Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Эффективные и неэффективные институты
На протяжении последних двух десятилетий в исследовании институтов главной темой была значительная зависимость выбора между разными типами организационных и институциональных структур от различных организационных расходов. Эти разработки нашли широкое применение во многих сферах: природа, структура и распределение прав собственности, организационные различия и эффективность предприятий, практика и последствия регулирования, сущность демократических институтов и сам по себе «великий спор» между системой центрального планирования экономического развития и его более децентрализованными капиталистическими формами. С самого начала разработки данной проблемы в работах Р. Коуза, О. Уилльямсона, а также А. Алчиана и Г. Демзеца и других специалистов доказывается, что, учитывая конкретную структуру затратных транзакций в некоторых областях экономической деятельности, следует принципиально признать существование некой оптимальной институциональной структуры, позволяющей минимизировать область распространения этих затрат (Coase, 1960; Alchian, Demsetz, 1972; Williamson, 1993). Уилльямсон постулирует наличие основополагающего соотношения между типами адаптации, управленческими структурами и формами договорного законодательства. Оно состоит в следующем: там, где действия сторон эффективны в плане затрат, предусмотрительны и дальновидны, они непременно вступают в отношения двусторонней зависимости, закрепленные предусмотренными законом договорными обязательствами соответствующего характера4. Так, например, инвесторы, решившие пойти на финансирование в высшей степени специфического проекта (допустим электростанции, расположенной неподалеку от угольной шахты), где каждому из партнеров будет крайне трудно найти замену, должны обезопасить свои ин- 4 О. Уилльямсон полагает, что в тех случаях, когда эффективность требует скорее координированной, нежели автономной адаптации экономических агентов, иерархические и другие нерыночные институты имеют преимущество перед рыночными (которые предлагают людям более мощные стимулы для обучения и проведения изменений), и разделяет подход, в соответствии с которым договорное законодательство должно представлять собой не столько детализированные правила, сколько основу для совместной деятельности. тересы контрактами, предусматривающими все возможные ситуации. Обзор ряда эмпирических работ, связанных с такого рода проблемами, дан в публикации П. Джоскоу (Joskow, 1988). Некоторые исследователи полагают, что рыночные силы стремятся придать зарождающимся институтам форму, необходимую для достижения этого «наилучшего» реалистически институционального уровня экономической деятельности (Posner, 1977). Другие предлагают эволюционные механизмы, действие которых приводит к возникновению эффективных институтов, аналогичных эволюционным механизмам для передачи культурной информации там, где образование обходится слишком дорого (Rubin, 1977; Nelson, Winter, 1982; Boyd, Richerson, 1994). Тем не менее, ограниченные систематизированные эмпирические доказательства, некоторые эксперименты и многочисленные исторические исследования свидетельствуют о том, что подлинный процесс эволюции институтов не имеет ничего общего со всей целенаправленной реализацией или хотя бы децентрализованным естественным отбором их наиболее эффективных форм (North, 1990). Единожды возникнув (неважно в силу какой причины), институты создают средства для поддержки правительства, деловых кругов и даже общественности, и потом их уже становится трудно уничтожить или улучшить5. Специальная литература, посвященная правам собственности, изобилует примерами институтов, снижающих эффективность, главная цель деятельности которых состоит в перераспределении, причем сфера их деятельности варьируется от контроля над рентой в Гонконге до прав на ловлю лосося в штате Вашингтон (Cheung, 1975; Higgs, 1982). Более того, может случиться так, что даже изначально эффективные институты нельзя будет изменить, несмотря на то, что новые условия сделают их дисфункциональными, о чем говорится в работе П. Давида, где рассматривается вопрос о стандартах клавиатуры печатных машинок (David, 1985). Политические перемены также оказывают воздействие на экономику. Дж.-Л. Розенталь пишет о том, как «случайные» последствия Французской революции позволили приступить к реализации многочисленных «эффективных» проектов водоснабжения, осуществление которых раньше было невозможно по политическим соображениям (Rosenthal, 1989). М. Леви показывает, как инициативы французского правительства по созданию экономических институтов на протяжении длительного времени работали против развития эффективности (Levi, 1988). Тем не менее, любая так называемая «неэффективность» этих институтов возникает за счет «дороговизны» коллективных действий, необходимых для изменения первых, что само по себе отчасти определяется другими политическими институтами. Именно такого рода затраты на изменения обеспечивают достаточную продолжительность существования институтов, необходимую для того, чтобы они могли добиваться ощутимых экономических и политических результатов. 5 П. Милгром и Дж. Роберте пишут о том, что создание института влечет за собой возникновение некого уровня ценностей, полномочий или процедур (Milgrom, Roberts, 1990). Таким образом, возникновение любого института заведомо сопровождается стремлением к затратам средств на переговорные процессы и попыткам оказывать влияние на принятие решений. Аналогичный «промышленный стандарт» в работах по регулированию сводится к тому, что, если в течение какого-то времени регулирование существует, промышленность будет развиваться в таком направлении, что ее ведущие предприятия превратятся в политических защитников регулирования. Такое расхождение во мнениях об эффективности институтов смогли преодолеть специалисты, занимавшиеся проблемой создания долговременных институтов; задача этих институтов состояла в обеспечении с течением времени некоторых результатов, касающихся распределения (и, соответственно, «неэффективности», если сравнивать их с нормативными стандартами) за счет придания этому распределению законной силы. В их работах уже знакомая тема получает развитие в новом направлении. Договоры должны обрести законную силу, однако предоставление отдельным людям права придавать договорам эту силу одновременно влечет за собой их право получать. При каких условиях рационально действующие индивидуумы, обладающие правом придавать договорам эту силу, не воспользуются правом получать? Каким образом следует обеспечить надежность соблюдения взятых на себя этими людьми обязательств? Элинор Остром описывает целый ряд очевидных, простых, убедительных и долгосрочных мер для успешного использования общественных ресурсов (Ostrom, 1990). В главе Б. Вейнгаста рассматриваются другие случаи, когда репутация и децентрализация являются ключевыми элементами долговечных институтов (гл. 5 наст. изд.).
|