Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сближающиеся модели демократического гражданина в политическом поведении






Отвечая на серьезный вызов в понимании демократической природы граждан, содержащийся в политэкономической традиции в исследованиях политичес­кого поведения, политическая наука приблизилась к определению модели гражданина. Понятие стратегического актора, существовавшее в политэконо­мии, обрело новую жизнь в политической социологии и политической пси­хологии. Так возникло сближение между этими тремя традициями, которое проявилось в общей модели демократического гражданина. Суть этого сбли­жения — в становлении модели гражданина, целенаправленно действующего на основе своих целей, амбиций и потребностей.

Конечно, многие политэкономы будут не удовлетворены той моделью целеполагающего индивида, которая обычно используется в исследованиях по­литического поведения. В то же время многим, изучающим политическое пове­дение, пришлось принять кое-что из аргументации, свойственной избирателям:

«Они думают о том, кого и что поддерживают политические партии; они дума­ют о том, что может, и о том, что должно сделать правительство. А реальная деятельность правительства, партий и кандидатов влияет на их оценки и пред­почтения» (Popkin, 1991, р. 7). Кроме того, как отмечает С. Попкин, такая аргументация основана на «мало информированной рациональности» и исполь­зовании упрощенных методов сбора и анализа политической информации.

Возможно, самое большое противоречие концепции о целеполагающем граж­данине связано с вопросом: имеет ли такая модель инструментального пове­дения реальные аналитические последствия? Какую аналитическую ценность имеет предположение о том, что граждане действуют инструментально и на основании своих собственных целей? Существует мнение, что предположение (или утверждение) о рациональности имеет весьма незначительную аналити­ческую ценность — простое утверждение о том, что граждане рациональны, практически не продвигает нас к убедительному политическому анализу (Simon, 1985). Для выработки аналитического применения предположения об инстру-

ментальном поведении граждан необходим целый ряд вспомогательных допу­щений. Таким образом, в настоящее время анализ только начинается (Lodge, Hamill, 1986; Lodge et al., 1989).

Вспомогательные допущения важны по различным причинам. Во-первых, они придают смысл модели целеполагающего гражданина и его инструмен­тального поведения. Одна модель имеет аналитическое применение, так как предполагает, что граждане обновляют свои оценки партий и политиков, пересматривая прошлый опыт (Fiorina, 1981). Другая модель утверждает, что инструментально мотивированные граждане снижают информационные зат­раты, получая информацию от других граждан (Huckfeldt, Sprague, 1993). Еще одна модель исходит из того, что граждане снижают затраты на информацию с помощью ряда аналитических приемов или эвристических принципов, по­зволяющих достигнуть цели кратчайшим путем (Snide/man et al., 1991). Эти и многие другие разновидности анализа хотя бы частично основываются на допущении того, что граждане действуют разумно и осознают свои цели. Од­нако в том, что выходит за пределы вопроса о модели принятия гражданами решений, они могут радикально различаться.

Кроме того, в то время как понятие цели граждан может находиться вне досягаемости прямого эмпирического исследования, вспомогательные допу­щения часто являются предметом непосредственной эмпирической оценки. Так, предпосылка о цели граждан не имеет особого значения, пока мы не определим, как эти цели реализуются. В этом состоит вклад ретроспективной модели выборов М. Фиорины: в этой модели делается акцент на последствиях целенаправленных действий граждан и в то же время обеспечивается основа­ние для эмпирической оценки.

Значительная часть современных исследований в области политического поведения связана с выявлением последствий тех целей, которые преследуют граждане. Работа Снайдермана и его коллег является примером такой общей программы исследования: в ней уделяется особое внимание тому, как гражда­не объясняют свой выбор, подчеркивается то обстоятельство, что «цепи при­чин» наполняют смыслом понятие цели граждан. Одним словом, вызов, кото­рый представляла для политической психологии проблема гражданина, не остался без ответа. Но этот ответ обрушился на голову тех, кто задавал вопро­сы Новый подход, оставляя в стороне проблему осведомленности граждан о толитике, исследует, как им удается сократить усилия на приобретение и переработку политической информации.

Можно также предположить, что «новый подход» проник в большую часть исследований по политической социологии. Вместо того чтобы изучать причи­ны, по которым индивиды являются отражением среды, контекста и групп, в которые они помещены, исследуется способ реализации целей граждан и помехи на ее пути в заданном контексте времени, места и обстоятельств. Вместо того чтобы рассматривать поведение индивида как непосредственный результат внутренних личностных факторов, его политический выбор рас­сматривается теперь во взаимосвязи с его окружением. Наряду с формировани­ем предпочтений под влиянием информации, полученной от среды, происхо­дит и обратный процесс: граждане также воздействуют своими предпочтениями -ia среду с помощью собственных критериев отбора информации. Таким обра­зом, политическая информация находится на пересечении индивидуальных це­лей граждан и источника информации, обусловленного средой.

Так, побочный интерес политэкономов к вопросу о природе поведения гражданина позволил ответить на сложные вопросы, которые волновали по­литических психологов и социологов. Анализ политического поведения, при­знающий плюсы и минусы, присущие гражданину, тем самым по-новому ставит множество старых проблем. Для того чтобы понять несамостоятельных и неинформированных граждан, появилась новая доработанная модель граж­данина, в которой делается акцент на озабоченность индивида как потребите­ля и толкователя политической информации ее ценой. Такой человек, серьез­но относясь к своим обязанностям, успешно избегает излишней поглощенно­сти политикой. Конечным результатом стал более реалистичный взгляд на граж­данина и демократического гражданина — понимание граждан в контексте ограничений реального мира, которые производят сами граждане, выступая в роли собирателей и толкователей политической информации. Во многом этот обновленный взгляд не только более реалистичен, но и более политичен. Он связан с видением интересов и информации не только индивидов, но также групп и других образований, к которым эти индивиды принадлежат.

ЛИТЕРАТУРА

Abramowitz A.J. Issue evolution reconsidered: Racial attitudes and partisanship in the US

electorate //American Journal of Political Science. 1994. Vol. 38. P. 1-24.

Aldrich J.H. Rational choice and turnout // American Journal of Political Science. 1993. Vol. 37. P. 246-278.

Alt J.E. The impact of the Voting Rights Act on Black and White voter registration in the South // Quiet revolution in the South: The impact of the Voting Rights Act 1965 1980 / Ed. by C. Davison, B. Grofman. Princeton, (N.J.): Princeton University Press, 1993. P. 351-377.

Beck P.A. Voters' intermediation environments in the 1988 presidential contest // Public Opinion Quarterly. 1991. Vol. 55. P. 371-394.

Berger B.M. Working-class suburb. Berkeley: University of California Press, 1960.

Bobo L. Whites' opposition to busing: Symbolic racism or realistic group conflict? // Journal of Personality and Social Psychology. 1983. Vol. 45. P. 1196-1210.

Boudon R. Theories of social change. Berkeley: University of California Press, 1986.

Brady H.E., Sniderman P.M. Attitude attribution: A group basis for political reasoning // American Political Science Review. 1985. Vol. 79. P. 1061-1078.

Burt R.S. Social contagion and innovation: Cohesion versus structural equivalence // American Journal of Sociology. 1987. Vol.92. P. 1287-1335.

Catvert R. C. The value of biased information: A rational choice model of political advice // Journal of Politics. 1985. Vol. 4. P. 530-555.

CampbellA., Converse P.E., Miller W.E., Stokes D.E. The American voter. New York: Wiley, I960.

Carmines E.G., Kuklinski J.H. Incentives, opportunities, and the logic of public opinion in American political representation // Information and democratic process / Ed. by J.A. Ferejohn, J.H. Kuklinski. Urbana: University of Illinois Press, 1990. P. 240-268.

Carmines E.G., Stimson J.A. Issue evolution: Race and the transformation of American politics. Princeton (N.J.): Princeton University Press, 1989.

Carmines E.G., Huckfeldt R. Party politics in the wake of the Voting Rights Act // Controversies inminority voting / Ed. byB. Grofman, C. Davidson. Washington (D.C.): Brookings Institution, 1992. P. 117-134.

Carmines E.G., Huckfeldt R., McCurley C. Mobilization, countermobilization, and the politics of race// Political Geography. 1995. Vol. 14. P. 601-619.

Chong D. Collective action and the civil rights movement. Chicago: University of Chicago

Press, 1991.

Coleman J.S. Introduction to mathematical sociology. New York: Free Press, 1964.

Coleman J.S., Katz E., Mendel H. Medical innovation: A diffusion study. Indianapolis (Ind.): Bobbs-Merrill, 1966.

Downs A. An economic theory of democracy. New York: Harper and Row, 1957.

Erbring L., Goldenberg E.N., Miller A.H. Front-page news and real-world cues: A new look at agenda setting by the media // American Journal of Political Science. 1980. Vol. 24. P. 16-49.

Erbring L., Young A.A. Individuals and social structure: Contextual effects as endogenous feedback // Sociological Methods and Research. 1979. Vol. 7. P. 396-430.

Erikson R.S., Wright G.C., MctverJ.P. Statehouse democracy: Public opinion and policy in the American States. New York: Cambridge University Press, 1993.

Eulau H. The behavioral persuasion in politics. New York: Random House, 1963.

Eutau H. Politics, self, and society. New York: Cambridge University Press, 1986.

Ferejohn J.A., Kuklinski J.H. (eds.) Information and democratic processes. Urbana:

University of Illinois Press, 1990.

Finifter A. The friendship group as a protective environment for political deviants // American Political Science Review. 1974. Vol. 68. P. 607-625.

Fiorina M.P. Retrospective voting in American national elections. New Haven (Conn.):

Yale University Press, 1981.

Fiorina M.P. Information and rationality in elections // Information and democratic processes / Ed. by J.A. Ferejohn, J.H. Kuklinski. Urbana: University of Illinois Press,

1990. P. 329-342.

Cans H.J. The Levittowners. New York: Vintage, 1967.

Giles M. W., Evans A. External threat, perceived threat, and group identity // Social

Science Quarterly. 1985. Vol. 66. P. 50-66.

Glaser J.M. Back to the black belt: Racial environment and white racial attitudes in the

South //Journal of Politics. 1994. Vol. 56. P. 21-41.

Granovetter M. The strength of weak ties // American Journal of Sociology. 1973. Vol. 78. P. 1360-1380.

Grofman В., Handley L., Glazer A. Modeling the link between race and electoral change using aggregate data / Mimeo. University of California. Irvine, 1993.

Hamill R., Lodge M., Blake F. The breadth, depth, and utility of class, partisan, and

ideological schemata // American Journal of Political Science. 1985. Vol. 29. P. 850-870.

Huckfeldt R. Social contexts, social networks, and urban neighborhoods: Evironmental cons­traints on friendship choice//American Journal of Sociology. 1983. Vol. 89. P. 651—669.

Huckfeldt R. Political loyalties and social class ties: The mechanisms of contextual influence // American Journal of Political Science. 1984. Vol. 28. P. 399-417.

Huckfeldt R. Politics in context: Assimilation and conflict in urban neighborhoods. New

York: Agathon, 1986.

Huckfeldt R., Kohfeld C. Race and the decline of class in American politics. Urbana: University of Illinois Press, 1989.

Huckfeldt R., Sprague J. Networks in context: The social flow of political information //

American Political Science Review. 1987. Vol. 93. P. 1197-1216.

Huckfeldt R, Sprague J. Choice, social structure, and political information: The informational coercion of minorities // American Journal of Political Science. 1988. Vol. 32. P. 467-482.

Huckfeldt R., Sprague J. Social order and political chaos: The structural setting of political information // Information and democratic processes / Ed. byJ.A. Ferejohn, J.H. Ku­klinski. Urbana: University of Illinois Press, 1990. P. 23-58.

Huckfeldt R., Sprague J. Discussant effects on vote choice: Intimacy, structure, and iterde­pendence // Journal of Politics. 1991. Vol. 53. P. 122-158.

Huckfeldt R., Sprague J. Citizens, contexts, and politics // Political science: The state of

the discipline II / Ed. by A. Finifter. Washington (D.C.): American Political Science

Association, 1993. P. 281-304.

Huckfeldt R., Sprague J. Citizens, Politics, and social communication. New York: Cambridge University Press, 1995.

Iyengar S. Shortcuts to political knowledge: The role of selective attention and accessi­bility // Information and democratic process / Ed. by J.A. Ferejohn, J.H. Kuklinski.

Urbana: University of Illinois Press, 1990. P. 281-303. lyengar S. Is anyone responsible? Chicago: University of Chicago Press, 1991.

Iyengar S., Kinder D.R. News that matters. Chicago: University of Chicago Press, 1987.

Jackman R. W. Response to Aldrich's rational choice and turnout: Rationality and political

participation // American Journal of Political Science. 1993. Vol. 37. P. 279-290.

Jennings M.K., Niemi R. G. The political character of adolescence. Princeton (N.J.): Princeton University Press, 1974.

Jennings M.K., Niemi R.G. Generations and politics: A panel study of young adults and their parents. Princeton (N.J.): Princeton University Press, 1981.

KatT. E. The two-step How of political information: An up-to-date report on a hypothesis // Public Opinion Quarterly. 1957. Vol. 21. P. 61-78.

Key V. 0. (Jr.), Munger F. Social determinism and electoral decision: The case of Indiana // American voting behavior / Ed. by E. Burdick, A.J. Brodbeck. Glencoe (111.): Free Press,) 959. P. 281-299.

Key V.O. (jr.), Munger F., Heard H. Southern politics. New York: Alfred A. Knopf, 1949.

Klapper J. T. The effects of mass communication. New York: Free Press, 1960.

Knoke D. Political networks. New York: Cambridge University Press, 1990.

Langton K.P., Rapoport R. Social structure, social context, and partisan mobilization:

Urban workers in Chile // Comparative Political Studies. 1975. Vol. 8. P. 318-344.

Lasarsfeld P.F., Berselson В., Gaudet H. The people's choice. New York: Columbia University Press, 1944.

Lodge M., Hamill R. A partisan schema for political information processing // American

Political Science Review. 1986. Vol. 80. P. 505-519.

Lodge M., McGraw K.M., Stroh P. An impression-driven model of candidate evaluation // American Political Science Review. 1989. Vol. 83. P. 399-419.

McPhee W.N., Smith R.B., Ferguson J. A theory of informal social influence // Formal

theories of mass behavior / Ed. by W.N. McPhee. New York: Free Press, 1963. P. 74-103.

MacKuen M.B. Social communication and the mass policy agenda // More than news / Ed. by M. MacKuen, S.L. Coombs. Beverly Hills (Cal.): Sage, 1981. P. 19-146.

MacKuen M.B. Speaking of politics: Individual conversational choice, public opinion,

and the prospects for deliberative democracy // Information and democratic proces­ses / Ed. by J.A. Ferejohn, J.H. Kuklinski. Urbana: University of Illinois Press, 1990. P. 59-99.

MacKuen M.B., Erickson R., Stimson J. Macropartisanship //American Political Science

Review. 1989. Vol. 83. P. 1125-1145.

Matthews D. R., Prothro J. W. Social and economic factors and negro voter registration in the South //American Political Science Review. 1963. Vol. 57. P. 24-44.

Miller W.E. One-party politics and the voter // American Political Science Review. 1956.

Vol. 50. P. 707-725.

Mondak J.J. Source cues and policy approval: The cognitive dynamics of public support

for the Reagan agenda//American Journal of Political Science. 1993. Vol. 37. P. 186-212.

Mondak J.J. Cognitive heuristics, heuristic processing, and efficiency in political decision

making // Research in micropolitics / Ed. by M.X. Delli Cappini, L. Huddy, R.Y. Shapiro.

Greenwich (Conn.): JAI Press, 1994. Vol. 4. P. 117-141.

Olson M. The logic of collective action. Cambridge (Mass.): Harvard University Press,

1965.

Ostrom E. Metropolitan reform: Propositions derived from two traditions // Social Science Quarterly. 1972, Vol. 53.P, 474-493.

Ostrom E. Governing the commons. New York: Cambridge University Press, 1990.

Ottati V.C., Wyer R.S. (jr.). The cognitive mediators of political choice: Toward a

comprehensive model of political information processing // Information and

democratic process / Ed. by J.A. Ferejohn, J.H. Kuklinski. Urbana: University of Illinois

Press, 1990. P. 186-216.

Popkin S.L. The reasoning voter: Communication and persuasion in presidential campaigns. Chicago: University of Chicago Press, 1991.

PrzeworksiA. Contextual models of political behavior// Political Methodology. 1974. Vol. 1. P. 27-61.

PrzeworksiA. Marxism and rational choice // Politics and Society. 1985. Vol. 14. P. 379—409.

Przeworksi A. Sprague J. Paper stones. Chicago: University of Chicago Press, 1986.

Sears D. 0., Hensler C.P., Speer L.K. Whites, opposition to busing, self-interest or symbolic politics? //American Political Science Review. 1979. Vol. 73. P. 369-384.

Simon H.A. Models of man. New York: Wiley, 1957.

Simon H.A. Human nature in politics: The dialogue of psychology with political science //

American Political Science Review. 1985. Vol. 79. P. 293-304.

Sniderman P.M. The new look in public opinion research // Political science: Thestate of

the discipline II / Ed. by A. Finifter. Washington (D.C.): American Political Science

Association, 1993. P. 219-246.

Sniderman P.M., Brody R.A., Tetlock P.E. Reasoning and choice. New York: Cambridge University Press, 1991.

Sprague J., Westefleld L.P. An interpretive reconstruction of some aggregate modelsof

contextual effects. Presented at the annual meeting of the Southern Political Science

Association. Gatlinburg, 1979. November 1-3.

Stimson J.A. Public opinion in America: Moods cycles and swings. Boulder (Colo.): Westview Press, 1991.

Tversky A., Kahneman D. Judgment under uncertainty: Heuristics and biases // Science.

1974. Vol. 185. P. 1124-1131.

Tedin K.L. The influence of parents on the political attitudes of adolescents // American

Political Science Review. 1974. Vol. 68. P. 1579-1592.

Tingsten H. Political behavior: Studies in election statistics / Trans. by V. Hammarling.

Totowa (N.J.): Bedminster, 1963; originally published 1937.

Weber M. On the concept of sociology and the meaning of social conduct // Basic concepts in sociology / Trans. byH.P. Secher. New York: Citadel Press, 1966. P. 29-58.; originally published 1925. [Вебер M. Основные социологические понятия // Вебер M. Избран­ные произведения. M.: Прогресс, 1990. С. 602-643.]

Wright G. С. (jr.). Community structure and voting in the South // Public Opinion Quarterly. 1976, Vol. 40. P. 200-215.

Wolfmger R.E., Arsenau R.B. Partisan change in the South, 1952-1976 // Political parties: Development and decay/Ed, by L. Maisel, J. Cooper. Beverly Hills (CaL): Sage, 1978. P. 179-210.

 



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.021 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал