Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Кризис и падение Третьей республики
Развитие политической системы Франции в XX веке происходило в условиях поляризации и открытого противостояния правых и левых сил, партий и группировок, что приводило к частным изменениям в политическом курсе. Кризис Третьей республики выразился в постоянной обструктивной борьбе за власть внутри парламента и крайней неустойчивостью правительств. И парламентарии, и министры ставили свои партийные и даже личные интересы выше национальных интересов Франции. В сентябре 1939 г. Франция объявила войну гитлеровской Германии, выполняя свои союзнические обязательства перед Польшей. Началась «странная война», когда французская армия не предпринимала никаких действий на фронте. В результате, несмотря на линию Мажино (лучшее оборонительное сооружение на франко-германской границе), в мае 1940 г. германские войска, обойдя её, перешли в наступление и в июне взяли Париж. 2/3 стран попало под оккупацию, а на юге было сформировано марионеточное правительство 84-летнего маршала Филиппа Петэна. Гитлер, чтобы подчеркнуть национальное унижение Франции, приказал доставить в Компьенский лес под Парижем именно тот вагон маршала Фоша, в котором в 1918 г. Германии пришлось подписывать Акт о своей капитуляции. Таким образом, 22 июня 1940 г. Франция по Компьенскому акту потеряла свою государственность. Маршал Петэн, выступая по радио из своей резиденции в городе Виши, оправдываясь, сказал следующее: «…я желаю победы Германии, потому что без неё завтра же повсюду воцарился бы большевизм». С первых дней оккупации страны французские патриоты вели борьбу с немецкими захватчиками. В противовес правительству Петэна в Лондоне в 1940 г. был образован правительственный комитет «Свободная Франция» (с 1942 г. - «Сражающаяся Франция»), имевший целью объединить французские силы для борьбы за освобождение Франции. Ш. де Голь был признан «главой всех свободных французов». Летом 1943 г. был создан единый Французский комитет национального освобождения, позже реорганизованный воВременное правительство Франции во главе с генералом Ш. де Голлем. 30 августа 1944 г. была сформирована Консультативная ассамблея, состоявшая из представителей всех политических партий и групп, борющихся или выступающих за освобождение Франции. Летом 1944 г. англо-американские войска высадились во Франции, и в результате их действий, соединенных с общенациональным движением Сопротивления, к концу 1944 г. Франция была в основном освобождена. Освобождение Франции от оккупации поставило в центре ее внутриполитической жизни вопрос о будущем государственном устройстве.
2. Установление Четвёртой республики. Конституция 1946 г. 21 октября 1945 г. были проведены первые послевоенные выборы в Учредительное собрание. ФКП завоевала в нём 152 места, Социалистическая партия – 142, и 141 место - Народно-республиканское движение, объединившее все правые силы. Победа «левых» в этом собрании была обусловлена их активной борьбой в сопротивлении. Это «левое» собрание выработало «левую» конституцию, которая была вынесена на референдум. 5 мая 1946 г. 10, 6 млн. французов проголосовало против неё, 9, 4 млн. – за. Новый состав Учредительного собрания был избран 2 июня 1946 г. Теперь в нём преобладали правые. Проект новой Конституции был разработан и принят в сентябре 1946 г. Затем нация дважды проголосовала за новую Конституцию на референдумах 13 октября и 13 декабря 1946 г. 24 декабря 1946 г. эта Конституция вступила в силу после опубликования. Начался период Четвёртой республики. Новая Конституция Франции не только отразила соотношение политических сил в стране в первый период после освобождения, но и закрепила на конституционном уровне ряд новых политических принципов. В преамбулеКонституции 1946 г. подтверждались права и свободы французов, провозглашенные Декларацией прав человека и гражданина 1789 г. Кроме того, провозглашались: равноправие всех граждан, вне зависимости от пола; право на получение работы и должности вне зависимости от происхождения, взглядов, вероисповедания; право на организацию профсоюзов и стачек, заключение коллективных договоров; право политического убежища для лиц, борющихся за свободу. Декларировалась социальная помощь детям, матерям, престарелым. Обеспечивалось бесплатное образование всех ступеней. Конституция предусматривала возможность национализации. Франция, согласно Конституции, должна была представлять собой парламентскую республику. Парламент состоял из двух палат: Национальной Ассамблеи и Совета Республики. Нижняя палата - Национальное собрание (627 депутатов) - избиралась на основе всеобщего и прямого избирательного права сроком на 5 лет. Только Национальное собрание имело право принятия законов. Совет республики (320 членов) избирался коммунами и департаментами.Он получилправо рассматривать законопроекты, принятые Национальным собранием, имеяправо отлагательного вето. Высшим представителем государственной власти по Конституции являлся президент. Он избирался парламентом сроком на 7 лет с правом переизбрания еще на один срок. Его функции были ограничены в основном лишь представительством Франции на международной арене, подписанием и обнародованием законодательных актов. Непосредственное государственное управление страной осуществлял Совет министров во главе с его председателем. Председателя Совета министров и членов правительства назначал президент после утверждения их кандидатур парламентом. Правительство несет коллективную ответственность перед Национальным собранием за проводимую политику. В случае вынесения абсолютным большинством Национального собрания вотума недоверия правительству, оно в полном составе уходит в отставку. В случае, если в течение 18 месяцев пройдут две отставки правительства предусматривалась возможность досрочных выборов в Национальное собрание. Национальное собрание избирало такжеВерховный суд (в составе председателя, заместителей и 60 судей), который был высшим судебным органом страны, а также особый Следственный комитет. Принципиально новым учреждением был Конституционный комитет, который образовывал президент, председатели палат и по 7 выборных на год от каждой из палат парламента. Он был вправе давать заключения о соответствии принимаемых законов Конституции — правда, без властных и реальных судебных полномочий. Депутаты образовывали особое Собрание Французского народа в количестве 240 человек и Экономический совет для управления всеми колониями Франции. Таким образом, Конституция 1946 г. сохранила основные традиции французских республиканских конституций XIX в. Вместе с тем ей были присущи и некоторые специфические черты: 1. Была сохранена двухпалатная система парламента. Это придавало стабильность законодательству: законопроект, подвергшийся двукратному обсуждению в независимых друг от друга палатах, должен быть более совершенным. Вместе с тем Конституция, учитывая опыт Сената Третьей республики, тормозившего принятие демократического законодательства, существенно ограничила права верхней палаты. 2. Право принимать законы было предоставлено только одной палате - Национальному собранию, которому Конституция запрещала его делегирование. 3. Конституция не предусматривала сильную и независимую от парламента президентскую власть. 4. Вводился режим с зависимой от Национального собрания правительственной властью. Тогда во Франции противником этого строя был один де Голль. Он по-солдатски сравнивал Четвертую республику с «писанием против ветра». 12 лет существования этой республики не принесли Франции стабильности: парламент переизбирался трижды, сменилось два президента и 22 правительства. В итоге республика впала в «алжирский кризис».
|