![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Классификация нарушений психологического здоровья по поведенческим признакам
Рассмотрим каждое из нарушений психологического здоровья, представленное в данной схеме, подробно. Так, если следствием резонанса проблем развития в младенчестве и актуальной тревожностью родителей является закрепление у ребенка чувства опасности, страха окружающего мира, то при наличии у ребенка активной позиции в пове--дении отчетливо проявится защитная агрессивность. Пояс'-* ним, что будем понимать под ней, разведем это понятие с по* нятием нормативной агрессивности. Прежде всего cToirf отметить, что агрессия традиционно рассматривается как состояние, поведение, черта личности. Агрессивное поведение и состояние присущи всем людям и являются необходимым ус яовием жизнедеятельности. Если говорить о детях, то в некоторые возрастные периоды — раннем и подростковом возрастах -- агрессивные действия считаются не только нормальны ми, но и в определенной степени необходимыми для становления самостоятельности, автономности ребенка. Полное отсутствие агрессивности в эти периоды может быть следстви ем тех или иных нарушений развития, например, вытеснения агрессивности или формирования реактивных образований, к примеру, подчеркнутой миролюбивости. Агрессивность, необходимую для обеспечения развития ребенка, принято назы вать нормативной. Ненормативная агрессивность как черта личности, то есть склонность ребенка к частому проявлению агрессивного поведения, формируется по разным причинам. В зависимости от причин несколько различны формы ее проявления. Защитной называется агрессивность, основной причиной которой является нарушение развития в младенческом возрасте, закрепленное актуальной семейной ситуацией. Основная функция агрессии в этом случае — защита от внешнего мира, который представляется ребенку небезопасным. Поэтому у таких детей в той или иной форме присутствует страх смерти, который они, как правило, отрицают. Итак, мы рассмотрели детей, которые активно используют агрессивное поведение как защитный механизм от чувства опасности, страха окружающего мира. Если же у детей преобладают пассивные формы реагирования на окружающую действительность, то в качестве защиты от чувства опасности и возникающей при этом тревоги ребенок демонстрирует различные страхи. Маскировочная функция детских страхов подробно описана. Иррациональный и непредсказуемый характер Детских страхов можно объяснить, если допустить, что многие из так называемых страхов представляют собой не страх как аковои, но скорее объективацию скрытой тревоги. Действи-льно, часто можно наблюдать, что ребенок боится не тех ивотных, которые его окружают, а льва, тигра, которых ви-л только в зоопарке, да и то за решеткой. Более того, стаится понятным, почему снятие страха одного объекта, на- II
|