![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Структура сознания.
Сознание расчленяемо на три подсистемы: предметное сознание, сознание как переживание и самосознание. I. ПРЕДМЕТНОЕ СОЗНАНИЕ (Познавательная сфера):
Предметно-преобразующая деятельность людей в процессе социальной эволюции выработала способность человеческой психики создавать идеальные модели осуществляемого, осуществлять мысленный отход за границы непосредственно воспринимаемого. Интеллектуальным механизмом этого является представление - создание разных типов модельных конструкций в самом сознании путем сложной аналитико-синтетической деятельности.
Интуитивно постигнуть — значит догадаться, угадать, сообразить, «смекнуть», в чем дело. Очень много великих, известных людей в своих воспоминаниях пишут о том, как им удавалось сделать свои великие открытия неожиданно, интуитивно, «озарением». Это подтверждает, что интуиция в творчестве играет огромную роль.
Творческий характер познания. В отличие от психической деятельности животных (даже от их так называемого элементарного мышления) сознание человека представляет собой творческую силу. Способность к творческому освоению действительности заложена в основе самой человеческой психической деятельности как высшей формы отражения. Опережающее отражение действительности, о котором уже шла речь, конкретизируется в человеке в форме чувственных и умственных образов, предвосхищающих практические действия человека и придающих им целенаправленный характер. Человек не только осуществляет глубокий, всесторонний анализ и синтез наблюдаемых явлений, процессов действительности, но обладает способностью абстрагирования, обобщения. Именно процесс абстрагирования дает возможность отвлекаться от частностей, открывать в явлениях общее, глубокие связи и отношения действительности и на этой основе проникать в глубь, в сущность явлений. Этот процесс проникновения в сущность сопровождается созданием новых понятий, формулированием законов, новых теорий, которые отражают объективно существующие процессы. Процесс выработки понятий, разработки научных теорий есть процесс превращения материального в идеальное. Лишь такая творческая способность человека позволяет не только целесообразно приспосабливаться к объективному миру, но и изменять его, ставить на службу обществу. Некоторые исследователи считают, что процесс творчества — это всецело бессознательный процесс. На счет «всецело» можно поспорить, но нет сомнения в том, что в процессе открытия, «озарения» человеческая мысль движется не только прямыми, логическими путями под контролем сознания, но зачастую черпает ассоциации и аналогии из самых глубин памяти. Неожиданные творческие ассоциации часто возникают первоначально в подсознании, а затем рождается продуктивная идея. Процесс творчества проходит фазы: вдохновения, продуктивного воображения, озарения новой идеей, ее логической обработки, проверки и реализации.
II. СОЗНАНИЕ КАК ПЕРЕЖИВАНИЕ («ДУША»):
|