Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Государство и право Китая
Государство в Китае отличалось консервативностью. Оно не претерпело изменений со 2 в. до н.э. до нач. XX в. Китайская империя на протяжении этого огромного периода была устроена по типу восточной деспотии. Император был обожествлён, воплощал в себе всю полноту власти и был символом незыблемого государства. Управление империей осуществлялось через огромный военно-бюрократический аппарат. Главными имперскими ведомствами были военное, персонала, доходов, наказаний и обрядов. За ведомствами надзирала специальная служба – цензорат. Эта служба имела целую армию тайных агентов, которые докладывали о состоянии дел в империи. На высших должностях в цензорах и ведомствах находились кастраты, считавшиеся наиболее преданными и неподкупными чиновниками. Территория империи делилась на округа, уезды и общины. По всей территории располагалась армия, численность которой колебалась от 1 до 5 млн. человек. Ядро армии составляли наемники – кочевники. Существовал рекрутский набор от 18 до 60 лет. Рекрут служил пожизненно. Воины жили в военных лагерях. На самую опасную пограничную службу вдоль Великой стены направлялись за проступки чиновники, должники и преступники. Во время большой войны армия поступала под командование одного генерала, назначаемого лично императором. Этот генерал получал высшее воинское звание – генералиссимус. Китайское общество делилось на «благородных» (знать, крупные землевладельцы), «неблагородных» (мелкие землевладельцы, чиновники, военачальники, торговцы, ростовщики), «мелкий люд» (свободные крестьяне и ремесленники), «подлых людей» (зависимые крестьяне, батраки, рабы). Этот неменяющийся строй (2 в. до н.э. – XX вв. н.э.) возглавляли разные династии: со 2 в. до н.э. по II в.н.э. – династия Хань, со II в.н.э. до IX в. – династия Цзинь, с IX в. до XIII в. – династия Сун, с XIII в. до второй половины XIV в. – монгольская династия Юань, со второй половины XIV в. до сер. XVII в. – династия Мин, с сер. XVII в. до нач. XX в. – династия Манчжоу. Судебная система имела карательный характер. Окружной судья мог подвергнуть телесным наказаниям уездного судью или старосту в случае недостаточно сурового наказания, вынесенного им. Широко использовались пытки и публичные казни. Судебная система основывалась на своеобразном праве, которое проистекало от учения Конфуция (Кун–цзы, 551 – 479 гг. до н.э.). Конфуций учил жить в рамках небесного закона, который даёт человеку достижения гармонии с космосом. Благодаря этой гармонии Земля и Небо правильно взаимодействуют, перестают меняться времена года. Солнце, Луна и Звезды не отклоняются от своего пути, течёт поток воды и времени. Разделяются добро и зло, находят правильное выражение радость и гнев, проясняется высшее сознание, изменения не приводят к путанице. Мужское светлое начало (янь) и женское тёмное начало (инь) гармонично сливаются, что содействует космическому согласию. Последователи этого учения небесный закон рассматривали как взаимодействие моральных норм (ли) и жестких правовых норм (фа), действующих на основе священного принципа (сяо). Главная цель этого закона – не регулирование сферы свободы личности, а репрессия, санкция, устанавливающая безусловное повиновение старшим в широком смысле слова. Человек наказывался не только за совершённое преступление, но и за нарушение этой морали, даже если оно носило абстрактный характер. Например, человек мог быть приговорён к битью палками за непочтительную позу, вызывающий вид, дерзкий взгляд, усмешку и т.д. Конфуций сформулировал «10 зол», на основе которых писались все кодификации данного периода: 1 зло – заговор, измена; 2 зло – неподчинение, непокорность; 3 зло – несправедливость; 4 зло – порочность; 5 зло – великое непочтение; 6 зло – сыновья непочтительность; 7 зло – несогласие, разногласие; 8 зло – неправедность; 9 зло – кровосмесительство; 10 зло – мятеж против власти. Все лица, совершившие преступления, подпадавшие под эти «10 зол», а также члены их семей считались не исполнившими долг подданных. Преступники, их отцы и сыновья старше 16 лет подлежали смертной казни через обезглавливание. Женщины семьи (матери, незамужние дочери, жёны, наложницы вместе со слугами) конфисковывались в качестве рабов. Эта система китайского права действовала без изменений более 2 тыс. лет. Она была залогом стабильности и порядка.
|