Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Структура детского отделения
Отделение состоит из изолированных палатных (англ. ward) секций, в которых для детей 1 года жизни должно быть не более 24 коек, старше года — не более 30 коек. В одной палате может находиться соответственно 1-4 и 4-6 коек. Лучшими для грудных детей являются палаты-боксы, когда каждый малыш имеет «собственную» палату, что предотвращает возможное инфициро- вание других больных. Иногда в настоящее время еще по старым правилам в палатах могут быть не очень эффективные так называемые полубоксы, когда деревянно-стеклянные перегородки размешены только между кроватями. Гигиенические требования к палате следующие: - расстояние между кроватями должно быть не менее 1, 5 м; - у каждого ребенка должна быть личная тумбочка и шкаф для одежды; - в каждой палате должна висеть одна лампа для кварцевания; - если рядом с палатой нет отдельного туалета, то наличие умывальника с холодной и горячей водой необходимо. В целом в состав детского отделения входят: - кабинет заведующего отделением: - ординаторская — комната для работы врачей; - кабинет старшей медсестры: - пост дежурной медсестры (рис. 6); для удобства постоянного наблюдения он часто расположен в коридоре отделения; рядом с рабочим столом медсестры расположены больничные шкафы, в которых хранятся наиболее необходимые лекарственные препараты, медицинские инструменты; Рис. 6. Пост дежурной медсестры - в отделении имеется медсестринская комната для внутримышечных инъекций, закапывания глаз и других медицинских процедур, в которой по обязательным правилам в сейфе (англ. safe), холодильнике или в обычных шкафах хранятся лекарственные препараты и инструменты для манипуляций; - отдельна*; (!) маншлташж'нная комната для проведения внутривенных инъекций; - в отделении обычно имеется специальная отдельная комната для специфических v*f 'УПИНСКг" ТРИВгТР с " ель ю лечение и о б сле^пвани,! (например, для зондирования больного, осмотра ЛОР-врачом, урологом, гинекологом и др.); - кабинет физпронедур (ингаляция, электрофорез и др.); - с т о дов ая;; - комната отдыха дежурного врача: - душевая: - санузел (отдельный для медперсонала и больных). Санитарно-гигиенический и противоэпидемический режим Санитарно-гигиенический и противоэпидемический режим — это обширный комплекс мероприятий, выполняемый всеми сотрудниками медицинского персонала, а также пациентами, целью которого является соблюдение чистоты в лечебном учпежлжт и пр»фи.ткт ика эпшсмий инфекционн ы х заболеваний. В состав этих мероприятий относятся следующие правила. Как указано выше, в направлении врач обязательно должен указать данные о контакте ребенка с инфекционными больными. Собирая анамнез в приемном отделении, врач стационара обязан повторно выяснить вопросы этиемяолопнеского анамнеза. Тактику врача в случае положительного анамнеза Вы, студенты, уже знаете. Даже если эпидемиологический анамнез ребенка не отягощен, пациента нужно внимательно осмотреть еще в приемном отделении для исключения инфекционной патологии. Санитарная обработка, которая первично проводится в приемном отделении, длится на протяжении всего времени пребывания больного в стационаре. Осматривает ребенка мама, если она находится в больнице, или 1 раз в неделю это делает медсестра. Каждую неделю (англ. weekly) каждый больной принимает гигиеническую ванну. В отделении должна своевременно проводиться смена нательного и постельного белья. Частота замены зависит от патологии, возраста ребенка и его состояния. Мебель и предметы общего пользования (подушка, кушетка — англ. couch) должны быть покрыты полиэтиленовой пленкой (англ. oil-cloth), которая после каждого больного протирается 1% раствором хлорамина или 0, 5% раствором хлорной извести 2 раза с интервалом 15 минут, а затем — чистой водой. При наличии пользуются одноразовыми пленками. Одновременно после каждого пациента меняется простыня на кушетке. Медперсонал должен придерживаться правил при; товжапм и выдачи, а больные — приема пиши. Обычно она готовится в пищеблоке. После доставки в отделение ее можно содержать в отдельной комнате не более 2 часов. Выдаются порции в столовую через специальное окно. Посуда после пользования подвергается специальной обработке. Больными принимается только кипяченая вода. Все сот рудники отделения обязаны придерживаться правил личной гигиены, а также каждый больной обязан выполнять все правила личной гигиены. Одним из главных противоэпидемических мероприятий является дезинфекция (англ. disinfection), суть которой состоит в предупреждении (англ. obstacle, impediment, hindrens) распространения возбудителей болезней в больнице и их уничтожении. Дезинфекдид бывает: - профилактическая; - проводимая в эпидемическом очаге (англ. hotbed), которая делится на: • текущую; • заключительную. Профилактическая дезинфекция — это комплекс мероприятий для пре дотвращения (англ. averting, warding off) накопления и распространения побудителей зз5слс: аниЗ ъ бол ьнице. Проводится профилактическая дезинфекция следующими способами: 1) проветривание (англ. ventilate) палат — 4 раза вдень; 2) юашсиачис (-=vлгтшфис. угод, лс сб.ту-шние) (от англ. quartz) палат — 2 раза в день по 15 минут: 3) вытряхивание (англ. shake out) на свежем воздухе или обработка пылесосом мягких вещей (матрацы, одеяла, портьеры и др.); 4) к комплексу профилактической дезинфекции относятся уже упомянутые правила соблюдения гигиены медперсоналом и больными, а также правила приготовления и выдачи пищи. 5) пр отирание не менее 2 раз и день (ь нскот^-уых отделениях чаше. на:: п; мег. в к н 1ч. к ш'они ом — i разя р день) дд-.а. оке;;. мсГсли. игру шек специально приготовленными растворами, примерами которых являются: хлорная известь — мелкий порошок белого цвета, сохранять который необходимо в сухой, защищенной от света емкости (англ. capacity); таким сухим порошком проводится только обеззараживание (англ. disinfection) выделений больного: хлорная известь в жидком виде изготавливается и применяется следующим образом: • вначале готовится 10% или 20% так называемый маточный ^осветленный) раствор: необходимое количество сухого порошка (например, 1 кг на 10 л 10% раствора) размешивается в небольшом количестве воды, затем постепенно вода доливается до необходимого объема (в данном случае — до 10 л) при постоянном перемешивании до образования однородной массы. Полученный состав прикрывается крышкой; • примерно через 1 час смесь повторно перемешивается, через 1 час — еще раз, через 1 час — еще раз; таким образом, в течение первых 3 часов смесь перемешивается еще 3 раза; • через сутки от начала изготовления готовый осветленный раствор (в данном случае 10%) сливается и хранится не более 7 дней в эмалированной (англ. enamel), деревянной, металлической (защищенной от коррозии) плотно закрытой крышкой посуде; п римеры расчета количества: 500г порошка и воды до 5л= 5л 10% раствора, 2 кг порошка и воды до 10 л = Юл 20% раствора; • в работе применяется так называемый рабочий раствор — 0, 5-1 %, который изготавливается необходимым разведением осветленного раствора; примеры расчета: 1 л 10% маточного раствора + 9л воды = Юл 1% рабочего раствора, 1 л 20% маточного раствора + 19 л воды = 20 л 1% рабочего раствора, 500мл 10% осветленного раствора + воды до Юл = Юл 0, 5%рабочего раствора; • рабочим раствором можно пользоваться не более 24 часов; • для обработки окон, пола, мебели, игрушек используется 0, 5% раствор хлорной извести; - хлорамин Б (в сухом виде — это порошок белого цвета) — для использования готовится 1% раствор постепенным перемешиванием необходимого количества порошка вначале в небольшом объеме горячей воды (50-60°С), а затем добавлением воды до нужного полного объема (например. 50г порошка и 5л воды); хранить раствор можно не более 5 дней; Текущая дезинфекция — это комплекс мероприятий для уменьшения инфицирования всего помещения возле очага инфекции. Например: в соматическом отделении на 1 этаже в палате №4ребенок, находящийся на лечении по поводу пневмонии, заболел сальмонеллезом; текущая дезинфекция должна быть проведена на территории всего I этажа. Применяются 3 вида дезинфекции: - химическая — для обработки игрушек, мебели, окон, пола и т.д. дезинфицирующими растворами большой концентрации — 1% раствор хлорной извести и 2% раствор хлорамина; - физическая — кипячение предметов (посуды) в воде; эффективным является добавление в воду соды или хозяйственного мыла (10-20 г на 1 л воды); - механическая — стирка белья, удаление пыли и грязи влажной тряпкой. Заключительная дезинфекция — это полное уничтожение возбудителя заболевания в самом очаге инфекции (согласно приведенному примеру, в палате №4 необходимо провести не текущую, а заключительную дезинфекцию). При этом используются упомянутые концентрированные жидкие дезинфицирующие растворы, чистый порошок. Многие предметы (обувь, книги) обрабатываются в дезинфекционных камерах. Наличие педикулеза=вшивости (англ. lousiness) является признаком неаккуратности, нарушения человеком правил гигиены, а также несоблюдения санитарно-гигиенического режима в больнице. Вспомним биологию: на человеке паразитируют вши 3 видов — головная, лобковая (=площица) и платяная (название указывает на место их локализации); одновременно могут быть гниды (=яйца), личинки и половозрелые особи (=имаго). Осмотр на педикулез делается медсестрой уже в приемном отделении. Так как существуют вши 3 видов, то осмотру подвергаются соответствующие части туловища и одежда больного. При обнаружении педикулеза врачебная тактика бывает разной в зависимости от состояния больного: - если ребенок чувствует себя хорошо (например, родители привели его в больницу с целью плановой несрочной операции), то его обычно отправляют домой для уничтожения вшей, после чего разрешается госпитализация; - если ребенок нуждается (англ. need) в госпитализации, но состояние его нетяжелое, то в отдельной комнате приемного отделения проводится специальная обработка больного, после чего ребенок транспортируется в палату; - если состояние пациента тяжелое, то сначала проводится лечение основного заболевания, а обработка проводится после улучшения состояния больного (при этом необходимо соблюдать специальные правила для предупреждения распространения вики среди других больных — пациент находится в отдельной палате, на голове должен быть платок и т.д.). Методика дезинсеюгА-нной обо°^" тки refjejflta ПУН '■ > ЧпРДС" г1И ИШ- виых вшей: 1) волосы можно состричь (это обычно используется у мальчиков — идеальный одномоментный способ!) или обработать голову больного одним из применяемых с такой целью растворов: - лосьоны «Ниттифор», «Мылока», «Ланцит», специальные шампуни и др., - 10% водная мыльно-керосиновая (англ. kerosene) эмульсия (5-10 мл разводится в воде); - карбофос — 50% (его берется 3 г на 1 л воды) и 100% (его берется 1, 5 г на 1 л воды) и др.; 2) после обработки голова укутывается полиэтиленовой салфеткой, а сверху — косынкой (англ. kerchief); в таком положении ребенок находится 20-40 минут (по инструкции); 3) затем голова моется горячей водой с хозяйственным мылом; 4) следующий момент — самый скрупулезный (англ. scrupulous) — это постепенное вычесывание волос на клеенку или бумагу частой расческой (т.е. расческой с очень узкими расстояниями между зубцами) с ватой, смоченной 9% раствором столового уксуса (англ. vinegar); 5) обильное ополаскивание (англ. rinse, swill) головы водой. Обрезанные волосы, клеенку со вшами необходимо сжечь. При выявлении только гнид можно применить более простой раствор: волосы обрабатываются теплым (30°С) раствором 9% столового уксуса, затем на 15-20 минут голова укутывается платком, после чего вычесываются волосы и моется голова. Одежда, на которой выявлены платяные вши, пакуется в полиэтиленовый мешок и для дезинсекции отправляется в камеру дезинфекции. ПРАВИЛА ГИГИЕНЫ Особенности гигиены медицинского персонала Уверена, что Вы, уважаемые студенты» все правила личной гигиены медицинского персонала знаете, потому здесь они только перечислены: - аккуратный внешний вид; - стандартный медицинский халат; - на голове — шапочка или косынка; - короткая стрижка ногтей; - специальная больничная обувь, которая легко дезинфицируется (например, кожаная); - хорошо вымытые с мылом руки; - медицинским сестрам и врачам, занимающимся хирургическими манипуляциями, запрещены часы, кольца, лак на ногтях; - по показаниям (родильное, инфекционное отделение, эпидемия гриппа и др.) одевается маска; марлевую (англ. gauze) маску необходимо менять каждые 4 часа; при возможности лучше пользоваться одноразовыми стерильными масками.. Правила гигиены пациентов детской больницы За гигиеническим состоянием больного ребенка следят мама и медперсонал детской больницы. К правилам личной гигиены больного старше I года относятся: 1) уход за соответствующими частями головы и туловища: - умывание — 2 раза в день, утром и вечером, по показаниям (прием пищи в горизонтальном положении, тяжелый ребенок и др.) количество умывания необходимо увеличить; эту, как и все другие процедуры, взрослый ребенок в нетяжелом состоянии выполняет сам; ребенка тяжелого состояния умывает мама или медсестра; - чистка зубов щеткой — 2 раза в день; ребенка необходимо научить правильно чистить зубы — направлять зубную щетку по зубам сверху вниз и снизу кверху спереди и сзади; - больной ребенок должен ополоснуть (англ. rinse, swill) ротовую полость после каждого приема пищи, особенно при заболеваниях ротовой полости (стоматит, ангина, фарингит); рационально ополоснуть рот 1, 5%-2, 5% содовым (англ. baking/cooking soda) или 1% солевым раствором; - ежедневно утром необходимо помыть уши; при наличии в слуховых проходах серной пробки (англ. earwax) ее убирает медсестра таким образом: в ухо закапывается 3-5 капель 3% раствора перекиси водорода или стерильного вазелинового масла, после чего серная пробка вытягивается из уха кругообразными движениями ватной турунды или жгутика (англ. plait, braid); - глаза промываются без специального назначения 2 раза в день во время умывания; при закисании (англ. turn sour) глаз, склеивании (англ. stick together) ресниц необходимо промыть глаза теплым чаем крепкой конпентоа-ДШ (коричневого цвета), проводя смоченную марлю, от наружного угладопереноеицм; - носовые ходы ребенок старшего возраста обычно освобождает сам; с такой целью малышу раннего возраста медсестра сначала вводит в носовые ходы ватную турунду, смоченную масляным раствором (вазелином, глицерином), затем на 2-3 минуты запрокидывает голову ребенка назад, после чего кругообразными движениями очищает носовой ход; ходы обрабатываются поочередно; - индивидуальной расческой проводится ежедневный уход за волосами соответственно их длине; мыть голову необходимо не менее 1 раза в неделю: - 1 раз в неделю обрезаются ногти: - подмывание наружных половых органов теплой водой; девочкам с целью профилактики инфицирования мочеполовых путей подмывание проводится спереди назад: - гигиенические ванны — 1 раз в неделю; продолжительность ванны на 2 году — 8-10 минут, после 2 лет — 10-20 минут; 2) обычно нательное и постельное белье меняется 1 раз в неделю, по потребностям (больной в горизонтальном положении, после рвоты и др.) это делается необходимое количество раз; переодевание тяжелого больного проводится в следующем порядке: - сначала снимается рубашка с головы; - затем — с рук; - чистая рубашка одевается вначале на руки; - затем — на голову и туловише; в случае травмы или другого повреждения руки вначале снимается рукав со здоровой руки, потом — с больной; а одевается вначале рукав на больную, затем — на здоровую руку. На практике применяются следующие правила и порядок 2 методов смены постельного белья тяжелому больному: а) поперек: • простыня под ребенком скручивается в виде 2 валиков сверху от головы вниз примерно до талии и снизу от ног вверх до талии; • образовавшийся двойной валик забирается; • чистая простыня в аналогичной Форме из 2 валиков укладывается под талию ребенка поперек туловища; • расправляется один валик вверх, в сторону головы (рис. 6.1), другой — вниз, в сторону ног больного; • простыня гладко выравнивается на кровати; б) вдоль (рис. 6.2): • больной укладывается на бок на один край кровати; ■ на освободившейся другой стороне кровати грязная простыня скручивается вдоль; ■ на этой же стороне кровати, но уже без грязной простыни, укладывается во всю длину чистая простыня (А); ■ больной передвигается на чистую простыню (Б); • с освободившейся стороны кровати забирается грязная, после чего расправляется чистая простыня (В). Рис. 6.1. Смена постельного белья поперек Отличительные правила гигиены детей первого года жизни 1) уход за соответствующими частями головы и туловища: - умывание на 1 месяце жизни проводится 1 раз в день (утром), на 2-3 месяце и далее — 2 раза в день (утром и вечером), обязательно теплой кипяченой водой: можно лицо протереть ватой. С 5-го месяца жизни ребенка можно умыть водопроводной водой (температура 18-20°С); умывает малыша мама или медсестра; - протирать ротовую полость грудному ребенку в связи с нежностью и возможным легким травмированием слизистой оболочки нельзя; - ушные раковины протираются во время умывания; наружные слуховые проходы очищаются сухими турундами из ваты только по показаниям: - глаза при необходимости промываются от наружного угла к внутреннему углу стерильной марлей, смоченной чаем; - для очищения в носовой ход на глубину 1 -1, 5 см вводится стерильный ватный жгутик, смоченный стерильным вазелиновым маслом (в каждый ход отдельный жгутик), после чего оперативно кругообразным движением изнутри кнаружи ход очищается. Внимание! К сожалению, неопытные молодые мамы с этой целью любят пользоваться спичками, что часто приводит к травмированию носовых ходов; методики лечебных процедур на глазах, ушах, в ротовой полости и т.д. ребенку 1 года жизни, выполняемые только медицинской сестрой, аналогичны методикам всех возрастных групп; - ногти, как и старшим детям, обрезаются 1 раз в неделю; 2. Пропедевтика дет. бол. с ух. за детьми Рис. 6.2. Смена постельного белья вдоль - чем меньше ребенок, тем чаше его необходимо подмывать, так как это делается после каждого мочеиспускания и дефекации; подмывать нужно только проточной (англ. flowing running) водой. Девочек — обязательно в направлении спереди назад. После этого кожу необходимо вытереть и смазать стерильным маслом (подсолнечным, специальным детским кремом, например «Джонсон-Беби»); - обязательные правила гигиенической ванны: • частота — первое купание обычно делается на 2 неделе жизни, ког-. ТвЖ 3. лет остаток путюнины и зат>.ги ■ аетсл купонная: > анка (\\\): в I полугодии — каждый день, во II полугодии — через день; • ванна проводится в определенное время — не раньше, чем через 1 час после кормления или за 40-50 минут до него, а также за 1-1, 5 часа до сна. После ванны необходимым является отдых малыша на протяжении получаса (т.е. если ребенка купают вечером и ест он последний раз перед сном в 24.00, то искупать его лучше всего в 23.00); • ванночку (пластмассовую, эмалированную) перед каждым купанием, особенно ребенка первых месяцев жизни, необходимо хорошо вымыть, после чего ополоснуть (англ. rinse, swill) горячей водой; • температура воды: первый месяц — 37, 5-37°С; 2-6 месяцев — 37-36, 5°С; после 6 месяца — 36, 5-36°С; • продолжительность одного купания на первом году постепенно увеличивается от 3-5 до 10 минут: • положение ребенка: до 6 месяцев — лежа так, чтобы голова была несколько выше туловища (вода не должна попасть в наружные слуховые проходы). Для этого можно подставить что-то под головную часть ванночки (есть ванночки со специальной для этого приподнятой головной частью) или придерживать голову ребенка на руке. Вода наливается до уровня сосков ребенка, оставляя открытой верхнюю часть груди; после 6 месяцев — положение сидячее: • поэтапность процедуры: - водой, 2 раза в неделю с детским мылом, помыть всю поверхность кожи, особенно складки (на шее, между ягодицами, за ушами, в подмышечных, паховых складках и т.п.); - приподняв ребенка над водой, сполоснуть его чистой водой из отдельной посуды; ~ быстро завернуть малыша в пеленку и аккуратным прикосновением высушить всю кожу; - смазать складки стерильным маслом; ~ запеленать (англ. swaddle) ребенка или, старшего возраста, одеть; 2) Внимание! В настоящее время во многих странах мира педиатры считают, что ребенка с первых дней жизни нет необходимости плотно пеленать. Наоборот, на малыша одевается мягкая одежда, чтобы движения его ручек и ножек были абсолютно свободными (см. «Введение в неонатологию»). Однако эти правила, как рассказывают мне студенты из разных стран, приняты не везде. Поэтому давайте одновременно рассмотрим общие правила пеленания ребенка. Как в домашних условиях, так и в детском отделении для полного соблюдения правил гигиены ребенок в возрасте от рождения до 3 месяцев ежедневно должен быть обеспечен таким необходимым комплектом чистого белья: 10-15 распашонок (англ. infant's first vest), 20-25 тонких и 10-15 теплых пеленок (англ. swaddling clothes), 20-25 подгузников (англ. pilch) или 5-6 памперсов (англ. dipers), 2-4 косынки (англ. kerchief/neckerchief); с 2-3 месяцев в комплект белья входят: ползунки (англ. toddler), нагруднички (англ. bib); к концу I года — колготки; - обычно пеленание ребенка проводится перед каждым кормлением, после мочеиспускания и дефекации; - при заболеваниях кожи частота пеленаний увеличивается; - возрастные особенности пеленания и одевания ребенка: • после рождения — вначале одевается тонкая распашонка (закладывается сзади на спине). Затем — теплая распашонка (закладывается спереди на груди) — рис. 7 А. На промежности укладывается подгузник (или укрепляется памперс). Затем ребенок заворачивается в тонкую пеленку, главным образом ручки и ножки — рис. 7 Б. В случае использования подгузника сзади, от поясницы до колен, укладывается полиэтиленовая клеенка (ребенок в памперсе в этом не нуждается). Окончательно малыш заворачивается в теплую пеленку; на 1 месяце жизни ребенок пеленается с ручками (то есть они «спрятаны» под пеленками) — рис. 8 А; косынки одеваются на голову после ванны, на свежем воздухе, а также по медицинским показаниям (отит); • со 2 месяца жизни пеленание аналогично описанному методу, однако ручки не прячутся и находятся поверх пеленки (рис. 8 Б); • на 3 месяце, когда малыш в дневное время не спит, на нижние конечности одеваются ползунки; • на 4-5 месяце, когда у ребенка выделяется много слюны и он не успевает ее глотать, на шею одевается нагрудничек; • к концу I года вместо распашонки одевается рубашка, вместо ползунков — колготки. ЛЕЧЕБНЫЕ ВАННЫ Лечебные ванны выполняются по назначению врача с лечебной и профилактической целью. Рис. 7. Пеленание малыша. Обозначения в тексте По степени погружения туловища в воду ванны делятся на: - общая — все тело находится в воде; - местные — в воду погружается определенная часть тела: • полуванна — в воде находится нижняя часть тела до пояса; • сидячая — в воду погружаются таз, нижняя часть живота и верхняя часть бедер (ноги находятся вне воды); • ручная — в воду опускаются одна или обе руки до локтей; • ножная — в воду опускаются ноги. По температуре воды ванны делятся на: - горячие — 42-4СГС; - теплые —38°С; - индифферентные — 37°С; - прохладные — 33-30°С; - холодные — меньше 20°С. Рис. 8. Конечное пеленание новорожденного (А) и ребенка со второго месяца (Б) Продолжительность ваины зависит от ее цели и лечебного действия. Особенности основных лечебных ванн представлены в таблице 1. Все лечебные ванны выполняются только по назначению врача. Особое внимание уделяется больному в тяжелом состоянии, которому назначаются, как правило, местные ванны. В течение всей процедуры медсестра находится рядом. При малейшем ухудшении состояния больного (повышается частота дыханий, сердечных сокращений, обморочное состояние, беспокойство) процедура прекращается и вызывается врач. ПРОЛЕЖНИ Пролежни (англ. bedsore) — это дистрофические изменения кожи и подкожной клетчатки язвенно-некротического характера, возникающие у тяже- Таблица 1 Лечебные ванны
* - лат. Bidens Iripartitea L. " - лат. Matricaria chamomilla L. *** - лат. Salvia officinalis L. лых, ослабленных больных при длительном недвижимом положении (в кровати, на кресле). В запущенном случае некроз может возникнуть не только на мягких тканях, но и на надкостнице и костной ткани. Развиваются пролежни обычно при плохом уходе за ребенком. Образуются они в результате нарушения кровообращения на тех местах, которые наиболее плотно прилегают к постели и сдавливаются, — это затылочная часть, лопатки, крестец, пятки, локти. Пролежни возникают, если: - ребенок лежит на неудобной кровати; - своевременно не меняется, не разглаживается (англ. smooth out) белье; - постельное белье не встряхивается, а при необходимости не заменяется чистым после кормления; - кожа больного своевременно не моется и не обрабатывается. Пролежни имеют следующий вид (описано в порядке появления): - бледность кожи; - гиперемия и отек кожных покровов; - отслаивание эпидермиса и образование пузыря (англ. bubble); - некроз кожи; - возможно инфицирование пролежня. Внимание! Необходимо запомнить порядок возникновения признаков пролежней, так как при осмотре врач должен сразу оценить, как далеко зашел процесс, и назначить соответствующее лечение. Из указанных причин пролежней становится ясной суть их профилактики: - чистым, мягким полотенцем (можно марлей), смоченным дезинфицирующим раствором (одеколон, водка, полуспиртовый раствор, камфорный спирт; 9% столовый уксусный раствор — 1 ст. л. на 300 мл воды) не менее 2 раз в день, при необходимости намного чаще, хорошо вытереть всю кожу больного. Особенно места складок, наиболее поражающиеся вышеупомянутые участки. После этого вытереть кожу насухо; - своевременно: • сменить белье; • выровнять (т.е. устранить складки) постельное белье; • после каждого кормления стряхнуть белье, чтобы не остались крошки; - предоставить ребенку удобную для него кровать, лучше функциональную (рис. 165); - если не противопоказано, периодически менять положение больного — повернуть на правый, затем на левый бок (это улучшает кровообращение); - эффективно под крестец подложить мешок (англ. bag) с просом (англ. millet). Необходимая лечебная тактика 1. Возникли гиперемия и отек кожных покровов: - аккуратный массаж сухой тканью (это улучшает местное кровообращение); - УФО (ультрафиолетовое облучение) пораженного участка; - при наличии маиер апии (лат. maceratio, то есть размягчение — англ. soften — тканей) кожу необходимо обмыть холодной водой с мылом, после чего протереть спиртом или припудрить тальком (англ. talcum powder), детской пудрой, мазью типа «Левомиколь» (на водорастворимой основе). 2. Отслоился эпидермис, образовался пузырь — место обрабатывается раствором бриллиантового зеленого, после чего накладывается сухая повязка. 3. Появление некроза требует хирургической манипуляции — удаляются некротические ткани, рана покрывается стерильной салфеткой с 1% раствором перманганата калия; повязку необходимо менять 2-3 раза в день; в дальнейшем на очищенную рану накладываются мазевые повязки (обле-пиховое масло, синтомициновая эмульсия и др.). ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА ДЕТСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ В нашей стране в детском отделении работают врачи-педиатры, средний медицинский персонал (=медицинская сестра) и младший медицинский персонал (=медицинская сестра по уходу; санитарка — так раньше называлась эта должность). Работа среднего и младшего медицинского персонала Работать медицинской сестрой можно после окончания медицинского училища, а также после III курса высшего медицинского учебного заведения — такие примеры Вы, студенты, конечно, уже знаете. Однако на первом занятии мне часто задается вопрос: «Зачем нам знать работу медсестры? Это же ее обязанность». На этот вопрос достаточно одного ответа: «Потому что именно к Вам, врачам, медсестры будут часто обращаться в случае незнания методики медицинских манипуляций, правил введения и расчета доз лекарственных препаратов и т.д. Нельзя, очень стыдно врачу не ответить правильно на вопрос коллеги более низкого профессионального уровня». В детском отделении работает несколько медицинских сестер, выполняющих разные обязанности: старшая медсестра руководит работой всех остальных медсестер, медсестра манипуляционная делает инъекции, постовая медсестра раздает лекарства, наблюдает за всеми больными, собирает анализы и т.д.; медсестра, выполняющая физпроцедуры и др. Обычно в дневное время на работе находится больше медсестер, чем в ночное время. А экстренные ситуации, когда поступает больной в тяжелом состоянии, возникают в отделении независимо от времени суток. По- Ф.И.О. Андронкж Сергей История болезни № 924 от 29 мая 2004 г Возраст больного 1 год Лечащий врач Иванова Л.В. М.т. 10 кг Лист назначений
Рис. 9. Лист назначений этому каждая медсестра обязана знать и уметь выполнить все назначения лечащего или дежурного врача. Основные обязанности среднего медицинского персонала: 1) участие в приеме больного в лечебное учреждение; 2) выполнение всех назначений врача по листу назначений (рис. 9): - раздача больным лекарственных средств (если ребенок находится в больнице сам, медсестра должна проследить за тем, чтобы он своевременно, правильно и обязательно принял препарат); - закапывание глаз, носа, ушей: - разные виды введения лекарств (внутримышечный, внутривенный, инфузионная терапия и др.); - определение массы и длины тела детей: - сбор материала для лабораторного обследования больного (крови, мочи, кала, мазок из носа, ротовой полости и т.д.), доставка его в лабораторию, своевременное получение и подклеивание в историю болезни результатов анализов: - уход, проведение многих сложных методов лечения и обследования больного (дуоденальное и желудочное зондирование, кормление ребенка через зонд, катетеризация мочевого пузыря, промывание желудочно-кишечного тракта, непрямой массаж сердца и др. — все это мы будем в скором времени учить); - транспортировка больных на рентгенографию, спирографию и прочие виды обследования, физпроцедуры, консультацию узких специалистов и т.д., а также своевременное предоставление лечащему врачу результатов обследования и консультативной помощи; - вызов на консультацию специалистов из другого отделения, больницы: - проведение лечебных ванн, по показаниям присутствие при приеме гигиенической ванны; - вызов машины для транспортировки больных: 3) ежедневные обязанности медсестры, выполняемые всегда без специального назначения врача: - ведение медицинской документации (кроме истории болезни); - измерение температуры тела утром и вечером, по некоторым показаниям (тяжелый пациент, больной, находящийся на инфузионной терапии) каждый час, иногда чаще и регистрация данных в температурном листе (рис. 58-60); - при некоторых заболеваниях подсчет частоты сердечных сокращений и измерение артериального давления (в ряде случаев это вносится медсестрой в историю болезни в температурном листе — рис. 60), а также подсчет частоты дыхания: - по плану (1 раз в неделю) определение массы и длины тела детей; - утренний доклад перед медицинским персоналом отделения о состоянии больных, особенно тяжелых, у которых появилось неожиданное ухудшение, новых госпитализированных; 4) присутствие на общем врачебном обходе, где предоставляется необходимая информация о состоянии всех больных отделения; 5) наблюдение за своевременным поступлением в отделение необходимых: - лекарственных средств; - медицинских инструментов и перевязочного материала; - порций пищи для больных; - комплектов чистого постельного и нательного белья; 6) соблюдение правил: - личной гигиены; - личной гигиены больными; - порядка на сестринском посту; - хранения лекарственных препаратов, к которым относятся: • 2 группы лекарственных средств, которые должны храниться в спе циальных металлических с на_.иир.м>! «А» и «Е» сей уах (англ. sa fe) или шкаф ах. В сейфах «А» — ядовитые и наркотические. В сейфах «Б» — сильнодействующие средства; ключ от сейфа должен находиться у одного из назначенных официально сотрудников отделения (старшей медсестры, заведующего отделением), который несет юридическую ответственность за сохранение и выдачу лекарства; на внутренней стенке сейфа должен быть список всех имеющихся в нем препаратов, а также их разовые и суточные дозы для детей; для возможных экстренных случаев (в связи с опасным для жизни ребенка действием этих средств) в сейфе должен быть список препаратов, обладающих антагонистическим действием: все данные о получении и использовании лекарств должны своевременно вноситься в специальный медицинский журнал: • в других отдельных шкафах хранятся лекарственные препараты с сильным запахом (например, нашатырный спирт) и красящие лекарства (например, метиленовая синь, йод); • другие лечебные средства хранятся в обычных шкафах. За ними следит постовая медсестра, которая их закрывает. В каждом отделении лекарства располагаются по-разному, однако в удобном для пользования порядке. На каждой полке должна быть надпись группы расположенных на ней препаратов — внутренние, наружные, инъекционные и т.д., кроме того, удобно их разделить по форме выпуска. Например, внутренние бывают в виде таблеток, жидкостей, порошков и др.; желательно более высокие флаконы поставить подальше от емкостей меньшей высоты — сразу можно прочитать этикетку и т.д.; • дополнительные правила хранения лекарств: а) необходимо соблюдать определенную температуру и влажность среды, в которой находится препарат (например, некоторые лекарственные средства — сухая плазма, инсулин, травяные отвары и т.п. — нужно хранить в холодильнике при температуре от +2°С до +10°С, свежезамороженную плазму — в морозильнике в замороженном состоянии); б) есть препараты (например, йод), которые должны находиться под определенным освещением — для этого они хранятся в специальных флаконах из темного стекла в неосвещенном месте; в) не превышать срок годности препарата, который одновременно с датой изготовления всегда указан на этикетке. Кроме того, изменение нормального внешнего вида лекарства (помутнение — англ. dimness, хлопья — англ. flakes, изменение цвета жидкого лекарства; появление точек и нарушение цвета таблетки; необычный запах препарата) тоже является обязательным признаком того, что лекарства непригодны к пользованию; г) препараты нельзя хранить вместе с дезинфицирующими растворами; 7) при необходимости обучение детей и их родителей правилам: - распорядка и режима дня в больнице; - передачи и хранения продуктов; - приема лекарственных препаратов; - личной гигиены; - ухода за ребенком; 8) наблюдение за работой младшего медицинского персонала: - контроль за правилами получения и выдачи пищи, а также при необходимости оказание помощи в кормлении тяжелых больных; - наблюдение за их главной обязанностью — соблюдением чистоты и порядка в отделении. Основные обязанности младшего медицинского персонала Медицинская сестра по уходу должна знать частоту уборки и состав жидкости, применяемой в разных помещениях; - наблюдение за санитарным состоянием мебели в палате, коридоре и тд.; - санитарная обработка больных, начиная с приемного отделения; - помощь ребенку в соблюдении правил личной гигиены (причесывание, обрезание ногтей и т.д.); - смена постельного и нательного белья; - профилактика пролежней; - необходимая медицинская помощь тяжелому больному при мочеиспускании, дефекации (например, подать судно — англ. bedpan); - помощь медсестре при выполнении некоторых методов обследования (сбор мочи, кала; определение массы и длины тела ребенка и тд.). Работа врача-педиатра в стационаре В каждом детском отделении работают: заведующий отделением и лечащие врачи. Основные обязанности врача-педиатра детского отделения: - прием больных (при отсутствии отдельного приемного отделения); - ежедневный осмотр больных: - ежедневное заполнение истории болезни: - ежедневный просмотр и дополнение листов назначений: - разговор с родителями больного по их просьбе в течение всего времени госпитализации, особенно при выписке (объяснение состояния ребенка, ознакомление с результатами обследования, советы, рекомендации); - утром обязательное присутствие на сборе медицинского персонала отделения; - одновременно с медсестрой выполнение некоторых сложных манипуляций (переливание крови; внутривенное введение плазмы, контрастных веществ; пункции, например, плевральной и др.); - в день выписки ребенка из больницы написание эпикриза (документ, в котором указываются диагноз, проведенное лечение, рекомендации); он выдается родителям или передается в детскую поликлинику. Медицинская документация детского отделения История болезни С=медипинская карта стационарного больного) — см. «Приложение №1». Средним медицинским персоналом в истории болезни заполняются следующие разделы: - паспортная часть; - результат осмотра на педикулез; - результат опроса на возможные инфекционные заболевания (вирусный гепатит, туберкулез); - температурный лист; - 1 раз в неделю — данные о смене белья и приеме ребенком гигиенических ванн. лезни: - результаты лабораторных и других (рентгенография, ЭКГ и др.) видов обследования; - заключение узких специалистов (психиатр, кардиолог и др.), если консультация проводилась в другом лечебном учреждении (историю болезни ребенка за пределы больницы выносить нельзя). Общие правила ведения и хранения истории болезни: - запись о состоянии больного должна быть ежедневной; - соблюдение формы и порядка написания разных разделов документа (это мы будем в дальнейшем учить по курсу пропедевтики); - после выписки ребенка из больницы история болезни сдается в архив, где хранится 25 лет. Журнал сдачи дежурств часто является и журналом движения больных. Каждый день утром в ординаторской комнате отделения собирается весь медицинский персонал, который дежурил ночью, и все медицинские работники, пришедшие на дневную работу. Обычно такой сбор называется «пятиминутка». На пятиминутке вначале дежурный врач докладывает о состоянии в больнице: сколько детей было в отделении до начала дежурства и сколько утром, сколько поступило, выписано, переведено в другую больницу или отделение, умерло или ушло самовольно (англ. unwarranted); предоставляется подробная информация о поступивших детях, состоянии тяжелых больных, возможных причинах ухудшения состояния других детей (повышение температуры, нарушение стула и др.) и объем оказанной им помощи. Затем докладывает дежурная медсестра обо всех температурящих больных, настороживших (англ. prick up one's ears) ее детях, перечисляет список несданных анализов с указанием причины, возможные особенности дачи и приема лекарств. Эта информация особенно необходима лечащему врачу. Например: - после распределения больных врач начинает осмотр детей с тяжелого ребенка (при отсутствии таких данных тяжелый больной может быть впервые осмотрен врачом очень поздно, что бывает опасным для жизни, — например, в 12-13 часов); - несданные анализы должны быть без задержки назначены повторно; существуют методы обследования, например, мазок на патогенную флору, результат которых приходит только через 2-3 дня; т.е. врач при отсутствии информации от медсестры узнает о несданном анализе только через несколько дней; - при самовольном уходе больного ребенка лечащий врач тут же должен сообщить об этом участковому или семейному врачу. Основные моменты этой информации заполняются в вышеуказанном журнале сдачи дежурств, ведение которого в отделениях может отличаться (пример — рис. 10). 22.03.2003 Всего больных — 28 В том числе: до 1 года — 6 до 3 лет — 10 Тяжелые больные: Боровский К, 2 года, 5 палата Федорова О., 5мес, 1 палата Поступили Выписаны 1. Иванов А, Зг, — ОРВИ 1. Пекина А, 7мес. 2. Петровчук Ю., 5л. — Отит 2. Вашин В., Змее. — переведен в 3. Федорова О., 5м. — Пневмония реанимационное отделение 3. Соколова П., 1г. — самовольно (!) Рис. 10. Выписка из журнала сдачи дежурств Сестринская ТУТРЛДг f се стринский ж)? " *^-1»»" — в разных отделениях называется по-разному и ведется неодинаково, но наиболее удобно) — это. документ для своевременного выполнения всех медицинских процедур специально для медсестер, ими же заполненный (рис. 11). В тетрадь дежурная медсестра ежедневно, иногда 2 раза в день, делает следующую выписку из листа назначений (с указанием фамилии ребенка): - внутримышечные инъекции (может быть список по группам лекарственных препаратов, по времени введения, по палатам и др.); - список необходимых анализов; - назначения на обследование и соответствующая подготовка к процедуре; - перечень консультаций и т.д. 25.03.2003
Стационарный журнал (рис. 12), в котором регистрируются данные о госпитализации больных и их выписке, имеет следующие вертикальные колонки: - номер по порядку; - номер истории болезни; - дата госпитализации; - фамилия, имя, отчество; - возраст; - адрес; - кем направлен; - диагаоз при поступлении; - заключительный диагноз (при выписке); - дата выписки; - куда выписан — домой, переведен в другое отделение, смертельный случай; - К/д — количество койко-дней, т.е. сколько дней больной находился в стационаре {Внимание! Первый и последний дни считаются как 1 день; например — поступил 2.02.2001, выписан 7.02.2001, количество койко-дней — 5). Журнал учета инфекционных больных в педиатрии имеет особое значение, так как инфекционные заболевания (корь — лат. morbil-li, скарлатина — лат. scarlatina, коклюш — лат. pertussis и др.) наиболее распространены среди детей. Такого характера заболевание развивается не позднее, чем через 3 недели после контакта ребенка с инфекционным больным. Поэтому больной, обратившийся в детское отделение, например, с пневмонией, но бывший в контакте с инфекционным больным 7 дней назад, является опасным на протяжении еще 2 недель. Возможно, у него проявится инфекционное заболевание, а может, ребенок не был инфицирован — этого не знает никто. Такого ребенка нельзя класть в обычную палату. Здесь врач каждый раз решает вопрос индивидуально: нетяжелого малыша можно лечить дома, тяжелого — положить в отдельную изолированную палату, при наличии симптомов инфекционного заболевания — направить в инфекционную больницу. Однако в каждом случае вся информация о таком больном вводится в названный выше журнал учета инфекционных больных. В журнал экстренных (англ. urgency) сообщений записываются случаи экстренного характера, требующие срочного выяснения причины возникновения и предотвращения
Рис. 12. Выписка из стационарного журнала (англ. averting, warding off) распространения патологии (инфекционное заболевание, отравление, опасная реакция на прививку, лекарственные препараты). Информация об этих случаях срочно направляется в СЭС (санитарно-эпидемиологическую станцию). ПРАВИЛА ВВЕДЕНИЯ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ПРЕПАРАТОВ Существует несколько способов введения лекарственных средств: - энтеральные — введение лекарств через желудочно-кишечный тракт: • пероральные; • ректальные; - парентеральные — введение лекарств путем инъекции с повреждением кожных покровов: • внутрикожные; • подкожные; • внутримышечные; • внутривенные; • ручное нанесение препарата на кожу и слизистые оболочки; • электрофорез; • ингаляции. Энтеральные способы Пероральное (через рот=рег os) введение лекарств в педиатрии не представляет сложностей у детей старшего возраста. С этой целью, как и взрослым, применяются препараты в виде таблеток, драже, капсул, гранул, порошков и жидкостей. Назначая лекарство, врач (или медсестра) должны объяснить правила приема: - сколько раз в день, иногда уточнить время приема (некоторые лекарства принимаются только утром или вечером); - связь со временем питания — большинство лечебных средств принимается после приема пищи (для уменьшения их раздражающего действия на слизистую оболочку желудка), некоторые нужно употребить перед едой (иногда за 45-50 минут до приема пищи); - возможны некоторые особенности — например, солутан необходимо запить молоком, мукалтин лучше развести в воде и добавить немного сахара. Обычно препарат укладывается на корень языка, после чего ребенок делает несколько глотков воды или другой приятной для него жидкости, одновременно с которой проглатывается лекарство. Детям раннего возраста, особенно первых 2 лет жизни, трудно дать препарат per os. Насильственно это делать нельзя (П. В последнее время значи- Рис. 13. Состав шприца и иглы. Обозначения: а — цилиндр; б — поршень; в — канюля иглы; г - игла-«бабочка»; д — конус шприца. тельно облегчило этот способ введения изготовление лекарств в виде приятных на вкус сиропов. В крайнем случае препарат перед употреблением необходимо измельчить (англ. reduce to fragments), добавить немного сахара и воды или развести в приятной жидкости. Методика дачи лекарства: набрать лекарство в ложечку, ребенку придать почти вертикальное положение, закрыть нос, в ответ на что малыш раскрывает рот, и сразу влить в него лекарство, после чего дать запить любимым напитком. Ректальное введение — это введение в прямую кишку свечи (англ. suppository). Методика: - ребенок старшего возраста укладывается на бок, сгибает ноги в коленных и тазобедренных суставах, одной рукой медсестра раздвигает ягодицы, другой вводит свечу острым концом вперед так, чтобы закрылся anus; затем для предупреждения выскальзывания свечи на несколько минут необходимо сжать ягодицы возле anus'a; - ребенка раннего возраста можно положить на спину, поднять ножки вверх, а дальше методика введения аналогична описанной. Парентеральные способы Для парентерального введения препарата используется шприц, состоящий к з ни -: инлца. в кошгу кот \ о го имеет ся конус, поршня, и иглы, которая одевается на шприц. Вспомните! Конец иглы, протиюположный острому концу, называется канюля — рис. 13. D последние ra in с целью: ~оЬилахтики ннсУиииго ванил человека и распространения СПИДа применяются пластмассовые шприцы «Luer» одноразового пользования. Шприцы бывают разные в зависимости от: - объема и назначения — специальные инсулиновые и туберкулиновые по 1 мл (на шприце кроме объема в долях мл указана доза единиц препарата), широкого пользования по 2 мл, 5 мл, 10 мл, 20 мл, а также более объемные шприцы (например, 60 мл); - места расположения конуса в наконечнике — в центре или эксцентрично. Иглы тоже есть разные — по длине, диаметру, углу среза на конце. В настоящее время для использования любой иглы к любому шприцу диаметр конуса наконечника во всех изготавливаемых шприцах и диаметр канюли во всех иглах идентичны (англ. identical). Вид шприца и иглы зависит от объема и консистенции лекарственного препарата, а также способа введения. Общие правила и порядок парентерального введения: - место инъекции зависит от ее вида, однако это всегда тот участок кожных покровов, где имеется наименьшее количество нервных волокон и сосудов (за исключением внутривенных инъекций); - при инъекции не должна быть повреждена надкостница: - для предотвращения ошибки обязательно перед каждой (!) инъекцией прочитать этикетку на ампуле или флаконе, обратить внимание на вид препарата, дозу, срок годности; - хорошо вымыть руки: даже при небольшом повреждении кожи обработать ее спиртом; наличие гнойных повреждений на коже — противопоказание для инъекции; после обработки рук ни к чему ими не прикасаться: - надеть иглу на шприц: - набрать в шприц лекарство, немного больше необходимого объема (ампула или флакон располагаются выше иглы — жидкость течет сверху вниз, находится ниже иглы — жидкость поднимается снизу вверх); - поменять иглу на чистую: - поднять иглу вверх, слегка выпустить жидкость так, чтобы из иглы вышел весь воздух (при этом удалится лишнее набранное количество лекарства); - при первых инъекциях необходимо психологически подготовить ребенка к процедуре, не обманывая (!) его; - ребенок должен находиться в неподвижном положении на кровати, что расслабляет мышцы и способствует лучшему введению жидкости; маленького ребенка относительно плотно должна удерживать мама; - обработать место инъекции 70% этиловым спиртом, эфиром, 5% настойкой йода; - ввести иглу приблизительно на 1/2-2/3 ее длины — в случае, если в месте присоединения канюли поломается, можно будет оперативно ее вытянуть; если иглу ввести до канюли, то в таком случае отломанная часть вся окажется внутри тканей, что потребует хирургического вмешательства; - препарат вводится с определенной скоростью, что зависит от: • количества вводимой жидкости — чем меньше, тем быстрее; • консистенции лекарств — чем гуще, тем медленнее; • болезненности препарата — очень болезненные нежелательно вводить быстро, но и не очень долго; • цели процедуры — здесь скорость указывает врач; - игла забирается и место инъекции протирается спиртом; - повторные инъекции в одно и то же место не делаются. Уважаемые студенты! Лучше всего этому научиться не только устно, но и на практике — не так ли? Внутрикожные инъекции (в/к). Из названия ясно, куда вводится препарат — внутрь кожи. Особенности методики: - место инъекции — внутренняя поверхность предплечья или наружная поверхность плеча; - игла и шприц — наименьших размеров, шприц лучше с эксцентричным расположением конуса наконечника; - кожа обрабатывается спиртом или эфиром; - игла устанавливается срезом вверх под очень острым углом к коже и вводится внутрикожно; - лекарство введено правильно, если образовался так называемый симптом «лимонной корочки» (корка — англ. peel) — кожа несколько возвышается, образуется папула, а на ней имеется много вдавлений (напоминает корочку цитрусовых фруктов). Чаще всего такие инъекции делаются с диагностической целью. Например, для установления аллергической реакции организма на антибиотик он вводится в/к в нижней трети предплечья в разведенной концентрации. Через 20 минут визуально устанавливается размер гиперемии вокруг места инъекции. В норме покраснение отсутствует или диаметр его ие превышает 1 см. Если больше — препарат ребенку противопоказан. С целью определения состояния миграции воды (и натрия) в тканях, т.е. гидрофильности тканей, методом в/к инъекции делается так называемая проба Мак-Клюра-Оддрича (американские врач и биохимик XX века): тонким шприцем вводится 0, 2 мл изотонического раствора в области верхней половины предплечья. Учитывается время рассасывания папулы с «лимонной корочкой», которое в норме зависит от возраста: - до I года - 15-20 минут, - 1-5 лет - 20-30 минут, - старше 5 лет - 40-60 минут. Трактовка анализа: - цифра меньше нормы (т.е. ускоренное рассасывание) — признак отека тканей разного характера (сердечного, почечного и др.); если такие отеки визуально не определяются, что называется «скрытые отеки», то именно этим методом их можно установить; - цифра выше нормы (т.е. медленное рассасывание) — показатель обезвоживания (англ. dehydrate) организма. Подкожные инъекции (п/к) — лекарство вводится под кожу. Особенности методики: - место инъекции — верхняя 1/2 плеча, нижняя 1/2 предплечья, живот, под лопатками, наружная поверхность бедер; - иглы и шприцы — разных размеров; лучше шприцы с эксцентричным расположением конуса наконечника; - кожа обрабатывается спиртом или йодом; - I и II пальцами одной руки кожа и подкожная клетчатка сдавливаются в складку (англ. fold, plait) и несколько оттягиваются вверх; - игла располагается под острым углом к коже и вводится вглубь на 1-2 см: - оттягиванием поршня назад проверяется возможное расположение конца иглы в сосуде — если крови нет, лекарство вводится. Внутримышечная инъекция (в/м), при которой лекарство вводится в мышечные ткани, является одним из наиболее частых парентеральных способов. Преимуществом внутримышечн
|