Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Осложнения внутривенных инъекций и лечебная тактика






1. Инфильтрат — образуется, если лекарственное средство через повреж­денную вену или при неправильном введении вне вены попадает в окружа­ющие ткани.

Тактика медсестры — теплый компресс.

2. Кровоизлияние и кровотечение — образуются при значительном повреж­дении и проколе с двух сторон сосуда, при некоторых заболеваниях крови.

3. Воздушная эмболия — попадание воздуха в вену — это результат про­фессиональной медсестринской ошибки, требующий неотложной врачеб­ной помощи. Однако при большом количестве воздуха состояние больного обычно необратимо с летальным исходом.

4. Флебит — это воспаление стенок вены, в которую инФузионно вводит­ся лекарство.

Клинические признаки — боль и гиперемия кожи по ходу вены. Основные причины:

- нарушение правил стерильности:

- продолжительное (больше 3 дней) нахождение катетера в вене:

- образование тромбов (=сгустков — англ. clot) в вене, что может быть в следующих случаях:

• при необходимости движение жидкости через иглу можно на неко­торое время остановить; для этого есть мандрен, который вставляет­ся в иглу; канюлю можно закрыть специальной пробкой и др.; одна­ко длительное прекращение внутривенной инфузии способствует образованию тромбов;

для профилактики тромбирования вен (что — Внимание! — одновре­менно предотвращает закупорку — англ. thrombosis — иглы или ка­тетера) можно сделать так называемый «гепариновый замок» — в иг­лу (катетер) вводится 1 мл следующего состава — гепарин и 0, 85% раствор хлорида натрия в соотношении 1: 9, после чего катетер или игла на необходимое время закрывается;

очень медленное капельное введение — 7-8 капель в 1 минуту;

температура лекарственной жидкости ниже температуры тела боль­ного — это чаще встречается при введении плазмы, альбумина, кро­ви, которые хранятся в холодильнике; следовательно, такие жидко­сти перед инфузией нужно подогреть до 37°С.

Лечение Флебита — убрать иглу, катетер и по ходу вены наложить ком­пресс с гепариновой мазью.

5. Аллергическая реакция.

6. Нарушение техники введения, когда препарат попадает в окружаю­щие ткани — например, если при внутривенном введении хлорида кальция вещество окажется вне вены, возникнет некроз тканей.

Остальные способы

Ручное нанесение препарата на кожу осуществляется разными способа­ми — наложением на кожу повязок с лекарственной мазью, простой смаз­кой кожи лекарством или втиранием мази в кожные покровы фалангами пальцев рук.

На слизистые оболочки глаз, носа и в наружные слуховые проходы препа­рат попадает в виде капель со стерильной (!) пипетки или в виде мази. Основные особенности:

Рис. 18. Методика закапы­вания глаз

ЮГ

1) глаза — жидкими лекарственными сред­ствами медсестра зака­пывает глаз таким обра­зом (рис. 18). Лекарство набирается в стериль­ную пипетку; нижнее веко аккуратно оттяги­вается вниз и из пипет­ки выделяется одна капля лекарства более близко к внутреннему углу глаза. Внимание! К самому глазу пипеткой не прикасаться. Жела­тельно, чтобы ребенок при этом отвел взгляд в противоположную сторону.

При назначении глазной мази она накладывается на слизистую оболоч­ку глаза специальной стеклянной лопаточкой (нижнее веко при этом оття­гивается вниз); после чего ребенок закрывает глаз и мазь растирается акку­ратными массажными движениями по веку;

2) нос — вначале носовые ходы необходимо очистить (высмаркиванием или ватной турундой); положение ребенка — полусидячее, конечности плотно удерживаются, голова несколько запрокидывается назад и в сторо­ну закапываемого носового хода;

вводятся 2-3 капли лекарства, и в таком положении голова должна нахо­диться несколько минут; затем голова немного поворачивается в противо­положную сторону и аналогично закапывается второй носовой ход;

3) наружный слуховой проход (рис. 19) — ребенок укладывается на сторо­ну, противоположную закапываемому уху, слуховой проход очищается; оття­гиванием мочки уха вниз (старшему ребенку — вниз и в сторону) выравни­вается наружный слуховой проход; вводятся 5-6 капель обязательно подогре­того (!) до 37°С лекарственного средства, после чего ребенок в таком положе­нии должен находиться 20 минут.

Электрофорез — это способ введения лекарства через кожу под действи­ем электрическою тока (рис. 20). Методика:

- специальная прокладка обрабатывается необходимым в зависимости от заболевания лекарственным средством, которое проникает через кожу (по назначению врача);

Рис. 20. Электрофорез

- прокладка укладыва­ется на необходимый участок кожных по­кровов (это тоже ука­зывает врач, напри­мер, при заболевани­ях легких — на груд­ную клетку, желчно­го пузыря — в пра­вом подреберье, при гайморите — на верх­нюю челюсть);

- затем на прокладку и еще на один участок кожи накладываются электроды, подклю­чаются к сети с опре­деленным напряже­нием, и постоянно на протяжении 10 минут под действием слабо­го электрического то­ка (за силой тока сле­дит медсестра) лекар­ство проникает в ор­ганизм ребенка;

- после процедуры ре­бенок должен поле­жать хорошо укры­тым на протяжении 30 минут.

Действие электро­фореза зависит от дей­ствия лекарственного препарата.

Ингаляции — это ме­тод введения лекарст­венных средств в дыха-тельные пути во время вдоха аэрозоля из при- бора-ингалятора.

Рис. 21. Ингаляция

Метод применяется при заболеваниях дыха­тельных путей. Лекарство назначает врач. В ингаля­торе средство подвергает­ся измельчению и тут же в подогретом виде выде­ляется через трубку, в кон­це которой находится мундштук, прикладывае­мый к ротовой полости больного (рис. 21).

Во время ингаляции ребенка раннего возраста его туловище и конечнос­ти необходимо плотно удерживать, направив нос к трубке ингалятора. Про­цедура эта безболезнен­ная, тем не менее малыши обычно боятся ее, кричат, что может вызвать беспокойство и отказ от инга­ляции у матери. Крик ребенка не опасен. Мало того, при крике малыш де­лает более глубокий вдох, что способствует проникновению лекарства в ни­жние участки дыхательных путей.

Одним из немногих противопоказаний ингаляции ребенку раннего воз­раста является стеноз гортани (беспокойство во время процедуры может привести к большему отеку дыхательных путей).

Продолжительность ингаляции — 5-10 минут.

ЗНАКОМСТВО

С ИСТОРИЕЙ БОЛЕЗНИ

История болезни (^медицинская карта стационарного больного) — это

официальный документ, в котором отображаются все данные о состоянии здоровья, объективного, лабораторного и других методов обследования че­ловека, находящегося на лечении в стационаре.

Во многих странах, в том числе нашей, история болезни заполняется ле­чащим врачом. В ряде других стран решение врача записывается средним медицинским персоналом. Юридическую ответственность за содержание ис­тории болезни несет лечащий врач.

Схема истории болезни, применяемая студентами на протяжении всего времени обучения в высшем учебном заведении (II-VI курсы), прилагается.

Для того чтобы история болезни была читабельной для любого врача (ле­чащего, дежурного, консультанта и др.), необходимо выполнять следующие общие правила ее написания:

- соблюдать точный порядок разделов истории болезни;

- выделить названия разделов;

- не сокращать слова;

- не перечеркивать, не исправлять, не заклеивать, не стирать текст.

В первую очередь студенты должны соответствующим видом заполнить обложку истории болезни (см. «Приложение №1»).

После паспортной части, заполняемой в приемном отделении больницы медицинской сестрой, следующие разделы пишет в истории болезни де­журный врач на основании первичного опроса и осмотра больного. Запись начинается с жалоб.

Жалобы (англ. complaint). В этом разделе истории болезни медицинского учреждения описываются признаки заболевания, на которые указывают ребе­нок или его родители в день поступления в стационар. Обычно опрос начина­ется с вопроса: «На что Вы жалуетесь?».

Собирая жалобы, врач должен подробно и внимательно выслушать па­циента. Проявления болезни нужно детализировать, выяснив их характер­ные особенности.

Примеры:

-кашель — один из главных признаков заболеваний органов дыхания; больной обычно указывает только на его наличие, а врач должен уста­новить время возникновения кашля, частоту, продолжительность, бо­лезненность и т.д.;

- при болях в сердце необходимо выяснить их характер, иррадиацию, продолжительность, время возникновения (англ. origin), эффектив­ность применяемых лекарственных средств и др.

Задавать вопросы больному нужно четко, понятным и ясным для него со­держанием. Важной особенностью опрашивания является обязательная ин­дифферентность (англ. indifferent) тона: в интонации вопроса не должен зву­чать предполагаемый (англ. supposed) ответ. Неверным будет вопрос: «Серд­це болит часто, да?». Ответ на такой утверждающий (утверждение — англ. assertion) вопрос скорее всего будет: «Да». Правильный вопрос: «Как часто возникает боль в сердце?».

При выслушивании больного следует выделить жалобы достоверные и придуманные.

Пациент, не зная всех симптомов заболевания, не всегда сам укажет на возможно имеющиеся у него признаки. Поэтому необходимо проводить оп­рос больного по всем органам и системам организма. Пример: при заболевани­ях органов дыхания обязательно выясняются данные о состоянии желудоч­но-кишечного тракта, нервной, сердечно-сосудистой систем и др.

В целом опрашивание следует проводить спокойно, не торопиться, сохра­няя все правила этики и деонтологии.

Внимание! Ъ Вашей, уважаемые студенты, студенческой истории болез­ни описываются жалобы, которые предъявляет больной в первый день кура-ции. так как Ваша история болезни начинается именно с этого дня.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал