о себе. Ты ничего не имеешь от себя достойного похвалы, но все получил от Бога, почему же представляешь себя (от себя и для себя) имеющим то, чего не имеешь (от себя и для себя). Достоинства твои не от тебя, но от благодати Божией. Укажешь ли на свою веру? Но она от призвания Божия. Укажешь ли на отпущение грехов, на дарования, на способность учительства, на свои добродетели? Но все это ты получил от Бога, Все получил от Бога, а, между тем, превозносишься, как своим, как будто не от Бога получил это (Злат.).

8. Но не так мыслят Коринфяне. Они, по уходе от них Св. Павла и его сотрудников, приобрели себе новых прекрасных учителей-руководителей, получили в изобилии Св. Духа и, не подвергаясь таким гонениям, как другие Церкви, возмечтали, что они уже получили все от Христианства: всем обогатились, всем насытились, достигли как бы царского довольства и блаженства, поэтому могут теперь наслаждаться своим счастьем и без Апостола Павла и его сотрудников, в которых они теперь мало нуждаются. Св. Павел порадовался бы самою живою радостью, если бы Коринфяне действительно достигли такого царственного совершенства в христианской жизни; тогда и он с радостью с ними разделил бы блаженство, успокоившись от своей многострадальной Апостольской деятельности. Однако, действительность – не такова. Коринфяне обольщаются: они далеки от совершенства в христианской жизни и блаженства, они еще младенцы в христианстве и плотские, у них нет смиренномудрия, кротости, подвигов креста; что Св. Павел и доказывает, сопоставляя их поведение с поведением Св. Апостолов, из которого видно, что Господь определил достигать совершенства христианского и блаженства путем полного отречения от себя, смирения и креста.

бв) Внешнее положение Апостолов в мире далеко не блестяще (IV, 9-13).

9. Вот, говорят, каким путем судил Господь достигать совершенства в христианстве в лице нас, Апостолов! Ибо Он судил нам, посланникам Его с проповедью Евангелия, быть последними между людьми, перенести всю меру бедствий и страданий, обрушить на нас все зло мира; так что мы как бы заранее приговорены к смерти, и пред целым миром и даже ангелами подвергаемся всевозможным бедствиям, как невольники на языческих празднествах.

10. Учение Апостолов о Христе Распятом мир, мудрость человеческая, считает безумием, и Коринфяне, руководясь той же человеческой мудростью, считают себя умудренными во Христе; Апостолы сознают, что они немощны своими человеческими силами (ср. 2, 3), а ученики их в Коринфе считают себя сильными ими; Апостолы бесчестны в глазах людей и не добиваются этой чести и славы, а Коринфские учители и ученики думают, что они достигли славы и чести, или стремятся к приобретению их.

11. Апостолы терпят холод и голод; они не имеют, где главу преклонить – их выталкивают из домов, они страждут, не имеют места, где остановиться для ночлега (скитаются), принуждены добывать себе пропитание работой.

12. Апостолов бранят, злословят, а они говорят им добрые речи; их гонят по неприязни, но они сносят это без огорчения, без желания мести; их клянут, призывают на них небесный гнев, а они просят им от Бога всякой милости.

13. Апостолов, как сор, выбрасываемый из дома, и как прах, всеми попираемый, отметают отовсюду, как бы желая вымести их из мира. Вот чем судил Бог быть Апостолам и, по их примеру, и всем приобретать христианское совершенство. А Коринфяне?

бг) Отеческое смягчение урока и обличения (IV, 14-16).

14. Простите, говорит Св. Павел, если сказанное вам неприятно; сказано оно не для того, чтобы вас пристыдить, но, чтобы вразумить с отеческой любовью.

15. После меня у вас, говорит, явилось много пестунов-наставников; они, может, и любят вас, но никто из них не любит вас так, как я люблю вас; ибо я родил – возродил вас к новой благодатной жизни во Христе.

16. После всего сказанного, Св. Павел умоляет Коринфян, как отец детей, подражать ему в смирении, терпении, бедах и напастях, как он подражает в этом Христу.

3) В заключение извещает о посольстве к ним Тимофея, о своем скором прибытии, и дает внушения с целью отрезвить их (IV, 17-21).

17. Когда Св. Павел узнал от домашних Хлои о беспорядках в Коринфской церкви, то (сего ради), не имея пока возможности быть там сам, послал к ним возлюбленного своего ученика и верного слугу Господа, Тимофея, чтобы он устроил расстроенное. Но как? – Напоминанием о том, как учил и действовал во Христе Св. Павел у них и во всех церквах. Из этого Коринфяне могли видеть свои ошибки – отступления от путей Св. Павла и легче могли исправиться.

18. Послал Тимофея, а за ним и сам скоро последую, говорит, потому что некоторые из вас, по причине моего отсутствия у вас, возгордились. Вероятно, Св. Павел, или, при удалении от них, обещал опять побывать у них, или наказывал с кем, что придет. Видя, что он все не идет, некоторые из них возгордились, т.е. стали действовать, как внушало им высокое мнение о себе – с неуважением к другим и с презрением распоряжений и правил, преподанных Св. Павлом (ср. Мф. 24б 48; Лук. 12, 45).

19-20. Для пресечения этой гордости некоторых, Св. Павел пишет, что он сам придет к ним вскоре, если будет на это Господня воля, и тогда узнает, насколько сильны возгордившиеся не на словах их, а на деле; насколько они хороши и достойны по жизни своей, при содействии благодатных сил. Ибо Царство Божие не в словах, - не словами красноречия создается, а силою Божьею, - благодатью Св. Духа.

21. Обещаясь скоро прийти, Св. Павел предупреждает возгордившихся, чтобы они раскаялись, оставили свою гордость, тогда он придет к ним с кротостью и любовью; если же не раскаются, то придет к ним с жезлом, чтобы наказать их властью, данною ему от Бога (Деян. V, 9; XIII, 11).

1) Слав.: «не велико есть»; с греч. – последнего значения дело.

2) Слав.: «Истяжуся» - с греч. произносит суд с решительным приговором.

3) Слав.: «страждем»; - с греч. выталкивают нас из дома.

4) Слав.: «скитаемся» - не имеем места для ночлега.

5) Слав.: «хулими» - за нас, как за непотребных, гнев небесный призывают.

6) Слав.: «утешаемся» - с греч. – молим Бога.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал