Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Структура сознания.






Сознание расчленяе­мо на три подсистемы: предметное сознание, сознание как переживание и самосознание.

I. ПРЕДМЕТНОЕ СОЗНАНИЕ (Познавательная сфера):

  1. Когнитивно-информационные процессы:
  1. Перцептивные процессы (чувственное = сенсетивное познание): ощущение, восприятие, представление;
  2. Рациональное познание (абстрактно-мыслительная деятельность, оперирующая понятиями). Сюда можно отнести понятийно-логические, языко-речевые, образно-наглядные процессы.
    • Внимание - избирательность познавательной деятельности, ее направленность на определенный объект (организует познание, делает его целенаправленным);
    • Память - способность запечатлевать, хранить и воспроизводить информацию об объекте - опыт (объединяет новые и старые знания, углубляет их);
    • Воображение - создание представлений и мыслительных ситуаций, никогда ранее не воспринимавшихся.

Предметно-преобразующая деятельность людей в процессе соци­альной эволюции выработала способность человеческой психики созда­вать идеальные модели осуществляемого, осуществлять мысленный от­ход за границы непосредственно воспринимаемого. Интеллектуальным механизмом этого является представление - создание разных типов мо­дельных конструкций в самом сознании путем сложной аналитико-синтетической деятельности.

    • Интуиция - это спо­собность постижения истины путем прямого ее усмотре­ния, без обоснования с помощью доказательства.

Интуи­тивно постигнуть — значит догадаться, угадать, сообра­зить, «смекнуть», в чем дело. Очень много великих, известных людей в своих воспоминаниях пишут о том, как им удавалось сделать свои великие открытия неожиданно, интуитивно, «озарением». Это подтверждает, что интуиция в творчестве играет огромную роль.

    • Творчество

Творческий характер познания. В отличие от психической деятельности животных (даже от их так называемого элементар­ного мышления) сознание человека представляет собой творческую силу. Способность к творческому освоению действительности за­ложена в основе самой человеческой психической деятельности как высшей формы отражения. Опережающее отражение действи­тельности, о котором уже шла речь, конкретизируется в человеке в форме чувственных и умственных образов, предвосхищающих практические действия человека и придающих им целенаправлен­ный характер.

Человек не только осуществляет глубокий, всесторон­ний анализ и синтез наблюдаемых явлений, процессов действительности, но обладает способностью абстраги­рования, обобщения. Именно процесс абстрагирования дает возможность отвлекаться от частностей, открывать в явлениях общее, глубокие связи и отношения действи­тельности и на этой основе проникать в глубь, в сущ­ность явлений. Этот процесс проникновения в сущ­ность сопровождается созданием новых понятий, фор­мулированием законов, новых теорий, которые отражают объективно существующие процессы.

Процесс выработки понятий, разработки научных тео­рий есть процесс превращения материального в идеаль­ное. Лишь такая творческая способность человека позво­ляет не только целесообразно приспосабливаться к объек­тивному миру, но и изменять его, ставить на службу обществу.

Некоторые исследователи считают, что процесс твор­чества — это всецело бессознательный процесс. На счет «всецело» можно поспорить, но нет сомнения в том, что в процессе открытия, «озарения» человеческая мысль дви­жется не только прямыми, логическими путями под конт­ролем сознания, но зачастую черпает ассоциации и анало­гии из самых глубин памяти. Неожиданные творческие ас­социации часто возникают первоначально в подсознании, а затем рождается продуктивная идея.

Процесс творчества проходит фазы: вдохновения, про­дуктивного воображения, озарения новой идеей, ее логиче­ской обработки, проверки и реализации.

    • Язык - в его форме выражают и закрепляют результаты познания.
  1. Знания. Ядром сознания является знание. Знание - это подтвержденное отражение действительности. Сознание может включать не только верное отра­жение, но и вымыслы, догадки, религиозные, мифологи­ческие и другие взгляды.

II. СОЗНАНИЕ КАК ПЕРЕЖИВАНИЕДУША»):

 

  1. Эмоционально-психический мир сознания:

Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал