Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Алжирский кризис и создание Пятой республики. Конституция 1958 г.
Таким образом, принятие новой Конституции не придало необходимой стабильности политической системе Франции. Социально-экономические противоречия, обостренные крушением колониальной империи, привели к крайней дестабилизации внутренней жизни страны. Начиная с 1954 г. в Алжире (считавшемся составной частью Республики с 1830 г. и разделенном на несколько полноправных департаментов с более чем миллионным французским населением на 8 млн. арабов) развернулась освободительная война арабского народа. Неудачные мероприятия правительства породили всплеск правых националистических настроений, особенно среди офицерства. В мае 1958 г. войска в Алжире подняли открытый военный мятеж против правительства под лозунгом «национального спасения». В результате выступления правых военных в Алжире весной 1958 г. страна была поставлена на грань гражданской войны. Острая политическая обстановка соединилась с нарастанием идейных противоречий между основными партиями парламентского большинства. Президент выступил с инициативой создания правительства «национального спасения» во главе с де Голлем, которому были бы предоставлены исключительные полномочия. В этих условиях парламент был вынужден передать всю полноту государственной властигенералу деГоллю, как имевшему наибольший авторитет в стране, и предоставить ему чрезвычайные полномочия. По инициативе де Голля был подготовлен новый проект Конституции. В сентябре 1958 г. в его поддержку высказалось 79, 25 % населения страны, и 4 октября 1958 г. новая Конституция вступила в силу. Новая Конституция определила принципы государственного устройства так называемойПятой республики. По новой Конституции центром политической системы Франции стал президент, избиравшийся на 7 лет прямым всеобщим голосованием. Ему отводилась роль национального арбитра, призванного обеспечить нормальное функционирование органов государственной власти. Президент не нес ответственности ни перед каким органом государственной власти и никем не контролировался. Кроме того, он обладал широкими полномочиями: назначал главу правительства и его членов, являлся верховным главнокомандующим, имел право роспуска Национального собрания, представлял Францию на международной арене, ему предоставлялось право назначения на высшие гражданские и военные должности и т.д. Президент был наделён значительными полномочиями и в законодательной сфере: он имел право подписывать и обнародовать законы, требовать от парламента нового обсуждения закона или отдельных его статей; право оспорить принятый парламентом законопроект и передать его в Конституционный совет (суд) для заключения о его соответствии конституции. В соответствии со ст. 19 свои наиболее важные полномочия - назначение правительства, роспуск палаты, введение в действие исключительных полномочий, передача законопроектов на референдум и ряд других — президент осуществлял единолично, без контрасигнирования со стороны премьера и соответствующих министров. Первоначально президент избирался коллегией выборщиков, но с 1962 г. были введены прямые выборы. Второе место в государственном механизме Конституция отводит правительству во главе с премьер-министром, на которое возлагается задача обеспечения выполнения законов, руководство вооруженными силами и проведение практической политики. Правительство было ответственно перед парламентом, который мог выразить правительству недоверие. Парламент республики образовывался из двух палат: Национального собрания и Сената. Национальное собрание избирается всеобщим прямым голосованием, Сенат обеспечивает представительство территорий и избирается косвенным голосованием. Обе палаты практически равноправны. Парламент имеет право принимать законы лишь в строго оговоренных в статье 34 Конституции рамках гражданского, уголовного, трудового права, организации суда и судопроизводства, установления налогов, принципов организации государственного аппарата и т.д. Вопросы, выходящие за рамки законодательных прерогатив парламента, регулируются нормативными актами правительства. Политический режим, установленный Конституцией 1958 г., можно определить как республику, сочетающую парламентскую и президентскую формы правлений, с преобладанием полномочий президента. Эта политическая система Пятой республики действует и по сегодняшний день. Инициатива пересмотра Конституции принадлежит президенту Республики, а также членам парламента (ст. 89). В последующие годы правящим кругам удалось обеспечить преемственность власти (даже после ухода де Голля с поста президента в апреле 1969 г.). Режим, который вначале многими воспринимался как временный, созданный под определенную личность, оказался достаточно устойчивым, способным адаптироваться к новым, современным условиям. С его помощью были в той или иной мере решены многие острые проблемы, стоявшие перед страной: структурная перестройка экономики в соответствии с требованиями общего рынка, стабилизация национальной валюты, упрочение международного положения страны. Эта политика была названа голлизмом. 21 декабря 1958 г. генерал де Голль, переживший более 19 покушений со стороны «алжирцев», не простивших ему Эвианских соглашений, отпускавших на волю Алжир, которому исполнилось 68 лет, был избран первым президентом Пятой республики в соответствии с новой Конституцией. Более 10 лет управляя страной, де Голль заложил все основные направления государственного развития, которые действуют и в наши дни. Среди них следующие: национальное величие Франции, экономический «дирижизм», профессионализм в качестве социального приоритета, урбанизация, поддержка «рантье», фундаментальная наука, экспорт капитала, деколонизация, ядерное оружие и развитие космической техники, неучастие в военных блоках, создание Общего дома от Атлантики до Урала, антикоммунизм.
|