Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классификация нарушений психологического здоровья по поведенческим признакам






 

 

 

Время появ­ления проб­лем развития Личностные нарушения Нарушения поведения
Активная форма Пассивная форма
Младенчество Чувство незащи­щенности Защитная агрессивность Страх
Ранний возраст Чувство несвободы, зависимости Деструктивная агрессивность Социальные страхи
Дошкольный возраст Чувство одино­чества Демонстративная агрессивность Страх само­выражения
Подростковый возраст Чувство неполно­ценности Компенсаторная агрессивность Страх взросления

Рассмотрим каждое из нарушений психологического здоро­вья, представленное в данной схеме, подробно.

Так, если следствием резонанса проблем развития в мла­денчестве и актуальной тревожностью родителей является закрепление у ребенка чувства опасности, страха окружающе­го мира, то при наличии у ребенка активной позиции в пове--дении отчетливо проявится защитная агрессивность. Пояс'-* ним, что будем понимать под ней, разведем это понятие с по* нятием нормативной агрессивности. Прежде всего cToirf отметить, что агрессия традиционно рассматривается как со­стояние, поведение, черта личности. Агрессивное поведение и состояние присущи всем людям и являются необходимым ус


яовием жизнедеятельности. Если говорить о детях, то в неко­торые возрастные периоды — раннем и подростковом возрас­тах -- агрессивные действия считаются не только нормальны ми, но и в определенной степени необходимыми для становле­ния самостоятельности, автономности ребенка. Полное отсутствие агрессивности в эти периоды может быть следстви ем тех или иных нарушений развития, например, вытеснения агрессивности или формирования реактивных образований, к примеру, подчеркнутой миролюбивости. Агрессивность, необ­ходимую для обеспечения развития ребенка, принято назы вать нормативной.

Ненормативная агрессивность как черта личности, то есть склонность ребенка к частому проявлению агрессивного пове­дения, формируется по разным причинам. В зависимости от причин несколько различны формы ее проявления.

Защитной называется агрессивность, основной причиной которой является нарушение развития в младенческом возрас­те, закрепленное актуальной семейной ситуацией. Основная функция агрессии в этом случае — защита от внешнего мира, который представляется ребенку небезопасным. Поэтому у та­ких детей в той или иной форме присутствует страх смерти, который они, как правило, отрицают.

Итак, мы рассмотрели детей, которые активно используют агрессивное поведение как защитный механизм от чувства опасности, страха окружающего мира. Если же у детей преоб­ладают пассивные формы реагирования на окружающую дей­ствительность, то в качестве защиты от чувства опасности и возникающей при этом тревоги ребенок демонстрирует различ­ные страхи. Маскировочная функция детских страхов под­робно описана. Иррациональный и непредсказуемый характер Детских страхов можно объяснить, если допустить, что многие из так называемых страхов представляют собой не страх как аковои, но скорее объективацию скрытой тревоги. Действи-льно, часто можно наблюдать, что ребенок боится не тех ивотных, которые его окружают, а льва, тигра, которых ви-л только в зоопарке, да и то за решеткой. Более того, ста­ится понятным, почему снятие страха одного объекта, на-


II




Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал