Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
В. Модели влияния
Как проявляются политические последствия воздействия социальной и политической структуры? Какие механизмы связывают граждан и окружающую их среду? Каковы альтернативные модели индивидуального влияния? Важнейшим элементом политической социологии является методологический индивидуализм, в соответствии с которым отдельные граждане и их политический выбор составляют первичные объекты изучения (Przeworski, 1985). Однако отдельный актор рассматривается не изолированно, а в контексте тех обусловленных его окружением ограничений и возможностей, которые влияют на модели социальных взаимодействий, получение политической информации и осуществление политического выбора. В то же время методология, центром которой является индивид, требует четкого определения каналов взаимного влияния индивида и его окружения. Так, недостаточно показать, как это было в описании шведских рабочих X. Тингстена (Tingsten, 1963), что тот, кто живет среди других рабочих, скорее всего, будет голосовать за социалистов. Также необходимо выделить и механизм влияния. Эти рабочие проголосовали за социалистов, потому что общались с соседями-социалистами, или с местным партийным функционером? Почему на них повлияли именно соседи (или функционеры)? Таким образом, важная часть социологического изучения политического поведения связана с развитием, выявлением и оценкой альтернативных моделей влияния, моделей, которые предполагают, что индивид находится в центре событий. Неудивительно, что происхождение многих моделей связано с политической психологией и политэкономией. В этом смысле политическая социология не имеет собственной позиции, так как в вопросе о природе индивидуального поведения у нее нет официальной микротеории, на которую она бы ориентировалась. Это не означает, что у конкретных исследовате- лей отсутствуют те или иные интеллектуальные предпочтения. Среди теорий, используемых в многоуровневом анализе, соединяющем граждан и среду, можно назвать теорию игр, когнитивную психологию, теорию рационального выбора и теорию научения. Однако традиция не навязывает методы микроуровня, которыми объясняются политические и социальные процессы. Другими словами, у политэкономов нет нужды отрекаться от рациональности и рациональных акторов, чтобы обеспечить многоуровневое объяснение, так как корни отдельных микросоциологических моделей могут лежать как в политической психологии, так и в политэкономии. Основной особенностью микротеории в политической социологии является то, что объяснение индивидуального поведения не является конечной задачей, скорее, это средство для достижения совершенно иной цели — объяснения взаимозависимости граждан и более полного понимания политики в ее коллективных формах (Eulau, 1986). Для политических социологов скользкий путь методологического индивидуализма ведет к методологическому редук-ционизму, этой важнейшей антитезе политической социологии. Приверженность к методологическому индивидуализму не отрицает социологического импульса, но анализ, который начинается и заканчивается либо индивидуальной психикой, либо рациональным расчетом индивида, перестает быть социологическим. Р. Будон отстаивает индивидуалистическую традицию в социологии и микросоциологическую модель, происхождение которой он ведет от М. Вебера (Boudon, 1986; Weber, 1966). Эта традиция является индивидуалистической, так как она делает акцент на индивидуальной цели и индивидуальных мотивах, но она имеет отношение к социологии, так как учитывает внешние по отношению к индивиду факторы, влияющие на его поведение. Таким образом, Будон представляет микросоциологическую модель, которая помещает более или менее рационального актора в макросоциологические рамки. В русле будоновского понимания индивидуалистической традиции находятся модели, пытающиеся объяснить природу влияния в социальных отношениях. В частности, в контексте выдающихся исследований семейной социализации было естественно, что политологи приняли модель социального влияния, основанную на доверии и взаимодействии, характерных для сплоченных социальных групп (Jennings, Niemi, 1974; 1981). В скрытой или явной форме предполагается, что действенная политическая коммуникация происходит между людьми, которые высоко ценят друг друга и имеют схожие взгляды, таким образом, они становятся источниками влияния, внушающими доверие к сообщаемой ими политической информации. В соответствии с этой идеей близость и доверие являются главными составляющими политического влияния и, таким образом, влияние не имеет отношения к мотиву и цели. Хотя эта модель утвердилась благодаря исследованиям политической социализации, ее история началась гораздо раньше. Так, исследования социального влияния привели к созданию модели социальной сплоченности, как ее называл Р. Берт (Burt, 1987). Эта модель изображает социальное влияние в политическом процессе в виде взаимодействия людей, глубоко уважающих друг друга и поэтому разделяющих общие нормы. Социальное влияние становится побочным результатом близких доверительных отношений — граждане скорее влияют друг на друга, когда они ценят друг друга как друзей или в качестве источников политической информации (Katz, 1957). Во многих случаях такая модель полностью релевантна — нет оснований полагать, что доверие и сплоченность в социальных группах не связаны с существенными формами политического влияния. В то же время данная модель может упустить значимые последствия социальной коммуникации, которые происходят в результате распространения политической информации в пределах социальных групп. Кроме того, даже в исследованиях семейной социализации было не легко показать значение доверия в политической коммуникации (Jennings, Niemi, 1974; 1981; Tedin, 1974). Берт заново проанализировал исследования медицинских нововведений, проведенных Дж. Коулманом и его коллегами в 1966 г., и поставил под сомнение роль социальной коммуникации в кликах и сплоченных группах, когда надо было убедить врача признать новое лекарство (Coleman et al., 1966). Р. Хакфельд и Дж. Спраг, в свою очередь, подчеркнули, что люди включаются в политические дискуссии и с теми, с кем у них нет доверительных отношений, и что доверительность не всегда говорит о более высоком уровне влияния (Huckfeldt, Sprague, 1991). Данные, подобные приведенным выше, подвели микротеории политического влияния вплотную к теме социальной коммуникации. Берт отстаивал модель структурной эквивалентности, трактуя ее с позиций групповых связей (Burt, 1987). Два индивида структурно эквивалентны, если они занимают сходные позиции в социальной структуре или, в терминах теории социальных связей, они одинаково соотносятся с одними и теми же людьми. В политологических терминах такая модель предполагает, что способность индивида к влиянию связана со случайными интересами. Один гражданин скорее будет испытывать на себе влияние другого в том случае, если осознает существование сходства и общих интересов, а таким образом, и существование близкой политической склонности (Downs, 1957; Huckfeldt, Sprague, 1991). Однако значение коммуникации внутри сплоченной социальной группы выходит за пределы объяснения индивидуального поведения. Если доверительность является условием влияния, то мы не можем серьезно поставить под вопрос методологический редукционизм как методологию политического анализа. Надо только ослабить внимание, слишком сосредоточенное на индивидах, для того чтобы получить несколько более широкий взгляд на сплоченные социальные ячейки, которые окружают избирателей — их семьи и наиболее близких товарищей. Напротив, если передача информации происходит вне столь близких социальных контактов, то появляются важные контексты, касающиеся природы и последствий социальной коммуникации в политике. Во-первых, если социальная коммуникация за пределами сплоченных социальных групп имеет определенный смысл, то в политический анализ коммуникации следует включить различные среды, в которых она происходит: рабочие места, соседские общины и пр. Во-вторых, необходимо проводить и анализ слабых социальных связей по М. Грановеттеру, который предполагает, что информация, проходящая по каналам такого типа, будет распространяться вширь, а не по замкнутому кругу. Информацией, полученной от одного из лучших друзей, скорее всего, поделятся с другим лучшим другом, который, в свою очередь, вполне возможно, расскажет о ней тому, кто был ее источником. Информация же, полученная от случайного знакомого, может быть передана другому знакомому, но мало вероятно, что она вернется к своему источнику, так как последний, скорее всего, не связан со вторым знакомым. В результате информация, переданная через слабые связи, распространяется вширь. С точки зрения политологии, это означает, что информация, переда- ваемая таким образом, скорее повлияет на создание общественного мнения, которое является не простым множеством индивидуальных мнений, но продуктом сложных образцов социальной коммуникации. Таким образом, социальная коммуникация, осуществляемая в ходе случайных взаимодействий, способна формировать действительно общественное мнение, которое находится за пределами индивидуального расчета и сплоченных социальных групп (Stimson, 1991; MacKuen et ai, 1989). Все это не означает, что индивиды не играют никакой роли в динамике общественного мнения. Некоторые индивиды гораздо активнее других участвуют в распространении мнения, и распознание таких индивидов является важной задачей. Микротеоретические построения, подобные только что описанному, полезны не только при объяснении индивидуального поведения, но и взаимозависимости поведения индивидов в более крупных политических сообществах.
|