Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Изменения в политической системе
Изменения в политической системе определялись действием классической двухпартийной системы. Консервативная партия существовала под синим флагом, лейбористская – под красным. С 1945 – 1951 гг. страной управляли лейбористы, с 1951 – 1964 гг. – консерваторы, с 1964 – 1970 гг. – лейбористы, с 1970 – 1974 гг. – консерваторы, с 1979 – 1996 гг. – эпоха Маргарет Тэтчер, с 1997 г. - нынешний Тони Блейер. В XX веке значительно возросла роль лидера партии. На выборах 1951 г. Уинстон Черчилль обратился к одному из избирателей, сказав: «… вы поддержите меня…», на что тот ответил: «Я скорее проголосую за дьявола». Черчилль, не смутившись, сказал: «Но если ваш друг не будет баллотироваться, тогда вспомните обо мне». В обеих партиях имеется механизм, позволяющий корректировать политический курс до выборов. Каждый член лейбористской партии может претендовать на пост председателя партии, может потребовать партийного референдума. У консерваторов ежегодно после тронной речи в течение 28 дней любой депутат-консерватор, заручившись поддержкой двух своих коллег, может спровоцировать перевыборы председателя партии. Голосует только консервативная фракция парламента. В первом туре необходим 15% отрыв претендента, во втором туре достаточно преимущества в один голос. Перевыборы председателя партии означают смену премьера до очередных выборов. Основные изменения в политической системе страны на рубеже XIX—XX вв. были обусловлены действием двух противоречивых тенденций. С одной стороны, появляются первые признаки упадка традиционного английского парламентаризма, заметно падение роли парламента. С другой стороны, британская буржуазия в своем стремлении завершить оформление своего политического лидерства в блоке с крупными землевладельцами осуществила ряд мер по демократизации государственного аппарата. Были приняты новые избирательные законы, проведены реформы парламента, местного управления и суда. Британский правящий класс начал все более целенаправленно использовать в своих целях рабочее движение, выступавшее за демократизацию политической жизни. Претерпела значительные изменения и партийная система. В XX в. в Англии сохраняетсядвухпартийная система, сущность которой заключается в господстве на выборах двух основных партий. До 1923 г. основными партиями Англии были консерваторы и либералы, образованные в середине XIX в.: консервативная партия оформилась на основе партии тори. В настоящее время она выражает интересы крупных промышленных и финансовых собственников; либеральная партия, опирающаяся на средний класс, возникла на основе партии вигов. С 1923 г. ее место заняла лейбористская партия - одна из ведущих партий Социалистического интернационала, возникла в 1901 г. как результат подъема европейского социал-демократического движения и появления в Англии социалистических групп и организаций (Социал-демократической федерации, Фабианского общества и др.). Создана была лейбористская («трудовая») партия в 1906 г. на базе Комитета рабочего представительства, включившая в себя на правах коллективного членства тред-юнионы, общество фабианцев и т.д.С 1918 г. в уставе партии появился пункт о создании общественной собственности на средства производства. В Хартии 1947 г. уже фигурировала идея «построения государства всеобщего благоденствия». Практические установки партии подразумевали расширение национализации промышленности, усиленное налогообложение богатых и т. п. (тогда как консерваторы, напротив, выступали за укрепление свободного частного предпринимательства и сокращение разных видов социальной помощи государства). По уставу (1950) коллективное членство, главным образом тред-юнионов, обеспечило массовость партии (свыше 6, 5 млн. коллективных и до 0, 3 млн. индивидуальных членов к концу XX века). В 1924 г. лидер лейбористов Р. Макдональд сформировал первое лейбористское правительство; второе лейбористское правительство было сформировано в 1929 г. Нынешние установки лейбористов во многом совпадают с консервативными. В 1989 г. лейбористы приняли новую программу. В ней, в частности, сказано: «Мы живём в капиталистическом обществе и наша цель – не привести его к социализму, а заставить капитализм работать лучше». Партия перестала называться «партией рабочих», она стала «партией среднего класса». Эволюция британского парламента новейшего времени выразилась, во-первых, в переменах в значении палат по отношению друг к другу, во-вторых — в изменении взаимоотношений с правительством. Деятельность депутатов палаты общин стала чисто профессиональной. Начиная с 1911 г., они стали получать постоянное жалованье и, кроме того, суммы на секретариат и должностные дела. Важную особенность палаты лордов (к началу 1990-х гг. в ее составе было 1195 пэров) составило резкое увеличение числа т. н. назначенных, или пожизненных, пэров (пожалованных по представлению правительства, которому в этом случае, по традиции, монарх не может отказать). Пожизненные пэры впервые были назначены еще в 1876 г. в качестве специалистов-судей палаты. Эволюция парламента в главном характеризовалась возрастанием значения палаты общин в сравнении с палатой лордов. Это возрастание было как объективным процессом повышения веса демократически избранных депутатов, отражающих позиции массовых партий, так и следствием специально принятых по этому поводу законов. Законом о парламенте 1911 г. установился законодательный приоритет палаты общин: любой, признанный финансовым законопроект палаты общин впредь не требовал одобрения лордов. По этому же закону не требовалось согласия лордов и на любой другой законопроект, если он был одобрен палатой общин на трех сессиях подряд. Было отменено право полного законодательного вето со стороны палаты лордов, и за нею сохранилось лишь право отсрочить введение закона на два года. После Второй мировой войны законодательные полномочия лордов стали еще более регламентированными. С 1945 г. установилось правило, что палата лордов обязана утверждать любой билль, принятый общинами во исполнение предвыборной программы победившей партии. Наконец, с реформы 1949 г. право отлагательного вето за палатой лордов сохранялось лишь на один год. Такое очевидное снижение веса лордов вызвало в обществе (особенно в конце 60-х и 70-е гг.) стремления вообще преобразовать палату, сократить вдесятеро число наследственных лордов и т. д. Руководит работой палаты общин спикер, выбираемый на 4 года. После избрания спикер оставляет свою партийную принадлежность, он становится общим голосом. В отсутствие спикера палата пребывает в полном молчании. Облачённый в чёрную мантию, расшитую золотом, в парике, держащий в руках председательствующий молоток, спикер обладает большой властью. Он определяет очерёдность обсуждения и голосования резолюций и законопроектов, может потребовать от премьера и любого члена кабинета ответа на любой вопрос, может приостановить деятельность правительства и назначить чрезвычайные дебаты. Особой и важной функцией спикера является поддержание культуры, этики и эстетики всей работы палаты. Традиция гласит: «Великая политика не может быть сформулирована низкими словами». С 1871 г. в палате общин существует нормативный справочник, в который заносятся грубые слова, сказанные каким-нибудь депутатом и запрещённые к употреблению. Спикер может удалить из зала любого нарушителя, обратившись к приставу. Спикер неподотчётен, руководствуется своей совестью, а также вековыми парламентскими традициями. По оставлении своей должности он становится пожизненным лордом-пэром Англии. Среди государственных институтов Новейшего времени большое значение продолжало занимать правительство. В реальной политике оно даже превосходило влияние парламента. Новейшее время характеризовалось дальнейшим сокращением влияния монарха на государственные дела и возрастанием власти премьер-министра. Должность премьер-министра приобрела самостоятельный конституционный статус. К середине XX в. уже было общепризнанно, что премьер представляет главу правительства. С 1920-х гг. премьер выбирается только из членов палаты общин, хотя не менее половины членов правительства по должности составляют лорды. Премьеру, как лидеру преобладающей в палате общин партии, принадлежит право решать вопрос о роспуске парламента, и по обычаю монарх должен в этом следовать его просьбе. Также по личному представлению премьера производятся награждения большинством британских орденов, титулами и т. п. Премьер определяет и персональный состав правительства (в соответствии с пожеланиями партий). Состав правительства на протяжении XX в. заметно вырос. В нем выделяются, какминимум, четыре категории членов: 1) главы ведомств, т. е. государственные секретари и лорды, 2) министры «без портфеля», которые появились с 1915 г., и лорды специальных поручений, 3) государственные министры — заместители первых, должности которых были учреждены в 1969 г., 4) младшие министры, или парламентские секретари. 20-22 важнейших из них традиционно и составляют Кабинет. На Кабинет возлагались полномочия по (1) окончательному определению политики, (2) руководству всем исполнительным аппаратом, (3) постоянной координации работы министерств и ведомств. Менее заметную роль в осуществлении государственной власти играют корона и палата лордов. Корона по-прежнему считается символом стабильности «старой, доброй Англии» и поддерживается как институт большинством англичан. При отсутствии писаной конституции власть короля определяется установившимися политическими обычаями. За британским монархом, например, формально сохраняется право абсолютного вето, роспуска парламента и назначения премьер-министра. Королева, в частности, председательствует на заседаниях Тайного совета и раз в неделю выслушивает доклад премьер-министра. Кроме того, королева остается главой Содружества, насчитывающего около 50 стран, в основном бывших колоний Великобритании. Таким образом, развитие государственно-политической системы Великобритании в рассматриваемый период свидетельствует о высокой роли и политическом весе правительственных институтов исполнительной власти даже при наличии свободной системы партийно-политического представительства.
|