Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сознание как философская категория






Листов

План:

1. Сознание как философская категория.

2. Отражение как всеобщее свойство мате­рии. Качественные изменения форм отра­жения на различных уровнях развития материи. Сознание как высшая форма отражения.

3. Условия и предпосылки возникновение сознания. Роль труда, об­щения и языка в формировании и разви­тии сознания. Общественно-историческая сущность сознания.

4. Сознание—свойство высокоорганизо­ванной материи, высшая форма отраже­ния действительности. Сознание и мозг. Идеальное и материальное.

5. Свойства сознания. Его структура и функции.

6. Проблема бессознательного в философии. Взаимосвязь сознательного и бессознательного в психической деятельности человека.

 

СОЗНАНИЕ

1. Сознание как философская категория.

2. Отражение как всеобщее свойство мате­рии. Качественные изменения форм отра­жения на различных уровнях развития материи. Сознание как высшая форма отражения.

3. Условия и предпосылки возникновение сознания. Роль труда, об­щения и языка в формировании и разви­тии сознания. Общественно-историческая сущность сознания.

4. Сознание—свойство высокоорганизо­ванной материи, высшая форма отраже­ния действительности. Сознание и мозг. Идеальное и материальное.

5. Свойства сознания. Его структура и функции.

6. Проблема бессознательного в философии. Взаимосвязь сознательного и бессознательного в психической деятельности человека.

7. Проблема моделирования некоторых мыслительных процессов в кибернетиче­ских системах.

СОЗНАНИЕ КАК ФИЛОСОФСКАЯ КАТЕГОРИЯ

Философское понимание сознания

Известно, что " описанием" разнообразных явлений сознания и сознательной деятельности людей занимаются многочисленные научные дисциплины. К ним относятся: психология, физиология, кибернетика, социология, медицина, бионика и др. Это, с одной стороны, облегчает философское рассмотрение проблемы сознания, поскольку подводит под него прочную базу кон­кретных научных знаний. Но, с другой стороны, встает сложная задача — дифференцировать философское понимание сознания, выделить его самую глубинную сущность, сосредоточить свое внимание на тех мировоззренческих и методологических вопро­сах, которые возникают при изучении сознания.

Философию интересует не только проблема реальности сознания. Предметом философского анализа становится сама природа этой реальности, проблема сущности ее происхождения, природа удиви­тельных возможностей созидательной силы сознания, человеческого ра­зума в познании и преобразовании окружающего мира.

Главным вопросом всегда был и остается вопрос об отношении сознания к бытию, вопрос о включенности человека, который обладает сознанием, в мир, о тех возможностях, которые придает сознание инди­виду, и о той ответственности, которую оно накладывает на человека.

Проблема сознания затрагивает коренные вопросы мировоззрен­ческой ориентации человека, выявляет отношения самой философии к науке. Интерпретация явлений сознания неизбежна при решении прак­тических задач. К последним можно отнести и проблемы образования и воспитания, управления социальными процессами, манипуляции сознани­ем при помощи средств массовой информации, развитие генной инже­нерии, психофизиологические основы человеческой деятельности и т.д.

 

И первый вопрос, который возникает, — вопрос об отношении сознания к материи, который, как читателю уже извест­но, по-разному решается идеалистами и материалистами.

В решении пробле­мы сознания четко прослеживаются «линия Платона» (идеализм) и «линия Демокрита» (материализм).

Еще на заре человеческого общества люди задумывались над характером психических процессов, над природой своей собственной душевной деятельности. Возникло представление о " душе" как сверхъ­естественном двойнике человеческого тела. Считалось, что душа бес­смертна и способна покидать тленное, смертное тело, путешествовать и перемещаться по ту сторону видимого мира. При этом каждая конкрет­ная вещь, которая чувственно воспринимается, также наделяется " душой", а окружающий мир (особенно природный) оказывается очень зависимым от своеволия различных " душ". Такой взгляд называется анимизмом (от лат. anima- душа) и выступает основой всех религиозно-мифологи­ческих взглядов на сознание и психическую деятельность человека. Ко взглядам такого рода присоединяется и гилозоизм (греч. hyle- вещест­во + zoe - жизнь) - учение о всеобщей одушевленности мира.

Позднее, несмотря на наивность таких предположений, они стали общей исходной предпосылкой всех идеалистических учений о природе и человеке. И это не случайно. Разделение органического и неорганиче­ского, материального и психического, психического и сознательного со­всем не является непосредственно данным и самоочевидным. Определе­ние критериев этого деления и теперь находится в центре внимания наук, которые специально занимаются проблемами сознания, психики, мыш­ления, духовной жизни общества и индивида (субъекта). Решение этой проблемы усложняется и невозможностью выявить психические явления или тонкие духовные связи при помощи органов чувств. Как говорил античный философ Гераклит Эфесский (ок. 520-460 гг. до н.э.): " По каким бы дорогам ты ни шел, не найдешь границ души, такой глубокий ее логос". Но уже античные мыслители высказывали суждение о " связи разума" с деятельностью мозга. Сегодня это элементарная истина. Но механизмы деятельности мозга, психических явлений до настоящего вре­мени во многом остаются загадочными.

Сказанное совсем не означает отрицания идеализмом сознания или психического, идеальной природы познаваемых образов. Наоборот, согласно философской традиции, именно идеалистическим учениям принадлежит заслуга " выделения" (или определения) явлений, которые отличаются принципиально и, вероятно, независимы ни от тела, ни от " души" каждого отдельного индивида.

Платон, Аристотель, Августин, Лейбниц, Беркли, Кант, Гегель и многие другие представители этого направления в философии обращали внимание на ряд существенных моментов. Так был сделан вывод об общественном характере мышления, мыслительной деятельности человека, социально-исторической и субъективной (индивидуаль­ной) природе сознания, ее действенной сущности (сознание " творит" мир). Положительным было и утверждение о принципиальной невоз­можности сведения душевных (духовных, идеальных) процессов к ме­таморфозам огня, воздуха, атомов или каким-либо другим физическим моделям.

В идеализме разум помещается где-то над бытием, определяя его. Духовная жизнь идеализмом рассматрива­ется как основная и всеохватывающая реальность, универ­сальный разум, а воспринимаемый человеком чувствен­ный мир — как комплекс ощущений или проявление объ­ективного духа. Идеалисты и богословы отстаивают мысль о первичности сознания по отношению к материи, рас­сматривая сознание или как искру божественного разума, или как нечто возникающее в тайниках человеческой ду­ши. Они отрицают независимость бытия материального мира и мистифицируют сознание.

По мнению идеалистов, дух полностью освобождается от внешнего мира и своего собственного тела. Дух не рож­дается, не возникает, не становится; он пребывает, он сам живет своей собственной жизнью и в своем развитии по­рождает явления природы и руководит движением все­мирной истории.

Сторонники объективного идеализма рассматривают сознание, «дух», «идею» в качестве единственно вер­ной реальности, активной настолько, что способной вы­ступать творцом (демиургом) действительности

Для объективного идеализма (Платон, Гегель) характерна перевер­нутая, извращенная картина действительного мира, подчинение материи сознанию. Беда даже не в удвоении мира объективны­ми идеалистами (чуть выше мы говорили, что универсальное бытие действительно состоит из двух миров — бытия матери­ального и бытия духовного). Беда в другом: многократно на­блюдая конкретные яблоки, груши, вишни, они приходят к об­щему понятию " плод", но затем забывают, откуда взялось это общее понятие, и начинают оперировать им как первичным. Вот и получается, что общие понятия, " абсолютная идея" — это тот единственный объект познания, с которым индивид вообще имеет дело и за которым уже ничего более упрятанного нет. А мир, существующий до, вне и независимо от сознания и воли, этой концепцией принимается в расчет лишь постольку, по­скольку он уже нашел выражение в этих общих понятиях и иде­ях, поскольку он уже идеализирован.

Специфически выглядит сознание человека в субъективно-идеалистической концепции: раз никакого объективного, мате­риального мира вне нас нет, то сознание выступает как единст­венная реальность. И на вопрос, мыслит ли человек при помо­щи мозга, они дают однозначно отрицательный ответ.

Субъективно-идеалистическая позиция, например, махизма выражалась в отождествлении материй с сознанием: есть только сознание, материя есть «ком­плекс ощущений». Последователи этого учения отстаи­вают идеи так называемого нейтрального монизма. Так, Б. Рассел в свое время писал, что как сознание, так и материя образованы из нейтрального материа­ла. Таким материалом он считал ощущения. Как видим, нейтральный монизм также проводит линию субъ­ективного идеализма.

 

Все многообразие точек зрения идеалистической фи­лософии прошлых веков о сущности сознания и его соот­ношении с материей обычно сводится к следующим основным положениям.

Во-первых, идеализм отстаивает первичность созна­ния по отношению к материи, наделяя его при этом сверхъестественными свойствами. Сторонники его пола­гают, что сознание обладает способностью создавать мате­риальный мир. Так, субъективные идеалисты (Беркли, Фихте, Юм и др.) рассматривали окружающий нас мир как следствие активности субъекта, его «комплекса ощуще­ний» или идей.

Представители объективного идеализма (Платон, Шеллинг, Гегель и др.) трактовали природу, человеческое мышление как «инобытие» некоего абстрактного, сверх­природного первоначала («абсолютной идеи», «мирового духа», «мировой воли»...).

Нетрудно при этом заметить сходство точки зрения объективного идеализма с религиозной идеей о божественном сотворении мира. Различие состоит лишь в трактовке этого сверхприродного демиурга.

Во -вторых, идеализм противопоставляет сознание ма­терии, утверждая бесконечность, вечность первого и разрушимость, ограниченность, инертность второго.

Третье общее положение идеализма о сознании — это от­рыв сознания от материи. Мах, например, считал саму по­становку вопроса о возникновении ощущений из материи в основе своей ложной. Подвергая критике идеалистические представления о независимости души (сознания) и тела че­ловека, зародившиеся еще в древности в виде религиозных взглядов, и в век НТР подобного рода идеи бытуют, правда, в более сложной форме, в «учении спиритизма».

Для современной западной философии в истолковании проблемы сознания характерны идеи агностицизма и ирра­ционализма. Неопозитивисты — продолжатели идей махиз­ма, отстаивают концепцию нейтрального монизма, суть ко­торого Мах выразил в его концепции о том, что одни и те же элементы нашего опыта, взятые в одном аспекте, выступают как физическое, взятые же в другом — психическое.

Английский философ-неопозитивист Б. Рассел развил эти идеи и представил их в модифицированном виде. «Как сознание, так и материя, — писал Рассел, — образованы из нейтрального материала, который, взятый в отдельности, не является ни духовным, ни материальным. Этим мате­риалом я бы считал ощущения». И далее он продолжает:

«Я думаю, что и дух, и материя — это просто удобные спо­собы группировки событий... Материя — то, что удовлет­воряет уравнения физики».

Как видно из этих высказываний, нейтральный мо­низм сводится, по существу, к тезису субъективного идеа­лизма о первичности ощущений и сознания по отноше­нию к материи.

Теоретики экзистенциализма — М. Хайдеггер, К. Яс-перс, Ж. П. Сартр и др. — пытаются доказать, что, будто бы - сознание не является первопричиной бытия. В действительности же на первое место в качестве первоосновы бытия они ставят роль эмоций. Они отрицают детерминацию по­ступков человека и его сознания внешними факторами на том основании, что общество чуждо человеку. Сущность человеческого бытия обедняется и сводится преимущест­венно лишь к особому эмоциональному переживанию субъекта в так называемых пограничных ситуациях (слу­чаях смерти, страданий, вины и т. п.). Все это приводит эк­зистенциалистов к отрицанию подлинной истории, гене­зиса сознания.

Неотомизм не отрицает существования материи и со­знания, но считает мир результатом творения Бога и пола­гает, что активное сознание не может порождаться мате­рией. Современный неотомист иезуит Йозеф де Фриз, на­пример, полагает, что сознание является порождением идеальной души, созданной Богом, и эта душа мыслит без всякой внутренней связи с мозгом. Таким образом, он от­рывает мышление от мозга, как и его предшественники — идеалисты прошлых веков.

Представители современного прагматизма, ссылаясь на известное агностическое положение естествоиспытате­ля Гексли о том, «что представляет собой сознание, мы не знаем, и каким образом в результате раздражения нервной ткани происходит такая удивительная вещь, как сознание, столь же непонятно, как и появление джинна из лампы Алла-дина», приходят к нигилистическому отрицанию социаль­ной природы сознания, отождествляют его с биологиче­скими процессами, основу которых составляют механиче­ские ответные реакции организма при оценке различных жизненных ситуаций. Философы данного течения заявля­ют о невозможности раскрыть природу сознания научны­ми средствами.

Таковы вкратце идеалистические взгляды на проблему сознания в истории философии.

 

На идеалистических позициях, по существу, стоят и сторонники дуализма в философии. Они исходят из при­знания двух независимых субстанций: материи и созна­ния, бытия и духа. В настоящее время, развивая линию основоположника дуализма Р. Декарта, появились различ­ные теории «психофизического параллелизма».

Дуалисты признава­ли существование двух равноправных и независимых основ (субстанций) — материальной и духовной. На­пример, Р. Декарт рассматривал физиологические и психические процессы как независимые друготдруга.

Нужно отметить, что заслуга введения в научный и философский аппарат (словарь) термина " сознание" принадлежит французскому фи­лософу Декарту.

Кроме последовательно материалистического и последова­тельно идеалистического решения вопроса об отношении соз­нания к материи, существуют и некоторые другие. Особый ин­терес в этом плане представляет дуализм, о котором уже шла речь, с его двухосновностью мира и " равноправием" материи и сознания. Дуализм ~ явление историческое, то есть на каждом этапе развития философии и естествознания он вызывается к жизни определенными конкретными причинами и наполняется конкретным мировоззренческим смыслом.

Одно дело — непоследовательность дуализма времен Де­карта. Создав первое в истории физиологии учение об условном рефлексе. Декарт как естествоиспытатель исходил из причастности мозга к мышлению, сознанию. Но два обстоятельства мешали Декарту и его сторонникам сделать из открытия последовательно материалистический вывод; во-первых, идеологиче­ская обстановка и традиции своего времени (засилье религии и идеализма) и, во-вторых, самим естествознанием еще не был накоплен достаточный экспериментальный материал для убеж­дающего объяснения взаимосвязи психологических и физиоло­гических процессов в организме. В этих условиях дуализм Де­карта принял форму стыдливого материализма, что для своего времени было явлением прогрессивным: взамен подчинения природы, материального духовному провозглашалось их равноправие и (на этой основе) взаимодействие. Напомним, что этот дуализм души и тела был преодолен в спинозовском учении о единой субстанции.

Другое дело — дуализм в философии и естествознании XX века. Сегодня уже нельзя сослаться на отсутствие эксперимен­тальных данных для вывода о мозге как органе мышления и мысли как функции мозга, а тем не менее существует течение так называемого психофизиологического параллелизма (Ч. Шеррингтон, Д. Экклс и др.). Это уже стыдливый идеализм.

 

Материалисты, которые мыслили метафизически, стояли в ос­новном на позициях гилозоизма или панпсихизма, согласно которым вся материя одушевлена и владеет определенными психическими свойства­ми, хотя человеческая психика " вырабатывается" не всей материей, а наиболее сложной формой живой материи.

Что касается метафизического материализма, тоонвсегда выступал против идеализма и религии. Вместе с тем непонимание социальной природы сознания при­водило сторонников метафизического материализма и естествоиспытателей к выводу, что мышление чело­века способно выполнять лишь функцию пассивного созерцания реального мира.

Трудности в понимании психики, в понимании того, как из материи неощущающей возникла материя ощу­щающая, приводили ученых к различному истолкова­нию этого вопроса. Так, например, Дж. Бруно считал, что вся материя одушевлена, обладает психическими свойствами. Это философское учение о всеобщей оду­шевленности материи получило название гилозоизм. Некоторые представители философии и естествозна­ния (К. Фогт, Л. Бюхнер, Я. Молешотт и др.) стреми­лись «назвать мысль материальной». Ф. Энгельс отно­сил их к числу «вульгарных материалистов», а В. И. Ленин пояснял, что стремление назвать мысль материальной ведет к смещению материализма с иде­ализмом и к мировоззренческой путанице. Вместе с тем В. И. Ленин отмечал, что нельзя резко противопостав­лять материю и дух, что это противопоставление до­пустимо лишь при решении основного вопроса фило­софии, т. е. в тех пределах, «которые определяют на­правление гносеологических исследований. За этими пределами оперировать с противоположностью мате­рии и духа, физического и психического, как с абсо­лютной противоположностью, было бы громадной ошибкой».

В чем сущность вульгарного материализма? Его представители смотрели на сознание как на разновид­ность вещества, сводили сознание к его материально­му субстрату — физиологическим нервным процессам, протекающим в мозгу человека. Вот как, например, рассуждал К. Фогт: «Все способности, известные под названием душевной деятельности, суть только отправ­ления мозгового вещества или, выражаясь несколько грубее, мысль находится почти в таком же отношении к головному мозгу, как желчь к печени». Вульгарные материалисты не понимали и социаль­ной обусловленности природы сознания, игнорировали тот факт, что сознание есть функция мозга не челове­ка вообще, а человека как социального существа, сфор­мировавшегося в человеческом обществе, в определен­ной системе человеческих отношений. Известно мно­жество фактов как из прошлого, так и настоящего относительно того, что ребенок, рожденный человеком, но выросший и «воспитанный» в животном «царстве», вне человеческой социально-культурной среды, челове­ком не становится. Это так называемые лесные, дикие люди, у которых есть лишь биологическая предпосыл­ка сознания — мозг. Но этот мозг, лишенный социальной среды, не способен выполнять мыслительную и во­обще сознательно-психическую деятельность. Психи­ческие способности и свойства человека складываются в процессе его жизни в обществе и определяются кон­кретными социальными условиями. Человек становится сознательным существом, существом с развитым сознанием лишь в ходе общественного развития.

Завершая изучение темы в целом, необходимо под­черкнуть творческий, активный характер сознания, его относительную самостоятельность и обратное воздей­ствие на материю, бытие.

Мы рассмотрели основные проблемы, связанные с выяснением сущности сознания, особенностей его функционирования. Вопросы о соотношении индивиду­ального и общественного сознания, структуры и форм общественного сознания раскрываются в следующей теме.

 

Понимание сознания только как какой-то особенной духовной сущности не раскрывает действительную природу ни самого сознания, ни специфические отличия идеальных явлений от материально-при­родных. Как видим, проблема сознания, ее разрешение затрагивает прежде всего исходные мировоззренческо-методологические принципы отношений к классической философской дилемме тела и души: что яв­ляется определяющим и что чему предшествует. Поэтому разграничение материального и духовного, физического и психического (ментального) имеет принципиальное значение не только для самой философии, но и для наук, что изучают феномен сознания. Это позволяет понять, что ключевым значением для раскрытия действительной природы соз­нания и сущности идеального является диалектико-материалистическое решение основного вопроса философии. Вместе с тем диалектико-материалистическое решение основного вопроса философии форму­лирует довольно жесткое требование: абсолютное противопоставление материи и сознания. Между материей и сознанием диалектическая " тождественность" и " отличие". Между ними существует как причинно-результативная, так и простран­ственно-временная связь. Сознание неразрывно связано с материей, по­скольку оно существует только как свойство высокоорганизованной ма­терии, как функция мозга человека. По своему происхождению сознание есть функция материального, а по своему качеству существенно отлича­ется от него.

Материализм всегда боролся против этих положений, утверждая, что разум не может быть демиургом мира, по­тому, что сам он является продуктом высшей формы его организации. Отвергая идеалистические и дуалистические представления о сознании как особой субстанции, домарксистский материализм рассматривал сознание как по­знавательный образ, как отражение мира в мозгу человека, как атрибут, функцию особым образом организованной материи, то есть мозга.

Если идеализм всегда, так или иначе, вырывал пропасть между сознанием и миром, то материализм всегда искал общность, единство между явлениями сознания и объек­тивным миром, выводя духовное из материального, рас­сматривая бытие как определяющее и первичное по отно­шению к сознанию.

 

 

2. ОТРАЖЕНИЕ КАК ВСЕОБЩЕЕ СВОЙСТВО МАТЕ­РИИ. КАЧЕСТВЕННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ФОРМ ОТРА­ЖЕНИЯ НА РАЗЛИЧНЫХ УРОВНЯХ РАЗВИТИЯ МАТЕРИИ.

Категория сознания позволяет раскрыть удиви­тельную способность человека — воспроизводить в своих идеальных образах объекты и свойства окру­жающего мира, их взаимосвязи и взаимодействия.

Сознание является чрезвычайно сложным и свое­образным предметом изучения. И хотя каждый прохо­дящий год приносит новые открытия из области сознания (мышления), в нем остается еще много неиз­вестного и загадочного. Таинственные свойства чело­веческой психики порой порождают весьма сомнитель­ные гипотезы.

Какими бы удивительными свойствами ни облада­ло наше сознание, оно не сверхприродный дар, а есте­ственное следствие развития и усложнения матери­ального мира.

Уяснить сущность отражения, эволю­цию форм отражения — это задача нашего первого вопроса. При его изучении мы будем руководствоваться положением В. И. Ленина о том, что «вся материя обладает свойством, по существу родственным с ощу­щением, свойством отражения...».

Что понимается под отражением? Отражение есть свойство материальных систем в процессе взаимодей­ствия воспроизводить особенности других систем. Можно сказать, что отражение есть результат взаимо­действия объектов.

Необходимо различать философское и физическое понимание отражения. В физике термин " отражение" обычно упот­ребляется как синонимотталкивания, отбрасывания данного тела другим. В этом смысле говорят об отражении светового луча зеркалом, отражении тел при ударе (например, при столк­новении молекул газа). В философии под отражением понимают коренное свойство материальных объектовреагировать на воздействие внешних условии определенными внутренними изменениями. Из этого свойства всей материи с появлением органической жизни вырастает раздражимость, а затем на иных, качественно более высоких ступенях организации материи — ощущение и сознание.

Отражение есть способность материальных систем (тел) из­меняться под воздействием других систем (тел), возобновлять в своих изменениях особенности объектов, которые воздействуют на них, сохранять " следы" взаимодействия с ними. Отражающее, так или иначе, воспроизводит отражаемое, и сведения об этом выступают в форме информации, которая является содержанием отражения.

Отражение как атрибутивное свойство материального дает неоди­наковые результаты. Это зависит от своеобразия форм движения материи, системно-структурной организации материальных объектов. Поскольку отражение есть всеобщее свойство материального, постольку информа­ционные процессы имеют место и в неорганической природе, и в мире животных и растений, и в обществе.

С простейшей формой отражения мы встречаемся в неорганическом мире (проводник нагревается и удлиняется, если он включен в электрическую цепь; окисляются металлы, находящиеся на воздухе; оста­ется след на снегу, если прошел человек; капля, падая с крыши, образует «лунку» и т. п.). Это пассивное от­ражение. Оно осуществляется в форме механических и физико - химических изменений (реакций).

По мере усложнения организации материи и появ­ления жизни на Земле у простейших организмов (аме­ба, инфузория туфелька и др.), а также растений сформировалась способность «отвечать» на воздейст­вие внешней среды и даже усваивать (перерабаты­вать) продукты этой среды (скажем, насекомоядные растения — пузырчатка, мухоловка, росянка, жирянка и др.). Эта форма отражения называется раздра­жимостью. Она пред­ставляет собой ответную реакцию на воздействие извне. Раздражимость характеризуется опреде­ленной избирательностью (простейший организм, рас­тение, животное приспосабливается к окружающей среде. Например, на воздействие световых лучей растение реаги­рует изменением положения листьев, поворачивает их так, что они оказываются перпендикулярными к падающим лучам).

 

Прошли многие миллионы лет, прежде чем появи­лась способность ощущения, с помощью которого уже более высоко организованное живое существо на основе сформировавшихся органов чувств (слуха, зре­ния, осязания и др.) приобрело способность отра­жать отдельные свойства объектов — цвет, форму, твердость, мягкость, сухость, влажность и т. п. Это стало возможным потому, что у животных появился специальный аппарат (нервная система), который позволяет активизировать их отношения с окружаю­щей средой (С появлением более сложных живых организмов, в частности, организмов, имеющих нервную систему, отраже­ние становится более совершенным.Теперь оно выступает в форме возбудимости, чувствительности. Особенностью этой формы являет­ся то, что здесь отражательную функцию начинает выпол­нять специальный орган — нервная система. Она осущест­вляет контроль над взаимодействием организма с внеш­ней средой. Отдельные ее ткани или клетки воспринимают идущие извне воздействия, другие переда­ют возникшее раздражение в соответствующие части орга­низма и тем самым обеспечивают осуществление им необ­ходимой ответной реакции).

 

Высшей формой отражения на уровне животного царства является восприятие (психическое отражение), которое позволяет охва­тить объект в его целостности и полноте. Психика (как результат взаимодействия мозга с внешним ми­ром) и психическая деятельность позволили живот­ным не только приспосабливаться к окружающей сре­де, но и в определенной мере проявлять внутреннюю активность по отношению к ней и даже изменять сре­ду (хотя бы своим присутствием, потреблением того, что дает природа и т. п.). Возникновение психики у животных означает появление нематериальных про­цессов. Как показали исследования И. П. Павлова и его последователей, в основе психической деятель­ности лежат безусловные и условные рефлексы голов­ного мозга. Цепь безусловных рефлексов является биологической предпосылкой формирования инстинк­тов. Наличие у животных ощущений, восприятий, «впечатлений», «переживаний» (первая сигнальная система), наличие элементарного (конкретного, «пред­метного») мышления есть основа возникновения чело­веческого сознания.

В ходе эволюции живое приобретало способность реагировать не только на такие предметы, которые непосредственно (благоприятно или разрушительно) воздействуют на него, но и на вроде бы безразличные для него в данный момент объекты, поскольку они становятся сигналами о вероятных в будущем внешних воздействиях. Благодаря этому организм может ориентироваться в меняющейся среде, своевременно находить благо­приятные условия и избегать неблагоприятных. У живого фор­мируется способность как бы предвидеть будущую ситуацию, возникает наглядное представление о ней. В основе этой спо­собности лежит так называемое опережающее отражение дейст­вительности, концепция которого разработана П. К. Анохиным. Не будет преувеличением сказать, что опережающее отражение — одна из важнейших форм отражения на уровне живого: жи­вотное (как и растение) лишь тогда получает достаточные шансы на выживание и воспроизводство вида, когда успевает зара­нее подготовиться к воздействию будущих событий.

«Психика» связана непосредственно с основным вопросом философии и рассматривается как свойство вы­сокоорганизованной материи, заключающееся в отражении объек­тивного мира в форме идеальных образов.

Ученый различает три этапа развития психики жи­вотных: элементарную сенсорную психику (способность отражать отдельные свойства среды), перцептив­ную психику (способность отражать целостные вещи в форме сложных восприятий и даже представлений) и интеллект, характерный лишь для наибо­лее развитых животных.

 

Сознание — явление психическое. Понятие «психика» шире понятия «сознание». Отметим, что психика присуща и животному, а сознание — только человеку.

Переход от одного этапа к другому есть совершенство­вание отражательно-образной психической деятельности и ее аппарата — условно-рефлекторного механизма. Этот процесс приводит к формированию наивысших психиче­ских способностей — образного отражения действитель­ности в человеческих ощущениях, восприятиях и пред­ставлениях.

И, наконец, СОЗНАНИЕвысшая – социальная форма отражения. Социальная форма отражения действительно­сти связана с активно-преобразовательной деятельно­стью людей, созиданием ими «второй природы». Она связана с чувственным и логическим познанием. Логи­ческое познание включает в себя: понятия, суждения, умозаключения, анализ, синтез, индукцию, дедукцию и т.д.

Чувственное познание включает: зрительные, слуховые, вкусовые, обонятельные, тактильные ощущения, а также восприятия и представления. Обо всем этом вы можете прочитать в следующей теме «Познание».

К психическим явлениям относят все осознанные и не­осознанные, познавательные процессы и образования (ощущения, восприятия, представления), психические состояния (радость, бодрость, усталость и др.), а также психические свойства личности (находчивость, наблюда­тельность, типы темперамента и др.).

Сознание есть свойство человеческого мозга, кото­рое лежит в основе процесса познания. Ядром сознания является знание.

Сознание — продукт длительного, не только биологиче­ского, но и социального развития, то есть явление общественное, поскольку оно возникает и развивается вследствие возникновения и развития человеческого общества.

Сознание есть специфически человеческая форма идеального воспроизведения объективного мира. Тем самым человек получает возможность не только определять свое отношение к миру, свое место в нем, духовно его осваивать, но и прогнозировать и организовывать свою деятельность. Именно благодаря сознанию человек творит, создает мир собственной духовной сущности, предметно-вещественный мир " второй природы", изменяет и приспосабливает его к своим потребностям и интересам, идеалам и целям. Отсюда большая роль тех или других соци­ально-ценностных установок, морально-этических ценностей, теорети­ческих предсказаний, гипотез, суждений, которые господствуют в обще­ственном сознании, норм и суеверий в повседневно-жизненном отраже­нии мира.

 

Сознание высшая форма отражения действи­тельного мира, свойственная только человеку. Оно связано с членораздельной речью, логическими обоб­щениями, абстрактными понятиями «Ядром» созна­ния, способом его существования является знание. В. И. Ленин характеризовал сознание как субъектив­ный образ объективного мира. Это означает, что со­знание принадлежит субъекту, человеку, а не окру­жающему миру. Но содержанием сознания, содержа­нием мыслей человека является этот мир, те или иные его стороны, связи, законы. Вместе с тем субъектив­ное означает и некоторое «отступление» от действи­тельности, некоторое несоответствие образа его оригиналу. «Человеческие понятия, — писал В. И. Ле­нин, — субъективны в своей абстрактности, оторван­ности, но объективны в целом, в процессе, в итоге, в тенденции, в источнике».

Завершая рассмотрение первого вопроса, следует заметить, что отражение в неживой природе соответ­ствует первым трем формам движения материи (меха­нической, физической, химический), отражение в жи­вой природе — биологической форме, а сознание — со­циальной форме движения материи.

Понимание сознания в материалистической филосо­фии и психологии исходило, таким образом, из двух прин­ципов: из признания сознания функцией мозга и из того, что оно есть отражение внешних воздействий.

Говоря о сознании, в первую очередь, следует сказать, что оно является продуктом, свойством высокоорганизован­ной материи, то есть мозга.

Не случайно подчеркивают этот момент. Если сравнить мозг с другими органами человека — печенью, сердцем, легкими и др., то увидим, что все они имеют объем, форму, цвет и т. д. (конечно, мозг тоже), но свойство мыслить име­ет только мозг.

Мозг человека отличается от других (не только орга­нов, но и) элементов всей природы тем, что он один об­ладает способностью к саморегенерации духовных про­цессов, самоуправлению этими процессами, памятью, мышлением, логикой и способностью, называемой фантазией.

Этот комплекс особенностей мозга человека называет­ся разумом.

Сознание существует не отдельно, а только как свой­ство мозга. И оно отражает мир в форме идеальных обра­зов.

Материя и сознание имеют то общее, что они сущест­вуют реально. Но это разные реальности. Материя — есть объективная реальность, а сознание — субъективная реа­льность. Материя существует вне и независимо от сознания, сознание — это внутренний мир, духовный мир чело­века.

Сознание есть способность нашего мозга отражать ма­териальный мир.

В философской литературе понятие «сознание» упо­требляется далеко не однозначно. Под сознанием в ши­роком смысле слова имеется в виду психическое отраже­ние действительности независимо от того, на каком уровне оно осуществляется, биологическом (психика жи­вотных), или социальном (сознание человека) и в каких формах — чувственных (ощущения, восприятия, пред­ставления) или логических (понятия, суждения, умоза­ключения).

Когда имеется в виду сознание именно в этом широ­ком философском смысле, то тем самым подчеркивает­ся его понимание лишь в аспекте основного вопроса фи­лософии как вторичного по отношению к объективному миру.

В более узком смысле слова под сознанием понимается не просто психическое отражение мира, а высшая, специ­фически человеческая форма психического отражения объективной реальности.

 

ТИПЫ   ФОРМЫ   ПРИМЕРЫ  
Отражение в неживой природе (пассивное)   Механическая   Следы животных на песке  
Физическая Отражение предмета в воде, в зеркале
Химическая   Отпечатки давно умер­ших растений на ка­менном угле, извест­няке  
Отражение в живой природе (биологическое)   Раздражимость   Движение растений за солнцем  
Рефлексы, инстин­кты   Пищевые, обороните­льные, половые, условные и безуслов­ные рефлексы  
Элементарная психика   Обман животными охотника или жертвы  
Социальное, осознан­ное отражение (связанное с приспособле­нием природы к потребностям общественного разви­тия)   Чувственное по­знание   Зрительные, слуховые, вкусовые, обонятель­ные, тактильные ощу­щения, восприятия, представления  
Логическое позна­ние   Понятия, суждения, умозаключения  

Схема 1. Типы и формы отражения

Отражение свойство тел воспроизводить особенно­сти других, воздействующих на него тел.

3. УСЛОВИЯ И ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СОЗНАНИЯ. РОЛЬ ТРУДА, ОБ­ЩЕНИЯ И ЯЗЫКА В ФОРМИРОВАНИИ И РАЗВИ­ТИИ СОЗНАНИЯ. ОБЩЕСТВЕННО-ИСТОРИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ СОЗНАНИЯ

Сущность сознания социальна. Но его формирование у человека предполагает наличие опре­деленных биологических, в том числе и физиологиче­ских предпосылок. Сознание человека могло возник­нуть только на уровне общества, а способность чело­века мыслить—лишь при вступлении его во взаимосвязь с другими людьми, с возникновением об­щественных отношений и овладением миром культу­ры. В сознании же современного человека аккумули­рован опыт многих поколений людей.

Социальная сущность сознания была раскрыта Ф. Эн­гельсом в статье «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека». При изучении этой работы не­обходимо выделить следующие моменты:

а) в процессе биологической эволюции далеких предков человека создаются предпосылки перехода к труду (прямая походка, высвобождение передних конечностей, развитие психики и т. п.);

б) труд начинается с использования предметов са­мой природы в качестве орудий деятельности

(труд - деятельность, которой пред­шествует осознание ее цели);

в) простейшие трудовые навыки расширяют круго­зор, совершенствуют мозг, обусловливают переход к изготовлению орудий труда, совместному труду и об­щению;

г) потребность передать определенную информа­цию друг другу обусловила специальный орган — неразвитая гортань обезьяны все более совершенствова­лась и приобретала способность издавать членораздельные звуки;

д) язык становится важнейшим фактором дальней­шего познания, средством передачи и хранения информации, основой существования абстрактного, обоб­щенного мышления (язык, в широком смысле слова, рассматривается как система знаков, с помощью которых человек и человечество осваивают многообраз­ный мир. Сюда относят не только абстрактный логиче­ский язык, но и язык символов — искусственные языки науки (математические и химические формулы, графики и т. д.), различные формы художественно-образного языка искусства (живописи, музыки, скульптуры, архитектуры и др.), а также особая система сигнализации, которой поль­зуются глухонемые. Об этих проблемах мы довольно по­дробно поговорили на лекциях по логике.

Языковые знаки отличаются от идеальных образов. Образ — это мысленное или чувственное отражение пред­мета субъектом, его слепок. Знаки же передают значение вещей, явлений действительности, выступая их своеоб­разными заменителями ).

 

Каждый из этих моментов следует подкрепить со­ответствующими положениями Ф. Энгельса. Так, отме­чая изменения в образе жизни человекообразных обезьян, Энгельс отмечал, что они «стали усваивать все более и более прямую походку. Этим был сделан решающий шаг для перехода от обезьяны к челове­ку». Следствием этого явилось то, что рука стала сво­бодной и могла выполнять различные трудовые опера­ции. Причем, «рука... является не только органом тру­да, она также и продукт его».

Необходимость общения в процессе труда вызвала появление языка и органов речи. Энгельс выделяет два важнейших фактора: «Сначала труд, а затем и вместе с ним членораздельная речь явились двумя самыми главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьяны постепенно превратился в человеческий мозг...».

Труд оказал влияние на развитие и совершенство­вание органов чувств (зрения, слуха, обоняния, ося­зания и др.). Он способствовал не только биологическому изменению человека, но и возникновению об­щественных форм и видов жизнедеятельности. Появляется разделение труда, выделяются охота, рыболовство, скотоводство, земледелие. Постепенно раз­виваются «прядение и ткачество, обработка металлов, гончарное ремесло, судоходство. Наряду с торговлей и ремеслами появились, наконец, искусство и наука; из племен развились нации и государства. Развились право и политика, а вместе с ними фантастическое от­ражения человеческого бытия в человеческой голо­ве — религия».

 

При рассмотрении общественно-исторической сущ­ности сознания как высшей формы отражения действите­льности следует опираться на положение о том, что созна­ние есть общественный продукт, и возникает оно в про­цессе целесообразной, активно преобразующей деятельности людей.

Особенности психического отражения человеком внешнего мира связаны с особенностями его бытия.

У животных образ жизни характеризуется приспособле­нием к природной среде, слиянием с ней, неспособностью вследствие этого к конструктивным изменениям условий существования. Изменения здесь носят односторонний, потребительский характер.

У человека качественно другое отношение к окружа­ющей среде. Оно характеризуется активным целенаправ­ленным преобразованием естественной среды и созданием новой жизненной среды — второй природы. Разумеется, момент приспособления присущ и человеку, но это при­способление в обществе осуществляется путем преобра­зования.

Вторым качественным признаком образа жизни чело­века, определившим его сущность, является труд в его спе­цифической форме, то есть деятельность, которой пред­шествует осознание ее цели.

В отличие от трудовой деятельности человека живот­ные не только не могут целенаправленно и систематиче­ски преобразовывать окружающий их мир, но и использо­вание ими простейших орудий труда носит случайный харак­тер, не говоря о том, что ни одна обезьяна в отличие от первобытного дикаря «не изготовила когда-либо хоть бы самого грубого каменного ножа», — писал Ф. Энгельс, ко­торый указывал на огромную роль труда в формировании человека.

Таким образом, переход от приспособительной деятельности к преоб­разовательной внес коренные изменения в поведение и потребности людей.

Итак, появление и развитие трудовой деятельности яв­ляется величайшим скачком в процессе формирования че­ловека (из обезьяны), преобразования поведения, потреб­ностей и мозга человека.

Второй, важнейшей предпосылкой постепенного пре­вращения мозга обезьяны в человеческий мозг явилась членораздельная речь. Она возникает в ходе совместной де­ятельности членов первобытного общества как настоятельная потребность общения и взаимопонимания для до­стижения общей цели — успешной борьбы с природой. Эта потребность создала и соответствующий орган речи.

Необходимо отметить, что речь человека обозначает предметы и их свойства, многообразные отношения. В процессе своей речевой деятельности человек последо­вательно двигается от конкретно-предметного мышления к абстрактному мышлению. Последнее зародилось на базе образования в мозгу второй сигнальной системы — высшей формы нервной деятельности человека. Мышление челове­ка в отличие от рассудочной деятельности животного осу­ществляется в теснейшей связи с языком.

Ф. Энгельс отмечал и главное отличие человека от животных. Оно состоит в том, что животные лишь приспосабливаются к природе, потребляют то, что она дает, человек же изменяет природу в соответствии со своими целями. Он «заставляет ее служить своим це­лям, господствует над ней. И это является последним существенным отличием человека от остальных живот­ных, и этим отличием человек опять-таки обязан тру­ду». В человеке биологическое и социальное находятся в единстве и взаимной обусловленности.

 

4. СОЗНАНИЕ И МОЗГ. ИДЕАЛЬНОЕ И МАТЕРИАЛЬНОЕ.

Биологической предпосылкой сознания человека является его головной мозг. Он представляет собой сложную материальную, физиоло­гическую систему, действующую, в свою очередь, в целостной системе, какой является человеческий орга­низм.

Важно понимать, что между физиоло­гическими и психическими процессами существует качественное различие.

Первые (физиологические процессы) материальны, вто­рые (психические процессы) — субъективны, идеальны.

Это значит, что высшая нервная дея­тельность мозга (материальная по своей природе) есть физиологическая основа психического сознания человека.

Сознание не сводится ни к отражаемому (объективному миру), ни к физиологическим процес­сам, происходящим в мозгу человека.

Сознание - как высший про­дукт материи (т. е. физического), как высшая форма отражения действительности, как функция особенно сложного вида материи - человеческого мозга есть субъективныйобраз внешнего ми­ра, идеальный по своей приро­де, хотя его содержание и детерминировано самим объективным миром.

Идеальным сознание называют потому, что образы человека не заключают в себе фи­зических, химических или иных материальных свойств.

Из сказанного можно сделать следующий вывод:

Материальное и идеальное, - материя и сознание имеют то общее, что они существуют реально. Но это разные реальности.

Материя - есть объективная реальность, а сознание - субъективная реальность.

Материя существует вне и независимо от сознания; Сознание - это внутренний, духовный мир человека.

Таким образом, в сознании человека отражаются не физиологические процессы, а внешний мир. Сознание - есть способность нашего мозга отражать материальную действительность (мир).

Развивая мысль о соотношении материального и идеального (в практической деятельности человека и в исторической ретроспективе), важно подчеркнуть, что материальное предшествует идеальному, «логика действия предшествует логике мышления».

Нагляд­но-действенное мышление (АКЫН) совершается при восприя­тии предмета в процессе практического действия с ним. Оно позволяет человеку сделать следующий шаг в мышлении — перейти к наглядно-образному мышлению, мышлению в представлениях.

В дальнейшем в процессе труда и освоения культу­ры у человека формируется способность создавать идеальный план деятельности.

Идеальное приобрета­ет относительную самостоятельность. Оно (идеальное) «вплетено» в материальное через пре­образующую деятельность человека, через знаковую (словесную) систему.

Таким образом, в ходе практического и теоретиче­ского освоения действительности происходит своеобразный («спиралевидный») цикл — материальное пре­образуется в идеальное, а идеальное — в материаль­ное.

 

В такой же взаимосвязи следует рассматривать мышление и язык.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.033 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал