Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Складывание системы канонического права
Канон по – древнегречески означает «правило». Каноническое право – это церковные правила. Идейным обоснованием этого права являлась философия Августина (354-430). Он разделил всю мировую историю на царство бога и царство сатаны, царство добрых и царство злых – порочных, на небесную и земную общину. Согласно доктрине Августина, ставшей официальным учением католической церкви, «земному граду» — миру (порождению дьявола и зла) противостоит «град Божий», или Небесное государство. Увязший в земной жизни и грехах человек не может преодолеть соблазнов и цепей «земного государства» по пути к «граду Божьему» без посредствующей роли церкви. Августин утверждал, что верные победят неверных через превосходство церкви над светским государством. Начиная с Августина, толкование Священного писания и изъятие из него стали практикой католической церкви. Высшим форумом этого толкования стали Вселенские соборы (собор – съезд епископов). Первый собор состоялся в городе Никее в 325 году.Председательствовал на нем сам император (в то время еще верховный понтифик римской языческой церкви; крестился Константин перед самой смертью). Осуществляя директиву императора, Никейский собор выработал символ веры, объявил христианскую церковь «вселенской» и «ортодоксальной» (непогрешимой). Там же было произнесено первое осуждение свободомыслия и провозглашен принцип нетерпимости, физического преследования и истребления иноверцев. Только что став легальной, христианская церковь восприняла худшие приемы своих недавних врагов. В конце IV в. эти толкования (толкования Вселенского собора) были собраны в Апостольские конституции, состоявшие из нескольких десятков правил. Эти правила установили основные обряды и догматы церкви, обязанности священников, критерии канонизации святых, таинства брака, признаки вероотступничества и ереси. В это же время (в IV в.) появились декреталии - постановления папы, призванные регулировать отношения во все более разраставшемся церковном государстве.В XII веке монах Грациан кодифицировал папские декреталии. Этот Свод Декреталий состоял из 3-х частей: в первой части речь шла о правах церкви, во второй – о 36 причинах начала церковного суда, в третьей – о свободе церкви в браке и обрядах. Этот Свод Грациана до сих пор является основой канонического права. Свод неоднократно дополнялся: в XIII веке ПапойГригорием IX, в XIV веке – Бонифацием VIII и Климентием V, в XV веке – Иоанном XXII. В 1583 году Свод был отпечатан, в 1917 году - заново отпечатан в новой редакции. Начиная с Папы Григория VII, каноническое право преподавалось в университетах. Значительный вклад в преподавание и развитие канонического права внесли профессора канонического права (канонисты). Таким образом, на основе Грацианова Свода возникла собственная церковная школа систематизаторов права – канонистов. В соответствии с каноническим правом папа Иннокентий III (1198-1216) учредил инквизицию (от лат. – «розыск, преследование»). Первыми инквизиторами-судьями стали монахи, которые исходили из греховности человека и его изначальной виновности. В 1232 году Римский Папа распорядился, чтобы всеми делами о ереси занимался орден монахов-доминиканцев. Доминиканцы быстро овладели искусством преследования всего того, что выходило за пределыих понимания и потому вызывало подозрение. Они обладали для этого всем необходимым: невежеством, фанатизмом, неразборчивостью в средствах. С 1252 г. инквизиция добилась права пытать всякого подозреваемого, попавшего в ее руки. Преследование она могла возбуждать и по слухам. Затем со 2-й половины XIII в. во всех христианских странах были учреждены суды-трибуналы во главе с епископами, применявшие самые изощрённые пытки и всегда добивавшиеся признания в ереси («еретики» - вероотступники, инакомыслящие) обвиняемого. Пытка, конечно, делала свое дело, тем более что инквизитор не был связан ни способом ее, ни временем. Он начинал пытку на любой стадии процесса и оканчивал ее, когда находил нужным или когда добивался признания, или когда его жертва умирала, не вынося мучений. При этом в протоколе пытки непременно указывалось, что в случае, если у пытаемого «сломается какой-либо орган» или он умрет, то будет виноват сам. «Признавшийся» приговаривался к публичному сожжению, его имущество конфисковывалось в пользу церкви. Упорство еретика приводило к сожжению всех его родственников. Последнее сожжение на костре по приговору инквизиционного суда было применено в Испании в 1826 г. Понимали ли инквизиторы, что пыткой можно добиться ложного вынужденного признания? Без сомнения. Но им было нужно создать обстановку всеобщего ужаса, позволяющего властвовать неограниченно. Один из самых жестоких гонителей духа, Конрад Марбурский (XIII в.) считал, что лучше убить 60 невиновных, чем дать ускользнуть одному виновному. Этот инквизитор послал на смерть сотни людей по простому подозрению. В 2000 году папа Иоанн Павел II (с 1978 г. первый поляк в череде итальянцев, палестинцев, греков, французов и немцев) извинился перед всем миром за злодеяние инквизиции и ошибки католической церкви.
|