Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Особенности государственного строя Японии по конституции 1947 г.
Итак, в 1947 г. Конституция вступила в действие. Была устанавливлена либерально-демократическая парламентарная монархия. Конституция сохраняла династийную преемственность императорского трона. Однако император рассматривается как «символ государства и единства народа». «Его статус определяется волей всего народа, которому принадлежит суверенная власть» (ст. 1). Правомочия монарха существенно ограничивались (ст. 4). Вместе с тем в духе английского конституционализма он по представлению парламента назначал премьер-министра; по представлению кабинета министров - главного судью Верховного суда; с одобрения кабинета осуществлял: промульгацию (официальное опубликование) поправок к Конституции, законов, правительственных указов и договоров, созыв парламента, роспуск палаты представителей, объявление всеобщих выборов, подтверждение назначений и отставок министров и других высших должностных лиц, подтверждение амнистий, смягчение наказаний и т.д. Все действия императора, относящиеся к делам государства, приобретали законную силу после одобрения Кабинета министров. Т.е. Конституция отвела императору роль английского монарха, - «царствовать, но не управлять». Согласно ст. 88 имущество императорской фамилии было предано государству. Доходы императорской семьи ограничивались теперь бюджетными ассигнованиями, утверждаемыми парламентом. Но император по-прежнему оказывал влияние на политическую жизнь страны. Законодательная власть была вручена парламенту, состоящему из палаты представителей (нижней) и палаты советников (верхней) (ст. 42). Первая избиралась на 4 года, вторая - на 6 лет с переизбранием половины советников через каждые три года. Предусматривалась парламентская неприкосновенность. Каждая палата имела право проводить расследование по вопросам государственного управления и требовать при этом явки и показаний свидетелей (ст. 62). Парламент был наделен правом создавать из числа депутатов суд для рассмотрения в порядке импичмента дел тех судей, против которых возбуждено дело об отстранении их от должности. Японское правительство являлось главным звеном государственной машины. Исполнительная власть была вручена Кабинету министров. Премьер-министра выдвигал парламент из числа своих членов, а потом он назначался императором. Премьер-министр назначал министров и мог по своему усмотрению отстранить их от должности. Он от имени Кабинета выступал в парламенте по вопросам внутренней и внешней политики, вносит в парламент проект бюджета и т.д. Статья 66 закрепляет принцип гражданского правительства, по которому ни один из членов Кабинета не мог быть военным лицом. Судебная власть находилась у Верховного суда и судов низшей инстанции. Главный судья Верховного суда назначались императором по представлению Кабинета министров, остальные назначаются Кабинетом. Судьи были независимы, действовали «согласно голосу своей совести» (ст. 76) и подчинялись только закону. В Конституции провозглашены демократические принципы юстиции: никто не может быть принуждаем давать показания против самого себя; никто не может быть осужден в случаях, когда единственным доказательством против него является его собственное признание, и т.д. Таким образом, государственный строй Японии был призван сделать из неё «нормальную западную» страну, не угрожающей западной демократии. Искоренение японского милитаризма являлось целью США, которая была достигнута в послевоенные десятилетия XX века.
|